Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение повседневной жизни в городах Западной Сибири в годы Первой мировой войны на уроках истории в старших классах

Работа №15464
Тип работыБакалаврская работа
Предметистория
Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава 1.Изменение повседневной жизни городского населения Западной
Сибири в годы в годы Первой мировой войны 6
1.1 Историография и источники изучения городов Западной Сибири в годы
Первой мировой войны 6
1.2 Формы выражения патриотизма 16
1.3 Воздействие первой мировой войны на жизнь городского населения Западной
Сибири 20
Глава 2. Методические основы изучения Первой мировой войны на уроках истории в средней школе 39
2.1 Методика изучения Первой мировой войны с использованием исторических
источников на уроках в средней школе 39
2.2 Анализ учебно-методического комплекса по теме «Тыл в годы Первой
мировой войны 46
2.3 Анализ проведенной работы 51
Заключение 54
Список источников и литературы 56
Приложения
Актуальность темы. Первая мировая война была событием огромного значения. По своим масштабам и последствиям она не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества. Война длилась 4 года, 3 месяца и 10 дней (с 1 августа 1914 г. до 11 ноября 1918 г.), охватив 38 государств, где проживало свыше 1,5 млрд. человек, или три четверти населения земного шара. В последние годы выявилось четко выраженное стремление российского общества к переосмыслению исторического опыта ушедшего столетия, уроков и итогов его этапных событий. На этом фоне закономерным представляется оживление интереса к изучению истории Первой мировой войны — глобального конфликта, резко изменившего вектор развития многих государств. Решающее значение Первая мировая война имела для нашей страны. Вступление в нее России потребовало колоссального напряжения всех ее материальных и людских ресурсов, что стало одной из важнейших причин глубочайших социально-экономических и политических катаклизмов в 1917 г. Изучение участия России в Первой мировой войне остается актуальной научной проблемой, несмотря на наметившуюся в последние годы активизацию усилий отечественных и зарубежных историков по анализу ее различных аспектов. К числу наиболее важных и не исследованных в достаточной степени тем относится состояние тыла в годы глобального конфликта. Отказ от чрезмерной идеологизации исторической науки и ее методологической заданности, вовлечение в научный оборот новых архивных материалов дают возможность не только существенно дополнить прежние подходы, но и в ряде случаев отказаться от некоторых устоявшихся воззрений на историю отечественной провинции периода Первой мировой войны. В этом отношении заслуживает внимания один из крупнейших регионов страны — Западная Сибирь. Именно годы Первой мировой войны стали временем, активно включившим край в общероссийское и мировое экономическое и политическое пространство. Массовые мобилизации в вооруженные силы, масштабные поставки продовольствия для нужд армии, промышленных центров и союзной Франции, подключение отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности для выполнения оборонных заказов, размещение военнопленных и беженцев — вот далеко неполный перечень функций западносибирского тыла страны, благодаря которым он стал участником не только общероссийских, но и глобальных социально-политических процессов. Изучение истории западносибирского тыла в годы войны важно и потому, что оно позволяет выявить не только специфику его развития, но и те общие проблемы внутренней жизни России, которые привели к общественным потрясениям.
Объект исследования: процесс изучения повседневной жизни Западной Сибири во время Первой мировой войны.
Предмет исследования: методические аспекты изучения повседневной жизни в городах Западной Сибири в годы Первой мировой войны на уроках истории в старших классах.
Цель данной работы: изучить методические условия, возможности изучения западносибиркого тыла и повседневную жизнь в городах Западной Сибири в годы Первой мировой войны на уроках истории в старших классах.
Задачи:
1. Проанализировать историко-педагогические и учебно-методические источники, рассмотреть историографию изучения темы.
2. Изучить повседневную жизнь в городах Западной Сибири в годы Первой мировой войны.
3. Рассмотреть методические рекомендации, технологии и приемы при изучении темы «Тыл в годы Первой мировой войны»
4. Проанализировать учебно- методические комплексы по теме «Тыл в годы Первой мировой войны»
Методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др. Теоретической основой исследования выступили труды таких авторов, как Агалаков В. Т., Агров А., Алексеева В.К., Алферов М.С. Аранович А.В. Волобуев П.В., Вронский О.Г., Гаврилов Л.М., Горелов Ю. П., Еремин И.А., Иконникова Т.Я., Клячкин В.Е., Лаверычев В.Я., Маниковский А.А., Самосудов В.М., Погребинский А.П., Шигалин Г. И. и др.
Эмпирическая основа исследования: рассмотреть методические рекомендации по организации уроков истории в старших классах, а также разработка конспектов занятии по истории в старших классах по темам Первой мировой войны.
Практическая значимость состоит в том, что результаты практической части исследования могут использоваться на уроках истории в старших классах.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
База исследования: МБОУ Паспартинская СОШ
В дипломной работе сделана попытка систематизировать материалы различных исторических источников о характере Первой мировой войны, ее основных этапах, о том, какие последствия имела эта кровопролитная война, как повлияли ее результаты на жизнь горожан Западной Сибири.
В практической части данной работы нами предложены различные приемы работы с материалами периодической печати на уроках истории. Во внимание были взяты исследования таких авторов как А. А. Вагин, Л. Н. Жиронкина, В. А. Зверев, Л. В. Исакова, Р. М. Кротов, О. М. Хлытина и др. Их работы объединяет общее представление о значимости исторических источников в изучении истории. Ведь они, в том числе и материалы периодической печати, способствуют историческому развитию учащихся, формируют более полные и прочные знания, развивают мышление учащихся, учат самостоятельно делать выводы и обобщения. Применение исторических источников на уроке истории отвечает современным потребностям общества, реализации задачи развивающего обучения (идею развития индивидуальности учащегося, его познавательного, творческого потенциала).
Учебно -методический комплекс тыла в годы Первой мировой войны, мы пришли к следующим выводам:
Учащиеся девятых и одиннадцатых классов в основном знакомятся с причинами Первой мировой войны, военными кампаниями, последствиями войны.
Повседневная жизнь на фронте и в тылу, во многом предопределившая социальные процессы послевоенного времени, фактически не рассматривается на уроках, скорее упоминается, чем изучается на конкретных «живых» примерах.
Сведения о положении городов изложены в одном либо двух предложениях.
Методический аппарат по данной проблематике в одних учебниках отсутствует, в других направлен на закрепление знаний об изменении отношений современников к войне.
Нами рассмотрены источники которые по сравнению с другими наиболее полно освещают тему положения горожан в годы Первой мировой войны: учебник Д. Д. Данилова «История России XX - начало XXI века» и Л. Н. Алексашкиной «История. Россия и мир в XX - начале XXI века», и так же Учебно¬методические пособия для учителей общеобразовательных учреждений «История и экономика Сибири» авторы: Варющенко В.И., Кузнецова Ф.С., Орлова М.Г. Новосибирск, 2005 г. и др.
В рассмотренных нами школьных учебниках историко-культурный стандарт (2014 г.) в полной мере по данной теме не реализован. Учебные пособия соответствую ФГОС.
С учетом рекомендаций приведенных выше авторов был разработаны варианты уроков по теме «Первая мировая война» на основе изучения исторических источников, проанализировали причины, ход событий Первой мировой войны и показали влияние войны на повседневную жизнь в городах Западной Сибири.
Данный урок был апробирован в 9 классе МБОУ "ПАСПАРТИНСКАЯ СОШ ИМ. А.Г.КАЛКИНА Итоги апробации позволили выявить, что цель урока была достигнута, но сценарий урока нуждается в некоторой корректировке в плане распределения времени.
Научная литература
1. Бахурин Ю. А. Вынужденные переселения из западных окраин России в
период Первой мировой войны (1914-1917 гг.): проблемы терминологии и причин [Текст] // Великая и забытая: материалы международной научно-практической конференции. Калининград - Гусев, 2013. С. 82-93;
2. Бердников Л. П. Из истории личных и ведомственных библиотек, а также
библиотек различных обществ. [Электронный ресурс]. Красноярск, 2003. URL: http://www.krasu.ru/exlibris/hist/hist5.html (дата обращения:
23.05.2018);
3. Буторина Н.М. Отношение к Первой мировой войне в массах, 1914-1916 гг. (по материалам омского жандармского управления) // Страницы методологии и истории. Омск, 2003. С.74.
4. Волков А. А. Демьян Бедный. Собрание сочинений в пяти томах
[Электронный ресурс] М., Т. 1, 1953. URL:
http://az.lib.ru/b/bednyj_d/text_0090.shtml (дата обращения: 30.05.2018).
5. Гармиза В. В. Курс экономики и организации городского хозяйства
[Электронный ресурс] М., 1951. URL:
http://bse.chemport.ru/veselovskij_boris_borisovich.shtml (дата обращения: 31.05.2018).
6. Гергилева А. И. Военнопленные Первой мировой войны на территории Сибири: [Текст] автореф. дис. ... канд. ист. наук. Красноярск, 2006. 22 с.
7. Голдин В. Н. Известный и неизвестный Кондратий Худяков [Электронный ресурс] Екатеринбург, 2014. URL: http://www.proza.ru/2014/06/04/365 (дата обращения: 31.05.2018).
8. Гутыра Т. Н. Помощь Сибири участникам Первой мировой [Электронный ресурс]. Новосибирск, 2014. URL: http://www.bsk.nios.ru/content/pomoshch- sibiri-uchastnikam-pervoy-mirovoy-0 (дата обращения: 31.05.2018);
9. Дворниченко А. Ю. Отечественная история (до 1917 г.). [Текст] М., 2002.
445 с.
10. Дымов В.Ю. Деятельность городов // Известия Всероссийского союза городов. 1915. №15. С.170.
11. Евдокимова Е. В. История сибирской журналистики (конец XVIII -
начало XXI вв.) [Электронный ресурс]. Новосибирск, 2013. URL:
http://lib.nspu.ru/views/library/7142/read.html (дата обращения: 31.05.2018);
12. Еремин И. А. Западносибирский тыл России в годы Первой мировой войны [Электронный ресурс]: автореф. Дис. док. ист. наук. Барнаул, 2006.
URL:http://cheloveknauka.com/zapadnosibirskiy-tyl-rossii-v-gody-pervoy- mirovoy-voyny (дата обращения: 30.05.2018). 408 с.
13. Жилякова Н. В. История дореволюционной журналистики в Сибири:
этапы исследования, новые направления // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 3 (15) С. 126. История сибирской печати XVIII - нач. XX вв: хрестоматия / сост. Л. С. Любимов. Иркутск, 2003. С. 27.
14. Жилякова Н. В. Введение «чужого текста» в структуру провинциальной газеты: цели, способы, источники перепечаток // Медиаскоп [Электронный ресурс]. Томск, 2011. № 3. URL:
http://www.mediascope.ru/node/895 (дата обращения: 29.05.2018).
15. Жилякова Н. В. История дореволюционной журналистики в Сибири:
этапы исследования, новые направления [Текст] // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 3 (15). С. 128.
16. Жилякова Н. В. Журналистика города Томска (XIX - начало XX в.): становление и развитие. Томск, 2011. С. 9; ее же. Журналистика Томской
губернии второй половины XIX - начала XX века: идея областничества: автореф. дис... докт. филол. наук. СПб., 2012. С. 23; ее же. Введение «чужого текста» в структуру провинциальной газеты: цели, способы, источники перепечаток // Медиаскоп [Электронный ресурс]. Томск, 2011. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/895 (дата обращения: 30.05.2018);
17. Зверев В.А., Кузнецов Ф.С. История Сибири: Хрестоматия по истории Сибири. Часть I: XVII- начало XX века. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО, 2003. - 296 с.:
18. Ищенко О.В. Настроения студенческой и учащейся молодежи Западной Сибири в годы Первой мировой войны [Текст] // Сборник научных трудов: Вып. 4. Омск, 2002. С.18-19.
19. Котович Л. В. Поиск «земель обетованных»: сибирские сельскохозяйственные журналы о переселении крестьян в Бразилию в начале XX в. // Восток-Запад: проблемы взаимодействия. Исторический, политический, социальный и религиозный аспекты. Новосибирск, 2013. Ч. 2. С. 74-81; её же: «Наш журнал найдет много друзей и помощников для борьбы на поприще сельского хозяйства - за процветание нашей Родины» // Журналистика в коммуникативной культуре современности: новые журналисты для новых медиа. Новосибирск, 2012. С. 48-49; её же: «Чтоб жить стало лучше»: крестьянские корреспонденты о переменах в деревне в начале XX в. // Вопросы истории Сибири. Омск, 2012. Вып. 5. С. 78-83; её же: «Не надо людей устраивать, а лишь помогать им устраиваться»: корреспонденты журнала «Сибирские вопросы» о мерах по борьбе с голодом. Тюмень, 2012. С. 341-343; Курцев А. Н. Беженцы первой мировой войны в России // Вопросы истории. 1999. № 8. С. 98-113; [Текст]
20. Лелько В.Д. Повседневность как предмет культурологического исследования [Текст] // День петербургской философии - 2002. СПб.,2002. С. 141-144.
21. Любимов Л. С. История сибирской печати. [Текст] Иркутск, 1982. С. 34¬35.
22. Меньщиков В.Н. К проблеме возникновения и развития патриотического движения в годы Первой мировой войны (на материалах Тобольском губернии) [Текст] // Политические партии, организации, движения в условиях кризисов, конфликтов и трансформации общества: опыт уходящего столетия. Омск, 2000. С.219.
23. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало ХХ в.) [Текст]. СПб., 1999. Т. 1. С. 342.
24. Миронов Б.Н. История России периода империи (XVIII - начало ХХ в.). СПб., 1999. Т. 1. С. 390.
25. Пивоваров Н. Ю., Рынков В. М. Сибирская кооперация в системе властных отношений в эпоху войн и революций 1914-1920 гг. [Электронный ресурс] // Власть и общество в Сибири в XX веке. Новосибирск, 2012. Вып. 3. С. 35-37. URL: http://zaimka.ru/pivovarov- rynkov-cooperative/ (дата обращения: 30.05.2018);
26. Полуаршинов А.В. Оказание помощи пострадавшим от войны населением и общественными организациями Омска (июль 1914-февраль 1917 гг.) [Текст] // Актуальные проблемы отечественной истории XVIII - XX вв. Омск, 2002. С.127
27. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX - XXI вв.: социальные теории и историографическая практика - [Текст] М.: Кругъ, 2011 - 560 с.; Концепция образовательной программы «Локальная история: [Текст] компаративные подходы и методы изучения»
28. Рынков В. М. Периодическая печать: место в системе исторических
источников [Электронный ресурс] // Отечественные архивы. 2010. № 3. URL: http://polit.ru/article/2010/08/09/periodika/ (дата обращения: 30.05.2018);
29. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России.
[Электронный ресурс] URL:
http://krotov.info/library/18_s/en/yavskaya_03.htm#111 (дата обращения: 15.05.2018)
30. Тихонова А. М. Беженцы Первой мировой войны [Электронный ресурс]. Н. Новгород. URL: http://www.svrt.ru/lib/savel-2013/tihonova.pdf (дата обращения: 16.05.2018); 182 с.
31. Тюльканова Е. И. Енисейская губерния в годы Первой мировой войны [Т ескт]Красноярск,2014 .URL: http: //kraevushka.livej ournal .com/500075.html (дата обращения: 27.05.2018);
32. Харусь О. А. Сибиртет как организационная форма актуализации региональной идентичности в условиях Первой мировой войны // Известия высших учебных заведений. 2014. № 1(29). С. 15-29; Шиловский М. В. Воздействие Первой мировой войны на общественно¬политическую жизнь Сибири // Сибирская заимка [Электронный ресурс]. Бийск - Горно-Алтайск, 2000. Вып. 4. URL: http://zaimka.ru/power/shilovski3.shtml (дата обращения: 23.05.2018);
33. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями. [Текст] Томск, 1966. С. 183.
34. Шиловский М. В. Первая мировая война 1914-1918 годов и Сибирь / отв. ред. В. П. Зиновьев; Рос. Акад. Наук, Сиб. отд-ние, Институт истории. [Текст] - Новосибирск: Автограф, 2015. 330 с.
35. Шиловский М.В. Воздействие Первой мировой войны на общественно-политическую жизнь Сибири. [Электронный ресурс] URL: http://www.zaimka.ru/power/shilovski3.shtml (дата обращения: 15.05.2019)
36. Шиловский М.В. Социально-политические процессы в сибирском городе во время Первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917г.). [Текст] Барнаул, 2005. С.287
37. Щербинин П. П. Алкоголь в повседневной жизни российской провинции в период первой мировой войны 1914-1918 годов [Текст] // Вестник Челябинского университета. Челябинск, 2003. № 2. С. 62-7
38. Яковенко А. В. Из истории сельскохозяйственной и кооперативной периодики Сибири начала XX в. [Электронный ресурс]. Новосибирск, 2009. Т. 8. Вып. 1. С. 2. URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1-4170/ (дата обращения: 23.05.2018); его же. Пропаганда сельскохозяйственных знаний в Сибири (по материалам специализированной периодики начала XX в.) [Электронный ресурс]. Новосибирск, 2010. С. 2. URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1-4175/ (дата обращения: 23.03.2018).
Методическая литература
39. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта [Текст] / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. - 2012. 123 c.
40. Биск И. Я. Методология истории: [Текст] курс лекций. Иваново, 2007. С. 75;
41. Вагин А. А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. [Текст] М., 1959. 439 с.
42. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе: учение о методах. [Текст] М., 1968. 431 с.
43. Гудков А. Н. Первая мировая война на уроках истории в старших классах [Текст] // Преподавание истории в школе. 2005. № 6. С. 43-62.
44. Жиронкина Л. Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории [Текст] // Преподавание истории в школе. 2005. № 9. С. 30-31;
45. Игнатова Е. В. Методические условия работы старшеклассников с
документами на уроках истории различной формы: на материале истории культуры и быта Отечества XX в. [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2006. URL:
http://www.dissercat.com/content/metodicheskie-usloviya-raboty-
starsheklassnikov -s-dokumentami- na- urokakh- istorii-дата обращения: 22.05.2018).
46. Исакова Л. В. Организация работы с материалами периодической печати на уроках гуманитарного цикла [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 21.1. С. 176-178. URL: http://www.moluch.ru/archive/80/13871/ (дата обращения: 22.05.2018);
47. Карелина Г. М. Формирование умений работы с альтернативными текстовыми источниками исторических знаний [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-umenii-raboty-s-
alternativnymi-tekstovymi-istochnikami-istoricheskikh-znanii- na#ixzz3P6eQjWnt (дата обращения: 22.05.18).
48. Кротов Р. М. Работа с историческими источниками на уроках истории: методические рекомендации [Электронный ресурс]. Мыски, 2012. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/02/11/rabota-s-istoricheskimi- istochnikami-na-urokakh-istorii (дата обращения: 22.05.2018);
49. Рабочая группа по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. [Текст] Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. С. 7-8. Сайт:
http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/
50. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // [Текст]
Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Текст] Сайт: http://минобрнауки. рф/documents/543
52. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом
познании: традиции и инновации [Электронный ресурс] // Омский научный вестник. 2008. № 6 (74). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-istochniki-v-uchebnom- istoricheskom-poznanii-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 22.05.18);
53. Яранцева Н. В. Особенности отбора учебных источников исторических
знаний в современных условиях [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: аспирантские тетради. СПб., 2006. № 23.
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otbora-uchebnyh-istochnikov- istoricheskih-znaniy-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 22.05.2018).
Источники
54. Брусилов А. А. Мои воспоминания. [Текст] М., 1963. С. 81-82, 83.
55. Кудрявцев Б. Г. Первенец частной сибирской печати газета «Амур» (1860-1862) [Текст]// Записки Иркутского областного краеведческого музея. Иркутск, 1961. Вып. 2. С. 55-87.
56. Сибирская жизнь. 1914. 11 окт.; [Текст] Сибирская жизнь. 1914. 5 нояб.; Омский вестник. 1914. 7 нояб.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность темы. Первая мировая война была событием огромного значения. По своим масштабам и последствиям она не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества. Война длилась 4 года, 3 месяца и 10 дней (с 1 августа 1914 г. до 11 ноября 1918 г.), охватив 38 государств, где проживало свыше 1,5 млрд. человек, или три четверти населения земного шара. В последние годы выявилось четко выраженное стремление российского общества к переосмыслению исторического опыта ушедшего столетия, уроков и итогов его этапных событий. На этом фоне закономерным представляется оживление интереса к изучению истории Первой мировой войны — глобального конфликта, резко изменившего вектор развития многих государств. Решающее значение Первая мировая война имела для нашей страны. Вступление в нее России потребовало колоссального напряжения всех ее материальных и людских ресурсов, что стало одной из важнейших причин глубочайших социально-экономических и политических катаклизмов в 1917 г. Изучение участия России в Первой мировой войне остается актуальной научной проблемой, несмотря на наметившуюся в последние годы активизацию усилий отечественных и зарубежных историков по анализу ее различных аспектов. К числу наиболее важных и не исследованных в достаточной степени тем относится состояние тыла в годы глобального конфликта. Отказ от чрезмерной идеологизации исторической науки и ее методологической заданности, вовлечение в научный оборот новых архивных материалов дают возможность не только существенно дополнить прежние подходы, но и в ряде случаев отказаться от некоторых устоявшихся воззрений на историю отечественной провинции периода Первой мировой войны. В этом отношении заслуживает внимания один из крупнейших регионов страны — Западная Сибирь. Именно годы Первой мировой войны стали временем, активно включившим край в общероссийское и мировое экономическое и политическое пространство. Массовые мобилизации в вооруженные силы, масштабные поставки продовольствия для нужд армии, промышленных центров и союзной Франции, подключение отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности для выполнения оборонных заказов, размещение военнопленных и беженцев — вот далеко неполный перечень функций западносибирского тыла страны, благодаря которым он стал участником не только общероссийских, но и глобальных социально-политических процессов. Изучение истории западносибирского тыла в годы войны важно и потому, что оно позволяет выявить не только специфику его развития, но и те общие проблемы внутренней жизни России, которые привели к общественным потрясениям.
Объект исследования: процесс изучения повседневной жизни Западной Сибири во время Первой мировой войны.
Предмет исследования: методические аспекты изучения повседневной жизни в городах Западной Сибири в годы Первой мировой войны на уроках истории в старших классах.
Цель данной работы: изучить методические условия, возможности изучения западносибиркого тыла и повседневную жизнь в городах Западной Сибири в годы Первой мировой войны на уроках истории в старших классах.
Задачи:
1. Проанализировать историко-педагогические и учебно-методические источники, рассмотреть историографию изучения темы.
2. Изучить повседневную жизнь в городах Западной Сибири в годы Первой мировой войны.
3. Рассмотреть методические рекомендации, технологии и приемы при изучении темы «Тыл в годы Первой мировой войны»
4. Проанализировать учебно- методические комплексы по теме «Тыл в годы Первой мировой войны»
Методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др. Теоретической основой исследования выступили труды таких авторов, как Агалаков В. Т., Агров А., Алексеева В.К., Алферов М.С. Аранович А.В. Волобуев П.В., Вронский О.Г., Гаврилов Л.М., Горелов Ю. П., Еремин И.А., Иконникова Т.Я., Клячкин В.Е., Лаверычев В.Я., Маниковский А.А., Самосудов В.М., Погребинский А.П., Шигалин Г. И. и др.
Эмпирическая основа исследования: рассмотреть методические рекомендации по организации уроков истории в старших классах, а также разработка конспектов занятии по истории в старших классах по темам Первой мировой войны.
Практическая значимость состоит в том, что результаты практической части исследования могут использоваться на уроках истории в старших классах.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
База исследования: МБОУ Паспартинская СОШ

В дипломной работе сделана попытка систематизировать материалы различных исторических источников о характере Первой мировой войны, ее основных этапах, о том, какие последствия имела эта кровопролитная война, как повлияли ее результаты на жизнь горожан Западной Сибири.
В практической части данной работы нами предложены различные приемы работы с материалами периодической печати на уроках истории. Во внимание были взяты исследования таких авторов как А. А. Вагин, Л. Н. Жиронкина, В. А. Зверев, Л. В. Исакова, Р. М. Кротов, О. М. Хлытина и др. Их работы объединяет общее представление о значимости исторических источников в изучении истории. Ведь они, в том числе и материалы периодической печати, способствуют историческому развитию учащихся, формируют более полные и прочные знания, развивают мышление учащихся, учат самостоятельно делать выводы и обобщения. Применение исторических источников на уроке истории отвечает современным потребностям общества, реализации задачи развивающего обучения (идею развития индивидуальности учащегося, его познавательного, творческого потенциала).
Учебно -методический комплекс тыла в годы Первой мировой войны, мы пришли к следующим выводам:
Учащиеся девятых и одиннадцатых классов в основном знакомятся с причинами Первой мировой войны, военными кампаниями, последствиями войны.
Повседневная жизнь на фронте и в тылу, во многом предопределившая социальные процессы послевоенного времени, фактически не рассматривается на уроках, скорее упоминается, чем изучается на конкретных «живых» примерах.
Сведения о положении городов изложены в одном либо двух предложениях.
Методический аппарат по данной проблематике в одних учебниках отсутствует, в других направлен на закрепление знаний об изменении отношений современников к войне.
Нами рассмотрены источники которые по сравнению с другими наиболее полно освещают тему положения горожан в годы Первой мировой войны: учебник Д. Д. Данилова «История России XX - начало XXI века» и Л. Н. Алексашкиной «История. Россия и мир в XX - начале XXI века», и так же Учебно¬методические пособия для учителей общеобразовательных учреждений «История и экономика Сибири» авторы: Варющенко В.И., Кузнецова Ф.С., Орлова М.Г. Новосибирск, 2005 г. и др.
В рассмотренных нами школьных учебниках историко-культурный стандарт (2014 г.) в полной мере по данной теме не реализован. Учебные пособия соответствую ФГОС.
С учетом рекомендаций приведенных выше авторов был разработаны варианты уроков по теме «Первая мировая война» на основе изучения исторических источников, проанализировали причины, ход событий Первой мировой войны и показали влияние войны на повседневную жизнь в городах Западной Сибири.
Данный урок был апробирован в 9 классе МБОУ "ПАСПАРТИНСКАЯ СОШ ИМ. А.Г.КАЛКИНА Итоги апробации позволили выявить, что цель урока была достигнута, но сценарий урока нуждается в некоторой корректировке в плане распределения времени.



Научная литература
1. Бахурин Ю. А. Вынужденные переселения из западных окраин России в
период Первой мировой войны (1914-1917 гг.): проблемы терминологии и причин [Текст] // Великая и забытая: материалы международной научно-практической конференции. Калининград - Гусев, 2013. С. 82-93;
2. Бердников Л. П. Из истории личных и ведомственных библиотек, а также
библиотек различных обществ. [Электронный ресурс]. Красноярск, 2003. URL: http://www.krasu.ru/exlibris/hist/hist5.html (дата обращения:
23.05.2018);
3. Буторина Н.М. Отношение к Первой мировой войне в массах, 1914-1916 гг. (по материалам омского жандармского управления) // Страницы методологии и истории. Омск, 2003. С.74.
4. Волков А. А. Демьян Бедный. Собрание сочинений в пяти томах
[Электронный ресурс] М., Т. 1, 1953. URL:
http://az.lib.ru/b/bednyj_d/text_0090.shtml (дата обращения: 30.05.2018).
5. Гармиза В. В. Курс экономики и организации городского хозяйства
[Электронный ресурс] М., 1951. URL:
http://bse.chemport.ru/veselovskij_boris_borisovich.shtml (дата обращения: 31.05.2018).
6. Гергилева А. И. Военнопленные Первой мировой войны на территории Сибири: [Текст] автореф. дис. ... канд. ист. наук. Красноярск, 2006. 22 с.
7. Голдин В. Н. Известный и неизвестный Кондратий Худяков [Электронный ресурс] Екатеринбург, 2014. URL: http://www.proza.ru/2014/06/04/365 (дата обращения: 31.05.2018).
8. Гутыра Т. Н. Помощь Сибири участникам Первой мировой [Электронный ресурс]. Новосибирск, 2014. URL: http://www.bsk.nios.ru/content/pomoshch- sibiri-uchastnikam-pervoy-mirovoy-0 (дата обращения: 31.05.2018);
9. Дворниченко А. Ю. Отечественная история (до 1917 г.). [Текст] М., 2002.
445 с.
10. Дымов В.Ю. Деятельность городов // Известия Всероссийского союза городов. 1915. №15. С.170.
11. Евдокимова Е. В. История сибирской журналистики (конец XVIII -
начало XXI вв.) [Электронный ресурс]. Новосибирск, 2013. URL:
http://lib.nspu.ru/views/library/7142/read.html (дата обращения: 31.05.2018);
12. Еремин И. А. Западносибирский тыл России в годы Первой мировой войны [Электронный ресурс]: автореф. Дис. док. ист. наук. Барнаул, 2006.
URL:http://cheloveknauka.com/zapadnosibirskiy-tyl-rossii-v-gody-pervoy- mirovoy-voyny (дата обращения: 30.05.2018). 408 с.
13. Жилякова Н. В. История дореволюционной журналистики в Сибири:
этапы исследования, новые направления // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 3 (15) С. 126. История сибирской печати XVIII - нач. XX вв: хрестоматия / сост. Л. С. Любимов. Иркутск, 2003. С. 27.
14. Жилякова Н. В. Введение «чужого текста» в структуру провинциальной газеты: цели, способы, источники перепечаток // Медиаскоп [Электронный ресурс]. Томск, 2011. № 3. URL:
http://www.mediascope.ru/node/895 (дата обращения: 29.05.2018).
15. Жилякова Н. В. История дореволюционной журналистики в Сибири:
этапы исследования, новые направления [Текст] // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 3 (15). С. 128.
16. Жилякова Н. В. Журналистика города Томска (XIX - начало XX в.): становление и развитие. Томск, 2011. С. 9; ее же. Журналистика Томской
губернии второй половины XIX - начала XX века: идея областничества: автореф. дис... докт. филол. наук. СПб., 2012. С. 23; ее же. Введение «чужого текста» в структуру провинциальной газеты: цели, способы, источники перепечаток // Медиаскоп [Электронный ресурс]. Томск, 2011. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/895 (дата обращения: 30.05.2018);
17. Зверев В.А., Кузнецов Ф.С. История Сибири: Хрестоматия по истории Сибири. Часть I: XVII- начало XX века. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО, 2003. - 296 с.:
18. Ищенко О.В. Настроения студенческой и учащейся молодежи Западной Сибири в годы Первой мировой войны [Текст] // Сборник научных трудов: Вып. 4. Омск, 2002. С.18-19.
19. Котович Л. В. Поиск «земель обетованных»: сибирские сельскохозяйственные журналы о переселении крестьян в Бразилию в начале XX в. // Восток-Запад: проблемы взаимодействия. Исторический, политический, социальный и религиозный аспекты. Новосибирск, 2013. Ч. 2. С. 74-81; её же: «Наш журнал найдет много друзей и помощников для борьбы на поприще сельского хозяйства - за процветание нашей Родины» // Журналистика в коммуникативной культуре современности: новые журналисты для новых медиа. Новосибирск, 2012. С. 48-49; её же: «Чтоб жить стало лучше»: крестьянские корреспонденты о переменах в деревне в начале XX в. // Вопросы истории Сибири. Омск, 2012. Вып. 5. С. 78-83; её же: «Не надо людей устраивать, а лишь помогать им устраиваться»: корреспонденты журнала «Сибирские вопросы» о мерах по борьбе с голодом. Тюмень, 2012. С. 341-343; Курцев А. Н. Беженцы первой мировой войны в России // Вопросы истории. 1999. № 8. С. 98-113; [Текст]
20. Лелько В.Д. Повседневность как предмет культурологического исследования [Текст] // День петербургской философии - 2002. СПб.,2002. С. 141-144.
21. Любимов Л. С. История сибирской печати. [Текст] Иркутск, 1982. С. 34¬35.
22. Меньщиков В.Н. К проблеме возникновения и развития патриотического движения в годы Первой мировой войны (на материалах Тобольском губернии) [Текст] // Политические партии, организации, движения в условиях кризисов, конфликтов и трансформации общества: опыт уходящего столетия. Омск, 2000. С.219.
23. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало ХХ в.) [Текст]. СПб., 1999. Т. 1. С. 342.
24. Миронов Б.Н. История России периода империи (XVIII - начало ХХ в.). СПб., 1999. Т. 1. С. 390.
25. Пивоваров Н. Ю., Рынков В. М. Сибирская кооперация в системе властных отношений в эпоху войн и революций 1914-1920 гг. [Электронный ресурс] // Власть и общество в Сибири в XX веке. Новосибирск, 2012. Вып. 3. С. 35-37. URL: http://zaimka.ru/pivovarov- rynkov-cooperative/ (дата обращения: 30.05.2018);
26. Полуаршинов А.В. Оказание помощи пострадавшим от войны населением и общественными организациями Омска (июль 1914-февраль 1917 гг.) [Текст] // Актуальные проблемы отечественной истории XVIII - XX вв. Омск, 2002. С.127
27. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX - XXI вв.: социальные теории и историографическая практика - [Текст] М.: Кругъ, 2011 - 560 с.; Концепция образовательной программы «Локальная история: [Текст] компаративные подходы и методы изучения»
28. Рынков В. М. Периодическая печать: место в системе исторических
источников [Электронный ресурс] // Отечественные архивы. 2010. № 3. URL: http://polit.ru/article/2010/08/09/periodika/ (дата обращения: 30.05.2018);
29. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России.
[Электронный ресурс] URL:
http://krotov.info/library/18_s/en/yavskaya_03.htm#111 (дата обращения: 15.05.2018)
30. Тихонова А. М. Беженцы Первой мировой войны [Электронный ресурс]. Н. Новгород. URL: http://www.svrt.ru/lib/savel-2013/tihonova.pdf (дата обращения: 16.05.2018); 182 с.
31. Тюльканова Е. И. Енисейская губерния в годы Первой мировой войны [Т ескт]Красноярск,2014 .URL: http: //kraevushka.livej ournal .com/500075.html (дата обращения: 27.05.2018);
32. Харусь О. А. Сибиртет как организационная форма актуализации региональной идентичности в условиях Первой мировой войны // Известия высших учебных заведений. 2014. № 1(29). С. 15-29; Шиловский М. В. Воздействие Первой мировой войны на общественно¬политическую жизнь Сибири // Сибирская заимка [Электронный ресурс]. Бийск - Горно-Алтайск, 2000. Вып. 4. URL: http://zaimka.ru/power/shilovski3.shtml (дата обращения: 23.05.2018);
33. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями. [Текст] Томск, 1966. С. 183.
34. Шиловский М. В. Первая мировая война 1914-1918 годов и Сибирь / отв. ред. В. П. Зиновьев; Рос. Акад. Наук, Сиб. отд-ние, Институт истории. [Текст] - Новосибирск: Автограф, 2015. 330 с.
35. Шиловский М.В. Воздействие Первой мировой войны на общественно-политическую жизнь Сибири. [Электронный ресурс] URL: http://www.zaimka.ru/power/shilovski3.shtml (дата обращения: 15.05.2019)
36. Шиловский М.В. Социально-политические процессы в сибирском городе во время Первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917г.). [Текст] Барнаул, 2005. С.287
37. Щербинин П. П. Алкоголь в повседневной жизни российской провинции в период первой мировой войны 1914-1918 годов [Текст] // Вестник Челябинского университета. Челябинск, 2003. № 2. С. 62-7
38. Яковенко А. В. Из истории сельскохозяйственной и кооперативной периодики Сибири начала XX в. [Электронный ресурс]. Новосибирск, 2009. Т. 8. Вып. 1. С. 2. URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1-4170/ (дата обращения: 23.05.2018); его же. Пропаганда сельскохозяйственных знаний в Сибири (по материалам специализированной периодики начала XX в.) [Электронный ресурс]. Новосибирск, 2010. С. 2. URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1-4175/ (дата обращения: 23.03.2018).
Методическая литература
39. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта [Текст] / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. - 2012. 123 c.
40. Биск И. Я. Методология истории: [Текст] курс лекций. Иваново, 2007. С. 75;
41. Вагин А. А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. [Текст] М., 1959. 439 с.
42. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе: учение о методах. [Текст] М., 1968. 431 с.
43. Гудков А. Н. Первая мировая война на уроках истории в старших классах [Текст] // Преподавание истории в школе. 2005. № 6. С. 43-62.
44. Жиронкина Л. Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории [Текст] // Преподавание истории в школе. 2005. № 9. С. 30-31;
45. Игнатова Е. В. Методические условия работы старшеклассников с
документами на уроках истории различной формы: на материале истории культуры и быта Отечества XX в. [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2006. URL:
http://www.dissercat.com/content/metodicheskie-usloviya-raboty-
starsheklassnikov -s-dokumentami- na- urokakh- istorii-дата обращения: 22.05.2018).
46. Исакова Л. В. Организация работы с материалами периодической печати на уроках гуманитарного цикла [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 21.1. С. 176-178. URL: http://www.moluch.ru/archive/80/13871/ (дата обращения: 22.05.2018);
47. Карелина Г. М. Формирование умений работы с альтернативными текстовыми источниками исторических знаний [Электронный ресурс]: автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-umenii-raboty-s-
alternativnymi-tekstovymi-istochnikami-istoricheskikh-znanii- na#ixzz3P6eQjWnt (дата обращения: 22.05.18).
48. Кротов Р. М. Работа с историческими источниками на уроках истории: методические рекомендации [Электронный ресурс]. Мыски, 2012. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/02/11/rabota-s-istoricheskimi- istochnikami-na-urokakh-istorii (дата обращения: 22.05.2018);
49. Рабочая группа по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. [Текст] Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. С. 7-8. Сайт:
http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/
50. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // [Текст]
Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Текст] Сайт: http://минобрнауки. рф/documents/543
52. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом
познании: традиции и инновации [Электронный ресурс] // Омский научный вестник. 2008. № 6 (74). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-istochniki-v-uchebnom- istoricheskom-poznanii-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 22.05.18);
53. Яранцева Н. В. Особенности отбора учебных источников исторических
знаний в современных условиях [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: аспирантские тетради. СПб., 2006. № 23.
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otbora-uchebnyh-istochnikov- istoricheskih-znaniy-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 22.05.2018).
Источники
54. Брусилов А. А. Мои воспоминания. [Текст] М., 1963. С. 81-82, 83.
55. Кудрявцев Б. Г. Первенец частной сибирской печати газета «Амур» (1860-1862) [Текст]// Записки Иркутского областного краеведческого музея. Иркутск, 1961. Вып. 2. С. 55-87.
56. Сибирская жизнь. 1914. 11 окт.; [Текст] Сибирская жизнь. 1914. 5 нояб.; Омский вестник. 1914. 7 нояб.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.