Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков обучающихся 7-х классов, во внеурочной деятельности

Работа №27741

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
473
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков
у подростков 5
1.1 Основные подходы к развитию коммуникативных навыков
у подростков 5
1.2 Образовательные возможности рок-клуба как средства развития
коммуникативных навыков 18
2 Разработка занятий рок-клуба для развития коммуникативных навыков у
подростков 26
2.1 Структура и содержание занятий рок-клуба для развития
коммуникативных навыков у подростков 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Скрины обсуждений в группе в социальной сети ВКонтакте 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

Подростковый возраст характеризуется с одной стороны стремлением к созданию микрогрупп, автономии, поиску признания, с другой - общим состоянием тревожности, неуверенности в своих силах и неадекватной самооценки. Таким образом, участие школьников в работе рок-клуба является важным средством социализации подростка и способом решения психологических проблем. К сожалению, в современной российской педагогике и психологии практически нет фундаментальных работ, посвященных влиянию рок-музыки на психологию подростка, на формирование у него коммуникативных навыков. Исследования, посвященные этой теме, встречаются в североамериканской педагогике, начиная с 60-х и особенно 80-х гг. В отечественной литературе об этих исследованиях говорит И.С. Кон в 8 главе своей книги «Мальчик - отец мужчины», в ней просматривается влияние хеви-металла и хип-хопа на школьников 11-18 лет (на материалах исследования канадских школьников).
Поэтому тема выпускной квалификационной работы «Рок-клуб как средство развития коммуникативных навыков подростков 7 классов во внеурочной деятельности» является актуальной в современных условиях.
• Объект - развитие коммуникативных навыков у подростков в рамках внеурочной деятельности
• Предмет - рок-клуб как средство развития коммуникативных навыков обучающихся 7-х класса.
Цель: разработать и апробировать реальные и виртуальные занятия рок-клуба, направленные на развитие коммуникативных навыков обучающихся 7-х классов
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную особенностям подросткового возраста;
2) проанализировать способы развития коммуникативных навыков подростков;
3) рассмотреть воспитательные возможности рок-клуба как средства развития коммуникативности;
4) выявить основные аспекты работы по созданию рок-клуба в средних классах как вида организации внеурочной деятельности подростков.
5) провести апробацию занятий в рамках рок-клуба.
Гипотеза исследования: использование реальных и виртуальных занятий рок-клуба, позволит развить у подростков коммуникативные навыки и будет способствовать решению проблемы самооценки в подростковом возрасте.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы является:
- психолого-педагогические теории (в зарубежной психологии теория
Э. Шпрангера и Ш. Бюлер, в отечественной психологии - теория эгоцентрической направленности личности подростка Л.С. Выготского)
- музыкально-теоретическая основа - система Д.Б. Кабалевского,который впервые ввел в программу по музыке для 7-х классов общеобразовательных школ тему «Музыка легкая и серьезная».
Методы педагогического исследования
Теоретические методы педагогического исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические методы педагогического исследования:
3. Наблюдение (краткосрочное и долговременное, Мониторинг внеурочной деятельности в школе);
4. Опросные методы: беседы с учениками и педагогами, опросы.
5. Статистические методы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования решены следующие задачи и сделаны следующие выводы:
Подростковый возраст считается в определенной степени переходным, сложным и кризисным, часто подверженный стрессам. А также это возраст самоопределения и становления. В этом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. Поэтому со стороны учителей и родителей необходимо в этом особое внимание к подростку в процессе его формирования и становления как личности. Проблема самоопределения в средних классах школы связана с кризисом самооценки. Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер . Критериями самооценки являются: тревожность, боязнь, страхи, «комплекс неполноценности», самокритичность, высокая требовательность, настойчивость и др.
Состояние тревожности, переживаемое подростками, обусловлено одним из основных противоречий этого возраста: между стремлениями быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, принадлежать к той или иной группе, соответствовать ее ценностям и нормам».
Структура самооценки включает в себя когнитивный и эмоциональный аспекты, которые не существуют в «чистом виде», отдельно друг от друга. Знания о себе (когнитивный элемент) человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для него оцениваемого содержания.
Музыкальное воспитание подростка не может, по всей видимости, осуществляться только в когнитивной, зачастую пассивной форме. Это связано с тем, что на эмоциональном уровне подросток хочет сам построить свой мир, или хочет отгородиться от неуютного для него мира взрослых в том числе и с помощью современной музыки.
Особое внимание в работе было уделено основным чертам рок-музыки, которые привлекают подростков.
В выпускной квалификационной работе за основу была взята позиция И.С.Кона в вопросе о связи тревожности подростков и в связи с неадекватной самооценкой и проявления на этом фоне стремления к «тяжелой музыке» как способу снизить напряжение. Подростки ищут созвучные своему настроению музыкальные стили, когда сталкиваются с проблемами во внешнем мире. В этом случае такая «игра» как организация рок-группы действительно может снизить уровень тревожности, повысить самооценку подростка. Следовательно, организация рок-клуба может служить важной формой внеурочной деятельности в средней школе, как в средних, так и в старших классах. Это подтверждают данные красноярских рок-фестивалей, в том числе среди школьников.



1. Адамьянц Т.З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/publ/Uslovie_vzaimodej stviya.pdf
2. Алиев Ю.Б. Музыка среди нас / Ю.Б. Алиев // Проблемы российского образования. - 2010. - №4. - С. 74-84.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебное пособие / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. -362 с.
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
5. Афиногенова С.В. Биологический и психологический пол в связи с профессиональными и спортивными интересами в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. наук. СПб.2007. 144 с.
6. Бастрикова Е. М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан.гос. ун-т., филол. фак. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2014. - С. 43-48.
7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просве-щение,1968. - 153 с.
8. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности
подростков в школьном обучении: из опыта работы [Электронный ресурс]: / Л.Н. Булыгина // Образование и наука. - 2013. - №3 (102). - Режим доступа:
http://www.tmnlib.ru/jirbis/files/upload/abstract/13.00.01/4312.pdf
9. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 134 с.
10. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
11. Газман, О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М.: Новый учебник, 2003. - 320 с.
12. Гарифзянова А.Р. Субкультурные ресурсы и практики молодежи как преодоление социальных ограничений (на материалах этнографического исследования компании скинхедов) / А.Р. Гарифзянова // Журнал исследований социальной политики. - 2010. - Т 9, №3. - С. 339-364.
13. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович.- М., 2005.
14. Дудковская Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в
условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа:
http://cyberiemnka.ru/article/n/razvitie-kommumkativnoy-kompetentsii-uchaschihsya-v-usloviyah-realizatsii-fgos
15. Ершова Д.А. Гендерные особенности коммуникативных навыков
подростков [Электронный ресурс]: Северо-Кавказский федеральный университет. - Режим доступа:
http: //www.ncfu.ru/uploads/doc/ershova. pdf
16.Зенирова А. Оценка коммуникативных способностей [Электронный ресурс]: Национальный союз кадровиков - Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1397 2
17. Колобкова О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О.Ф. Колобкова // Специально образование.- 2010. - №3.- С. 29-41.
18. Лаптева А.В. Социализирующая функция подростковых клубов в
современных социокультурных условиях [электронный ресурс]: / А.В. Лаптева, Р.У. Арифулина
«Студенческий научный форум» - 2015. - Режим доступа:
https://www.scienceforum.ru/2015/1231/13798
19. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина.- М.; Воронеж, 2008.
20. Лобазов Д. В. Формирование навыков успешной коммуникации подростков посредством ролевой игры [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/download/elibrarv_18829395_65107095.pdf
21. Магомедова Е.Э Основные направления работы педагога-психолога по формированию навыков общения у подростков [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrarv_21798495_20113961.pdf
22. Мантикова А. В. Этнопсихологические особенности ценностно- потребностной сферы личности делинквентных подростков в процессе тренинга коммуникативных навыков [Электронный ресурс]: / А.В. Мантикова // Scientific e-journal «PEM: Psychology. Educologv. Medicine» ISSN 2312-9352 (Online). - 2013. - № 1-1. - Режим доступа: http://cvberleninka.ru/article/n/issledovanie-psihologicheskov-effektivnosti-treninga-kommunikativnvh-navvkov-u-starshih-podrostkov
23. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. - 247 с.
24. Немов Р.С. Общая психология. Учебник. - М.: Владос, 2003.
25. Несват В.А. Гендерные особенности коммуникативных навыков
подростков [Электронный ресурс]: / В.А. Несват // Научный альмонах. - 2015. - №10-4 (12). - С. 401-404. - Режим доступа:
http: //www.ncfu.ru/konf/nom1/4 .pdf
26. Набок И.Н. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л., 1989. 32с.
27. Новик Н. Н. Межличностное общение в процессе формирования
коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека
«Киберклиника». - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnoe-obschenie-v-protsesse-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem
28. Новокрещнных Л.Д. Отечественная рок-музыка как средство нравственного воспитания подростков во внеклассной деятельности [Электронный ресурс]: / Л.Д.Новокрещенных // Вестник Краснодарского государсвнного института культуры. - 2016. - №1(5). - Режим доступа:http://vestnikkguki.esrae.ru
29. Новоселова Н.О. семья как фактор развития коммуникативных навыков
у подростков [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/download/elibrary 25393034 52457711.pdf
30. Осеннева М.С.Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш.проф. образования / М.С. Осеннева. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2013. - 272 с.
31. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - Москва, 1989.
32. Поварницына, Л.А. Психологический анализ трудностей общения / Л.А. Поварницына - М.: Просвещение, 1987. - 134 с.
33. Раков В.С. Шестиструнная гитара в процессе воспитания
подрастающего поколения [Электронный ресурс]: Научная
электронная библиотека «Киберклиника». - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/shestistrunnaya-gitara-v-protsesse-vospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya
34. Сачава О.С. Формирование коммуникативных умений школьников:
зачем, что, как? (статья для учителей) подростков [Электронный ресурс]:Сайт школы №21 Василостровского района Санкт-Петербурга имени Э.П. Шаффе. - Режим доступа:
http://www.spbschool21 .narod.ru/komm_umenijy.htm
35. Фурсенко Т.Ф. Профессиональная компетентность педагогов-
музыкантов в области организации музыкального досуга молодёжи [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека
eLIBRARY.RU. - Режим доступа:
http://elibrarv.ru/download/elibrarv_25016798_11694314.pdf
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1 .pdf
37.Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия - Новосибирск: СибАГС, 2010. - 171 с.
38. Шельдешева Т.П. Особенности межличностных конфликтов младших подростков, обусловленные их личностными характеристиками [Электронный ресурс]: // Научный вестник. - 2015. - №1. - Режим доступа:http://www.anovoskaiton.ru/content/files/V_1 -2015.pdf
39. Эльконин Д. Психология игры: Учебное пособие / Д. Эльконин - М.: Владос, 1999. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ