ВВЕДЕНИЕ ......... 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ . 7
1.1. Реклама: основные подходы, типология, функции . . 7
1.2. Сущность и виды гендерных стереотипов ... 20
2. ЭМПИРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ
СТЕРЕОТИПОВ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ .... 32
2.1. Телевизионная реклама в оценках мужчин и женщин . . 32
2.2. Гендерные аспекты телевизионной рекламы в оценках жителей
Екатеринбурга .......... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ... 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Программа социологического исследования . 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Инструмент исследования - анкета . . 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Таблицы одномерного распределения . . 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Таблицы парного распределения . . 97
Актуальность. Жизнь современного человека немыслима без рекламы. Она проникает во все сферы общества и активно воздействует на его социальные институты, оказывая значительное влияние на социальное поведение живущих в нем людей. Кроме того, с момента появления телевизоров, телевидение стало самым действенным способом донести до людей информацию. И без сомнения, телевизионная реклама - один из самых эффективных видов рекламы. В ней сочетаются все средства привлечения внимания (яркость, динамика, музыка и пр.), задействуются разные каналы восприятия. Кроме того, она имеет огромные масштабы охвата.
Важно отметить, что любая телевизионная реклама передает информацию не только о товаре, но и отношениях в обществе, в том числе и межличностных взаимоотношениях женщин и мужчин, т.е. гендерных отношениях. В рекламных роликах мы видим мужчин и женщин в определенном социальном окружении, они исполняют определенные гендерные роли, которые как правило, стереотипизированы. Именно о гендерных стереотипах в телевизионной рекламе и пойдет речь в данной работе. На сегодняшний день отечественная и зарубежная реклама транслирует гендерные стереотипы патриархального склада, так, каковыми они и являются для большинства людей. Однако современные роли мужчины и женщины в реальной жизни имеют тенденцию к выравниванию, это противоречие и определило актуальность нашего исследования.
Степень научной разработанности. Понятие рекламы в систему социологического научного знания ввел немецкий социолог В. Зомбарт в начале ХХ века. Далее, в рамках различных концепций, рекламу рассматривали такие социологи как Т. Парсонс и Р. Мертон (структурнофункциональный подход), Дж. Мид, Г. Блумер, А. Шюц, П. Бергер и Т. Лукман (интерпретативный подход), П. Сорокин, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, П. Бурдье (интегративный подход).
Американский социолог Эрвин Гоффман исследовал воспроизведение в рекламе традиционных представлений о женщине и мужчине (гендерные стереотипы).
Интерес к изучению гендера и гендерных стереотипов сформировался относительно недавно. Различие между двумя терминами «sex» и «gender» ввели психолог Р. Столлер и эндокринолог Д. Мони, а первое определение гендера принадлежит Э. Оукли. Также этим темам посвящена чрезвычайно обширная исследовательская и научно-популярная литература, авторами которой являются С. Де Бовуар, М. Мид, М. Виттиг, JI. Иригарэ, Р. Коннел, Дж. Лорбер, Т. де Лауретис, Г. Рубин, А. Рич, Дж. Скотт и др.
В России в начале XX в. гендерные исследования возникают с появлением работ по женскому вопросу, женской психологии и взаимоотношениям полов. Это прежде всего труды A.M. Коллонтай и E.H. Щепкиной. Значительный вклад в изучение и развитие теории стереотипизации и гендерных исследований внесли B.C. Агеев, Т.В. Барчунова, O.A. Воронина, С.И. Голод, И.С. Кон, И.С. Клецина, Т.Б. Рябова. Социологии гендерных отношений и гендерному подходу в социологии посвящены труды Е.А. Здравомысловой и A.A. Темкиной.
Однако на региональном уровне проблема гендерного восприятия рекламы остается мало исследованной и в связи с этим, данная проблематика остается актуальной.
Объектом исследования являются гендерные стереотипы.
Предмет исследования: гендерные стереотипы в телевизионной рекламе.
Цель дипломной работы - проанализировать гендерные стереотипы в телевизионной рекламе.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие реклама, рассмотреть основные подходы, типологию и функции.
2. Выявить сущность и виды гендерных стереотипов.
3. Рассмотреть особенности восприятия рекламы мужчинами и женщинами.
4. Выявить, как отражены гендерные стереотипы в телевизионной рекламе, в представлениях населения г. Екатеринбурга.
Эмпирической базой исследования послужили материалы социологических исследований последних лет. Основу составляет социологическое исследование, проведенное автором дипломной работы в городе Екатеринбурге в мае 2015 года.
В качестве метода сбора первичной информации использовался анкетный опрос, в ходе которого было опрошено 200 человек в возрасте от 18 до 60 лет.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших социологических и маркетинговых исследованиях в сфере рекламы, а также материалы исследования могут использоваться в ходе чтения лекций по курсам «Потребительское поведение», «Социология маркетинга», «Социология рекламы». Эмпирические материалы исследования могут быть полезны создателям рекламы.
Данная дипломная работа была посвящена анализу гендерных стереотипов в телевизионной рекламе. В параграфах данной работы были рассмотрены реклама и гендер, раскрыты основные понятия «телевизионная реклама», «гендерные стереотипы», рассмотрены подходы к этим понятиям, их виды и взаимосвязь.
Более подробно рассмотрена характеристика рекламы с точки зрения социологии, выделены различные теоретические подходы к этому понятию. Наряду с этим нами была раскрыта тема гендера и гендерных стереотипов так же с точки зрения социологии.
Акцентировано внимание на том, что именно телевизионная реклама является самой эффективной на сегодняшний день. Выявлена частота, продолжительность и режим просмотра телевизионной рекламы.
Рассмотрены основные гендерные стереотипы в телевизионной рекламе, касающиеся: типичных социальных ролей, характеристики внешнего вида и поведения, типичной деятельности и типичного окружения мужчин и женщин.
Проведен сравнительный анализ восприятия рекламы мужчинами и женщинами, а также представления населения города Екатеринбурга о гендерных стереотипах в рекламе и в реальной жизни.
Гипотезы, выдвинутые в данном исследовании полностью подтвердились.
В современном информационном обществе люди постоянно находятся под воздействием потока информации, транслируемой телевизионной рекламой. Чаще всего реклама закрепляет и усиливает гендерные стереотипы в обществе. Гендерные стереотипы служат социальными нормами, установками для представителей того или иного пола в области внешнего вида, поведения, интересов, навыков.
Наблюдая за происходящим на телеэкране, человек приобретает представление о том, к какой группе относиться и выбирает те типы деятельности и поведения, которые соответствуют его представлению о мужском и женском поведении и увлечениях.
Реклама дает нам информацию о принятых в данном обществе правилах поведения, моральных нормах, образе жизни. В ходе социальной коммуникации рекламные символические репрезентации женственности и мужественности передают информацию о характерных особенностях межличностных взаимоотношений мужчин и женщин, свойственных данной культуре, осуществляя некоторую корректировку гендерных стереотипов аудитории.
Все это нашло отражение в нашем исследовании.
Результаты показали, что в среднем жители г. Екатеринбурга смотрят телевизионную рекламу каждый день в фоновом режиме, в среднем до 15 минут в день. Отношение населения к телевизионной рекламе критично, однако женщины более лояльны.
Кроме того, мы пришли к выводу, что телевизионная реклама в той или иной степени влияет на реальную жизнь. И гендерные стереотипы, присутствующие в реальной жизни отражены в телевизионной рекламе. Главным таким стереотипом стал стереотип мужчина - добытчик, женщина - хранительница очага. Так, жители Екатеринбурга считают, что мужчина в рекламе чаще всего бывает работником офиса или руководителем какой-либо фирмы и обладает рациональными чертами характера, женщины, в свою очередь в рекламе всегда чувствительны и занимаются исключительно бытом. Но если она представлена в роли работника, то скорее всего это воспитатель, продавец, учитель или секретарь.
1. Антонова Ю. Гендерные стереотипы рекламы, или «О чем думают женщины на работе» [Текст] / Ю. Антонова, Н. Соколова // Глобализация и гендерные отношения: вызовы для постсоветских стран: сб. статей. Самара: Самарский гос. ун-т, 2006. С. 198.
2. Барчунова Т. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. [Текст] / Т. Барчунова, Н. Яргомская. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000. 304 с.
3. Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер. Москва: Медиум, 1995. 323 с.
4. Бурдьё П. Практический смысл: монография. [Текст] / П. Бурдьё. Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. 562 с.
5. Гендер [Текст] // Социология: Энциклопедия / под ред. А.А. Грицанова. Минск: Книжный Дом, 2009. С. 3.
6. Гендерные стереотипы [Текст] // Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. Москва: Информация-ХХХ век, 2002. С. 56.
7. Гидденс Э. Социология: монография. [Текст] / Э. Гидденс. Москва: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.
8. Гидденс Э. Устроение общества: очерки теории структурации [Текст] / Э. Гидденс. Москва: Академический Проект, 2005. 525 с.
9. Грошев И.В. Гендерные образы рекламы [Текст] / И.В. Грошев // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 25-46.
10. Грошев И.В. Образ женщины в рекламе [Текст] / И.В. Грошев. Москва: МЦГИ, 1999. 368 с.
11. Грошев И.В. Рекламные технологии гендера [Текст] / И.В. Грошев // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 172-187.
12. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов [Текст] / А.А. Денисова, Москва: Информация XXI век, 2002. 256 с.
13. Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина: учебное пособие. [Текст] / А. Дударева. Москва: РИП-холдинг, 2003. 217 с.
14. Завьялова Н.И. Некоторые проблемы конструирования гендерной стратификации Российского общества. [Текст] / Н.И. Завьялова, Д.А. Рябков // Сборник научных трудов НГТУ. 2004. №4. С. 109-114.
15. Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь: монография. [Текст] / В. Зомбарт. Москва: Айрис-пресс, 2004. 624 с....50