Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение деятельности Н.С. Хрущева на уроках истории в школе

Работа №15513

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
819
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Источники и историография о политической деятельности Н.С. Хрущева 6
1.1 Источниковая база изучаемого вопроса 6
1.2 Политическая деятельность Н.С. Хрущева в отечественной историографии 18
Глава 2. Изучение политической деятельности Н.С. Хрущева на уроках истории в школе 22
2.1. Анализ освещения деятельности Н.С. Хрущева в учебниках 22
2.2. Методические рекомендации по изучению политической деятельности Н.С. Хрущева на уроках истории в школе 27
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложения 51


Актуальность дипломного исследования.
Развитие отечественной исторической науки на рубеже ХХ-ХХ1 вв. отмечено рядом принципиально важных тенденций - заметным расширением спектра исследований, постановкой новых научных проблем и радикальным обновлением теоретико-методологического инструментария. В последние годы этап лихорадочного стирания «белых пятен» в истории России XX века, некоторое время преобладавшего в историографии, сменился глубокой научной проработкой сущностных вопросов. В этом контексте одной из актуальных задач является изучение деятельности Н.С. Хрущева.
В свое время по политическим мотивам из научного оборота, из народной памяти на целые десятилетия были изъяты десятки, если не сотни исторических персонажей. В их число попали не только открытые противники правящей власти, но даже многие субъекты этой власти, упоминание о которых по тем или иным конъюнктурным соображениям было нежелательно новому поколению политических руководителей Советского Союза.
Эту участь разделил и Н.С. Хрущев. Его роль, как одного из политических деятелей, в истории нашего государства долгое время искажалась или о ней не упоминалось вообще. Жизнь Н.С. Хрущева окончилась почти незаметно. Задержка сообщения о смерти почти на двое суток, вызванная, надо полагать, потребностью в тщательной отработке и согласовании формулировок, а вероятно, и расчетом - не успеют еще люди, которые из чувства признательности или любопытства захотели бы присутствовать на похоронах, сообразить, а оно уже произойдет; так и случилось». Это как раз и выражалось в умалчивании фактов касающихся его деятельности. Таким образом, происходило преувеличение ошибок Хрущева, и вместе с тем перечеркивание, отрицание того главного, позитивного, что он сделал.
Однако общество вправе иметь полную, без прикрас информацию о своем прошлом, о тех, кто определял вектор и особенности развития страны.
С развитием либерализации всей общественной жизни в РФ созданы благоприятные условия для привлечения всех ранее закрытых документальных материалов. Это позволяет по-новому осмыслить сложность внутриполитической обстановки в СССР 1950-х - начала 1960-х гг., понять ход процесса десталинизации и реформирования всех сфер жизни советского общества, роль и место Н.С. Хрущева в этом процессе.
Время Хрущева - один из наиболее значимых и непростых периодов нашей истории. Значимых - потому что непосредственно перекликается с идущей сейчас в стране перестройкой, с нынешним процессом демократизации. Непростых - потому что касается десятилетия, которое поначалу называлось "славным", а потом было осуждено как период "волюнтаризма" и "субъективизма". В то время состоялись XX и XXII съезды партии, отразившие острые политические борения и определившие новый курс страны.
Объектом дипломного исследования является процесс изучения общественно-политической деятельности Н.С. Хрущева на уроках истории.
Предметом нашей работы являются методические приёмы изучения деятельности Н.С. Хрущева на уроках истории.
Цель работы: разработать комплекс методических рекомендаций по изучению деятельности Н.С. Хрущева на уроках истории.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать источники и историографию по указанной теме.
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекса по теме исследования.
3. Разработать методические рекомендации для преподавания данной темы на уроках истории в общеобразовательной школе.
При написании дипломного исследования были использованы следующие методы:
а) анализ историографии по вопросу исследования;
б) обобщение;
в) сравнение;
г) анализ фрагментов исторических документов.
Практическая значимость - материалы дипломного исследования могут быть интересны историкам, так как изучение деятельности Н.С. Хрущева является одной из актуальных задач современной исторической науки, и позволяет историкам полнее и всесторонне анализировать основания возникновения советского государства, которые привели к значительным изменениям в жизни России. Кроме того, материалы дипломной работы можно использовать на уроках истории в качестве лекционного материала.
Структура работы - дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении изложены актуальность работы, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, методы исследования, практическая значимость, историография и источниковая база.
В заключении приведены выводы по проделанной работе. Список использованной литературы включает в себя 50 источников.
В приложениях представлена разработка двух конспектов уроков истории. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, анализ отечественной историографии показал, что в отечественной исторической науке до начала перестроечного периода период правления Н.С. Хрущева рассматривается в общих работах, таких как учебники по истории СССР, работы, посвященные исторической науке и историографии в СССР и т.п. Однако в них личность Н.С. Хрущева упоминается только в связи с утверждением его на должность председателя Совета Министров на сессии Верховного Совета СССР в 1958 году.
Не показаны в учебниках и события Июньского Пленума ЦК КПСС 1957 года, на котором такие политические деятели, как В.М. Молотов, Л.М. Каганович и Г.М. Маленков предприняли попытку сместить Н. С. Хрущева с занимаемых постов. А смещение Н.С. Хрущева в октябре 1964 года со всех занимаемых постов вообще не упоминается.
Внутренняя политика и те изменения, которые происходили в период правления Н.С. Хрущева, в учебниках не связываются с его именем, а сама его личность почти не упоминается.
Если в учебниках по истории СССР личность Н.С. Хрущева иногда упоминалась, то в работе Б.И. Марушкина период правления Н.С. Хрущев а не указывается. Рассматриваются проблемы Второй мировой войны, участие СССР в войне с Японией и после этого начинается новый параграф со времени правления Л.И. Брежнева.
Таким образом, внутренняя политика Н.С. Хрущева в советской историографии 1964-1985 гг. не связывается с его именем. Все реформы, которые происходили во время правления Н.С. Хрущева, показаны как преобразования КПСС или же государственных структур. В работах рассматривается годы правления И.В. Сталина и Л.И. Брежнева, а Н.С.
Хрущев только упоминается как председатель Совета Министров или же его деятельность замалчивается.
Анализ освещения темы в современных школьных учебниках, таких как:
1. Учебник «История России. 1945-2008. 11 класс» под ред. А.А. Данилова (2009 г.);
2. Учебник «История России и мир в XX - начале XXI века. 11 класс» под ред. Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной (2010 г.);
3. Учебник «История. Конец XIX - начало ХХ века». 11 класс под редакцией Н.В. Загладина, Ю.А. Петрова (2014 г.) - показал, что тема «Изучение деятельности Н.С. Хрущева на уроках истории в школе» в представленных учебниках истории за 11 класс представлена довольно скудно и ее необходимо дополнить следующими темами:
1) Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева;
2) Внешняя политика СССР во времена правления Н.С. Хрущева.
Для того, чтобы учащиеся более эффективно смогли усвоить материал, нами было принято решение использовать на уроках исторические документы, так как работа с документом приближает учащихся к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме, а учебный процесс приобретает исследовательский характер.
Благодаря использованию на уроках истории фрагментов их исторических документов связанных с эпохой деятельности Н.С. Хрущева, учащиеся:
а) определили основные тенденции развития СССР в 1953-1964 гг.
б) выявили целесообразность социально-экономических реформ в СССР, проводимых по инициативе Н.С. Хрущева;
в) провели анализ социально-экономической деятельности Н.С. Хрущева на посту главы государства, сделали вывод о ее противоречивом характере и дали ей оценку;
г) получили знания о противоречивом курсе внешней политики, проводимой Н.С. Хрущевым;
д) дали характеристику исторического портрета Н.С. Хрущёва;
е) проанализировали причины изменения во внешней политике в
личностных качествах советского руководителя.



1. Аксютин, Ю. В. Н.С. Хрущев: Материалы к биографии [Текст]: учебник / Ю. В. Аксютин. - М.: Политиздат, 1989. - 134 с.
2. Аксютин, Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Аксютин. - М.: РОССПЭН, 2010. - 237 с.
3. Аксютин, Ю. В. О подготовке закрытого доклада Н.С. Хрущева ХХ съезду КПСС в свете новых документов [Текст] / Ю. В. Аксютин, А. В. Пыжиков // Новая и новейшая история. - 2013. - № 2. - С. 15-19.
4. Алексашкина, Л. Н. История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс [Текст]: учебник / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2010. - 431 с
5. Барсуков, Н. А. XX съезд в ретроспективе Хрущева [Текст] / Н. А. Барсуков // Отечественная история. - 1996. - № 6. - С. 33-35.
6. Бархин, И. В. История СССР (1917-1978) [Текст]: учебник / И.В. Бархин. - М.: Просвещение, 1979. - 201 с.
7. Бурлацкий, Ф. М. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не
только о них. [Текст]: учебное пособие / Ф. М. Бурлацкий. - М.:Политиздат, 1990. - 129 с.
8. Вербицкая, О. М. Население российской деревни в 1939-1959 гг. Проблемы демографического развития [Текст]: учебное пособие / О. М. Вербицкая. - М.: ИРИ РАН, 2002. - 160 с.
9. Веттинг, Г. Н.С. Хрущев и Берлинский кризис 1958-1963 годов [Текст]: учебник / Г. Веттинг. - М.: РОССПЭН, 2007. - 98 с.
10. Волкогонов, Д. А. Семь вождей [Текст]: учебное пособие / Д. А. Волкогонов. - М.: АО «Издательство «Новости», 2005. - 307 с.
11. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории [Текст]:
учебник для ВУЗов / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
12. Гриневский, О. А. Тысяча и один день Никиты Сергеевича [Текст]: библиографический очерк / О. А. Гриневский. - М.: Вагриус, 2006. - 211 с.
13. Данилов, А. А. История России 11 класс [Текст]: учебник / А. А. Данилов. - М.: Просвещение, 2012. - 449c.
14. Данилов, A. A. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы [Текст]: учебное пособие / А. А. Данилов, А. В. Пыжиков. - М.: РОССПЭН, 2009. - 431 с.
15. Доклад Н.С. Хрущева о культе личности Сталина на ХХ съезде КПСС [Текст]: документы / Сост. В. Ю. Афиани и др. - М.: РОССПЭН, 2002. - 80 с.
16. Загладин, Н. В. История. Конец XIX - начало ХХ века [Текст]: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. -448 с.
17. Зезина, М. Р. Из истории общественного сознания периода «оттепели» [Текст] / М. Р. Зезина // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. - 1992. - № 6. - С. 57.
18. Зезина, М. Р. От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» [Текст]: учебное пособие / М. Р. Зезина, Т. А. Сивахина. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 295 с.
19. Зеленин, И. Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны [Текст] / И. Е. Зеленин / Отечественная история. - 2014. - № 4. - С. 18-19.
20. Зубкова, Е. Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике послесталинского руководства [Текст] / Е. Ю. Зубкова // Отечественная история. - 1995. - № 3. - С. 103-115.
21. История России. Советское общество. 1917-1991 [Текст]: учебное пособие / Под. общ. ред. В.В. Журавлева. - М.: Сфера, 1997. - 402 с.
22. История СССР. От Великой Октябрьской Социалистической революции до наших дней [Текст]: учебное пособие / Под ред. В. Н. Пономарева. - М.: Просвещение, 1980. - 364 с.
23. Лакшин, В. «Новый мир» во времена Хрущева: Дневник и попутное (1961- 1964) [Текст]: монография / В. Лакшин. - М.: Книжная палата, 1999. - 160 с.
24. Лейбович, О. Л. Реформы 1950-х - 1960-х гг. в контексте отечественной модернизации [Текст] / О. Л. Лейбович // Уральский исторический вестник. - 2013. - № 7. - С. 33.
25. Манданова, Е. С. Изучение исторических источников как средство развития познавательной деятельности учащихся основной школы [Текст]: методическое пособие / Е. С. Манданова. - М.: ПроСофт-М, 2014. - 104 с.
26. Марушкин, Б. И. История в современной идеологической борьбе (Строительство социализма в СССР сквозь призму антикоммунистической историографии США) [Текст]: учебно-методическое пособие / Б. И. Марушкин. - М.: Просвещение, 1972. - 246 с.
27. Медведев, Р. А. Н.С. Хрущев: Политическая биография [Текст]: биография / Р. А. Медведев. - М.: Книга, 1995. - 144 с.
28. Микоян, С. А. Анатомия Карибского кризиса [Текст]: учебное пособие / С. А. Микоян. - М.: Академия, 2013. - 95 с.
29. Новик, Ф. И. «Оттепель» и инерция холодной войны: (Германская политика СССР в 1953-1955 гг.) [Текст]: учебное пособие / Ф. И. Новик. - М.: Ин-т росс. истории РАН, 2011. - 241 с.
30. Опенкин, Л. А. Были ли повороты в развитии советского общества в 50-е и в 60-е годы? [Текст] / Л. А. Опенкин // Вопросы истории КПСС. - 1988. - № 8. - С. 10-12.
31. Пихоя, Р. Г. Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны. 1945-1985 [Текст]: учебное пособие / Р. Г. Пихоя. - М.: АСТ, 2007. - 301 с.
32. Пыжиков, А. В. Амплитуда экономического развития СССР (1953-1964 гг.) [Текст] / А. В. Пыжиков // Вопросы экономики. - 2013. - № 9. - С.49-57.
33. Пыжиков, А. В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели [Текст] / А. В. Пыжиков // Вопросы истории, 2013. - № 4. - С. 18¬19.
34. Русинов, И. В. Аграрная политика КПСС в 50-е - первой половине 60-х годов: опыт и уроки [Текст] / И. В. Русинов // Вопросы истории КПСС.- 1988. - № 9. - С. 6-8.
35. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе [Текст]: учебно-методическое пособие / М. Т. Студеникин. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
36. Стыкалин, А. С. Прерванная революция: Венгерский кризис 1956 года и политика Москвы [Текст]: учебное пособие / А. С. Стыкалкин. - М.: Новый хронограф, 2014. - 239 с.
37. Трофимов, А. В. Власть и историческая наука: проблемы отечественной историографии послесталинского десятилетия [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Трофимов. - Екатеринбург: УГЭУ, 2010. - 280 с.
38. Трофимов, A. B. Советское общество 1953-1964 годов в отечественной историографии: политика и экономика [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Трофимов. - Екатеринбург: УГЭУ, 2009. - 246
с.
39. Фирсов, Б. М. Разномыслие в СССР. 1940-1960-е годы [Текст]: учебно-методическое пособие / Б. М. Фирсов. - М.: Европейский Дом, 2008.- 303 с.
40. Фурсенко, А. А. Адская игра. Секретная история Карибского кризиса [Текст]: учебное пособие / А. А. Фурсенко, Т. Нафтали. - М.: Гея итэрум, 1999. - 289 с.
41. Фурсенко, А. А. Безумный риск. Секретная история Кубинского ракетного кризиса 1962 г. [Текст]: учебное пособие / А. А. Фурсенко, Т. Нафтали. - М.: РОССПЭН, 2006. - 199 с.
42. Хрущев, Н. С. Мемуары [Текст] / Н. С. Хрущев // Вопросы истории. - 1992. - № 6. - С. 60-69.
43. Хрущев, Н. С. За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа [Текст]: учебное пособие / Н. С. Хрущев. - М.: Просвещение, 1989. - 107 с.
44. Хрущев, Н. С. Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства [Текст]: учебное пособие / Н. С. Хрущев. - М.: Просвещение, 1984. - 97 с.
45. Хрущев, Н. С. Воспоминания [Текст]: монолог / Н. С. Хрущев. - М.: Просвещение, 1997. - 177 с.
46. Хрущев, С. Н. Рождение сверхдержавы [Текст]: книга об отце / С. Н. Хрущев. - М.: Время, 2000. - 130 с.
47. Шестаков, В. А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е - середине 60-х годов [Текст]: учебное пособие / В. А. Шестаков. - М.: Наука, 2013. - 281 с..
48. Энциклопедический словарь [Текст]: словарь / Под общ. ред. В. В. Журавлева и др. - М.: Просвещение, 2003. - 871 с.
49. XVII съезд ВКП(б). 10-12 марта 1939г. [Текст]: стенографический отчет. - Москва, 1939. - 22 с.
50. XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза, 17-31 октября 1961 года [Текст]: стенографический отчет. В 3-х томах. Том 1. - Москва, 1961. - 27 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ