Введение 7
Глава 1. Теоретическое обоснование управления образовательной организацией 10
1.1. Содержание понятия «Управление образовательной организацией»... 10
1.2. Требования к управлению образовательной организацией в
современных условиях 13
1.3. Факторы, влияющие на управление образовательной организацией.... 15
Глава 2. Анализ существующего управления образовательной организацией 20
2.1. Характеристика образовательного учреждения 20
2.2. Результаты опроса педагогов, обучающихся и их родителей 23
2.3. Результаты анализа внешней и внутренней сред организации 30
Глава 3. Совершенствование процесса управления образовательной организацией 35
3.1. Модель управления образовательной организацией 35
3.2. Механизм реализации модели управления образовательной
организацией 38
3.3. Рекомендации по совершенствованию управления образовательной организацией 42
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Приложения 57
Система образования Российской Федерации испытывает масштабные преобразования: цифровизация образования, инклюзивное образование, новые формы внеурочной деятельности, новые дисциплины, например, робототехника и другие. Меняется нормативно-правовая база, реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, введен профессиональный стандарт «Педагог» и многое другое. В этих условиях требуют изменения подходы в управлении современной образовательной организацией.
Необходимость совершенствования управления образовательной организацией обусловлена требованиями государственной политики:
- требования к качеству образования;
- к профессиональной деятельности педагога;
- к методической службе;
- во внеурочной деятельности.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей сложностью управления образовательной организацией, которое требует, чтобы профессиональная деятельность педагогов осуществлялась в соответствии с современными требованиями.
Проблема: вопросы совершенствования управления образовательными организациями широко раскрываются в работах Марка Максимовича Поташника, Дмитрия Александровича Новикова, Анатолия Валентиновича Соложнина, Татьяны Ивановны Шамовой и многих других авторов, но подходы к управлению в изменившихся условиях, в том числе, введения образовательных стандартов и профессионального стандарта, раскрыты недостаточно. В условиях новых реалий требуются новые подходы к управлению в образовательной организации.
Таким образом, в современных школах возникло противоречие между требованиями государственной политики и несоответствием сложностям поставленных задач в существующем управлении образовательной организацией.
Объектом исследования является муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №151» г. Красноярска.
Предметом исследования является совершенствование управления образовательной организацией.
Цель исследования: определение системы мер по совершенствованию управления образовательной организацией.
Исходя из цели, были сформированы следующие задачи:
- теоретически обосновать совершенствование управления, требования и факторы, влияющие на управление образовательной организацией;
- провести анализ существующего управления образовательной организацией;
- определить систему мер по совершенствованию управления образовательной организацией;
- включить модель и механизмы по совершенствованию существующего управления образовательной организацией;
- разработать методические рекомендации по совершенствованию управления образовательной организацией.
Гипотеза исследования: совершенствование управления образовательной организацией будет обеспечиваться следующими условиями:
- будет уточнено теоретическое обоснование совершенствования управления, требования и факторы, влияющие на управление образовательной организацией;
- будет проведен анализ существующего управления образовательной организацией (swot-анализ и pest-анализ);
- система мер будет включать модель и механизмы по совершенствованию существующего управления образовательной организацией в соответствии с современными требованиями.
Результаты работы заключаются в разработке модели, механизма и рекомендаций по совершенствованию управления образовательной организацией в современных условиях.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективных инструментов совершенствования управления образовательной организацией в современных условиях. В настоящее время основные положения исследования приняты к реализации в исследуемой организации, что подтверждается прилагаемой справкой о внедрении.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие теоретические выводы:
- Управление - одна из ключевых функций современных менеджеров организаций, которые исполняют ее в контексте, определяемом внутренней и внешней средой организации.
- Ввиду того, что школа является социальной организацией, которая представляет собой систему совокупной работы педагогов, учащихся и их родителей, то рационально говорить об управлении ею.
- В качестве управления образовательным учреждением подразумевается систематизированное, комплексное, осознанное, целенаправленное содействие субъектов управления различных уровней в целях обеспечения эффективной и благополучной деятельности образовательной организации.
- Основными требованиями в управлении образовательной организацией мы считаем нормативный характер управления, проведение независимой оценки качества образовательной деятельности, создание информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, проведения мониторинга образования, управление профессиональным развитием педагогов.
- Понимание современной образовательной стратегии требует от руководителей образовательных учреждений внимательного изучения внешней среды, социального заказа, соотнесения полученных результатов с ценностями и ресурсными возможностями образовательного учреждения для успешного его функционирования.
По итогам анкетирования можно сделать вывод, что, несмотря на удовлетворенность родителями и обучающимися образовательными услугами, на общую удовлетворенность педагогами школы организацией образовательного процесса, условиями труда, на хорошее качество образования в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №151» г. Красноярска, по-прежнему требует внимания управление образовательными системами, совершенствование методической работы в школе, управление образовательным процессом и кадрами.
По результатам анализа всех аспектов существующего управления муниципальным автономным учреждением «Средняя школа №151» г. Красноярска, была выявлена необходимость принятия мер по совершенствованию управления образовательной организацией в сфере управления образовательным процессом, управления методической службы школы, управления развивающей образовательной сферой и управления кадрами. Была разработана модель совершенствования управления образовательной организацией, механизм реализации модели и методические рекомендации по реализации модели совершенствования управления образовательной организацией.
Механизм включает в себя анализ существующего управления образовательной организацией, введение предлагаемых изменений во все компоненты управления образовательной организацией и формирование критериев эффективности предложенной модели.
Методические рекомендации по совершенствованию управления образовательной организацией разработаны в рамках созданной модели по совершенствованию управления образовательной организацией и в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность образовательных организаций Российской Федерации.
Проводимые мероприятия по совершенствованию существующего управления муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя школа №151» города Красноярска должны быть последовательными, согласно механизму реализации модели.
В методических рекомендациях определены порядок, подходы и принципы внедрения модели по совершенствованию имеющегося управления образовательной организацией.
Результатом следования данным методическим рекомендациям будет планомерное и целенаправленное совершенствование управления образовательной организацией в современных условиях с учетом требований государственной политики.
Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при дальнейшем изучении управления образовательной организацией и совершенствования управления образовательной организацией, а применение полученной модели может способствовать совершенствованию управления образовательных учреждений.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»;
3. Приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020г.г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р.
5. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №151» г. Красноярска
6. Аквазба Е. О. Особенности социального управления образовательной организацией в современных российских условиях //Фундаментальные исследования. - 2015. - Т. 16. - №. 2.
7. Аквазба Е. О., Медведев П. С. Мотивация труда педагогических работников как фактор эффективного управления образовательной организацией //Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №. 1¬1. - С. 1476-1476.
8. Баландина А. А., Селиверстова И. А. Профессиональное саморазвитие как условие эффективной деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. - 2018.
9. Безматерных Т. А., Зырянов В. Н. Автор. - 2015.
10. Белов М. В., Новиков Д. А. Методология комплексной деятельности //М.: Ленанд. - 2018.
11. Борисенкова Е. С., Логинов В. В., Наин А. Я. Актуализация социально-педагогической инициативы как фактор проектирования образовательной реальности //Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №. 6.
12. Бочков Д. В., Карачнюк А. А., Михеева Е. В. Оценка эффективности деятельности бюджетного образовательного учреждения на основе комплексной системы показателей деятельности (из регионального опыта) //Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №. 5. - С. 518-518.
13. Бурков В. Н., Коргин Н. А., Новиков Д. А. Проблемы комплексирования и декомпозиции механизмов управления организационно - техническими системами //Проблемы управления. - 2016. - Т. 5. - №. 0. - С. 14-23.
14. Бурулева Е. Ю., Гнатышина Е. А. Оптимизация системы управления образовательными организациями. - 2017.
15. Быков В. В., Недюхина О. М., Пашкевич О. А. Менеджмент. - 2017. - С. 4-9.
16. Воровщиков С. Г. И др. Теория и практика метапредметного образования: поиски решения проблем (книга, написанная учителями ко Дню Учителя по мотивам «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» Сергея Иосифовича Гессена). - 2018.
17. Голубкин В., Календжян С., Клева Л. Образовательные программы как элемент управления корпоративным знанием //Вопросы экономики. - 2018. - №. 7. - С. 129-139.
18. Диденко Л.А. Грызова Ю.Ю. Особенности управления образовательной организацией в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Материалы IV Всероссийской конференции школьников, студентов и молодых ученых, посвященной 155- летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова / отв. Ред. О.В. Груздева; ред. Кол.; Электрон. Дан. Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В.П.
Астафьева. - Красноярск, 2017. С. 11-13
19. Диденко Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов; учебное пособие / изд-е 2, доп. И перераб,; Краснояр. Гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015-174с.
20. Диденко Л.А. Управление разработкой программы развития образовательного учреждения. Проблемы и перспективы развития системы начального, основного и среднего общего образования: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. (22 марта 2013г.) /под. Общ. Ред. С.С. Чернова. - Новосибирск; ООО агентство «СИБПРИНТ», 2013.-С.131-134
21. Диденко Л.А. Шинкевич В Е. Использование игровых методов в подготовке будущих специалистов правоохранительных органов. // Инновации в непрерывном образовании №1, 2016г. C. 20-25
22. Долгоаршинных Н. В. Работа с педагогическими кадрами в условиях введения профессиональных стандартов и НСУР //Научная школа
ТИ Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. - 2018. - С. 431-435.
23. Дятлов С. А. и др. Государство и рынок: механизмы
взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем. - 2014.
24. Егоров Е. Е. Переход к новым принципам управления
образовательной организацией //В сборнике: Актуальные вопросы
образования и науки сборник научных трудов по материалам
Международной научно-практической конференции. - 2014. - №. 11. - С. 70¬72.
25. Егоров Е. Е., Васильева Л. И. Некоторые проблемы повышения качества управления образовательной организацией //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №. 12-2. - С. 227-231.
26. Ермолаев А. Х., Горский В. Б. Методы оздоровления и становления личностных сил человека в условиях средней и высшей школы //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. - 2015. - №. 3 (87).
27. Комаров К. Б., Хазова С. А. Организационно-педагогические условия эффективного управления человеческими ресурсами образовательной организации как детерминанта ее конкурентоспособности //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - №. 4 (169).
28. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании, практический курс, 2006. -С.155-162.
29. Коршунова Н. В., Кошелева В. Т. Правовой статус руководителя образовательной организации среднего образования. - 2018.
30. Косенко Т. М. Школа вчера, сегодня, завтра: перспективы опережающего развития //Научная школа ТИ Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. - 2018. - С. 212-214.
31. Логвинова И. М., Копотева Г. Л. Управление процессом профессионального развития руководителя общеобразовательной организации по реализации ФГОС общего образования//Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №. 4 (31).
32. Майоров А. А. Инновационное управление образовательными учреждением //Государственный советник. - 2015. - №. 1 (9).
33. Мухаметзянова Ф. Ш., Левина Е. Ю. Управление развитием образовательных систем: модели и механизмы //Вестник Башкирского университета. - 2015. - Т. 20. - №. 4.
34. Николаев М. В. Использование информационных ресурсов для эффективного управления образовательными организациями //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - Т. 2. - №. 4. - С. 62-64.
35. Новиков А. М., Новиков Д. А. Структура системной теории развития профессионального образования //Специалист. - 2016. - №. 1. - С. 18-23.
36. Новиков Д. А. Законы, закономерности и принципы управления //Инновации в менеджменте. - 2016. - №. 7. - С. 44-53.
37. Новикова Т. Б. и др. Современные средства поддержки имиджа образовательного учреждения //Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №. 11. - С. 162-171.
38. Османова Ж.М. Модель современного урока в контексте ФГОС ООО // Текст выступления председателя ЦК ЭД, 10.02.2017г.
39. Петрова Л. А. Инновационная деятельность как способ эффективного управления дошкольной образовательной организацией //Гуманитарный трактат. - 2018. - №. 21. - С. 85-87.
40. Пищикова И. Н. Маркетинговая компетентность руководителя образовательной организации //Подготовка менеджеров для системы столичного образования: опыт и перспективы. - 2016. - С. 160-167.
41. Поташник М. М., Кокарева З. А. Глубинка-это там, где учат глубоко //Народное образование. - 2018. - №. 6-7. - С. 37-47.
42. Поташник М. М., Левит М. В.. - Как подготовить и провести открытый урок (современная технология), методическое пособие. Изд. 2-е, доп. И перераб. - Сер. Образование XXI века, 2010г.
43. Поташник М. М. Миссия школы //Директор школы. - 2018. - №. 5. - С. 74-82.
44. Поташник М. М., Соложнин А. В. Ни стыда, ни совести //Народное образование. - 2014. - №. 2. - С. 12-21.
45. Пращур М. В., Лапчинская И. В. Влияние стиля руководства на эффективность управления образовательными системами. - 2018.
46. Савченко И. А., Варавкина А. В. Актуальные проблемы управления
развитием образовательной организации //Экономика и
предпринимательство. - 2017. - №. 1. - С. 1034-3036.
47. Сазанова Т. В. Концепция инклюзивного образования и ее правовая реализация в России на фоне современных образовательных реформ // Инновационная наука. - 2015. - №. 10-2.
48. Сергеев В. И. и др. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов. - ИНФРА-М, 2018.
49. Сиденко Е. А. Повышение квалификации педагогов образовательных комплексов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта //Образование и наука. - 2016. - №. 2 (131).
50. Соложнин А. В. Новый закон об образовании: проблемы, которые нам придется решать //Экономика образования. - 2014. - №. 4.
51. Соложнин А. В. Новый закон об образовании: что нового? //Народное образование. - 2014. - №. 1. - С. 84-92.
52. Соложнин А. В. Освоение стандарта профессиональной деятельности в школе //Народное образование. - 2014. - №. 4. - С. 90-98.
53. Соложнин А. В. Что изменилось в правах и обязанностях участников образовательного процесса //Народное образование. - 2014. - №. 3. - С. 145-151.
54. Савельева О. А. Управление мотивацией профессионального развития учителей как организационно-управленческий ресурс : дис. - 2018.
55. Синельников И. Ю. Методология прогнозирования рисков инновационного развития в сфере образования: проблемы и пути решения //Конфликтология. - 2014. - Т. 2. - С. 106-130.
56. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - №. 1 (21).
57. Трунцева Т. Н., Черникова О. О. Возможности проектно-исследовательской деятельности в развитии личностных результатов школьников //Научная школа ТИ Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем - 2018. - С. 15-20.
58. Федосеева И. В. И др. Проектирование системы оценки качества образовательных услуг в организации дополнительного профессионального образования //Непрерывное образование. - 2014. - №. 2. - С. 66-69.
59. Царева О. С., Кулешова С. С., Бичева И. Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации //Инновационные технологии управления. - 2015. - С. 162-164.
60. Шкатулла В. Образовательное право России. - Litres, 2017.
61. Щипкова Т. Ю. Управление реализацией требований ФГОС ОО через развитие проектной деятельности в образовательной организации //Научная школа ТИ Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. - 2018. - С. 262-265.