Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты воспитания координационных способностей в
возрасте 10-11 лет 7
1.1 Характеристика понятия «Координационные способности» 7
1.2 Средства и методы развития координационных способностей у
лыжников-гонщиков в возрасте 10-11 лет 10
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития координационных
способностей у лыжников-гонщиков в возрасте 10-11 лет 15
2 Организация и методы исследования 19
2.1 Организация исследования 19
2.2 Методы исследования 20
3 Опытно-экспериментальное обоснование эффективности развития координационных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 10-11 лет .... 27
3.1 Методика развития координационных способностей лыжников-
гонщиков в возрасте 10-11 лет 27
3.2 Результаты внедрения в тренировочный процесс разработанной
методики развития координационных способностей у юных лыжников- гонщиков 31
Заключение 37
Практические рекомендации 38
Список использованных источников 39
Приложения А-Г 45-53
Спортивный результат на современном этапе развития лыжных гонок определяется многими факторами, одним из которых является рациональная и высококоординированная техника спортсмена[16; 32]. Совершенствование техники лыжных ходов у лыжников-гонщиков происходит беспрерывно, с начала ее освоения, становления и в дальнейшем на протяжении всей профессиональной карьеры спортсмена. Поэтому очень важно на этапе начальной подготовки у лыжника-гонщика заложить основу для индивидуальной биодинамической структуры движений. Особую значимость в этом процессе приобретает фактор физической подготовленности и особое целевое развитие координационных качеств лыжника-гонщика[39].
Системная и поэтапная физическая подготовка на этапе начальной специализации позволяет в дальнейшем сформировать у лыжника-гонщика высококоординированные движения, рациональную, экономичную технику, которая позволит ему бороться за высокие места на международной арене [28].
Своевременное развитие физических качеств у лыжников-гонщиков, являющихся базовыми, к одним из них относится координация, которая позволяет повысить эффективность овладения целой структурой сложных двигательных действий. Целенаправленное и систематическое выполнение сложно-координационных упражнений позволяет на физиологическом уровне сформировать условно рефлекторные связи между определенными двигательными единицами, которые обеспечивают выполнение соревновательных упражнений[38].
Выработка динамического стереотипа путем многократного повторения координационных упражнений обеспечит более надежное и стабильное выполнение соревновательных упражнений. В связи с этим координационная подготовка и ее направления позволяют на начальных этапах сформировать, а в дальнейшем реализовать индивидуальные высококоординированные навыки спортсмена[19].
Лях В.И., Дьячков В.М., Матвеев Л.П., Никитушкин В.Г. и другие специалисты в своих трудах отмечают необходимость развития координационных способностей в тесной связи со спортивно-техническим совершенствованием юных спортсменов. Также подтверждают
целесообразность направленного развития координационных способностей на качество обучения новым двигательным действиям[22; 24; 27].
Среди распространенных многочисленных средств в спорте особое место занимают средства, направленные на формирование координационных способностей. Убедиться в этом можно наблюдая за юными спортсменами, которые мало координированы к освоению техники физических упражнений избранного вида спорта[37]. Не достаточно овладев координационными способностями нельзя научиться эффективно управлять собой, а также своими движениями[36].
Несмотря на высокие требования к развитию координационных способностей, уделяется недостаточно внимания вариативному подходу построения программы специальных упражнений при подготовке лыжников- гонщиков в возрасте 10-11 лет, что является актуальной проблемой.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 10-11 лет.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей в возрасте 10-11 лет
Цель исследования - экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей в возрасте 10-11 лет.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что разработанная нами методика развития координационных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 10-11 лет поможет улучшить все виды координационных способностей, участвующих в улучшении результата спортсменов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме развития координационных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 10-11 лет.
2. Разработать методику развития координационных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 10-11 лет.
3. Проверить эффективность разработанной методики развития координационных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 10-11 лет.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников;
2. контрольное тестирование;
3. педагогический эксперимент;
4. методы математической статистики.
1. В ходе изучения литературных источников нами было выяснено, что успехов в соревнованиях в последние годы стали добиваться лыжники, обладающие не только большой выносливостью, но и высоким уровнем развития координационных способностей. Высокоразвитые координационные способности позволяют контролировать положение своего тела при различных технических комбинациях, качественно проходить крутые спуски, повороты и виражи, эффективно использовать длину цикла.
2. Целесообразность развития координационных способностей на уровне сенситивных периодов позволяет сформировать базовую модель тренировочного процесса, которая в свою очередь обеспечивает высокий рост спортивных показателей. Развитие координационных способностей лыжников- гонщиков в возрасте 10-11 лет с учетом анатомо-физиологических характеристик предполагает наиболее вариативного подхода в тренировочном процессе.
3. Основу разработанной нами методики составляет использование специально подобранных упражнений в соответствии с периодом подготовки. В экспериментальной группе, которая занималась с применением разработанной нами методики, результаты тестов после проведения эксперимента оказались достоверно выше, чем у контрольной группы, которая занималась по общепринятой методике. Наибольший прирост в экспериментальной группе, наблюдается в тесте «Стойка на одной ноге на планке (Е. Флейшман, К. Мекота)» - 34%, наименьший - 13,7 % в тесте «Челночный бег 3*10м».
Таким образом, использование в тренировочном процессе разработанной методики развития координационных способностей лыжников-гонщиков в возрасте 10-11 лет является эффективным.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Разработанная и опробованная в ходе педагогического эксперимента методика развития координационных способностей лыжников-гонщиков 10-11 лет в тренировочном процессе может быть использована в практической деятельности тренеров, работающих со спортсменами.
2. В процессе использования специально подобранных упражнений нужно учитывать следующие особенности:
- Морфологические свойства спортсменов;
- дозировку нагрузки при выполнении упражнения;
- организация условий тренировочного процесса.
3. Эффект от методики ожидается, если комплексы упражнения применять в соответствии с периодом подготовки.
1. Аксенова А. Н., Пичугин М. Б. Методика совершенствования координационных способностей лыжников-гонщиков в переходный период // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2018. № 1 (1). С. 7-13
2. Асташова И. В., Халманских А. В. Развитие координационных способностей у лыжников гонщиков на этапе начальной подготовки // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. В.Н. Зуева / ТюмГУ. Тюмень, 2018. С. 170-174.
3. Бандаков М.П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условие эффективного развития физических качеств и психических процессов школьников : дис. ... канд. пед. наук / М.П. Бандаков. - Ленинград, 1980. - С. 130-131.
4. Бандаков М.П. Классификация координационных способностей в художественной гимнастике, обусловленная особенностями их взаимосвязи с развитием психических процессов, у девочек 6-7 лет / М.П. Бандаков, М.Г. Микрюкова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=24683 (дата обращения: 11.04.2022)
5. Беляева, Н.А. Комплексы упражнений для тренировки лыжников- гонщиков в подготовительном периоде: учебно-методическое пособие: для студентов всех специальностей / Н. А. Беляева. М.: ГУУ, 2012. - 50 с.
6. Воробьева И.Л. Улучшение координационных способностей за счет объема двигательных навыков / И.Л. Воробьева, Д.В. Воробьев, О.И. Пятунина // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / Чувашская ГСХА. Чебоксары, 2016. С. 252-255.
7. Воробьева И.Л., Воробьев Д.В., Пятунина О.И. Совершенствование координационных способностей как залог успешного решения современных требований к технике лыжников-гонщиков // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономия и управление / ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России. 2018. № 1. С. 4 - 7
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. -[Текст]- М.,.Педагогика.1983, т. 2
9. Гаврилов Ю.В. Структура координационных движений в футболе.- [Текст]- Минск.: ИД «Оболонь» ,2008- 142 с.
10. Галимова А.Г. Координационные способности как фактор повышения кондиций человека / А.Г. Галимова, В.М. Цинкер // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 13. - С. 51-56.
11. Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта : учебник для студентов вузов / Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. - М.: Академия, 2009. - 254 с
12. Горбунов Г.И. Психопедагогика спорта. -[Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 20 с. 11.
13. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников - Минск: Народная асвета, 1978. - 88 с
14. Гусева,Н.А. Актуализация развития координационных способностей лыжниц-гонщиц [Текст] / Н.А. Гусева, Т.М. Мелихова // Российский электронный журнал: Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2012 -№ 1(22). -С. 16-20.
15. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физ культуре и спорте.: Учебное пособие для студентов ВУЗ. —[Текст]- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264с...50