Введение
Глава 1. Исторические источники и историография по теме «Изучение программ политических партий России в начале XX века в школьном курсе истории» 6
1.1 Источниковая база по теме «Изучение программ политических партий
России в начале ХХ века в школьном курсе истории» 6
1.2 Историография по теме «Изучение программ политических партий России в начале XX века в школьном курсе истории» 27
Глава 2. Работа с историческими документами в рамках темы «Изучение программ политических партий России в начале XX века в школьном курсе истории» 31
2.1 Место темы в нормативных документах 31
2.2 Аграрный вопрос на страницах школьных учебников истории 43
2.3 Методические рекомендации по организации работы с документами 47
2.4 Анализ проведённой работы с документами 55
Заключение 60
Список источников и литературы 62
Приложение 68
Аграрный вопрос в России всегда стоял очень актуально. Большинство ее жителей столетия проживали на селе, а значит, напрямую были связаны с землей. И оттого, сколько у них было земли, как они ее обрабатывали, какой урожай они получали, зависело не только их благополучие, но и сама жизнь. Россия практически до XX века оставалась страной феодальной, где главной ценностью была земля. И сосредоточена она была в руках феодалов, российских дворян-помещиков. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году. Крестьяне земли практически не получили. Страна вступала в капитализм, оставаясь аграрной. Весь двадцатый век по существу был попыткой распределить землю по - справедливости, создать наиболее эффективное хозяйство.
Но и XXI век начался с попытки ответить на вопрос, что делать с землей: продавать, отдавать, оставить в собственности государства. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Работа помогает более подробно изучить данную тему в школе и вместе с тем освоить новые подходы в изучение политических документов. Также работа предоставляет возможность более детально рассмотреть политические документы и историографические источники, литературу.
Объект исследования: процесс преподавания темы «Изучение программ политических партий России начала XX века в школьном курсе истории»
Предмет исследования: инновационные подходы в преподавании истории в средней общеобразовательной школе
Гипотеза исследования заключается в том, что использование документов на уроках истории способствует реализации системно-деятельностного подхода и положительно влияет на развитие познавательных интересов и познавательной активности у школьников.
Цель работы: рассмотреть решение аграрного вопроса в программах политических партий в России начала XX века, разработать комплекс методических рекомендаций для учителей и учеников общеобразовательной школы по теме: «Изучение программ политических партий России в начале XX века в школьном курсе истории».
Задачи:
- изучить комплекс исторических документов и работ историков по данной теме
- проанализировать методические рекомендации по работе с источниками на уроках истории
- разработать методические рекомендации по данной теме применяемых на уроках истории в общеобразовательной школе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы (педагогический эксперимент);
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы при подготовке научных работ, а также дают возможность совершенствовать систему образовательной работы с детьми среднего школьного возраста по работе с документами на уроках истории. Методические наработки и рекомендации выпускной квалификационной работы можно предоставить учителям общеобразовательных школ на уроках истории в качестве вспомогательного или дополнительного материала.
Обобщенный и проанализированный исторический материал в данной дипломной работе, зачастую носит дискуссионный характер, а потому представляет интерес не только для специалистов, но и для всех, интере-сующихся историей Отечества.
Аппробация результатов исследования:
Основные положения выпускной квалификационной работы нашли отражение в серии уроков для учеников 9 классов в МБОУ «СОШ №40 им. В. Токарева»
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический аппарат.
Первая глава посвящена исследованию причин и предпосылок аграрного вопроса, также отражены особенности проведения реформы, проанализированы итоги .
Во второй главе проанализированы нормативные документы, учебная литература, а именно как освещена тема « Аграрного вопроса в программах политических партий» на их страницах. Освещены методические рекомендации по работе с документами как условия реализации системно-деятельностного подхода.
Заключение содержит общие выводы по теме исследования.
Таким образом, можно сделать вывод о том что, цель выпускной квалификационной работы исследовать методические разработки по теме «Изучение программ политических партий России в начале ХХ века», а именно решение аграрного вопроса, разработать серию уроков и методические рекомендации для учителей. Каждый урок была построен в соответствии с ФГОС, примерной общеобразовательной программой, календарной - тематическим планированием и поурочными рекомендациями. В ходе проведения урока были использованы такие методы и приемы работы как устный опрос обучающихся, беседа, демонстрация, работа с документом, метод обратной связи.
Были достигнуты и поставленные задачи.
- Исследован комплекс методических рекомендации по работе с документами на уроках истории в школе;
- Изучен комплекс исторических источников по теме: «Изучение программ политических партий России в начале ХХ века» и возможности применения их в общеобразовательной школе;
- Подготовлен комплекс методических рекомендаций по работе с документами по теме выпускной квалификационной работе, применяемых на уроках истории в общеобразовательной школе;
Была доказана гипотеза данной работы о том что, на уроке истории целесообразно использовать работу с документами по темы: «Изучение программ политических партий России в начале ХХ века», а именно решение аграрного вопроса. Использование такой работы позволят повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность ребят на уроках. В качестве наглядности на уроке был использован различный дополнительный материал: карточки, исторические источники, слайды презентации.
Посредством вовлечения учащихся в игровую, творческую деятельность удалось добиться реализации УУД и ожидаемых результатов.
Методическое сопровождение представляет собой теоретические рекомендации по работе с источниками, и непосредственно планы-конспекты уроков. Все источники классифицируются на группы для удобства работы с ними, для 9-х классов предпочтительно работать с источниками одного вида.
Таким образом, изучение аграрных преобразований через самостоятельную работу с документами позволяет развивать у учащихся универсальные учебные навыки, которые предусмотрены новыми образовательными стандартами. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.
1. Ленин В. И., Аграрная программа русской социал-демократии [Текст]: Полн. собр. соч., «Заря» 5 издание., т. 6. —№ 4—1902. —С.305-347.
2. Ленин В. И., К деревенской бедноте [Текст]: Полн. Собр. Соч., 5 издание., т.7 — М.: Издательство политической литературы, 1967. — С. 133-144
3. Ленин В. И., Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 годов [Текст]: Полн. Собр. Соч.,5 издание., т.
16. — М.: Издательство политической литературы, 1967. — С. 347-360.
4. Ленин В. И., Доклад по аграрному вопросу 28 апреля (11 мая), Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б) 24—29 апреля (7—12 мая) [Текст]: Полн. Собр. Соч., т. 31. — М.: Издательство политической литературы, 1917. — С. 416-422.
5. Ленин В. И., Материалы по пересмотру партийной программы[Текст]: Полн. Собр. Соч.,5 издание., т. 32. М.: Издательство политической литературы, 1967. — С. 393-400.
6. Ленин В. И., Доклад о партийной программе 19 марта. Доклад о работе
в деревне 23 марта, VIII съезд РКП (б) 18—23 марта [Текст]: Полн. Собр. Соч.,5 издание., т. 38. М.: Издательство политической литературы, 1919 . — С. 151-187.
7. Ленин В. И., О кооперации, там же, т. 45; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1—4, 7 изд., т.45. М.: Издательство политической литературы ,1954.— С. 202-220.
Научная и научно-публицистическая литература:
1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. [Текст]/ А.Я. Аврех - М.: «Политиздат», 1991. — С. 171-176.
2. Алферов М.С. Крестьянство в России [Текст] / М.С. Алферов// Новосибирск : Наука СО , 1958. —С. 59-63.
3. Анфимов А.М. Земельная аренда в России в начале XX века. [Текст]/ А. М. Анфилов // М.: Издательство АН СССР, 1961. —С. 164-170.
4. Анфимов А.М. Тень Столыпина над Россией. Отечественная история. [Текст] / А. М. Анфимов // История СССР. — 1991. — № 4. — С. 1-7.
5. Анфимов А.М. Столыпин и российское крестьянство. [Текст] / А.М. Анфилов // М.: ИРИ РАН, 2002. —С. 41-45.
6. Асалханов И.А. Сельское хозяйство России конца XIX -XX вв. [Текст]/ И.А. Асалханов //Новосибирск.: Наука СО, 1975. —С. 150-160.
7. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX - ХХв.в.) [Текст] /В.Б. Безгин// М.: Тамбов, МПГУ, 2004. — С. 13
8. Введенский И.Н. Частное землевладение в России Вопросы колонизации [Текст]/ И.Н. Введенский. - М.: ИРИ РАН. 2000.— № 10—С. 61-64.
9. Вощинин В.П. Колонизация О земле. [Текст]/ В.П. Вощинин- М.: Известия Алт. гос. ун-та, 1922. вып.3. —С. 30-57.
10. Вощинин В.П. Переселение О земле. [Текст]: сборник законов и распоряжений / В.П. Вощинин / М.: Известия Алт. гос. ун-та , 1921. вып.1. . —С. 11-16.
11. Вронский О.Г. Крестьянство и власть (1900-1922г.г). [Текст]: книга /О.Г. Вронский / Тула: Дрофа, 1993. —С. 100-137.
12. Вронский О.Г. Государственная власть России и крестьянская община в годы «великих потрясений» (1905-1917). [Текст]: книга / О.Г. Вронский/ М.: Рарус. 2000. — С. 200-223
13. Горюшкин Л.М. Аграрная политика Временного правительства и ее влияние на крестьянское движение в период двоевластие (март-июнь 1917г.). [Текст]/ Л.М. Горюшкин. Новосибирск.: РОССПЭН . —1980. —С.143-150.
14. Данилов В.П. Аграрная реформа и аграрная революция в России ( 1861¬2001)// Россия в ХХ веке-: Реформы и революции: в 2т. Т.1 [Текст]: хрестоматия / В.П. Данилов. - М.: Прогресс, — 1992. —С. 310-320.
15. Дубровский С.М. Столыпинская аграрная реформа. Капитализация сельского хозяйства в ХХ веке. [Текст]: книга /С.М. Дубровский.- М.: Прогресс, —1925. —С. 130-136.
16. Егоров В.К. Многоликая Россия: XX в .[Текст]: хрестоматия / В.К. Егоров.- М.: Воскресенье, 1998. —С. 125-130.
17. ЖиДков Г.П. Кабинетское землевладение. (1747-1917 гг.) [Текст] / Отв. ред. Л. М. Горюшкин; АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, (1747- 1917г.г). [Текст]: книга / Г.П. Жидков. - Новосибирск.: Знание 1973. — С.200-264.
18.Зырянов П.Н. Столыпин без легенд/ П.Н. Зырянов М.: Знание 1992. — С.64
19. Кабанов В.В. Крестьянская община и кооперация России XX в./ В.В. Кабанов М.: Мысль, 1997. —С. 109
20. Каблуков Н. О. Об условиях развития крестьянского хозяйства в России: очерки экономии землевладения и земледелия/ Н.О. Каблуков М.: Издание второе, 1908. — С. 210-245.
21. Казарезов В.В. Крестьянский вопрос в России ( конецХ1Х - первая четверть ХХв.в.) От древних славян до отмены крепостного права.[ Текст]:книга М.: Колос, 2003 т.1. —С. 464-509.
22. Карпов Н.Д. Аграрная политика Столыпина [Текст]: сборник научных трудов/ Н.Д. Карпов.- М.: Колос 1925. —С. 12-17.
23. Кауфман А.А. Переселение и колонизация : [С прил.] / А. А. Кауфман. - СПб. : Тип. т-ва "Общественная польза", 1905. - IX, 349, 81 с.: табл. - (Библиотека "Общественной Пользы"). - Ч. 1. Государство и
переселения. 1861-1894. Ч. 2. Переселения, их причины и значение для народного хозяйства, 1905. —С. 15-80.
24. Ковальченко И.Д. Столыпинская реформа. [Текст]: статьи на исторические темы /И.Д. Ковальченко. - М.: Наука, 1991. — № 2. —С. 115-137.
25. Малахинов П.И. О двух типах аграрной эволюции в России. [Текст]:. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во / П.И. Малахинов. М.: Наука, 1962. — С.267-280.
26. Огановский Н.П. Обновление земледельческой России и аграрная политика. Вып. 1. Население. Переселенческий вопрос. - М.: Задруга, 1914 (Саратов). - 200-335 с.
27. Огановский Н.П. Аграрный вопрос и кооперация. [Текст]: научный журнал / Н.П. Огановский. М.: научное наследие России , 1917. — С.98.
28. Сидельников С.М. Аграрная реформа Столыпина. [Текст]: сборник документов и материалов/ С.М. Сидельников М:. 2 изд ,1973. —С.50¬60.
29. Трапезников С.П. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос.[Текст]: сборник документов и материалов/ С.П.Трапезников М.: Изд 2-е т.2 1974. —С.80-81.
30. Тюкавкин В.Г., Щагин Э.М. Крестьянство России в период трех
революций.[Текст]: краткий очерк истории/ В.Г.Тюкавкин М.:
Просвещение, 1987. —С.20-85.
31. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. [Текст]: краткий очерк истории /В.Г. Тюкавкин М.:Просвещение , 2001. —С.190-210.
32. Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства. Крестьянское хозяйство: избранные труды/ под ред. Н.К. Фигуровской. [Текст]: монография М.: Наука , 1989. . —С.15-34.
33. Щагин Э. М. К спорам о воздействии столыпинской реформы на темпы аграрного сельского хозяйства России// Динамика и темпы аграрного развития России: инфраструктура и структура. М.: Наука, 2004. —С.71-74.
34. Лопаткин А.Н. Из истории разработки аграрной программы большевистской партии. [Текст]: материалы конференции /А.Н. Лопаткин М.: Наука, 1952. С.34-41
Учебно-методическая литература:
1. Алексашкина, Л.Н.Деятельностный подход в изучении истории в школе [Текст] / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С.8 - 15.
2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Педагогика, 2009. - 180 с.
3. БернаДский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. - М.: Знание, 2002. - 72 с.
4. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В.Брушлинский. - М.: Знание, 2004. - 96 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский.
- М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 315 с.
6. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. [Текст]/ Е.Е.Вязесмкий М.: Педагогика-Пресс, 2003. - 31с.
7. Вяземский Е.Е.,Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства.[Текст]/Е.Е. Вяземский, О.Ю.Стрелова.- М.: Знание, 2002. - 15-22 с.
8. Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5.-С. 30-35.
9. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А. А. Матюшкин - М.: Академия, 2006- 425 с.
10. Пушкарев, Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л.Н. Пушкарёв. — М.: Наука, 1975.-С.144-160.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. -185 с.
12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2012. —173 с.