ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ 13
1.1 Правовая и содержательная основа по проведению коррекционной
работы с дошкольниками с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 13
1.2 Особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников с
сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 18
1.3 Содержание коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после
кохлеарной имплантации 23
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ 31
2.1 Организация и методика оценки развития слухового восприятия и устной
речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 37
2.3 Методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации 45
Выводы по 2 главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Актуальность исследования. Слух и зрение - главные опорные анализаторы, соответственно, на этом в большей степени построены коммуникация и образование. С помощью кохлеарной имплантации, правильно подобранных очков можно качественно улучшить функционирование детей с одновременным нарушением слуха и зрения.
Дошкольник, перенёсший кохлеарную имплантацию, сразу и самостоятельно пользоваться слухом не может, для этого требуется специальная психолого-педагогическая работа.
Материалы исследований отечественной сурдопедагогики (Багрова И.Г., Боскис Р.М., Власова Т.А., Головчиц Л.А., Зыков С.А., Королёва И.В., Кузьмичёва Е.П., Леонгард Э.И., Миронова Э.И., Назарова Т.В., Пелымская Т.В., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Шевцова О.В., Шматко Н.Д., Яхнина Е.З.) помогли уточнить принципы формирования и развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников после кохлеарной имплантации. Они рассматриваются, как концептуальные положения, влияющие на цель, задачи, содержание, на выбор методов и приёмов коррекционно-педагогической помощи.
Разработаны методические рекомендации, дидактические материалы для проведения слухоречевой реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации (Королева И.В., Зонтова О.В.).
Выделены организационно-педагогические условия, способствующие развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида (Беляева О.Л., Ступакова М.В.).
Особое внимание уделяется разработке педагогических путей развития и коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения в условиях образовательного процесса (Тупоногов Б.К., Денискина В.З., Никулина Г.В., Плаксина Л.И., Фомичева Л.В. и др.)
Проблема исследования заключается в том, что ранее, при проведении диагностики по методике оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха, И.В. Королевой и И.В. Дмитриевой (2009), ранее не выделялась отдельно группа дошкольников с нарушенным зрением, а следовательно, не учитывались особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сочетанными нарушениями слуха и зрения.
Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Сравнительное изучение особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации».
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации на основе и с учётом результатов сравнительного изучения особенностей слухового восприятия и устной речи дошкольников после кохлеарной имплантации с сохранным и нарушенным зрением.
Задачи:
1. Провести анализ теоретико-методических аспектов развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации.
2. Организовать экспериментальное исследование по выявлению особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации .
3. Разработать методические рекомендации, способствующие развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Объект исследования: слухоречевое развитие у дошкольников 4-5 лет после кохлеарной имплантации.
Предмет исследования: особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации.
Гипотеза исследования сформулирована нами исходя из цели, объекта и предмета исследования, а также понимания определения слухоречевого развития.
Слухоречевое развитие - это формирование процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов (обнаружение, различение, узнавание и опознавание), формирование фонематического слуха - умение различать и узнавать в потоке речи фонемы родного языка, как основы для развития понимания речи и собственной устной речи посредством слуха. Под устной речью при этом будем понимать употребляемую ребенком словесную систему, в которой лексический, грамматический и синтаксический компоненты соответствуют его слуховому возрасту и задачам слухоречевой реабилитации.
Мы предполагаем, что у детей с нарушенным зрением после кохлеарной имплантации могут быть выявлены особенности слухоречевого развития.
Данные особенности будут заключаться:
• В ограниченном понимании обращенной речи, из-за бедности чувственного опыта, так как говорить слово или использовать его при общении дошкольник будет только тогда, когда он понимает и помнит, что это слово обозначает.
• В скорости выполнения задания: из-за нарушения остроты зрения, монокулярного видения, дошкольники тратят больше времени на рассматривание объектов при соотнесении его на слух.
Методы исследования: определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись :
• Теоретические методы: изучение и анализ литературы научного и методического характера по проблеме исследования, построение логической структуры теоретической части исследования.
• Эмпирические методы: наблюдение, констатирующий эксперимент, сбор и анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» г. Красноярска.
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический этап: провести анализ теоретико-методических аспектов развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации.
2 этап - этап констатирующего эксперимента: оценить уровень развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, выявить особенности.
3 этап - заключительно-обобщающий этап: разработать методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в обобщении подходов по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации;
• в обосновании и описании методических рекомендаций, способствующих развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Практическая значимость исследования заключается:
• представленные материалы могут использоваться в ходе реализации проекта региональной инновационной площадки «Новый стандарт слуха
и речи», на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» г. Красноярска;
• данные рекомендации могут быть полезны педагогическим работникам, специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям, воспитывающих детей с одновременным нарушением зрения и слуха после кохлеарной имплантации.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список литературы, приложение
Сравнительное изучение особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, проведенное нами, имеет теоретическую и практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса.
Актуальность определяется, прежде всего, тем, что ранее, при проведении диагностики по методике оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха, Королевой И.В. и Дмитриевой И.В. (2009) у детей, перенесших кохлеарную имплантацию, не выделялась отдельно группа дошкольников с нарушенным зрением, а следовательно, не были описаны особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сочетанными нарушениями слуха и зрения, а также недостаточностью методических рекомендаций, позволяющих специалистам и работникам дошкольного образования дифференцированно планировать содержание коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
В соответствии с поставленной проблемой определена цель исследования - разработать методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации на основе и с учётом результатов сравнительного изучения особенностей слухового восприятия и устной речи дошкольников после кохлеарной имплантации с сохранным и нарушенным зрением.
Результатом анализа литературных источников стало обобщение сведений по проблеме развития слухового восприятия и устной речи у детей с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации:
- на федеральном и краевом уровне создана правовая и содержательная основа, способствующая проведению коррекционной работы у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, на основе равных возможностей и с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обозначены особенности развития зрительного, слухового восприятия и устной речи у детей с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, содержание коррекционной работы, что и составило теоретическую значимость исследования.
Далее, мы организовали констатирующий эксперимент по выявлению особенностей развития слухового восприятия и устной речи дошкольников 4¬5 лет с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации с применением методики оценки слухоречевого развития (И.В. Королева, И.В. Дмитриева).
Исследованием было охвачено 10 дошкольников 4-5 лет после кохлеарной имплантации, из них 5 дошкольников с сохранным зрением и 5 дошкольников с нарушенным зрением, на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» г. Красноярска.
Сравнение результатов констатирующего эксперимента позволило сделать следующие выводы:
- Качественный анализ средних данных об уровнях развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с сохранным зрением после кохлеарной имплантации показал, что дошкольники экспериментальной группы А, осуществляют выбор сигнала/слова из ограниченного набора сигналов/слов в пределах высокого уровня, что говорит о сформированности словарного запаса (активного и пассивного словаря), в соответствии со своим слуховым возрастом. Выполняя тесты открытого выбора, показали, сформированность способности узнавания, различения, опознавания, понимания сигналов/слов в пределах среднего уровня, что говорит о недостаточной сформированности фонематического слуха, грамматического строя речи в соответствии со своим слуховым возрастом.
- Качественный анализ средних данных об уровнях развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с нарушенным зрением после кохлеарной имплантации показал, что дошкольники экспериментальной группы Б, осуществляют выбор сигнала/слова из ограниченного набора сигналов/слов в пределах среднего уровня, что говорит о недостаточной/низкой сформированности словарного запаса (активного и пассивного), в соответствии со своим слуховым возрастом. Выполняя тесты открытого выбора, показали, сформированность способности узнавания, различения, опознавания, понимания сигналов/слов в пределах низкого уровня, что говорит о недостаточной/низкой сформированности фонематического слуха, грамматического строя речи, начальных навыках общения в соответствии со своим слуховым возрастом.
- Проведя сравнительный анализ средних данных об уровнях развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным (группа А) и нарушенным зрением (группа Б) после кохлеарной имплантации, находящиеся на начале основного этапа реабилитации, показал, что дошкольники экспериментальной группы Б при выполнении заданий, испытывали затруднения при соотнесении слова с предметом, особенно при открытом выборе, из-за бедности чувственного опыта, что отражается на развитии устной речи; также отмечалась низкая скорость выполнения задания, из-за нарушения остроты зрения, монокулярного видения, дошкольники тратили больше времени на рассматривание объектов при соотнесении его на слух.
На основании результатов и с учётом выявленных особенностей, нами были разработаны методические рекомендации, рабочая программа курса коррекционной направленности и комплекс игр по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования нашла своё подтверждение в данной работе.
1. Андрющенко, Е. В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3—5 лет): методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е. В. Андрющенко, Л. Б. Осипова, Н. Я. Ратанова — Челябинск, 2017. — 96 с.
1. Беляева, О.Л. К вопросу о взаимодействии педагогического коллектива с семьями дошкольников с кохлеарными имплантами // Наука и социум: материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2016. С. 11-17.
2. Беляева, О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: Монография, Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск, 2015.-248 с.
3. Беляева, О.Л., Викулина, Л.М., Дядяева, Г.В. и др. Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада. / Практическое пособие: реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение современных образовательных и организационно правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Красноярск, 2014. 130с.
4. Беляева, О.Л., Викулина, Л.М., Сопинская, Т.В., Ступакова, М.В.
Современная организационно-правовая модель образовательной
(ре)абилитации и социализации дошкольников с кохлеарными имплантами: Монография, Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск, 2016. - 286 с.
5. Беляева, О.Л., Давыдова, О.Г. Теория и практика современной дошкольной сурдопедагогики: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2017, - 232 с.
6. Беляева, О.Л., Дядяева, Г.В. Обеспечение доступной среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха, пользующихся кохлеарным имплантом // Сибирский Вестник специального образования. 2013. №2(10).
7. Беляева, О.Л. Жуковин, И.Ю. Выявление зависимости уровня физического развития глухих дошкольников от возраста проведения им кохлеарной имплантации // Материалы XVI Всероссийской научно¬практической конференции студентов, аспирантов и школьников / отв. Ред. И.Ю. Жуковин; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.Красноярск, 2017. С. 10-11
8. Беляева, О. Л., Карпова, Г. А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее Текст : учебно-методическое пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Л. Беляева, Г.А. Карпова - Красноярск, 2017. - 230 с. Издание второе: исправленное, дополненное.
9. Беляева, О.Л., Ломакина, М.В., Федосеева Н.П. Алгоритм разработки адаптированной образовательной программы для дошкольника с нарушеным слухом в условиях комбинированной группы в ДОУ. The Newman in Foreign Policy. 2016. № 34 (78).С. 52-53.
10. Беляева, О.Л., Скакун, Л.В. Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации и их семьям: учебное пособие (сборник материалов и методических рекомендаций) / авторы-составители Беляева О.Л., Скакун Л.В.. Красноярск, 2017. 134 с.
11. Беляева, О.Л., Сопинская, Т.В. Магистерская диссертация. Особенности речевого развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях разной образовательной среды. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elib.kspu.ru/document/15778
12. Беляева, О.Л., Сопинская, Т.В., Викулина, Л.М. Командный подход к организации и планированию индивидуальных занятий с кохлеарно имплантированными дошкольниками в ДОУ. // Психолого-педагогическое сопровождение реализации программ развития ребенка./ Сборник статей / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск,2015.- с. 162.
13. Беляева, О.Л., Сопинская, Т.В., Узикова, С.С. К вопросу о дошкольном образовании кохлеарно имплантированных детей. // Психолого-медико-педагогическое сопровождение особого ребенка./ Сборник статей / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск,2014.- с. 57.
14. Беляева, О.Л., Сосновская, Л.А., Юкина, Т.Л.
О педагогической компетентности родителей дошкольников с кохлеарными имплантами. Логопед в детском саду. 2016. № 1 (74). С. 58-63.
15. Беляева, О.Л., Ступакова, М.В. Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида. Монография. КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2017. 158 с.
16. Беляева, О.Л., Ступакова, М.В., Проектная деятельность образовательных учреждений как средство реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования// Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях образования / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / ФГБОУ «Сибирский государственный технологический университет», Красноярск,2014.- с.17-20.
17. Беляева, О.Л., Уфимцева, Л.П., Подготовка безбарьерного образовательного пространства массовой школы для будущих первоклассников с нарушенным и сохранным слухом посредством детско- родительского клуба. Сибирский Вестник специального образования. 2013. №3 (11). С. 38-55.
18. Вакорина, Л.Ю. Методические рекомендации для специалистов психологомедико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями зрения / авт.-сост.: Л.Ю. Вакорина, Е.А. Козлова, Н.С. Комова, Н.В. Самохина, Т.А. Соловьева; Федеральный центр психолого-медико-педагогической комиссии. - Москва, 2018. - 47 с.
19. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии: сб. ст. М.: Просвещение, 1995. С.458.
20. Глухота - не приговор: от диагностики до инклюзии. Пособие о нарушении слуха: от и до.. .Составитель: ООО «Исток Аудио», официальный дистрибьютор компании Cochlear.
21. Гончарова, Е.Л., Кукушкина, О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации - новое явление в сурдопедагогике // Дефектология. - 2014. - №1 - С.14-16
22. Гончарова, Е.Л., Кукушкина, О.И., Сатаева, А.И., Шматко, Н.Д. и др.: монография. - М.: Полиграф Сервис, 2014.
23. Гусева, М.Р., Дмитриев В.Г., Плаксина Л.И., Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / М.Р. Гусева, В.Г. Дмитриев, Л.И. Плаксина. - М.: «Просвещение», 1978г.
24. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. Методическое пособие. Под редакцией Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. М., 2005.
25. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения // Дефектология. 2012. № 6. С. 17-24.
26. Дровосекова, Е. А., Дровосеков, С. Э. Особенности зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушениями зрения // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 44. - С. 174-178. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http:// e-koncept.ru/2017/570169.htm.
27. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение
дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методич. пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. - 254 с.
28. Жукова, О.С., Жерновенкова, Н. Готовим ребенка с кохлеарным имплантом к школе. Рекомендации и практические упражнения. Санкт- Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи. Издательство «Умная Маша».
2013. 166 с.
29. Зонтова, О.В. Музыкальное воспитание детей после кохлеарной
имплантации. Коррекционно-педагогическая помощь детям после
кохлеарной имплантации. СПб.: Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена, 2007.
30. Зонтова, О.В., Орлова, О.С. Совершенствование методики педагогической реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации посредством настройки речевого процессора. Специальное образование. 2018 № 2, Стр. 74-85
31. Зонтова, О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом / науч. ред. проф. И.В. Королева. СПб. : Умная Маша, 2010. 200 с.
32. Зыкова, Т. С., Соловьева, Т. А. Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушенным слухом / Т. С. Зыкова, Соловьева Т. А. // Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. - 2008. - №3.
33. Кобрина, Л.М. Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха. Учебное пособие. СПб., 2005
34. Козырева, Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет.- Ярославль: Академия развития Академия холдинг, 2001. 160 с.
35. Конвенции о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступившей в силу 15.09.1990 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959/
36. Конституция Российской Федерации (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/
37. Королёва, И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие / И. В. Королева. СПб.: КАРО, 2009. — 192 с. — (Серия «Специальная педагогика»)
38. Королёва, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб.:КАРО, 2005, 288с.
39. Королева, И. В., Дмитриева, И.В. Проблема оценки слухового и речевого развития детей с кохлеарными имплантами: русскоязычная версия методики EARS// Новости оториноларингологии и логопатологии. Приложение 1: Расстройства речи (клинические проявления и методы коррекции). - 1999. - С. 97-107.
40. Королева, И.В. Методика оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха. Книга специалиста. В двух частях. Под ред. И.В. Королевой. СПб НИИ уха, горла, носа и речи.
41. Королева, И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие. СПб.:С.-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, 2008-286 с.
42. Королёва, И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарным имплантом. 4 издание, дополненное. - СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006. - 101 с.
43. Королева, И.В. Учусь слушать и говорить: Методические рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода. СПб: КАРО, 2014. - 304 с.
44. Кукушкина, О. И., Гончарова, Е.Л. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами — новый инструмент сурдопедагога. - Дефектология. - 2014. - № 2.- с. 29-35
45. Кукушкина, О.И., Гончарова, Е.Л. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации // Альманах №24 "Кохлеарная имплантация: запускающий этап реабилитации" ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, 2016.
46. Леонгард, Э.И., Самсонова, Е.Г., Иванова, Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха. - Москва .: - МГППУ. - 2011. 278с.
47. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., Просвещение. 1974. 214 с.]:
48. Логинова, В.И. Формирование словаря /Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.].
49. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп.М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
50. Мамаева, А.В. Составление рабочих программ курсов логопедической направленности.
51. Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ.вузов. М., 2003.
52. Миронова, Э.В., Шматко, Н.Д. Организация коррекционной помощи имплантированным дошкольникам // Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии». СПб., 2009.
53. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста. М.: Экзамен, 2006.
54. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А./ М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368с.
55. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 СанПиН 2.4.1.3049-13 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http:ZZbase.garant.ru/70414724/
56. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации на 2011¬2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://base.garant.ru/71265834/
57. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 утверждена государственная программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://base.garant.ru/70643472/
58. Практическое пособие для педагогов и родителей: Слушай, учись и говори! ООО «Исток Аудио», официальный дистрибьютор компании Cochlear. 82 с.
59. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N
1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://base.garant.ru/70485996/
60. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70464980/
61. Приказ министерства образования и науки Красноярского края от
16.12.2014 № 50-04/1 «Об утверждении Порядка работы психолого¬
медикопедагогической комиссии в Красноярском крае». [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/430572720
62. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, А. И. Сатаева, Н. Д. Шматко и др.: монография. - М.: Полиграф Сервис,
2014.
63. Речь ребенка: проблемы и решения // Коллективная монография под ред. Т.Н. Ушаковой. Институт психологии РАН. 2008.
64. Распоряжение Правительства Красноярского края от 06.05.2016 № 342р «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в Красноярском крае на период с 2016 по 2020 года». [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://lesdou43.narod.ru/doc/rasporjazhenie pravitelstva krasnojarskogo kraja o.pdf
65. Распоряжение Губернатора Красноярского края от 02.05.2017 № 223-рг «Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории Красноярского края Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/445099347
66. Самаль, И.Н. Анатомия, физиология и патология органа зрения. Учебное пособие - Псков, 2004. - 164 с.
67. Сатаева, А.И. Показатели завершения «запускающего» этапа реабилитации применительно к разным группам детей с кохлеарным имплантом // Дефектология. - 2014. - №3 - С. 21-29.
68. Сатаева, А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации / А.И. Сатаева//Дефектология. - 2012. №2. - С. 50-62.
69. Сатаева, А.И. Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации. Текст диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 - коррекционная педагогика [Электронный ресурс] - Режим доступа:йИр://институт-коррекционной-педагргики.рф/11рде4[11е.ркр?1ф=336
70. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.
71. Таварткиладзе, Г.А. Современные достижения кохлеарной имплантации. Медицинские аспекты. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/sovremennyie-dostizheniya-koxleamoj-implantaczii.-mediczinskie-aspektyi
72. Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом: реализация адаптированных основных общеобразовательных и рабочих программ: учебное пособие / под общей ред. О.Л. Беляевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 304 с.
73. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года (включает все изменения до
6 марта 2019 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://zakon-ob- obrazovanii.ru/
74. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155) [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://base.garant.ru/70512244/
75. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559/
76. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 5-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.
77. Фопель, К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: пер. с нем. 2-е издание. М. : Генезис. 2010. 143 с.
78. Шипицина, Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. - СПб.: Речь, 2009. -203с. Шипицина Л.М., стр. 20.
79. «ЗП-реабилитация» детей с КИ. Основные положения и отличия от
«слухо-речевой реабилитации» // Кохлеарная имплантация. Какая реабилитация нужна ребёнку после КИ? Альманах № 30 института
коррекционной педагогики. 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/
80. Указ Губернатора Красноярского края "О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 № 258-уг "Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/48454
81. Янн, П.А., Королёва И.В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов. Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8879562Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. / Королева И. В., Янн П. А.: КАРО; Санкт-Петербург; 2011 ISBN 978-5-9925-0626-6
82. Lytle, L. R., Oliva, G. A., Ostrove, J. M., & Cassady, C. (2011). Building resilience in adolescence: The influences of individual, family, school, and community perspectives and practices. In D. H. Zand & J. E. Pierce (Eds.), Resilience in deaf children: Adaptation through emerging adulthood (pp. 251 - 277). New York, NY: Springer. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ihearyou.ru/bilingvizm/sotsialno-emotsionalnoe-razvitie-glukhikh-detej
83. Sass-Lehrer, M., Porter, A., & Wu, C. (2016). Families: Partnerships in practice. In M. Sass-Lehrer (Ed.), Early intervention for deaf and hard-of-hearing infants, toddlers, and their families: Interdisciplinary perspectives (pp. 65 - 103). New York, NY: Oxford University Press. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pdfs.semanticscholar.org/d11d/05e2a64ac759928cebd5a1bb5d81facf0789.pdf