Введение 3
1. Теоретические основы развития тактильной чувствительности 5
1.1. Особенности развития тактильной чувствительности в практике
обучения слепых детей 5
1.2. Взаимосвязь развития мелкой моторики и когнитивных способностей
обучающихся 7
1.3. Особенности развития тактильной чувствительности и мелкой моторики 10
2. Разработка методики для развития тактильной чувствительности и мелкой
моторики 14
2.1. Описание экспериментальной работы 14
2.2. Методика «Тренировка с закрытыми глазами» 14
2.2.1. Возрастные ограничения в применении методик 14
2.2.2. Пример плана тренировочного занятия 16
2.2.3. Тренировка через игру 18
2.2.4. Подвижная тренировка с закрытыми глазами 25
2.3.Оценка высших психических функций 29
3. Оценка эффективности методики « Тренировка с закрытыми глазами» .... 30
3.1. Результаты тестирования 30
3.2. Результаты тестирования внимания, памяти и гибкости мышления с
помощью игр — когнитивных тренажеров 32
Заключение и выводы 35
Библиографический список 37
Приложение 1 42
Приложение 2 43
Приложение 3 44
В последнее время в России большое внимание уделяется качеству образования. В таком аспекте крайне важным является учитывать все ньюансы образовательного процесса, способствующие повышению качества образования. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению [2, 28]. Тактильная чувствительность и мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности [2, 4, 16, 28]. Присущие младшим школьникам грубые
нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики учащихся [2, 3]. Развитие тактильной чувствительности и моторики у
младших школьников, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения.
Для работы с обучающимися дошкольного, и младшего школьного возраста проведено значительное количество исследований и разработано множество методик [14, 18, 32, 42]. Гораздо меньше работ по развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики у обучающихся среднего и старшего школьного возраста, взрослых. Тем не менее, достоверно известно, что стимулирование тактильной чувствительности в старшем школьном возрасте оказывает положительное влияние на координацию, внимание, 3
мышление, воображение, зрительную и двигательную память [2, 14].
Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень развития тактильной чувствительности и мелкой моторики учащихся и недостаточной научной проработкой этого вопроса. Поэтому представляется весьма актуальным и интересным изучить возможности развития тактильной чувствительности и мелкой моторики у обучающихся среднего школьного возраста. А также оценить, как это влияет на высшие психические функции (память, внимание, мышление), от которых напрямую зависит эффективность обучения.
Объект исследования - процесс развития тактильной чувствительности и мелкой моторики у обучающихся основной школы.
Предмет исследования - методика развития тактильной чувствительности и мелкой моторики у обучающихся.
Цель исследования - разработать методику для развития тактильной чувствительности обучающихся 5-х классов и оценить ее эффективность...
На основе особенностей знаний о строении и функциях руки, осязательных навыков и умений у учащихся начальных классов школ для незрячих и слабовидящих детей была разработана методика развития тактильной чувствительности и мелкой моторики у школьников. Методика основывается на общедидактических и тифлопедагогических принципах, в ней использованы некоторые методы теории сенсорного воспитания М. Монтессори [15]. Упражняемость школьников в активных предметно- практических действиях в процессе специальных упражнений и игр обогатила знания детей о строении и функциях руки, сформировала навыки дифференцирования признаков и свойств предметов, выделения осязательных сенсорных эталонов, умения действовать на основе сформированных навыков, использовать осязание и мелкую моторику при ориентировке в пространстве и в быту.
На основании этого опыта авторами была разработана методика для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики у школьников младшего и среднего школьного возраста «Тренировка с закрытыми глазами». Оценка эффективности данной методики показала, что она способствует развитию не только мелкой моторики и чувствительности, но и стимулирует развитие высших психических функций...
1. Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / ИТПК «Логос» ВОС, 2008. - 112 с.
2. Андронникова Е.А., Заика Е.В. Методы исследования восприятия, внимания и памяти: Руководство для практических психологов. - Харьков, 2011. - 161 с.
3. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика», АСТ, 2007г.
4. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. С.-Пб.: Лань, 2002. - 408с.
5. Вучинич В., Эшкирович Б. Элементы языковой компетентности у детей с нарушениями зрения/ // Дефектология. — 2009. — № 2. — С. 36—40.
6. Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету ОБЖ (2004 г).
7. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-пресс, 2002. - 64 с.
8. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка : пособие для коррекц. занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, дет. саду, нач. шк. /, 2001. - 72 с.
9. Денискина В.З. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения. М.: Академия,
2002. - 30 с.
10. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. - 62 с.
11. Дорофеева Т.А. Пути оптимизации сенсорного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением зрения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2002. - 20 с.
12. Ермаков, Виталий Павлович. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: [Учеб. пособие для вузов] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, 2000. - 237 с.
13. Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
14. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
15. М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому. -М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. - 272 с...42