Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методики создания тактильных карт с применением геоинформационных систем и аддитивных технологий

Работа №75629

Тип работы

Диссертация

Предмет

картография

Объем работы139
Год сдачи2019
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
232
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ АССИСТИВНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ
И СЛАБОВИДЯЩИХ 10
1.1 Понятие и общая классификация ассистивных средств 10
1.2 Ассистивные средства для незрячих и слабовидящих 13
1.2.1 Аналоговые ассистивные средства 13
1.2.2 Цифровые ассистивные средства 26
Основные выводы по разделу 1 и задачи дальнейших исследований 36
2 РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТАКТИЛЬНЫХ КАРТАХ 38
2.1 Тактильное восприятие и его особенности 38
2.2 Анализ проведенных ранее исследований по восприятию незрячими
и слабовидящими людьми тактильных условных обозначений и карт 43
2.3 Разработка критериев для проведения исследования по восприятию
тактильных условных обозначений 53
2.4 Разработка и апробация тактильных условных обозначений 55
2.5 Разработка рекомендаций по созданию тактильных условных
обозначений и карт 61
Основные выводы по разделу 2 69
3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ ТАК'ГИЛЬНЫХ КАРТ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ И АДДИТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ 71
3.1 Обоснование разработки программного модуля на базе геоинформационной системы для создания трехмерных моделей тактильных картографических произведений 71
3.2 Разработка методики создания тактильных картографических произведений с использованием геоинформационных систем
и аддитивных технологий 74
3.3 Разработка алгоритма преобразования цифровых картографических
данных в трехмерные модели тактильных картографических произведений для использования в программном модуле 79
3.4 Модификация системы тактильных условных обозначений с учетом
особенностей 3О-печати 88
3.5 Апробация полученных результатов, выводы по исследованию 99
Основные выводы по разделу 3 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 130


В результате проведенного диссертационного исследования достигнута поставленная цель – разработана методика создания тактильных карт и планов с применением геоинформационных систем и аддитивных технологий.Актуальность темы исследования. Одним из ключевых направлений социальной политики Российской Федерации является устранение социальной разобщенности между гражданами с ограниченными возможностями здоровья и гражданами, не имеющими таких ограничений. Важную роль в процессе интеграции общества играет повышение уровня доступности объектов городской среды.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175, в нашей стране реализуется государственная программа «Доступная среда», рассчитанная на 2011-2025 гг. Данная программа направлена на обеспечение независимости маломобильных групп населения - граждан, которые испытывают трудности при самостоятельном передвижении и ориентировании, получении информации и услуг.
К маломобильным группам населения относятся, в том числе, незрячие и слабовидящие люди, которых в России насчитывается более 218 тысяч человек. Большое число граждан с нарушением зрительной функции свидетельствует о том, что для их адаптации в обществе необходимо активно использовать возможности современных технологий и на их основе разрабатывать и внедрять в массовое производство ассистивные средства.
Одним из востребованных ассистивных средств для людей с ограничением зрительной функции являются рельефно-графические пособия, в том числе тактильные карты и планы, которые играют важную роль в обучении и социальной адаптации незрячих и слабовидящих граждан. Вопросами создания тактильных карт занимается специальный раздел картографии - тактильная картография, которая активно развивается вместе с развитием науки и технологий.
В настоящее время изготовление рельефно-графических материалов, в том числе тактильных карт и планов, выполняется с использованием успешно зарекомендовавших себя методов: печать на микрокапсульной рельефообразующей бумаге и УФ-отверждаемыми чернилами. Однако такие материалы недолговечны в использовании - микрокапсульная бумага быстро изнашивается, а рельеф, образованный УФ-отверждаемыми чернилами на пластике, имеет тенденцию крошиться. В связи с этим назрела необходимость разработки методики изготовления тактильных карт с применением современных технологий и новых материалов, а именно геоинформационных систем и аддитивных технологий. С использованием геоинформационных систем возможно автоматизировать преобразование цифровых карт в трехмерные модели тактильных картографических материалов, а аддитивные технологии позволят печатать такие модели на износоустойчивом материале - пластике.
Таким образом, необходимо разработать методику создания тактильных картографических произведений, которая бы позволила повысить их точность, информативность, долговечность использования без ухудшения тактильного восприятия графических объектов и автоматизировать их производство.
Степень разработанности темы. Значительный вклад в развитие тактильной картографии внесли российские ученые: Литвак А. Г., Ермаков В. П., Поши- вайло Я. Г., Набокова Л. А., Медведев А. А., Дружинина Л. А., Одинокова Н. А., Новиков А. К., Петров Ю. И. В развитие тактильной картографии также вносят вклад государственные бюджетные учреждения, такие как государственное бюджетное учреждение культуры Новосибирской области «Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» (г. Новосибирск), директор Лесневский Ю. Ю. и Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственная библиотека для слепых и слабовидящих», директор Устинова О. Ю. Среди зарубежных ученых в области тактильной картографии мож¬но выделить работы Lobben A., Bogart D., Blades M., Bentzen B. L., Chang D., Chen
D. , Downing J. E., Gual J., Jehoel S., Lambert L., Lawrence M. M., Perkins C., Rowland C., Ungar S., Wetzel R., Xiangkui Ya.
Значительный вклад в развитие геоинформационного картографирования внесли российские и зарубежные ученые: Берлянт А. М., Лурье И. К., Бешен- цев А. Н., Кошкарев А. В., Тикунов В. С., Пьянков С. В., Карпик А. П., Лисиц-кий Д. В., Цветков В. Я., Томсон П. В., Peter A., Coulson M. R., Chandra A. M.
- проанализировать современное состояние ассистивных средств и технологий, тактильной картографии, существующих методик и технических средств со¬здания рельефной графики;
- разработать систему условных обозначений для применения на тактильных картах и планах и рекомендации по ее использованию;
- выполнить экспериментальные исследования по тактильному восприятию разработанной системы условных обозначений;
- разработать методику создания тактильных карт и планов с применением геоинформационных систем и аддитивных технологий;
- разработать алгоритм и на его основе программный модуль, преобразующий цифровые картографические данные из среды геоинформационных систем в трехмерные модели тактильных карт и планов с апробированными условными знаками для последующей печати на SD-принтере.
Объектом исследования являются тактильные карты.
Предметом исследования является методика создания тактильных карт и планов с использованием геоинформационных систем и аддитивных технологий.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- на основании проведенного экспериментального исследования разработана система условных обозначений для тактильных карт и планов, распознаваемая различными категориями незрячих и слабовидящих людей вне зависимости от их физиологических особенностей;
- разработана методика создания тактильных карт и планов, основанная на применении геоинформационных систем и SD-печати, которая позволяет обеспечить незрячих и слабовидящих людей качественной картографической продукцией;
- предложен алгоритм генерализации и преобразования цифровых картографических данных в трехмерные модели тактильных карт, с учетом особенностей тактильного восприятия рельефно-графического изображения незрячими и слабовидящими людьми.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость диссертации заключается в обосновании разработки системы условных обозначений для использования на тактильных картах. Разработана методика использования геоинформационных систем и аддитивных технологий в тактильной картографии, которая обеспечивает автоматизированное создание тактильных карт или планов с заданной точностью и детальностью для восприятия незрячими и слабовидящими людьми.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты научного исследования по заявленной тематике применены на практике при создании тактильных карт и планов для использования незрячими и слабовидящими людьми. При этом тактильные карты создаются на базе геоинформационных систем и со¬временных методов SD-печати. Апробация разработанной методики выполнена с использованием пластиков ABS, PLA и Watson с привлечением незрячих и слабовидящих людей. Результаты апробации доказали возможность успешного применения разработанной методики для производства тактильных карт различной тематики и масштабов.
Методология и методы исследования. При выполнении исследований использованы методы геоинформационного картографирования и трехмерного моделирования. Экспериментальные исследования выполнены с применением SD-принтера CreatBot 3-extruder и программного обеспечения ArcGIS Pro (версия 2.2.4), разработанного компанией ESRI.
Положения, выносимые на защиту:
- методика создания тактильных карт и планов с применением аддитивных технологий и геоинформационных систем, удовлетворяющая требованиям, необходимым для успешного восприятия незрячими и слабовидящими людьми тактильных картографических произведений;
- разработанная система условных обозначений может быть применена для создания тактильных карт, используемых различными категориями незрячих и слабовидящих людей, независимо от их физиологических особенностей;
- атрибуты объектов цифровых карт из атрибутивных таблиц геоинформационных систем могут быть представлены на тактильной карте в виде подписей, выполненных шрифтом Брайля. Шрифт Брайля, полученный из атрибутивных таблиц геоинформационных систем, согласно разработанным правилам, распознается тактильно незрячими людьми.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Тематика диссертации соответствует следующим областям исследований: 5 - Новые методы составления и проектирования, новые виды и типы тематических и кадастровых карт и атласов; 8 - Оформление картографических произведений, картографический дизайн; 9 - Геоинформационное картографирование и компьютерные технологии пас¬порта научной специальности 25.00.33 - Картография, разработанного экспертным советом ВАК Минобрнауки России по техническим наукам.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Апробация полученных результатов выполнена на базе ООО «Дата Ист» и государственного бюджетного учреждения культуры Новосибирской области «Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих».
Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Межрегиональной научно-практической конференции «Геоинформационное обеспечение пространственного развития Пермского края» (2016 г., Пермь), Международных научных конгрессах «Интерэкспо ГЕО-Сибирь» (2017, 2018, 2019 гг., Новосибирск), 24-й и 25-й Международных конференций ESRi в России и СНГ (2018, 2019 гг., Москва), Международной научно-методической конференции «Актуальные вопросы образования. Современные тренды непрерывного образования в России» (2019 г., Новосибирск), в рамках IX Международной школы ассистивных услуг «Современная библиотека - территория социальной инженерии» (2019 г., Новосибирск).
Публикации по теме диссертации. Основные теоретические положения и результаты исследований представлены в девяти научных статьях, из них три - в изданиях, входящих в перечень российских рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.
Структура диссертации. Общий объем диссертации составляет 139 страниц машинописного текста. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы, включающего 177 наименований, содержит 9 таблиц, 88 рисунков и 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итоги диссертационного исследования заключаются в следующем:
- выполнен аналитический обзор современного состояния ассистивных средств и технологий, направленных на реабилитацию незрячих и слабовидящих граждан, позволивший определить место тактильных карт и планов в общей классификации ассистивных средств;
- исследовано современное состояние тактильной картографии, существующих методик и технических средств по созданию рельефной графики, что вы-явило недостаточную износоустойчивость материалов, используемых в настоящее время для создания тактильных картографических произведений;
- разработана система тактильных условных обозначений и рекомендации по ее использованию, что устранило недостатки существующих разработок и позволило создавать картографические материалы для незрячих и слабовидящих людей с применением как традиционного метода - печати на специальной бумаге, так и аддитивных технологий - печати на износоустойчивых пластиках;
- проведены экспериментальные исследования по восприятию незрячими и слабовидящими людьми разработанной системы тактильных условных обозначений, которые подтвердили, что картографические материалы, созданные по разработанной системе тактильных условных обозначений, успешно распознают¬ся различными категориями незрячих и слабовидящих людей, вне зависимости от их физиологических особенностей, степени владения шрифтом Брайля, вида картографического продукта и используемых способов печати и материалов;
- разработана методика создания тактильных карт и планов с применением геоинформационных систем и аддитивных технологий, включающая выбор картографируемой территории, создание цифровой карты на выбранную территорию в среде ГИС, преобразование цифровой карты в тактильную карту (трехмерную модель для печати на SD-принтере) в соответствии с апробированной системой условных обозначений, печать тактильной карты на SD-принтере;
- на базе проведенных экспериментальных исследований разработан алгоритм и на его основе создан программный модуль для преобразования по апробированным условным обозначениям цифровых карт из среды геоинформационных систем в трехмерные модели тактильных карт и планов для печати на SD-принтере.
Рекомендации и перспективы развития диссертационного исследования заключаются в применении разработанной методики для создания тактильных карт различных видов, масштабов с использованием износоустойчивых современных материалов.
Перспективы дальнейших исследований в этой области должны быть направлены на повышение точности создания тактильных материалов с использованием аддитивных технологий.



1 Автоматизированная картографическая генерализация [Текст] / А. Г. Иванов, В. В. Гончаров, С. А. Крылов, У. В. Малик, А. Н. Татарников // Гео-дезия и картография. - 2000. - № 1. - С. 33-36.
2 Агилера Дельгадо, Т. П. Развитие тактильной картографии за рубежом [Текст] / Т. П. Агилера Дельгадо // Геодезия и картография. - 2009. - Т. 70. - № 1. - С. 28-30.
3 Андрюхина, Ю. Н. Использование современных методик 3О-печати для создания тактильных карт и планов [Текст] / Ю. Н. Андрюхина // Вестник СГУГиТ. - 2019. - Т. 24. - № 1. - С. 72-82.
4 Андрюхина, Ю. Н. К вопросу автоматизации процесса создания тактиль¬ных карт [Текст] / Ю. Н. Андрюхина, Я. Г. Пошивайло // Нефтегазовый комплекс: проблемы и решения : материалы Первой национ. науч.-практ. конф. - Южно- Сахалинск : СахГУ, 2018. - С. 48.
5 Андрюхина, Ю. Н. К вопросу разработки типовой методики создания так¬тильных карт [Текст] / Ю. Н. Андрюхина, Я. Г. Пошивайло, В. А. Ананьев // Гео¬дезия и картография. - 2018. - Т. 79. - № 11. - С. 25-33.
6 Андрюхина, Ю. Н. Тематическая интерпретация данных ДЗЗ [Текст] / Ю. Н. Андрюхина // XII Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых «Наука и образование - 2017» : сб. материалов. - Астана : ЕНУ им. Л. Н. Гумиле¬ва. - 2017. - С. 6517-6521.
7 Андрюхина, Ю. Н. Формирование доступной среды университета для не¬зрячих обучающихся [Текст] / Ю. Н. Андрюхина // Актуальные вопросы образо¬вания. Современные тренды непрерывного образования в России. Междунар. науч.-метод. конф. : сб. материалов в 3 ч. (Новосибирск, 25-28 февраля 2019 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2019. Ч. 3. - С. 12-14.
8 Атоян, Л. В. Компьютерная картография [Текст] : курс лекций / Л. В. Атоян. - Минск : БГУ, 2004. - 59 с.
9 Атоян, Л. В. Некоторые вопросы использования компьютерных техноло¬гий при создании топографических и мелкомасштабных карт [Текст] / Л. В. Ато¬ян // Геодезия, картография, кадастры и экология : тр. междунар. науч.-технолог. конф. 25-27 октября 2000 г. - Новополоцк : Полоцкий государственный универ¬ситет, 2001. - С. 7-10.
10 Атоян, Р. В. Основные направления развития современной картографии [Текст] / Р. В. Атоян, Л. В. Атоян // Геодезия и картография. - 2002. - № 3. - С. 17-23.
11 Берлянт, А. М. Геоинформационное картографирование [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. М. Берлянт. - М. : Астрея, 1997. - 64 с.
12 Берлянт, А. М. Картография [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. М. Берлянт. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 336 с.
13 Берлянт, А. М. Компьютерные сети и картография [Текст] / А. М. Бер- лянт // Геодезия и картография. - 1998. - Т. 59. - № 3. - С. 14-22.
14 Бешенцев, А. Н. Геоинформационные ресурсы: особенности, классифи-кация, размещение [Текст] / А. Н. Бешенцев // Информационные ресурсы Рос-сии. - 2015. - № 4. - С. 21-26.
15 Бешенцев, А. Н. Информационная концепция картографического мони¬торинга геосистем [Текст] : дис. ... д-ра геогр. наук / Бешенцев Андрей Николае¬вич. - Иркутск, 2013. - 281 с.
16 Бешенцев, А. Н. Модернизация географических методов исследования [Текст] / А. Н. Бешенцев // Материалы XV совещания географов Сибири и Даль-него Востока. - Иркутск : Изд-во Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2015. - С. 483-485.
17 Васмут, А. С. Автоматизация и математические методы в картосостав- лении [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. С. Васмут, Л. М. Бугаевский, А. М. Портнов. - М. : Недра, 1991. - 391 с.
18 Верещака, Т. В. Изображение рельефа на картах. Теория (оформитель¬ский аспект) [Текст] : учеб. для студ. вузов / Т. В. Верещака, О. В. Ковалева. - М. : Научный мир, 2016. - 184 с.
19 Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Элек¬трон. дан. - М., 2019. - Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/ fact- sheets/assistive-technology/ru/. - Загл. с экрана.
20 Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] : учеб. для вузов. Специ¬альная литература / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
21 Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] : учеб. для вузов. Специальная литература / Л. С. Выготский. - М. : Смысл : Эксмо, 2005. - 1136 с.
22 Географические информационные системы и дистанционное зондирова¬ние. GIS-LAB [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2017. - Режим досту¬па: http://gis-lab.info/qa/osmshp.html. - Загл. с экрана.
23 География России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2019. - Режим доступа: https://geographyofrussia.com. - Загл. с экрана.
24 Геоинформационные системы (ГИС) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2019. - Режим доступа: http://kartaplus.ru/topografiya5. - Загл. с экрана.
25 Горкин, А. П. География [Текст] : современная энциклопедия / А. П. Горкин. - М. : Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.
26 ГОСТ Р 56832-2015. Шрифт Брайля. Требования и размеры [Текст]. - М. : Стандартинформ, 2016. - 7 c.
27 Дружинина, Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения [Текст] : метод. рекомендации / науч. ред. Л. А. Дружинина. - Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 c.
28 Дышлюк, С. С. К вопросу формализации процесса создания тематиче-ских карт в ГИС-среде [Текст] / С. С. Дышлюк, О. Н. Николаева, Л. А. Ромашова // Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 2 (30). - С. 78-85.
29 Ермаков, В. П. Графические средства наглядности для слабовидящих [Текст] : учеб. пособие / В. П. Ермаков. - М. : ВОС, 1988. - 20 с.
30 Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспита¬ние детей с нарушениями зрения [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М. : Владос, 2000. - 240 с.
31 Зоричев Д. И. Особенности обучения слепых детей географии [Текст] : пособие для учителей школ слепых / Д. И. Зоричев. - М. : Учпедгиз, 1950.
32 Зоричев, Д. И. Работа с глобусом и картой в школе слепых [Текст] / Д. И. Зоричев // Специальная школа. - Вып. 5. - 1960. - 192 с.
33 Игумнов, А. Ю. Особенности тактильного восприятия рельефной графи¬ки у людей с ограниченными возможностями зрения [Текст] / А. Ю. Игумнов // Психология : сб. материалов 53-й Междунар. научн. студ. конф. - Новосибирск : НГУ, 2015. - С. 89-90.
34 Как работает 30-принтер: принцип работы трехмерной печати [Электрон¬ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.techno-guide.ru/informatsionnye-
tekhnologii/3d-tekhnologii/kak-rabotaet-3d-printer-printsipraboty-trekhmernoj- pechati.html (дата обращения: 14.07.2019).
35 Канесса, Э. Доступная 3D-печать для науки, образования и устойчивого развития [Электронный ресурс] / Э. Канесса, К. Фонда, М. Зеннаро. - Электрон. дан. - М., 2019. - Режим доступа: http://himfaq.ru/books/3d-pechat/ Dostupnaya_3D_pechat_dlya_nauki_obrazovaniya-kniga.pdf. - Загл. с экрана.
36 Капралов, Е. Г. Геоинформатика [Текст] : учеб. для студ. вузов. В 2-х кни¬гах. Кн. 1. - 3-е изд. / Е. Г. Капралов, А. В. Кошкарев, В. С. Тикунов. - М. : Ака¬демия, 2010. - 400 c.
37 Карпик, А. П. Методологические и технологические основы геоинфор- мационного обеспечения территорий [Текст] : монография / А. П. Карпик. - Но-восибирск : СГГА, 2004. - 260 с.
38 Карпик, А. П. Электронное геопространство - сущность и концептуаль¬ные основы [Текст] / А. П. Карпик, Д. В. Лисицкий // Геодезия и картография. - 2009. - № 5. - С. 41-44.
39 Карпов, А. А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых интерфейсов [Текст] : труды СПИИРАН / А. А. Карпов. - 2013. - № 4. - С. 114-128.
40 Кёниг, П. Руководство по изготовлению тактильной графики [Текст] / П. Кёниг. - СПб. : ГУК Гос. б-ка для слепых, 2007. - 69 c.
41 Кожанова, Н. С. Рельефно-графические пособия как средства компенса¬ции нарушений зрения [Текст] / Н. С. Кожанова // Вестник Сургутского государ¬ственного педагогического университета. - 2012. - № 1 (16). - С. 204-211.
42 Компания BLITAB создала первый планшет для слепых [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: https://hitech.newsru.com/article/16jan2017/blitab. - Загл. с экрана.
43 Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2017. - Режим доступа: www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/ disability.shtml. - Загл. с экрана.
44 Кристенсен, С. Б. Иллюстрированные книги для слепых и слабовидящих детей [Текст] / С. Б. Кристенсен // Дети с нарушениями зрения: особенности рисо¬вания и изготовления тактильных изображений. - СПб. : ГУК Гос. б-ка для сле¬пых, 2013. - 68 c.
45 Крылов, С. А. Выбор и реализация способов картографического изображе¬ния картографируемых объектов и явлений в геоинформационных системах [Текст] / С. А. Крылов, Г. И. Загребин, И. Е. Фокин // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. - С. 73-77.
46 Лесневский, Ю. Ю. Актуальность и пути создания тактильных книг для слепых и слабовидящих детей в Сибирском регионе / Ю. Ю. Лесневский, Н. А. Одинокова // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка : материалы межрегионального семинара. - Н. Новгород, 2003. - С. 25.
47 Лисицкий, Д. В. Основные принципы цифрового картографирования местности [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. В. Лисицкий. - М. : Недра, 1988. - 259 с.
48 Лисицкий, Д. В. Трехмерная компьютерная картография [Текст] : моно¬графия / Д. В. Лисицкий, П. Ю. Бугаков, Нгуен Ань Тай. - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. -179 с.
49 Лисицкий, Д. В. Формирование трехмерных картографических изобра¬жений зданий [Текст] / Д. В. Лисицкий, Нгуен Ань Тай // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2015. - № 4. - С. 127-131.
50 Литвак, А. Г. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих [Текст] : сб. науч. трудов / под ред. А. Г. Литвака. - Л. : Изд-во РГПУ, 1981. - 122 с.
51 Литвак, А. Г. Особенности познавательной деятельности слепых и сла-бовидящих школьников [Текст] / под ред. А. И. Зотова, А. Г. Литвака. - Л. : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. - 210 с.
52 Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] : учеб. посо-бие / А. Г. Литвак. - СПб. : РГПУ, 1998. - 336 с.
53 Литвак, А. Г. Тифлопсихология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Дефектология / А. Г. Литвак. - М. : Просвещение, 1985. - 264 с.
54 Лурье, И. К. Геоинформационное картографирование [Текст] : учеб. / И. К. Лурье. - 3-е изд. - М. : КДУ, 2016. - 424 c.
55 Любимов, А. А. Анализ современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению [Текст] / А. А. Любимов // Дефектология. - 2013. - Вып. 6. - С. 84-89.
56 Медведев, А. А. Роль туристских тактильных произведений в формиро¬вании доступной городской среды [Текст] / А. А. Медведев, Н. А. Алексеенко, М. К. Васев // Современные проблемы сервиса и туризма. - № 11 (1). - 2017. - С. 35-42.
57 Медведев, А. А. Тактильная и тифлокартография: основные достижения [Текст] / А. А. Медведев // Геодезия и картография. - 2017. - Т. 78. - Спецвы¬пуск. - С. 56-66.
58 Медведев, А. А. Тактильный атлас Москвы - комплексное картографи-ческое произведение для незрячих [Текст] / А. А. Медведев, Н. А. Алексеенко, М. К. Васев // Геодезия и картография. - 2016. - № 7. - С. 8-14.
59 Медведев, А. А. Тифлокартография в России: проблемы и перспективы развития [Текст] / А. А. Медведев // Международный год карт в России: объеди-няя пространство и время : сб. тезисов Всерос. научн. конф. - М. : Российская гос. биб-ка (РГБ), 2016. - 212 c.
60 Набокова, Л. А. Зарубежные «ассистивные технологии», облегчающие социальную адаптацию лиц с нарушениями развития [Текст] / Л. А. Набокова // Дефектология. - 2009. - № 2. - С. 84-92.
61 Набокова, Л. А. Современные ассистивные устройства для лиц с нару-шениями двигательного аппарата [Текст] / Л. А. Набокова // Дефектология. - 2009. - № 4. - С. 73-80.
62 Новиков, А. К. Психологические особенности восприятия незрячих [Текст] / А. К. Новиков // Молодой ученый. - 2010. - № 11. - Т. 2. - С. 82-86.
63 Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и сла-бовидящих [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2019. - Режим доступа: https://sibdisnet.ru/. - Загл. с экрана.
64 Новый планшет для слепых недорого стоит и поддерживает азбуку Брайля [Электронный ресурс] // Научная Россия. - Режим доступа: https://scientificrussia.ru/articles/razrabotan-deshevyj-i-udobnyj-planshet-dlya-slepyh. - Загл. с экрана.
65 Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2019. - Режим доступа: http://www.vos.org.ru. - Загл. с экрана.
66 Одинокова, Н. А. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих сниженные зрительные возможности [Текст] : учеб. пособие / под ред. Е. А. Омельченко. - Новосибирск : ООО «ЦСРНИ», 2014. - 192 с.
67 Паспорт государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг., утвержден постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2015. - Режим доступа: www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/04. - Загл. с экрана.
68 Петров, Ю. И. Особенности восприятия рельефно-графических пособий незрячими / Ю. И. Петров, Е. Н. Руцкая. - М. : ВОС, 1993. - 59 с.
69 Пошивайло, Я. Г. Исследование особенностей восприятия тактильных условных знаков различными группами пользователей с целью разработки специ¬альных картографических материалов [Текст] / Я. Г. Пошивайло, Ю. Н. Андрю¬хина // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22. - № 3. - С. 99-106.
70 Пошивайло, Я. Г. Исследование особенностей восприятия тактильных условных знаков школьниками с ограничением зрительной функции [Текст] / Я. Г. Пошивайло, Ю. Н. Андрюхина // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2017. XIII Меж-дунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, карто-графия, маркшейдерия» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 78-83.
71 Пошивайло, Я. Г. Разработка условных знаков для серии тактильных карт субъектов Российской Федерации [Текст] / Я. Г. Пошивайло, Ю. Ю. Леснев- ский, Ю. Н. Андрюхина // Геоинформационное обеспечение пространственного развития Пермского края : сб. науч. тр. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - 2016. - Вып. 9. - С. 90-96.
72 Пошивайло, Я. Г. Современное состояние и перспективы развития так-тильной картографии [Текст] / Я. Г. Пошивайло, Д. В. Дмитриев, Ю. Ю. Леснев- ский // ИнтерКарто - Интер-ГИС-2014 «Устойчивое развитие территорий: карто¬графо-информационное обеспечение» : сб. материалов Междунар. конф., 23-24 июля, Белгород. - Белгород : БГНИУ, 2014. - С. 607-609.
73 Пошивайло, Я. Г. Современные возможности использования средств навигации для людей с ограничением зрительной функции [Текст] / Я. Г. Поши- вайло, Ю. Н. Андрюхина, А. В. Прысева // Регулирование земельно-
74 Пошивайло, Я. Г. Современные методы и технология создания навига-ционных карт [Текст] / Я. Г. Пошивайло, Ю. Н. Андрюхина // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Магистерская научная сессия «Первые шаги в науке» : сб. материалов (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. - C. 32-38.
75 Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Элек-трон. дан. - М., 2019. - Режим доступа: http://government.ru/programs/215/events/. - Загл. с экрана.
76 Примерная основная образовательная программа начального общего об¬разования для слепых детей (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)). - 2017. - 453 с.
77 Разработка методики преобразования содержания картографической ба¬зы данных [Текст] / С. А. Крылов, А. Г. Иванов, А. В. Дворников, Г. И. Загребин // Сб. статей по итогам науч.-технолог. конф. Приложение к журналу Изв. вузов «Геодезия и аэрофотосъемка». - Вып. 6. - 2013. - С. 57-59.
78 РАКУРС. Программные решения в области геоинформатики, цифровой фотограмметрии и дистанционного зондирования [Электронный ресурс]. - Элек¬трон. дан. - М., 2017. - Режим доступа: http://www.racurs.ru. - Загл. с экрана.
79 Руководство пользователя для навигатора OrNavi версии 2S [Текст]. - М., 2016. - 38 с.
80 Руководство пользователя навигатора Kapten Mobility [Текст]. - М., 2011. - 57 с.
81 Руководство пользователя смартфона ElSmart G3 [Текст]. - М., 2015. - 85 с.
82 Савиных, В. П. Геоинформатика как система наук [Текст] / В. П. Сави-ных, В. Я. Цветков // Геодезия и картография. - 2013. - № 4. - С. 52-57.
83 Салищев, К. А. Картоведение [Текст] / К. А. Салищев. - М. : МГУ, 1990. - 400 c.
84 Салищев, К. А. Картография [Текст] / К. А. Салищев. - М. : Высш. шко¬ла, 1982. - 272 c.
85 Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабо-видящих. «Зримый Петербург» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gbs.spb.ru/ru/pages/proekty/proekty_v_sfere_kultury/vystavochnaia_deiatel nost/zrimyi_peterburg/. - Загл. с экрана.
86 Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведе-ния [Текст] : учеб. / И. М. Сеченов. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1947. - 647 с.
87 Совзонд. Геоинформационные системы и аэрокосмический мониторинг [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2016. - Режим доступа: https://sovzond.ru/services/cartography/. - Загл. с экрана.
88 Соколов, В. В. Эволюция тифлоинформационных средств [Текст] /
В. В. Соколов // Дефектология. - 2009. - № 5. - C. 57-63.
89 Социальная защита [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2019. - Режим доступа: http://www.soczaschita.ru/. - Загл. с экрана.
90 СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобиль¬ных групп населения [Текст]. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр и введен в действие с 15.05.2017). - 2016. - 47 с.
91 Строганов, Р. 3D печать. Коротко и максимально ясно [Электронный ре¬сурс] / Р. Строганов. - Электрон. дан. - М., 2019. - Режим доступа: http://himfaq.ru/books/3d-pechat/3D-pechat_korotko-yasno-skachat-besplatno.pdf. - Загл. с экрана.
92 Теплица социальных технологий. 3В-печать произведений искусства для незрячих и слабовидящих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://te-st.ru/2016/02/19/3d-print-art-works-for-blind/. - Загл. с экрана.
93 Тупоногов, Б. К. Использование рельефно-графических пособий по био¬логии и химии [Текст] / Б. К. Тупоногов. - М. : ВОС, 1985. - 71 с.
94 Файзрахманова, А. Т. Ассистивные технологии в профессиональном об¬разовании лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Т. Фай- зрахманова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной пе¬дагогики: теория и практика : сб. науч. тр. IX Междунар. науч.-образоват. конф. 23 апреля 2015 г. / под ред. А. И. Ахметзяновой. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2015. - Вып. 9. - С. 156-158.
95 Цейковец, Н. Идея и реализация. Шрифт Брайля в стандарте Unicode [Электронный ресурс] / Н. Цейковец. - Электрон. дан. - М., 2015. - Режим досту-па: http://www.tiflocomp.ru/docs/braille_unicode.php. - Загл. с экрана.
96 Черепанова, Е. С. Геоинформатика: основы работы с географическими пространственными данными [Текст] : учеб. пособие / Е. С. Черепанова,
С. В. Пьянков, А. Н. Шихов. - Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2017. - 94 с.
97 Шведова, Н. П. Рельефная наглядность для слепых [Текст] / Н. П. Шве-дова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - Вып. 1. - С. 33-42.
98 Шрифт Брайля [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энцик-лопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/. - Загл. с экрана.
99 A scientific approach to tactile map design: Minimum elevation of tactile map symbols [Text] / S. Jehoel, S. Dinar, D. McCallum, J. Rowell, S. Ungar // Proceedings of XXII International Cartographic Conference, International Cartographic Associa¬tion. - Coruna, Spain, 2005. - № 24. - РР. 67-75.
100 ArcGis for Desktop [Electronic resource]. - Electron. dan. - М., 2017. - Mode of access: http://desktop.arcgis.com/ru/. - Tit. from the screen.
101 Barraga, N. C. Sensory perceptual development [Text] / N. C. Barraga // In G.T. Scholl (Ed.), Foundations of education for blind and visually impaired children and youth: Theory and practice. - New York : AFB Press, 1986. - PP. 83-98.
102 Bentzen, B. L. Teaching the use of orientation aids for orientation and mo¬bility [Text] / B. L. Bentzen, J. R. Marston // In W. R. Wiener, R. L. Welsh, & B. B. Blasch (Eds.), Foundations of orientation and mobility (3rd ed). - New York, NY: American Foundation for the Blind, 2010. - PP. 315-351.
103 Blackwell, P. L. The influence of touch on child development: Implications for intervention [Text] / P. L. Blackwell // Infants and Young Children. - № 13 (1). - 2000. - РР. 25-39.
104 Blades, M. Map use by adults with visual impairments [Text] / M. Blades, S. Ungar, C. Spencer // The Professional Geographer. - Malden, 2010. - № 51. - РР. 539-553.
105 Bogart, D. Louis Braille celebration: Unifying the English braille codes [Text] / D. Bogart // Journal of Visual Impairment & Blindness. - № 103. - Arlington, 2009. - РР. 581-583.
106 Bogart, D. Selected findings from the first international evaluation of the proposed Unified English Braille code [Text] / D. Bogart, A. J. Koenig // A. J. Journal of Visual Impairment & Blindness, 2005. - № 99. - NY. - РР. 233-238.
107 Campbell, J. A code for reducing figure-ground ambiguities in tactile graphics [Text] / J. Campbell // Journal of Visual Impairment and Blindness. - 91 (2). - Arlington, 1997. - PP. 175-81.
108 Celani, G. C. Tactile scale models: Three-dimensional info graphics for space orientation of the blind and visually impaired [Text] / G. C. Celani, L. F. M. Mi¬lan // In P. Jorge da Silva Bartolo et al. (eds) Virtual and rapid manufacturing: Ad¬vanced research in virtual and rapid prototyping. - London, England: Taylor & Francis Group, 2007. - PP. 801-805.
109 Chang, D. The gestalt principles of similarity and proximity apply to both the haptic and visual grouping of elements [Text] / D. Chang, K. V. Nesbitt, K. Wil¬kins // Proceedings of the 8th Australasian Conference on User Interface. - NY, 2010. - № 64. - РР. 79-86.
110 Chen, D. Beginning communication with infants [Text] / D. Chen // Essen¬tial elements in early intervention: Visual impairments and multiple disabilities. - New York : AFB Press, 1999. - PP. 337-377.
111 Chen, D. Tactile Strategies for children who are deaf-blind: Considerations and Concerns from Project SALUTE. Deaf-Blind Perspectives [Electronic resource] /
D. Chen, J. Downing & G. Rodriguez-Gil // Deaf-Blind Perspectives, 2001. - Mode of access: http://www.projectsalute.net/Learned/Learnedhtml/Tactile Learning Strate- gies.html. - Tit. from the screen.
112 Chen, D. Guiding principles for instruction and program development [Text] / D. Chen, J. Dote-Kwan // Instructional practices for young children whose mul¬tiple disabilities include visual impairment Los Angeles: Blind Childrens Center. - Los Angeles, 1995. - PP. 15-28.
113 Coulson, M. R. Tactile-map output from geographical information systems: The challenge and its importance [Text] / M. R. Coulson // International Journal of Ge¬ographical Information Systems. - Brussels, 1991. - № 5 (3). - РР. 353-60.
114 Dahlberg, M. Tactile mapping: An unusual GIS application [Text] / M. Dahlberg // In Ottoson, L. (Ed.), Proceedings of 18th ICA/ACI International Carto-graphic Conference. - Stockholm, Sweden: Swedish Cartographic Society, 1997. - № 3. - PP. 1417-1421.
115 D'Andrea, F. M. Unified English Braille in the United States: A research agenda for transition and instruction [Text] / F. M. D'Andrea, M. Wormsley, M. S. Savaiano // (Ed.) International Review of Research in Developmental Disabilities, Vol. 46: Current Issues in the Education of Students with Visual Impairments. - Wal¬tham, MA: Academic Press, Elsevier, 2014. - PP. 145-176.
116 Deaf-blindness: Implications for learning [Text] / J. G. Prickett, T. R. Welch,
K. M. Huebner, E. Joffee // Hand in hand: Essentials of communication and orientation and mobility for your students who are deaf-blind. - New York : AFB Press, 1995. - PP. 25-60.
117 Dote-Kwan, J. Developing meaningful interventions for infants whose mul¬tiple disabilities include visual impairments [Text] / J. Dote-Kwan, D. Chen // In D. Chen (Ed.), Essential elements in early intervention: Visual impairments and mul-tiple disabilities. - New York : AFB Press, 1999. - PP. 287-336.
118 Downing, J. E. Accommodating motor and sensory impairments in inclusive settings [Text] / J. E. Downing, D. L. Ryndak, S. Alper (Eds.) // Curriculum and instruc¬tion for students with significant disabilities in inclusive settings (2nd ed.). - Boston : Allyn and Bacon, 2003. - PP. 411-429.
119 Downing, J. E. Daily schedules: A helpful learning tool [Text] / J. E. Down¬ing, K. Peckham-Hardin // Teaching Exceptional Children. - 2001. - 33 (3). - PP. 62-68.
120 Downing, J. E. Tactile strategies: Interacting with students who are blind and have severe disabilities [Text] / J. E. Downing, D. Chen // TEACHING Exceptional Children. - 2003. - 36 (2). - PP. 56-61.
121 Enhancing spatial learning and mobility training of visually impaired people: a technical paper on the Internet-based tactile and audio-tactile mapping [Text] /
E. Siekierska, R. LaBelle, R. Brunet, P. B. Pulsifer, M. P. Rieger, L. O’Neil // The Ca¬nadian Geographer. - Canada, 2003. - № 47 (4). - РР. 480-493.
122 Espinosa, M. A. Using tactile maps to improve the practical spatial knowledge of adults who are blind [Text] / M. A. Espinosa, E. Ochaita // Journal of Visual Impairment and Blindness. - 1998. - № 92 (5). - РР. 338-345.
123 Exploratory behavior: A comparison of infants who are congenitally blind and infants who are sighted [Text] / S. Bradley-Johnson, C. M. Johnson, J. Swanson, A. Jackson // Journal of Visual Impairment & Blindness. - 98. - Arlington, 2004. - PP. 496-502.
124 Fleischer, D. A. Measuring the dimensions of sensory communication at RLE. RLE Currents [Electronic resource] / D. A. Fleischer, N. L. Durlach // Retrieved August 18, 2004. - Mode of access: http://rleweb.mit.edu/Publicati ons/currents/ 6-2cover.htm. - Tit. from the screen.
125 Fraiberg, S. Parallel and divergent patterns in blind and sighted infants [Text] / S. Fraiberg // Psychoanalytic Study of the Child. - USA, 1968. - № 23. - РР. 264-300.
126 Gallagher, N. G. Effects of infant massage on cognitive, motor, and social- emotional functioning in high-risk infants [Electronic resource] / N. G. Gallagher // Bridges Practice-Based Research Syntheses, 2003. - № 2 (13), 1-11. Retrieved No¬vember 20, 2003. - Mode of access: http://evidencebasedpractices.org. - Tit. from the screen.
127 Gardiner, A. Best practice guidelines for the design, production and presenta¬tion of vacuum formed tactile maps [Electronic resource] / A. Gardiner // Tactile Books, 2003. - Mode of access: http://www.tactilebooks.org/ tactileguidelines/page1.htm. - Tit. from the screen.
128 Gentle, F. New dots Downunder: The implementation of Unified English Braille in Australian schools [Text] / F. Gentle, M. Steer, J. Howse // British Journal of Visual Impairment. - № 30. - London, 2012. - РР. 197-200.
129 Gerber, E. Literacy and controversy: Focus-group data from Canada on pro¬posed changes to the braille code [Text] / E. Gerber, B. C. Smith // Journal of Visual Impairment & Blindness. - Arlington, 2006. - № 100. - РР. 459-470.
130 Gerber, E. Literacy and controversy: Focus-group data from Canada on pro¬posed changes to the braille code [Text] / E. Gerber, B. C. Smith // Journal of Visual Impairment & Blindness. - № 100. - Arlington, 2006. - РР. 459-470.
131 Griffith, P. L. Tactile iconicity: Signs related for use with deaf-blind chil-dren [Text] / P. L. Griffith, J. H. Robinson, J. H. Panagos // Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. - Baltimore, 1983. - № 8 (2). - РР. 26-38.
132 Guidelines and Standards for Tactile Graphics [Electronic resource]. - Elec¬tron. dan. - М., 2017. - Mode of access: http://brailleauthority.org/tg/web-manual/. - Tit. from the screen.
133 Hagood, L. (n.d.). A standard tactile symbol system: Graphic language for individuals who are blind and unable to learn braille. SEE/HEAR [Electronic resource] /
L. Hagood // Retrieved March 10, 2005. - Mode of access: www.tsbvi.edu/Outr each/see hear/archive/tactile.html. - Tit. from the screen.
134 Hagood, L. A standard Tactile Symbol System: Graphic Language for Indi- vidauls who are Blind and Unable to Learn Braille. Life Skill Department, Texas School for the Blind and Visually Impaired [Electronic resource] / L. Hagood // Life Skill De¬partment, Texas School for the Blind and Visually Impaired, Retrieved on May 14, 2013. - Mode of access: from https://www.tsbvi.edu/selected-resource-topics. - Tit. from the screen.
135 Haptic recognition in two infants with low vision assessed by a familiariza¬tion procedure [Text] / D. Catherwood, L. Drew, B. Hein, H. Grainger // Journal of Vis¬ual Impairment & Blindness. - 92. - Arlington, 1998. - PP. 212-215.
136 History of the UEB project can be found on the web site of the International Council on English Braille (ICEB) [Electronic resource], 2019. - Mode of access: http://www.iceb.org/ubc.html. - Tit. from the screen.
137 Holbrook, M. C. The Unified English Braille Code: Examination by science, mathematics, and computer science technical expert braille readers [Text] /
M. C. Holbrook, P. A. MacCuspie // Journal of Visual Impairment & Blindness. - № 104. - Arlington, 2010. - РР. 533-541.
138 Jehoel, S. А. Tactile elevation perception in blind and sighted participants and its implications for tactile map creation [Text] / S. А. Jehoel, S. Ungar, А. Sterr // Hum Factors. - 2009. - 51 (2). - РР. 208-223.
139 Joint, S. Body signing: A functional strategy for introducing language to students who are deafblind [Text] / S. Joint // Deaf-Blind Review. - Camberwell, 1998. - № 21. - РР. 10-11.
140 Jolley, W. Unified English Braille: Australians blazing the trail [Text] / W. Jolley // Journal of Visual Impairment & Blindness. - № 99. - Arlington, 2005. - РР. 517-519.
141 Kahn, J. V. Cognitive skills and sign language knowledge of children with severe and profound mental retardation [Text] / J. V. Kahn // Education and Training in Mental Retardation and Developmental Disabilities. - USA, 1996. - № 31. - РР. 162-168.
142 Klein, M. D. Promoting learning through active interaction. A guide to early communication with young children who have multiple disabilities [Text] / M. D. Klein, D. Chen, M. Haney // Journal of Visual Impairments & Blindness. - Arlington, 2000. - № 89. - РР. 222-228.
143 Knowlton, M. Analysis of the length of braille texts in English Braille American Edition, the Nemeth Code, and Computer Braille Code versus the Unified English Braille Code [Text] / M. Knowlton, R. Wetzel // Journal of Visual Impairment & Blindness. - № 100. - Arlington, 2006. - РР. 267-274.
144 Lambert, L. An evaluation of the legibility and meaningfulness of potential map symbols [Text] / L. Lambert, S. Lederman // Journal of Visual Impairment and Blindness. - Arlington, 1989. - № 83 (8). - РР. 397-403.
145 Lappin, G. Applying infant massage practices: A qualitative study [Text] / G. Lappin, R. E. Kretschmer // Journal of Visual Impairment & Blindness. - Arlington, 2005. - № 99. - РР. 355-367.
146 Lawrence, M. M. The design of tactile thematic symbols [Text] / M. M. Lawrence, A. Lobben // Journal of Visual Impairment and Blindness. - Arling¬ton, 2011. - № 105 (10). - РР. 681-691.
147 Lederman, S. J. Hand movements: A window into haptic object recognition [Text] / S. J. Lederman, R. L. Klatsky // Cognitive Psychology. - USA, 1987. - № 19. - РР. 342-368.
148 Lobben, A. Classification and application of cartographic animation [Electronic resource] / A. Lobben // The Professional Geographer - Malden. 2003. - Mode of access: http://geog.uoregon.edu/geoc og/information/lib rary/lobben_03_cl assification.pdf. - Tit. from the screen.
149 Lobben, A. Design Guidelines for Digital Atlases [Text] / A. Lobben, D. Patton // Cartographic Perspectives. - № 44. - Milwaukee, 2003. - РР. 51-62.
150 Lobben, A. Design Guidelines for Digital Atlases [Text] / A. Lobben, D. Patton // Cartographic Perspectives. - Milwaukee, 2003. - № 44. - РР. 51-62.
151 Lobben, A. Identifying the Needs of Tactile Map Makers [Electronic re-source] / A. Lobben // Proceedings of the 22nd International Cartographic Conference: A Coruna. - Spain. 2005. - Mode of access: http://citeseerx.ist.psu.edu/ viewdoc/ down- load?doi=10.1.1.466.6773&rep=rep1&type=pdf. - Tit. from the screen.
152 Lobben, A. Multimedia as a Cartograhic Research Tool [Electronic resource] / A. Lobben // Proceedings of the 20th International Cartographic Conference: - Beijing, 2003. - Mode of access: https://icaci.o rg/files/docume nts/ICC_ proceed- ings/ICC2001/icc2001 /file/f24005.pdf. - Tit. from the screen.
153 Lobben, A. Navigational map reading: Predicting performance and identify¬ing relative influence of map-related abilities [Electronic resource] / A. Lobben // Annals of the Association of American Geographer - Malden. 2007. - Mode of access: http://geog.uoregon.edu/geocog/information/library/lobben_07_navigationa l.pdf. - Tit. from the screen.
154 Lobben, A. Tasks, strategies, and cognitive processes associated with navi¬gational map reading: A review perspective [Electronic resource] / A. Lobben // The Professional Geographer - Malden. 2004. - 56 (2). - PP. 270-281. - Mode of access: http://geog.uoregon.edu/geocog/information/library/lobben_04_tasks.pdf. - Tit. from the screen.
155 Lobben, A. The map effect [Text] / A. Lobben, M. Lawrence, R. Pickett // Annals of the Association of American Geographers. - London, 2014. - № 104 (1). - РР. 96-113.
156 Lobben, A. The use of environmental features on tactile maps by navigators who are blind [Text] / A. Lobben, M. Lawrence // The Professional Geographer - Lon¬don, 2012. - № 64 (1). - РР. 95-108.
157 Lobben, A. Using fMRI in Cartographic Research [Electronic resource] / A. Lobben, J. Olson, J. Huang // Proceedings of the 22nd International Cartographic Con¬ference. - Spain, 2005. - Mode of access: http://geog.uoregon.edu/geocog/information/ library/lobben_olson_05.pdf. - Tit. from the screen.
158 Lobben, A. Influence of Data Properties on Animated Maps to appear in Annals of the Association of American Geographers [Electronic resource] / A. Lobben // Journal Annals of the Association of American Geographers. - London, 2008. - Mode of access: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/000456008 02046577.
159 MacEachren, A. How maps work: representation, visualization, and design [Text] / A. MacEachren // New York : The Guilford Press. - New York, 1995. - P. 513.
160 Nielsen, L. Spatial relations in congenitally blind infants: A study [Text] /
L. Nielsen // Journal of Visual Impairments & Blindness. - Arlington, 1991 - № 85. - РР. 11-18.
161 Olson, J. Strategy Issues in Map Use for Way-Finding [Electronic re-source] / J. Olson, A. Lobben // Cartographic Renaissance: Proceedings of the 21st In¬ternational Cartographic Conference. - Durban, South Africa, 2003. - Mode of access: https://icaci.org/files/documents/ICC_proceedings/ICC2003/Papers/246.pdf. - Tit. from the screen.
162 Perkins, C. Cartography: Progress in tactile mapping [Text] / C. Perkins // Progress in Human Geography. - USA, 2002. - № 26 (4). - РР. 521-530.
163 Perkins, C. What I really, really want: How visually impaired people can improve tactile map design [Text] / C. Perkins, A. Gardiner // InOttoson, L. (Ed.), Pro¬ceedings of 18th ICA/ACI International Cartographic Conference. - Stockholm, Swe¬den, 1997. - PP. 1159-1166.
164 Rogow, S. The ways of the hand: Hand function in blind, visually impaired and visually impaired multihandicapped children [Text] / S. Rogow // British Journal of Visual Impairment. - London, 1987. - № 5 (2). - РР. 59-62.
165 Route-Finding Assistances for Community Travelers with Cognitive Im-pairments: A Comparison of Four Prompt [Electronic resource] / S. Fickas, X. Yao,
M. Sohlberg, P. Hung // Proceedings of the 9th International Conference on Human Computer Interaction with Mobile Devices and Services - (MobileHCI 2007). - Singa¬pore, 2007. - Mode of access: https://www.ncbi.nlm .nih.gov/pubm ed/17522993. - Tit. from the screen.
166 Rowell, J. The world of touch: Results of an international survey of tactile maps and symbols [Text] / J. Rowell, S. Ungar // The Cartographic Journal. - UK, 2003. - № 40 (3). - РР. 259-263.
167 Rowland, C. Communication systems, devices and modes [Text] / C. Row¬land, P. Schweigert, J. G. Prickett // In K. M. Huebner, J. G. Prickett, T. R. Welch, & E. Joffee (Eds.). Hand in hand: Essentials in communication and orientation and mo¬bility for your students who are deaf-blind. - New York : AFB Press, 1995. - PP. 219-295.
168 Schellingerhout, R. Haptic object exploration in congenitally blind infants / R. Schellingerhout, A. W. Smithsman, G. P. Van Galen // Journal of Visual Impair-ments & Blindness - Arlington, 1998. - № 92. - РР. 674-678.
169 Spungin, S. J. Speaker's corner: Cannibalism is alive and well in the blind¬ness field [Текст] / S. J. Spungin // Journal of Visual Impairment & Blindness. - № 97. - Arlington, 2003. - РР. 69-71.
170 The beginnings of communication: Early childhood [Text] / D. K. Chen, M. Huebner, J. G. Prickett, T. R. Welch, E. Joffee // Hand in hand: Essentials of com¬munication and orientation and mobility for your students who are deaf-blind. - New York : AFB Press, 1995. - PP. 185-218.
171 Ungar, S. Strategies for knowledge acquisition from cartographic maps by blind and visually impaired adults [Text] / S. Ungar, M. Blades, C. Spencer // The Car¬tographic Journal. - UK, 1997. - № 34 (2). - РР. 93-110.
172 University of Oregon Tactile Map Editor. User Guide and Tutorial [Electronic resource]. - Spain, 2007. - Mode of access: http://geog.uoregon.edu/geocog/products/ TaME_Full_Little_5_31_11.pdf. - Tit. from the screen.
173 Visual impairment and urban orientation. Pilot study with tactile maps pro¬duced through 3D printing [Text] / J. Gual, J. Puyuelo, M. Loveras, L. Merino // Psy¬chology: Ambiental-Bilingual Journal of Environmental Psychology, 2012. - № 3. - РР. 239-250.
174 Wetzel, R. Focus group research on the implications of adopting the Unified English Braille Code [Text] / R. Wetzel, M. Knowlton // Journal of Visual Impairment & Blindness. - № 100. - Arlington, 2006. - РР. 203-211.
175 Wetzel, R. Studies of braille reading rates and implications for the Unified English Braille Code [Text] / R. Wetzel, M. Knowlton // Journal of Visual Impairment & Blindness. - № 100. - Arlington, 2006. - РР. 275-284.
176 William, R. Foundations of orientation and mobility [Text] / R. William, B. Bruce Blasch, L. Richard / second edition, AFB press, N-Y, 1997. - РР. 284-316.
177 Xiangkui, Ya. Pedestrian Navigation Systems: a Case Study of Deep Per-sonalization. First Workshop on Software Engineering for Pervasive Computing Appli¬cations [Electronic resource] / Ya. Xiangkui, S. Fickas // Systems and Environments (SEPCASE'07). International Conference on Software Engineering Workshops. - NY, 2007. - Mode of access: https://www.semanticscholar. org/paper/Pedestrian- Navigation-Systems%3A-a-Case-Study-of-Deep-Yao-Fickas/7fd43501fab091ee1ca e730 7ef 65 c 8e3f0 d335a a. - Tit. from the screen.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ