Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ ЭТИКИ СИБИРСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В XIX-XX-Е ВВ. В ЭЛЕКТИВНОМ ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

Работа №155384

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Трудовая этика и социальная мотивация сибирского
крестьянства 18
1.1. Социальная характеристика сибирского крестьянства 18
1.2. Труд, богатство, собственность 25
1.3. Семейные традиции 46
1.4. «Мы» или «они»? 56
Глава 2. Между верой и безверием 67
2.1. Кризис религиозного мировоззрения 67
2.2. На пути к новой вере 74
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 84
Приложения 90

Переход России от традиционного общества к индустриальному, начавшийся во второй половине XIX в., протекал в специфических условиях. Трудное и болезненное обновление России настоятельно требует переосмысления нашего прошлого и настоящего на основе серьезного научного анализа. Для нашей страны с ее многовековой аграрной доминантой особое значение имеет изучение крестьянского мира, его системы ценностей. Ключевое место в ней всегда занимал труд.
Трудовая мораль имела исключительно важное значение для экономического прогресса, роста производительности труда и благосостояния населения. Неслучайно некоторые экономисты справедливо называют ее четвертым фактором производства после известных трех - земли, труда и капитала. В зарубежной историографии (М. Вебер, В. Зомбарт) считается, что именно трудовая этика протестантов стала главным фактором становления в Западной Европе капиталистической системы хозяйства.
В дореволюционной России массовым носителем трудовой морали являлось крестьянство. Обращение к истокам трудовой этики российского крестьянства переходной эпохи от традиционного к обществу модерна помогает историку ответить на фундаментальные вопросы методологического характера о российской модели модернизации. Именно поэтому современному школьнику важно ознакомиться с указанной темой уже за школьной партой. Комбинация современных методов и приемов обучения, организация проектной деятельности, приближение учащихся к реальным условиям сибирской деревни более века назад в рамках элективного курса позволит более тщательно изучить крестьянский быт, трудовую этику сословия, традиции, нравственные и религиозные установки, взаимодействие с властью. Это поможет ученикам более целостно представить образ жизни предков, трудности, с которыми им приходилось сталкиваться, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к труду и усвоению норм современной трудовой этики.
Объект исследования: морально-этические установки социального поведения сибирского крестьянства.
Предмет исследования: эволюция морально-этических установок сибирского крестьянства в период перехода от традиционного уклада к обществу модерна.
Цель: изучение проблем трудовой этики сибирского крестьянства в XIX- XX-е вв. для разработки элективного школьного курса по истории.
Задачи:
• выявить социально-экономические, политические и культурные
факторы, влиявшие на эволюцию социальной и морально-этической
мотивации крестьян;
• рассмотреть отношение крестьян к труду;
• выяснить отношение сословия к собственности и богатству;
• выявить характер социального идеала крестьян;
• проследить влияние общинных традиций на социальное поведение крестьян;
• изучить особенности семейной этики сибирского крестьянства;
• выявить эволюцию религиозных воззрений крестьян под влиянием государственной политики.
Хронологические рамки исследования включают период 1860 - 1930-е гг., что обусловлено процессом модернизации российского общества, начавшегося в эпоху либеральных реформ 1860-1870-х гг. Переломным этапом процесса стали революционные события 1917-1920-х гг. и последовавшая за ними форсированная перестройка традиционного крестьянского уклада под влиянием индустриализации, коллективизации и культурной революции.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сибирское крестьянство являлось носителем многовековых нравственно­этических традиций русского народа. Центральное место в системе его ценностей всегда занимала идея труда. Труд для крестьянина был универсальным мерилом справедливости, определяя место и роль человека в обществе. Сибирская специфика понимания труда заключалась в личной свободе и независимости от ненавистного помещика, которому не нужно было кланяться. Труд для сибирского крестьянина являлся не только источником благосостояния, сытости, но и свободы в смысле личной независимости и хозяйственной самостоятельности. Поэтому патерналистские настроения, характерные для крестьян коренной России, у сибиряка практически отсутствовали. Он привык надеяться только на свои силы, а не на доброго барина.
В тоже время, возделывание почвы и содержание хозяйства в рамках экстремальных климатических условий в одиночку было бы невозможно. Поэтому это была не свобода личности, а свобода внутри корпорации таких же тружеников. Таким образом, сибирский крестьянин не стал подобно американскому фермеру индивидуалистом, а сохранял в новых условиях общинный уклад.
Групповое сознание пронизывало все сферы жизни крестьянского сообщества. Это было сознание коллектива людей, связанных между собой не только хозяйственными отношениями, но и крепкими нравственно-этическими узами, ориентированное на идущие исстари традиции и идеалы. Все попытки царской власти в годы столыпинской аграрной реформы превратить сибирского крестьянина в «цивилизованного» хуторянина провалились. Сибирское крестьянство в подавляющей массе отвергло этот путь, предпочтя более близкий общинной традиции путь кооперации. Потому что в понимании крестьянина смысл труда состоял не в конкуренции отдельных хозяйственных единиц за место на рынке, а в исполнении моральных заветов христианства, согласно которым «хлебный» труд рассматривался как общее (соборное) служение Богу, искупление изначального Библейского греха. Сибирский крестьянин в силу того, что край слабее был втянут в общероссийский рынок, вплоть до начала ХХ в не признавал общественное разделение труда, присущее капитализму. Поэтому всякое отступление от библейского закона об универсальности «хлебного» (земледельческого) труда им воспринималось как греховное богоотступничество.
Мерой своего благосостояния крестьяне считали удовлетворение двух естественных потребностей: достаточного семейного жизненного обеспечения и желания общинного одобрения, общинной доброй славы за рабочую исправность и домовитость. Отсюда потребительский минимализм крестьянства, диаметрально расходившийся с присущим протестантской морали накопительством. «Хлеба с душу, платья - сношу, денег с нужу» - такова формула крестьянского потребления. Она совершенно чужда буржуазному меркантилизму.
...


1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Информационно-правовой портал Гарант.ру., 2010. С.7 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
(дата обращения: 1.10.2017)
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Реестр примерный основных общеобразовательных программ, 2016. 569 с.
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно - методического комплекса по отечественной истории. // Министерство образования и науки, 2013. 80 с.
Литература:
4. Андюсев Б.Е. дис. Традиционное сознание крестьян-старожилов Приенисейского края 60-х гг. XVIII - 90-х гг. XIX вв. канд. ист. наук. Красн. гос. пед. университет, Красноярск, 2002.
5. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX - начала ХХ века). М.-Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2004. 304 с.
6. Боженко Л.И. Соотношение классовых групп и классовая борьба в сибирской деревне (конец 1919 - 1927 гг.). Томск: Издательство Томского университета, 1969. 210 с.
7. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930. 460 с.
8. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Безруких В.А. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.). Красноярск: РАСТР, 2012. 240 с.
9. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1912. 461 с.
10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990. 797 с.
11. Всесоюзная перепись населения. Т 6. М., 1926. С. 104-105
12. Голос народа: Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг. / сост., С. В. Журавлев ; отв. ред. А.К. Соколов. М.: РОССПЭН, 1997. 326 с.
13. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л.: Лениздат, 1987. 304 с.
14. Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков. Новосибирск: издательство "Наука", 1967. 412 с.
15. Грандов М. О классовом расслоении в деревне и о положении деревенской бедноты. М.: Новая Москва, 1926. 148 с.
... всего 65 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ