ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 5
1.1. Идеи воспитания в XVIII-XIX века (Шацкий С.Т., Пирогов Н.И.,
Ушинский К.Д.) 5
1.2. Л.Н. Толстой о свободе ученика как основном условии воспитания
и обучения 11
1.3. Свободное воспитание в новаторской педагогике России XX
века 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
В ШКОЛЕ Л.Н. ТОЛСТОГО В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ 19
2.1. Принципы и методы обучения 19
2.2. Преемственность педагогических идей Л.Н. Толстого 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 27
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Приложение А 46
Приложение Б 54
Приложение В 54
Приложение Г 55
Приложение Д 56
Приложение Е
На протяжении долгого времени различные теоретики и практики интересуются идеей свободного обучения. Многие из них пытались воплотить не авторитарное, ненасильственное воздействие на подростков. В истории встречалось немало примеров, где идея свободного воспитания была главной концепцией в жизнедеятельности детских учреждений. Среди них мы можем выделить Яснополянскую школу Л.Н Толстого, «Дом свободного ребенка» К.Н Вентцеля, колония «Бодрая жизнь» С.Т Шацкого в России. Несмотря на то, что почти всегда данный опыт давал непросто положительный результат, а грандиозный успех, как для школьников, так и для учителей, деятельность подобных учреждений не была длительной. Учреждения со свободным воспитанием были как эксперимент, который не нравился вышестоящим чинам. Они закрывались, но это не способствовало уменьшению энтузиазма и уверенности в своей правоте приверженцев идей свободного воспитания, которые старались реализовать их на практике.
В настоящее время идея свободного обучения получила новый всплеск интереса и внимания к себе. Все больше и больше людей встают на сторону новаторов, которые предлагают новые мысли, включающие идеи свободного воспитания, приоритет в которых отдается самоопределению ребенка, а в основу положены любовь к нему, уважение его интересов и желании.
Данная тема очень актуальна, ведь воспитание и образование рассматривается как важнейший способ подготовки индивида к жизни, как эффективные средства, помогающие ему сформировать собственное мнение и найти свой жизненный путь. Данная задача возможна только лишь при условиях партнерских дружеских отношений.
Поэтому особенностью современной образовательной политики в России является гуманизация образования, которая предусматривает пересмотр содержания образования, технологий, средств обучения, что позволит ученикам успешно овладевать необходимыми знаниями. Решение проблемы создания успешного обучения играет важную роль в ее реализации в отечественной педагогической науке.
Отечественная историко-педагогическая наука обогащена достаточным количеством научной информации. Она необходима для решения проблемы создания успешного обучения, внедряя идее свободного образования и воспитания, а также личностно- ориентированные учения. Они активизируют развитие не только познавательных, но и духовно-личностных сил.
Решение данной проблемы и определяет цель исследования - на основе научного анализа обобщить и систематизировать теоретический и практический опыт отечественных педагогов XVIII- XX веков, выявить педагогические факторы и условия, обеспечивающие создание условий для успешного обучения.
Объект исследования: опыт использования успешного обучения и воспитания при условии свободного воспитания в практике педагогов XVIII-XX веков.
Предмет исследования: процесс создания и развития успешного обучения и воспитания как фактора обучения в теории и практике педагогов XVIII-XX веков.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Выделить и охарактеризовать основные этапы в развитии представлений об успешном обучении как фактора обучения, при условии свободного обучения и воспитания.
2. Раскрыть те стороны педагогической деятельности отечественных педагогов и систему их дидактически взглядов, которые актуальны на современном этапе развития российской педагогике.
3. Выявить и научно обосновать условие свободного обучения и воспитания для создания успешного обучения.
4. Выявить преимущество использования методики свободного обучения над традиционными методиками.
Проблема создания условий для успешного обучения для детей является одной из самых важных для преподавателей всех предметов. Ведь именно воспитание и образование подготавливает детей к жизни. Именно поэтому большое количество русских педагогов занимались изучением этого вопроса и разрабатывали новые методы преподавания.
Одной из распространившихся идей стала идея свободного обучения и воспитания. Появилось целая плеяда педагогов, опыт работы которых заслуживает внимания в обществе. Их модель образования на практике показала эффективность. И большинство из данных методов широко применимы на уроках английского языка. Однако, эта тема до сих пор является актуальной и преподаватели все еще находятся в поиске оптимальных решений, которые помогли бы справиться с данной проблемой.
Одним из таких решений может стать гуманизация образования и предоставление детям свободного выбора. Также наряду с традиционными школами, могут быть организованы школы по типу «погружение», на примере той, где я проходила практику.
После завершения двухнедельного «погружения», преподавателями нашей школы были замечены значительные успехи и прогресс, связанные с большей заинтересованностью учеников к предмету. Это говорит о том, что идеи свободного воспитания, приоритет в которых отдается самоопределению ребенка, а в основу заложены любовь к нему, уважение его интересов и желаний дает высокую результативность, создавая все необходимые условия для успешного обучения.
1. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет [Текст] / в кн. Баженова И.Н. Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1988. - 472 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя [Текст]: /Ш.А.Амонашвили. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя [Текст]/ Ш.А.Амонашвили. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
4. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст] / А.С.Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 169 с.
5. Боголюбов, В. Эволюция педагогических технологий [Текст] /В.Боголюбов// Школьные технологии. - 2004. - № 4. - С.12-21.
6. Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества [Текст]: Кн. Для учителя / В.А.Бухвалов. - М.: Просвещение. 1993. - 96 с.
7. Волынкин, В.И. Школа в зеркале инноваций [Текст]: Попытка системного анализа / В.И.Волынкин// Начальная школа. - 2000 - № 1. - С. 109-116.
8. Выготский, Л.С.Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский; под ред. В.В.Дадывдова. - М., 1996.
9. Гельман, З. Учение с удивлением [Текст] / З.Гельман // Воспитание школьников. - 1990. - № 3. - С.17-21.
10. Гранкин, А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX - начале ХХ в.в. [Текст] /А.Ю,Гранкин. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - 85 с.
11. Гузеев, В. От методик к образовательной технологии [Текст]/В.Гузеев // Нар. Образование; Российский общественно-педагогический журнал. - 1988. - № 7. - С. 84-91.
12. Давыдов, В.В. Организация развивающего обучения в 5-9 классах [Текст]. / В.В.Давыдов, В.В.Репкин. // Психол. Наука и образование. -
1997. - № 1.
13. Епишева, О.Б. Что такое педагогическая технология? [Текст] /О.Б.Епишев// Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С. 30-38.
14. Зажурило В.К. Ушинский в Петербурге [Текст] / В.К.Зажурило. - Лениздат, 1979. - 190 с.
15. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства [Текст] / Л.В.Занина, Н.П.Меньшикова// Сер. Учебники, учебные пособия. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 288 с.
16. Ильин, Е.Н. Путь к ученику: раздумье учителя-словесника [Текст] /Е.Н.Ильин// Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение.
1998. - 224 с.
17. Ильин, Е.Н. Герой нашего урока [Текст] / Е.Н.Ильин. - М.: Педагогика, - 1991. - 228 с.
18. История педагогики в России [Текст]: Хрестоматия: для студ. Гуманитарных фак. Высш. учебн. заведений; сост. С.Ф.Егоров. - 2-е изд; стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
19. Кларин, М.В. Технология обучения [Текст] / М.В.Кларин // Школьные технологии. - 2005. - № 1.
20. Коенов, О.Б. Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили [Текст]: автореф. дис. канд. пед. Наук: 13.00.01: защищена 02.04.2004: утв. 20.10.2004 /О.Б.Коенов; Пятигорск. ПГЛУ. - 2004. - 21 с.
21. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А.Коменский. - М., 1989.
22. Кондраков, И.М. Знакомим малышей с техникой: Кн. Для родителей [Текст] / И.М.Кондраков. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. - 128 с.
23. Кондракова, С.О. Успех как стимул учения в дидактике К.Д.Ушинского [Текст] / С.О.Кондракова // Сибирский педагогический журнал (научно-теоретическое издание). - Новосибирск, 2007. - № 5. - С. 167-176. . ISSN 1813-4718.
24. Кондракова, С.О. Успех как стимул учения [Текст] / С.О.Кондракова // Вестник КрасГАУ. - Красноярск., 2007. - № 3(18). - С. 282-288. ISSN 1819-4036.
25. Кондракова, С.О. Феномен успеха в обучении в трудах отечественных педагогов-новаторов XIX - XX веков [Текст]/ С.О.Кондракова //Монография. - Пятигорск: ПГЛУ, 20008. - 156с. ISBN 978-5-89966-795¬4
26. Коротов, В.М. Уроки Николая Петровича Гузика [Текст] / В.М.Коротов //
Дидактические заметки. - М., 1983. - 16 с.
27. Латышина, Д.И. История педагогики [Текст] / Д.И.Латышина. - М., 2002. - 601 с.
28. Лернер, И.Я. Проблемное обучение [Текст] / И.Я.Лернер. - М., 1974.
29. Лук, А.Н. Учить мыслить [Текст] / А.Н.Лук. - М.: Знание, 1975. - 96 с.
30. Макаев, В.В. Вопросы методологии историко-педагогических исследований [Текст] ./ В.В.Макаев / Под ред. Проф. А.Ю.Гранкина. - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2005. - 38 с.
31. Невский, И.А. Трудный успех [Текст] / И.А.Невский. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
32. Педагогический поиск [Текст] / Сост. И.Н.Баженова. - 2-е изд. - М.: Педагогика. - 1988. - 472 с.
33. Переписка Л.Н.Толстого с А.А.Толстой 1857-1903 [Текст], СПБ. 1911.
34. Петренко, П.И. К.Д.Ушинский о религиозном воспитании [Текст] / П.И.Петренко // Страницы истории педагогики. - Вып. 8. - Пятигорск: ПГЛУ, 1997. - С. 84.
35. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии [Текст] /
В.Ю.Питюков. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»,
1997. - 176 с.,
36. Развивающее обучение: школа Эльконина-Давыдова [Текст] / Семья и школа. - 1998. - № 2.
37. Сикора, М. К проблеме развития развивающего обучения [Текст] / М.К.Сикора // Советская педагогика. - 1988. - № 8
38. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.
заведений / В.А.Сластенин. И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд.,
стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с. ISBN 5-7695-2499-5.
39. Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения [Текст] / Н.Ф.Талызина. - М., 1969.
40. Толстой. Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л.Н.Толстой // изд. 2-е доп. - М.: Учпедгиз, 1953. - 444 с.
41. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений [Текст] : Т. 8. (Юбилейное изд.) / Л.Н.Толстой. - М., 1928-1958.
42. Толстой, Л.Н. Азбука. Новая азбука [Текст] / Л.Н.Толстой. - М., 1987. - С. 175-178.
43. Тохова, С.М. Модернизация образования и развитие профессиональных качеств педагога (На материале школ Кабардино-Балкарской Республики) [Текст] / С.М.Тохова. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2006. - 200с.
44. Усова, А.В. Чтобы учение стало успешным [Текст] / А.В.Усова. - М.: Педагогика, - 2000. - № 4. - С.30-33.
45. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения, Вопросы обучения [Текст] : В 2 т. /К.Д.Ушинский [под ред. Чл. корр АПН проф. В.Я.Струминского]. - М.: Гос. Учпед. Изд-во МП РСФСР, 1954. - Т.2 - 732 с.
46. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст] : в 11 т. /К.Д.Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1948-1952. - Т. 10. - 668 с.
47. Ушинский, К.Д. и русская школа. Беседы о великом педагоге [Текст] /
К.Д.Ушинский // Под редакцией Е.П.Белозерова. - М.: Роман-газета,
1994.
48. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст]: в 11 т. /К.Д.Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1948-1952. - Т. 2. - 392 с.
49. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д.Ушинский. - М., 1968. - С. 348.
50. Харламов, И.Ф. Педагогика: Крат.курс [Текст]: Учеб. пособие. - 2-е изд., стер. /В.А.Харламов. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 282 с.
51. Хуторской, А.В.Современная дидактика [Текст] Учеб. пособие. 2-е изд., перераб./А.В.Хуторской. - М.: Высш. шк., 2007. - 639с. ISBN 5-7695¬2499-5.
52. Шкловский В.Б. Лев Толстой [Текст] /В.Б.Шкловский // ЖЗЛ, сер. биографий, вып. 1(363). - М.: «Молодая гвардия», 1967. - 657 с.
53. Щетинин, М.П. Объять необъятное: Записки педагога [Текст] / М.П.Щетинин. - М.: Педагогика. 1986. - 176 с.