РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Сущностные характеристики понятия «гендерная
компетентность» 6
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста 11
1.3. Модель процесса формирования гендерной компетентности 15
1.4. Подходы к развитию гендерной компетентности 18
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 27
2.2. Анализ результатов предпроектного исследования 31
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы в рамках реализации проекта по развитию гендерной компетентности юношей и
девушек 36
2.4. Динамика процесса формирования гендерной компетентности 40
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Сущностные характеристики понятия «гендерная
компетентность» 6
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста 11
1.3. Модель процесса формирования гендерной компетентности 15
1.4. Подходы к развитию гендерной компетентности 18
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 27
2.2. Анализ результатов предпроектного исследования 31
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы в рамках реализации проекта по развитию гендерной компетентности юношей и
девушек 36
2.4. Динамика процесса формирования гендерной компетентности 40
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Актуальность. На сегодняшний день можно смело сказать о том, что в современную систему образования происходит активная интеграция различных положений психологии. Такая интеграция обусловлена новыми требованиями, выдвигаемыми социумом в отношении будущих поколений. Речь, прежде всего, идет о том, что каждая личность должна иметь развитые навыки самостоятельности, мотивации и быть индивидуальной.
Вместе с тем, современный социум, переживая различные преобразования, выводит на первый план такие аспекты личности, как гендерная компетентность, которая формируется еще на ранних этапах становления личности.
Гендерные аспекты, как известно, формируются в неразрывном взаимодействии с обществом. Современные представления о ролях мужчины и женщины формируют стойкие стереотипные реакции на соответствующие события.
Многие стереотипы навязываются с самого детства родителями, воспитателями в детском саду и учителями в школе, а вот избавиться от них уже сформированной личности не так просто, как кажется.
Необходимо понимать, что в современных общеобразовательных учреждениях учатся не просто девушки и юноши. А личности, имеющие те или иные особенности речи, восприятия и мышления, отличающиеся по своему биологическому возрасту, которым еще лишь предстоит сформировать свои представления.
Принято считать, что в соответствующем возрасте дети должны иметь определенные навыки и знания. Вместе с тем гендерные различия детей практически не принимается во внимание. Отсутствуют подходы к обучению, а также специальные программы отдельно для девочек и отдельно для мальчиков.
В условиях гендерного подхода необходимо придерживаться различных форм изложения учебного материала в источниках. Прежде всего обеспечение условий для развития гендерной компетентности подразумевает использование самых передовых технологий обучения, соответствующих и учитывающих специфику восприятия информации как юношами, так и девушками.
Крайне важным является то, что осуществление гендерного подхода в обучении предполагает смену парадигмы в работе педагогов, овладение специальных методик, которые позволят выявить гендерные особенности учеников.
Цель работы: осуществить развитие гендерной компетентности юношей и девушек путем психологического просвещения.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить сущностные характеристики понятия «гендерная
компетентность»;
2. Дать психологическую характеристику юношеского возраста;
3. Проанализировать модель процесса формирования гендерной
компетентности;
4. Разработать и апробировать проект, который направлен на развитие гендерной компетентности юношей и девушек.
Объект работы: гендерная компетентность юношей и девушек.
Предмет работы: развитие гендерной компетентности юношей и девушек средствами психологического просвещения.
Проектная идея: повысить гендерную компетентность юношей и девушек посредством проведения занятий, раскрывающих в себе:
1. различия вербальных и невербальных навыков общения между мужчинами и женщинами;
2. применение стереотипов к личности противоположного пола;
3. место сексизма и дискриминации в современном обществе;
4. качественное написание своей гендерной автобиографии.
Помимо вышеперечисленного, каждому участнику проекта будет выдан электронный буклет, который отражает в себе тонкости каждой изученной темы.
...
Вместе с тем, современный социум, переживая различные преобразования, выводит на первый план такие аспекты личности, как гендерная компетентность, которая формируется еще на ранних этапах становления личности.
Гендерные аспекты, как известно, формируются в неразрывном взаимодействии с обществом. Современные представления о ролях мужчины и женщины формируют стойкие стереотипные реакции на соответствующие события.
Многие стереотипы навязываются с самого детства родителями, воспитателями в детском саду и учителями в школе, а вот избавиться от них уже сформированной личности не так просто, как кажется.
Необходимо понимать, что в современных общеобразовательных учреждениях учатся не просто девушки и юноши. А личности, имеющие те или иные особенности речи, восприятия и мышления, отличающиеся по своему биологическому возрасту, которым еще лишь предстоит сформировать свои представления.
Принято считать, что в соответствующем возрасте дети должны иметь определенные навыки и знания. Вместе с тем гендерные различия детей практически не принимается во внимание. Отсутствуют подходы к обучению, а также специальные программы отдельно для девочек и отдельно для мальчиков.
В условиях гендерного подхода необходимо придерживаться различных форм изложения учебного материала в источниках. Прежде всего обеспечение условий для развития гендерной компетентности подразумевает использование самых передовых технологий обучения, соответствующих и учитывающих специфику восприятия информации как юношами, так и девушками.
Крайне важным является то, что осуществление гендерного подхода в обучении предполагает смену парадигмы в работе педагогов, овладение специальных методик, которые позволят выявить гендерные особенности учеников.
Цель работы: осуществить развитие гендерной компетентности юношей и девушек путем психологического просвещения.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить сущностные характеристики понятия «гендерная
компетентность»;
2. Дать психологическую характеристику юношеского возраста;
3. Проанализировать модель процесса формирования гендерной
компетентности;
4. Разработать и апробировать проект, который направлен на развитие гендерной компетентности юношей и девушек.
Объект работы: гендерная компетентность юношей и девушек.
Предмет работы: развитие гендерной компетентности юношей и девушек средствами психологического просвещения.
Проектная идея: повысить гендерную компетентность юношей и девушек посредством проведения занятий, раскрывающих в себе:
1. различия вербальных и невербальных навыков общения между мужчинами и женщинами;
2. применение стереотипов к личности противоположного пола;
3. место сексизма и дискриминации в современном обществе;
4. качественное написание своей гендерной автобиографии.
Помимо вышеперечисленного, каждому участнику проекта будет выдан электронный буклет, который отражает в себе тонкости каждой изученной темы.
...
Гендерная компетентность — это своего рода умение человека жить в равновесии с обществом, замечать гендерные конфликты по отношению людей друг к другу и противостоять им. Конечно, важно еще самому не попадать в конфликты и не создавать их. Быть гендерно компетентным это большой труд, это постоянная работа над собой, над своими взглядами на поведение людей и жизнь в целом.
В современном мире процент гендерно компетентных людей очень мал, люди не стремятся узнавать особенности своего и противоположного пола. Многими движет заложенная еще в детстве информация о людях, например взять тему стереотипов, она ведь очень актуальна всегда, да и скорее всего будет актуальна еще очень много лет. Детям ведь часто говорят, например то, что мужчина должен быть сильным, много работать, а женщина должна быть красивой, следить за домом и воспитывать детей. Спустя даже много лет эти установки остаются с человеком и преследуют его на всем этапе взросления. Избавиться от них он может только сам, когда начнет углубляться во взаимоотношения мужчин и женщин. Судя по наблюдениям чаще именно в юношеском возрасте люди начинают задумываться о том, что не все стереотипы действительны. Скорее всего переосмысление происходит тогда, когда человек начинает жить обособленно от родителей, учиться на какую - либо специальность и работать. Тогда-то он видит, что успешным начальником может быть не только мужчина, а вести быт может не только женщина. В этот момент главное не оставлять все как есть, а начать гендерно развиваться, чтобы жить в балансе с окружающими людьми.
Ниже будут кратко описаны результаты проекта, первое, что хотелось бы описать это предпроектное исследование.
Предпроектное исследование проходило в два этапа, на первом был проведен опросник «нормы мужского поведения» и опросник изучения гендерных установок и гендерного типа личности для 45 участников.
Анализ данных проведенного опросника «нормы мужского поведения» показал, что 69% респондентов, свойственна ориентация на смешанный тип норм мужского поведения. В группы с традиционалистским и эгалитарным типами попал равный процент участников, а именно по 15,5%.
Опросник изучения гендерных установок и гендерного типа личности показал, что самый большой процент имеет матриархально-маскулинный гендерный тип, матриархально-эгалитарный тип имеет 25% от общего числа, а что касается патриархально-маскулинного и патриархально-эгалитарного гендерного типа, то там показатели близки друг к другу, один имеет 22,2%, а второй 20%.
Ниже описаны результаты методик, проведенных именно для
участников проекта.
Проведенная когнитивная оценка гендерной компетентности показала следующие результаты: из 15 человек высокий уровень гендерной компетентности имеют только 2 человека, средний-4 человека и большинство имеют низкий уровень.
Ниже представлен вклад каждого занятия в гендерную компетентность участников проекта:
1.Занятие «Вербальное и невербальное».
Благодаря этому занятию участники проекта научились замечать закономерности проявления вербального и невербального стиля общения у мужчин и женщин.
2.Занятие «Стереотип и я».
Участники проекта отказались от использования стереотипов в процессе общения с другими людьми.
3.Занятие «Гендерная автобиография».
...
В современном мире процент гендерно компетентных людей очень мал, люди не стремятся узнавать особенности своего и противоположного пола. Многими движет заложенная еще в детстве информация о людях, например взять тему стереотипов, она ведь очень актуальна всегда, да и скорее всего будет актуальна еще очень много лет. Детям ведь часто говорят, например то, что мужчина должен быть сильным, много работать, а женщина должна быть красивой, следить за домом и воспитывать детей. Спустя даже много лет эти установки остаются с человеком и преследуют его на всем этапе взросления. Избавиться от них он может только сам, когда начнет углубляться во взаимоотношения мужчин и женщин. Судя по наблюдениям чаще именно в юношеском возрасте люди начинают задумываться о том, что не все стереотипы действительны. Скорее всего переосмысление происходит тогда, когда человек начинает жить обособленно от родителей, учиться на какую - либо специальность и работать. Тогда-то он видит, что успешным начальником может быть не только мужчина, а вести быт может не только женщина. В этот момент главное не оставлять все как есть, а начать гендерно развиваться, чтобы жить в балансе с окружающими людьми.
Ниже будут кратко описаны результаты проекта, первое, что хотелось бы описать это предпроектное исследование.
Предпроектное исследование проходило в два этапа, на первом был проведен опросник «нормы мужского поведения» и опросник изучения гендерных установок и гендерного типа личности для 45 участников.
Анализ данных проведенного опросника «нормы мужского поведения» показал, что 69% респондентов, свойственна ориентация на смешанный тип норм мужского поведения. В группы с традиционалистским и эгалитарным типами попал равный процент участников, а именно по 15,5%.
Опросник изучения гендерных установок и гендерного типа личности показал, что самый большой процент имеет матриархально-маскулинный гендерный тип, матриархально-эгалитарный тип имеет 25% от общего числа, а что касается патриархально-маскулинного и патриархально-эгалитарного гендерного типа, то там показатели близки друг к другу, один имеет 22,2%, а второй 20%.
Ниже описаны результаты методик, проведенных именно для
участников проекта.
Проведенная когнитивная оценка гендерной компетентности показала следующие результаты: из 15 человек высокий уровень гендерной компетентности имеют только 2 человека, средний-4 человека и большинство имеют низкий уровень.
Ниже представлен вклад каждого занятия в гендерную компетентность участников проекта:
1.Занятие «Вербальное и невербальное».
Благодаря этому занятию участники проекта научились замечать закономерности проявления вербального и невербального стиля общения у мужчин и женщин.
2.Занятие «Стереотип и я».
Участники проекта отказались от использования стереотипов в процессе общения с другими людьми.
3.Занятие «Гендерная автобиография».
...
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПОНИМАНИЕ СИТУАЦИЙ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2013 - Социальный интеллект и субъектность обучающихся в контексте отношения к неопределённости
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных навыков обучающихся 7-х классов, во
внеурочной деятельности»»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных навыков обучающихся 7-х классов, во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ, ГЕНДЕРНЫХ И КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-КОНТИНУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Развитие эмоционального интеллекта у подростков, склонных к
девиантному поведению
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017





