ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Коммуникативная компетенция: понятие, компоненты, факторы
развития 8
1.2. Специфика психического и личностного развития детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Особенности развития коммуникативной компетенции детей
старшего дошкольного возраста 17
1.4. Методы и средства развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной
организации 20
1.5. Возможности проектной деятельности в развитии коммуникативной компетенции дошкольников 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 37
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы в
рамках проекта по формированию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста 45
2.4. Изучение эффективности работы по развитию коммуникативной
компетенции детей старшего дошкольного возраста в проектной
деятельности 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Современное общество нуждается в инициативной молодежи, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, понимающей как найти «свое место», восстановить духовную культуру. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные образовательные организации возлагается особая ответственность по развитию таких качеств подрастающего поколения [3].
Модернизация российского образования предполагает в качестве одного из основных критериев эффективности образовательного процесса в дошкольной организации развитие познавательных и коммуникативных способностей личности.
Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть не только коммуникативными навыками, но и коммуникативной культурой. Несовершенство коммуникативных умений не обеспечивает процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение ребенка.
Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом - в конструировании содержания образования и систем контроля его качества - на систему компетенций. Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности личности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности [37, с. 144]. В состав ключевых образовательных компетенций включена, в том числе коммуникативная компетенция.
В связи с этим проблема развития коммуникативной компетенции ребенка во взаимодействии с окружающим его миром становится особо актуальной на современном этапе.
Данная проблема явилась предметом изучения отечественных и зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, А.Б. Добрович, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Ф. Хопкинса и др. Подчеркивается, что развитие коммуникативной компетенции - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Однако анализ психолого-педагогических исследований показал, что в сложившейся образовательной практике до сих пор проблема развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста глубоко и качественно не исследовалась, что приводит к отсутствию системы целенаправленного развития данного вида компетенции, также отмечается дефицит технологий, способствующих эффективному развитию коммуникативной компетенции дошкольников.
Между тем, коммуникативная деятельность, являясь в старшем дошкольном возрасте одной из значимых, не будучи целенаправленно организована, существенно затрудняет социальную адаптацию ребенка в среде сверстников и социуме в целом.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между реальной необходимостью развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста, и недостаточной представленностью в практике дошкольного образования эффективных способов ее развития.
Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему, связанную с необходимостью обснования эффективных способов развития коммуникативной компетенции старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: изучить возможности развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
1.1. Проанализировать понятие «коммуникативная компетенция».
1.2. Выделить особенности развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Рассмотреть возможности проектной деятельности в развитии коммуникативной компетенции детей.
2. Подобрать методы диагностики коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
3. Эмпирическим путем изучить особенности развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и внедрить в образовательный процесс направления и содержание психолого-педагогической работы в рамках проекта по формированию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
5. Изучить эффективность проделанной работы.
Объект исследования: коммуникативная компетенция детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что метод проектной деятельности является эффективным способом, позволяющим обеспечить развитие таких личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, как умение работать в команде, умение согласовывать свои действия с действиями других, проявлять инициативу в общении, следовательно, будет способствовать развитию коммуникативной компетенции детей.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика наблюдения за общением ребенка со сверстниками (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова), направленная на выявление уровня развития коммуникативных навыков детей.
2. Методика изучения общительности как характеристики личности дошкольника в процессе наблюдения (Н.П. Шитякова).
База исследования: данное исследование проводилось в детском дошкольном учреждении комбинированной направленности.
Научная новизна исследования:
• установлено, что к особенностям развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста относятся: инициативность, чувствительность по отношению к сверстникам, контактность, эмпатия, потребность в общении, понимание другого человека, владение элементарными средствами общения.
• доказано, что метод проектной деятельности является эффективным средством развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста(умения работать в команде, согласовывать свои действия с действиями других, проявлять инициативу в общении).
Развитие коммуникативной компетенции помогает ребенку стать успешным в социальной среде, реализовать себя в любой сфере. Сейчас в нашем изменчивом мире очень востребованы специалисты, умело владеющие коммуникативными навыками: продуктивно-мыслящие,
умеющие творчески и нестандартно подходить к решению поставленных задач, умеющие донести свою точку зрения до партнера.
В ходе проведенного исследования нами решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты проблемы развития
коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
2. Проанализировано понятие «коммуникативная компетенция».
3. Выделены особенности развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
4. Рассмотрены возможности проектной деятельности в развитии коммуникативной компетенции детей.
5. Подобраны методы диагностики коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
6. Эмпирическим путем изучены особенности развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
7. Разработаны и внедрены в образовательный процесс направления и содержание психолого-педагогической работы в рамках проекта «Куда течет Енисей?» по развитиию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Решение указанных задач позволило подтвердить эффективность проведенной работы. Разработанный проект «Куда течет Енисей?» позволил обеспечить развитие таких личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, как умение работать в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями других, умение сопереживать и прийти на помощь, умение владеть своими чувствами и эмоциями, умение находить решения конфликтных ситуаций, проявлять инициативу в общении, вести диалог, отстаивать и выражать свое мнение.
Наблюдаемыми положительными результатами работы также явдяются:
• развитие самостоятельности, ответственности детей;
• умение отстаивать свою точку зрения, умения слышать и принимать точку зрения собеседника;
• умение взаимовыгодно решать конфликтные ситуации;
• умения пользоваться разнообразными речевыми средствами.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что включение проектной деятельности в образовательный процесс является эффективным способом развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
Разработанный проект «Куда течет Енисей?», по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста, может быть использован педагогами дошкольного учреждения для психологической подготовки к школе.
Нами также определены необходимые условия для успешного развития коммуникативной компетенции:
• групповая работа или работа в паре;
• творческий подход к образовательной деятельности ;
• использование игры в процессе обучения;
• использование пословиц, поговорок;
• необходимость учитывать при обучении способности каждого ребенка и использование дифференциального подхода.
В результате использования проектной деятельности:
• развивается активность учащихся, что помогает формированию самостоятельности;
• формируются умения поиска и отбора необходимой информации;
- формируются коммуникативные навыки: умение слышать и понимать собеседника, планировать и уметь сотрудничать при совместной деятельности, уметь решать конфликтные ситуации, правильно выражать свои мысли и эмоции, уважать партнера и его точку зрения.
1. Авагян М.С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). Новосибирск: СибАК, 2015.
2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2001.
3. Арушанова А.Г. Истоки диалога. М.: Просвещение, 2004. 305 с.
4. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей
дошкольника: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011 (Модули
Программы ДОУ).
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод.пособие для воспитателя.- 2е изд., испр. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.:Питер,2008. 396.с.
7. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. № 1,с. 3 - 8.
8. Васильева М.А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа
воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. М.:
МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012.
9. Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. 2003. №2. С. 12-16.
10. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.:АРКТИ, 2004, с. 96.
11. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004.
12. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования
коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск, 2010. 39 с.
13. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. 2е изд. М.: Педагогическое общество России, 2000. 118 с.
14. Дубинина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений М.: Книголюб, 2006. 176 с....50