ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В СМЕШАННОМ ПО
НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ КЛАССЕ 5
1.1 Характеристика межличностных отношений детей подросткового
возраста 5
1.2 Межличностные отношения детей подросткового возраста в
классном коллективе 7
1.3 Особенности межличностных отношений детей подросткового
возраста в смешанном по национальному признаку учебном классе 10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 14
2.1 Организация и методы исследования 14
2.2 Результаты исследования 17
2.3 Комплекс мер по оптимизации отношений подростков в смешанном
по национальному признаку классе 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
В настоящее время формирование позитивного межэтнического взаимодействия набирает особую популярность.
Особенно это важно в сфере образования, так как именно в школе ребенок учится строить отношения со сверстниками, взаимодействовать с коллективом.
Установление контакта с коренным населением является одной из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты. Особенно, данная проблема оказывает серьезное влияние на детей мигрантов, так как они только начинают развиваться как личности и проходить основные этапы социализации. Но в эти периоды им приходится приспосабливаться к культурным ценностям, моральным и этическим нормам, неформальным правилам поведения другой страны, можно сказать, другой культуры, другого «мира». Только в результате успешной социальной адаптации дети мигрантов могут нормально функционировать и развиваться в личностном и профессиональном плане в обществе.
Стоит обратить внимание на роль межличностных отношений детей в классе. Ведь сверстники и детский коллектив, как один из факторов, непосредственно влияют на становление личности ребенка, а в особенности подростка. Поэтому, важно отметить, что социально-психологическая поддержка в условиях межнациональных отношений требуется не только детям мигрантам, но и детям коренного населения. Так как адаптация к жизнедеятельности в связи с быстрорастущим числом мигрантов с иной этнической принадлежностью и культурой необходима.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений подростков 13-14 лет в классе, где совместно обучаются дети коренного населения и дети мигранты.
Объект: межличностные отношения детей подросткового возраста в классе.
Предмет: особенности межличностных отношений детей коренного населения и детей мигрантов в смешанном по национальному признаку классе.
Гипотеза: в классе, где обучаются дети коренного населения и дети мигранты могут наблюдаться особые отношения, детерминированные национальным (этническим) признаками. В этой ситуации уместно два предположения. С одной стороны можно предположить наличие разобщенности класса, конфликты между детьми, в силу различия культур. Отношения такого рода не обеспечивают психологически благоприятную среду для развития личности ребенка.
С другой стороны, возможно предположение, что педагогическая деятельность школы и мотивация мигрантов на интеграцию в новой социальной среде не создают конфликтных отношений и в классе, где обучаются дети коренного населения и дети - мигранты. Это обеспечивает благоприятную среду для развития каждого ребенка.
Для выполнения исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения литературы выявить:
а) особенности межличностных отношений детей подросткового возраста;
б) особенности межличностных отношений детей подросткового возраста в смешанных по национальному признаку классах.
2. Экспериментально изучить особенности межличностных отношений подростков 13-14 лет в смешанном по национальному признаку классе.
3. Определить рекомендации для педагогов по работе с детьми подросткового возраста из смешанных по национальному признаку классах.
Методы:
1. Теоретический анализ литературы по изучаемой теме;
2. Метод социометрических измерений Дж.Морено;
3. Методы качественной и количественной обработки результатов.
Современное общество за последние годы стало более динамичным. Возрастают притоки мигрантов в разных странах. В связи с этим изучение явления миграции становится наиболее актуальной в рамках социологии, психологии, педагогики, экономики, политики и многого другого.
Решение проблемы интеграции и психологической адаптации детей- мигрантов в школе состоит в целенаправленном обучении их взаимодействию и сотрудничеству. Обучать детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в школе: это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических. В центре внимания должно стоять: формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовность к обсуждению проблемных ситуаций и умение находить конструктивные решения.
В ходе работы было выявлено, что исследования межличностных отношений детей подросткового возраста в смешанном по национальному признаку классе практически отсутствуют на сегодняшний день. Данные исследования способствовали бы более эффективному построению образовательного стандарта обучения в школе и внедрению новых социально-психологических технологий в программу обучения.
В теоретической части работы были раскрыты характеристики межличностных отношений детей подросткового возраста, выделены основные проблемы в адаптации детей-мигрантов, которые мешают успешному включению в различные виды образовательной, культурнодосуговой и социальной деятельности.
В ходе эмпирической части исследования гипотеза была подтверждена не полностью, так как конфликтов между детьми в силу различия культур не наблюдается, но присутствует избирательность в межэтнических отношениях со стороны детей коренного населения к детям-мигрантам.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2012. 363 с.
2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2010. 320 с.
3. Долгова В. И., Попова Е. В., Молоканов А. В. Психологопедагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 91-95. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95525.htm.
4. Дорошина И.Г. Авторская модификация социометрии // ООО Научноиздательский центр «Социосфера» 2010. С. 37-41.
5. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2010. 141 с.
6. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2012. 576 с.
7. Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320с.
8. Куликова Т.И. Подготовка студента-психолога к работе по
профилактике межэтнических подростковых конфликтов // Концепт. [Электронный ресурс]. 2013. № 04 (апрель). URL: http://e-
соисерйги/2013/13086.Йш
9. Куликова Т.И. Профилактика подростковых конфликтов на этнической
почве как детерминанта психологической безопасности образовательной среды // Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие профессиональных стандартов (Москва, 8-10 апреля 2014 г.):
Материалы VII Всероссийской науч.-практич. конф. - М.:
Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2014. C. 197-202.
10. Куликова Т.И. Психологическая культура классного руководителя как компонента профилактики межэтнических подростковых конфликтов // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс]. 2013. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru
11. Кун Д. Основы психологии. Большая энциклопедия психологии. М.: Прайм-Еврознак, 2012. 426 с.
12. Кучинская Н.Л. Проблема влияния межличностных взаимоотношений на формирование личности подростка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.
13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2008. 365 с.
14. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / ред. А.А.Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013 480 с.
15. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность / Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. Волгоград: Учитель, 2015. 123с....28