Сравнительное изучение особенностей слухового восприятия устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации
|
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ 13
1.1 Правовая и содержательная основа по проведению коррекционной
работы с дошкольниками с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 13
1.2 Особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников с
сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 18
1.3 Содержание коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после
кохлеарной имплантации 23
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ 31
2.1 Организация и методика оценки развития слухового восприятия и устной
речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 37
2.3 Методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации 45
Выводы по 2 главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ 13
1.1 Правовая и содержательная основа по проведению коррекционной
работы с дошкольниками с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 13
1.2 Особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников с
сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 18
1.3 Содержание коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после
кохлеарной имплантации 23
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ 31
2.1 Организация и методика оценки развития слухового восприятия и устной
речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации 37
2.3 Методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации 45
Выводы по 2 главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Актуальность исследования. Слух и зрение - главные опорные анализаторы, соответственно, на этом в большей степени построены коммуникация и образование. С помощью кохлеарной имплантации, правильно подобранных очков можно качественно улучшить функционирование детей с одновременным нарушением слуха и зрения.
Дошкольник, перенёсший кохлеарную имплантацию, сразу и самостоятельно пользоваться слухом не может, для этого требуется специальная психолого-педагогическая работа.
Материалы исследований отечественной сурдопедагогики (Багрова И.Г., Боскис Р.М., Власова Т.А., Головчиц Л.А., Зыков С.А., Королёва И.В., Кузьмичёва Е.П., Леонгард Э.И., Миронова Э.И., Назарова Т.В., Пелымская Т.В., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Шевцова О.В., Шматко Н.Д., Яхнина Е.З.) помогли уточнить принципы формирования и развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников после кохлеарной имплантации. Они рассматриваются, как концептуальные положения, влияющие на цель, задачи, содержание, на выбор методов и приёмов коррекционно-педагогической помощи.
Разработаны методические рекомендации, дидактические материалы для проведения слухоречевой реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации (Королева И.В., Зонтова О.В.).
Выделены организационно-педагогические условия, способствующие развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида (Беляева О.Л., Ступакова М.В.).
Особое внимание уделяется разработке педагогических путей развития и коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения в условиях образовательного процесса (Тупоногов Б.К., Денискина В.З., Никулина Г.В., Плаксина Л.И., Фомичева Л.В. и др.)
Проблема исследования заключается в том, что ранее, при проведении диагностики по методике оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха, И.В. Королевой и И.В. Дмитриевой (2009), ранее не выделялась отдельно группа дошкольников с нарушенным зрением, а следовательно, не учитывались особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сочетанными нарушениями слуха и зрения.
Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Сравнительное изучение особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации».
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации на основе и с учётом результатов сравнительного изучения особенностей слухового восприятия и устной речи дошкольников после кохлеарной имплантации с сохранным и нарушенным зрением.
Задачи:
1. Провести анализ теоретико-методических аспектов развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации.
2. Организовать экспериментальное исследование по выявлению особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации .
3. Разработать методические рекомендации, способствующие развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Объект исследования: слухоречевое развитие у дошкольников 4-5 лет после кохлеарной имплантации.
Предмет исследования: особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации.
Гипотеза исследования сформулирована нами исходя из цели, объекта и предмета исследования, а также понимания определения слухоречевого развития.
Слухоречевое развитие - это формирование процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов (обнаружение, различение, узнавание и опознавание), формирование фонематического слуха - умение различать и узнавать в потоке речи фонемы родного языка, как основы для развития понимания речи и собственной устной речи посредством слуха. Под устной речью при этом будем понимать употребляемую ребенком словесную систему, в которой лексический, грамматический и синтаксический компоненты соответствуют его слуховому возрасту и задачам слухоречевой реабилитации.
Мы предполагаем, что у детей с нарушенным зрением после кохлеарной имплантации могут быть выявлены особенности слухоречевого развития.
Данные особенности будут заключаться:
• В ограниченном понимании обращенной речи, из-за бедности чувственного опыта, так как говорить слово или использовать его при общении дошкольник будет только тогда, когда он понимает и помнит, что это слово обозначает.
• В скорости выполнения задания: из-за нарушения остроты зрения, монокулярного видения, дошкольники тратят больше времени на рассматривание объектов при соотнесении его на слух.
Методы исследования: определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись :
• Теоретические методы: изучение и анализ литературы научного и методического характера по проблеме исследования, построение логической структуры теоретической части исследования.
• Эмпирические методы: наблюдение, констатирующий эксперимент, сбор и анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» г. Красноярска.
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический этап: провести анализ теоретико-методических аспектов развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации.
2 этап - этап констатирующего эксперимента: оценить уровень развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, выявить особенности.
3 этап - заключительно-обобщающий этап: разработать методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в обобщении подходов по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации;
• в обосновании и описании методических рекомендаций, способствующих развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Практическая значимость исследования заключается:
• представленные материалы могут использоваться в ходе реализации проекта региональной инновационной площадки «Новый стандарт слуха
и речи», на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» г. Красноярска;
• данные рекомендации могут быть полезны педагогическим работникам, специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям, воспитывающих детей с одновременным нарушением зрения и слуха после кохлеарной имплантации.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список литературы, приложение
Дошкольник, перенёсший кохлеарную имплантацию, сразу и самостоятельно пользоваться слухом не может, для этого требуется специальная психолого-педагогическая работа.
Материалы исследований отечественной сурдопедагогики (Багрова И.Г., Боскис Р.М., Власова Т.А., Головчиц Л.А., Зыков С.А., Королёва И.В., Кузьмичёва Е.П., Леонгард Э.И., Миронова Э.И., Назарова Т.В., Пелымская Т.В., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Шевцова О.В., Шматко Н.Д., Яхнина Е.З.) помогли уточнить принципы формирования и развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников после кохлеарной имплантации. Они рассматриваются, как концептуальные положения, влияющие на цель, задачи, содержание, на выбор методов и приёмов коррекционно-педагогической помощи.
Разработаны методические рекомендации, дидактические материалы для проведения слухоречевой реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации (Королева И.В., Зонтова О.В.).
Выделены организационно-педагогические условия, способствующие развитию слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида (Беляева О.Л., Ступакова М.В.).
Особое внимание уделяется разработке педагогических путей развития и коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения в условиях образовательного процесса (Тупоногов Б.К., Денискина В.З., Никулина Г.В., Плаксина Л.И., Фомичева Л.В. и др.)
Проблема исследования заключается в том, что ранее, при проведении диагностики по методике оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха, И.В. Королевой и И.В. Дмитриевой (2009), ранее не выделялась отдельно группа дошкольников с нарушенным зрением, а следовательно, не учитывались особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сочетанными нарушениями слуха и зрения.
Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Сравнительное изучение особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации».
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации на основе и с учётом результатов сравнительного изучения особенностей слухового восприятия и устной речи дошкольников после кохлеарной имплантации с сохранным и нарушенным зрением.
Задачи:
1. Провести анализ теоретико-методических аспектов развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации.
2. Организовать экспериментальное исследование по выявлению особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации .
3. Разработать методические рекомендации, способствующие развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Объект исследования: слухоречевое развитие у дошкольников 4-5 лет после кохлеарной имплантации.
Предмет исследования: особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации.
Гипотеза исследования сформулирована нами исходя из цели, объекта и предмета исследования, а также понимания определения слухоречевого развития.
Слухоречевое развитие - это формирование процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов (обнаружение, различение, узнавание и опознавание), формирование фонематического слуха - умение различать и узнавать в потоке речи фонемы родного языка, как основы для развития понимания речи и собственной устной речи посредством слуха. Под устной речью при этом будем понимать употребляемую ребенком словесную систему, в которой лексический, грамматический и синтаксический компоненты соответствуют его слуховому возрасту и задачам слухоречевой реабилитации.
Мы предполагаем, что у детей с нарушенным зрением после кохлеарной имплантации могут быть выявлены особенности слухоречевого развития.
Данные особенности будут заключаться:
• В ограниченном понимании обращенной речи, из-за бедности чувственного опыта, так как говорить слово или использовать его при общении дошкольник будет только тогда, когда он понимает и помнит, что это слово обозначает.
• В скорости выполнения задания: из-за нарушения остроты зрения, монокулярного видения, дошкольники тратят больше времени на рассматривание объектов при соотнесении его на слух.
Методы исследования: определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись :
• Теоретические методы: изучение и анализ литературы научного и методического характера по проблеме исследования, построение логической структуры теоретической части исследования.
• Эмпирические методы: наблюдение, констатирующий эксперимент, сбор и анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» г. Красноярска.
Этапы исследования:
Исследование включало в себя 3 этапа:
1 этап - аналитический этап: провести анализ теоретико-методических аспектов развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации.
2 этап - этап констатирующего эксперимента: оценить уровень развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, выявить особенности.
3 этап - заключительно-обобщающий этап: разработать методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в обобщении подходов по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации;
• в обосновании и описании методических рекомендаций, способствующих развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Практическая значимость исследования заключается:
• представленные материалы могут использоваться в ходе реализации проекта региональной инновационной площадки «Новый стандарт слуха
и речи», на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» г. Красноярска;
• данные рекомендации могут быть полезны педагогическим работникам, специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям, воспитывающих детей с одновременным нарушением зрения и слуха после кохлеарной имплантации.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список литературы, приложение
Сравнительное изучение особенностей слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, проведенное нами, имеет теоретическую и практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса.
Актуальность определяется, прежде всего, тем, что ранее, при проведении диагностики по методике оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха, Королевой И.В. и Дмитриевой И.В. (2009) у детей, перенесших кохлеарную имплантацию, не выделялась отдельно группа дошкольников с нарушенным зрением, а следовательно, не были описаны особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сочетанными нарушениями слуха и зрения, а также недостаточностью методических рекомендаций, позволяющих специалистам и работникам дошкольного образования дифференцированно планировать содержание коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
В соответствии с поставленной проблемой определена цель исследования - разработать методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации на основе и с учётом результатов сравнительного изучения особенностей слухового восприятия и устной речи дошкольников после кохлеарной имплантации с сохранным и нарушенным зрением.
Результатом анализа литературных источников стало обобщение сведений по проблеме развития слухового восприятия и устной речи у детей с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации:
- на федеральном и краевом уровне создана правовая и содержательная основа, способствующая проведению коррекционной работы у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, на основе равных возможностей и с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обозначены особенности развития зрительного, слухового восприятия и устной речи у детей с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, содержание коррекционной работы, что и составило теоретическую значимость исследования.
Далее, мы организовали констатирующий эксперимент по выявлению особенностей развития слухового восприятия и устной речи дошкольников 4¬5 лет с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации с применением методики оценки слухоречевого развития (И.В. Королева, И.В. Дмитриева).
Исследованием было охвачено 10 дошкольников 4-5 лет после кохлеарной имплантации, из них 5 дошкольников с сохранным зрением и 5 дошкольников с нарушенным зрением, на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» г. Красноярска.
Сравнение результатов констатирующего эксперимента позволило сделать следующие выводы:
- Качественный анализ средних данных об уровнях развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с сохранным зрением после кохлеарной имплантации показал, что дошкольники экспериментальной группы А, осуществляют выбор сигнала/слова из ограниченного набора сигналов/слов в пределах высокого уровня, что говорит о сформированности словарного запаса (активного и пассивного словаря), в соответствии со своим слуховым возрастом. Выполняя тесты открытого выбора, показали, сформированность способности узнавания, различения, опознавания, понимания сигналов/слов в пределах среднего уровня, что говорит о недостаточной сформированности фонематического слуха, грамматического строя речи в соответствии со своим слуховым возрастом.
- Качественный анализ средних данных об уровнях развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с нарушенным зрением после кохлеарной имплантации показал, что дошкольники экспериментальной группы Б, осуществляют выбор сигнала/слова из ограниченного набора сигналов/слов в пределах среднего уровня, что говорит о недостаточной/низкой сформированности словарного запаса (активного и пассивного), в соответствии со своим слуховым возрастом. Выполняя тесты открытого выбора, показали, сформированность способности узнавания, различения, опознавания, понимания сигналов/слов в пределах низкого уровня, что говорит о недостаточной/низкой сформированности фонематического слуха, грамматического строя речи, начальных навыках общения в соответствии со своим слуховым возрастом.
- Проведя сравнительный анализ средних данных об уровнях развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным (группа А) и нарушенным зрением (группа Б) после кохлеарной имплантации, находящиеся на начале основного этапа реабилитации, показал, что дошкольники экспериментальной группы Б при выполнении заданий, испытывали затруднения при соотнесении слова с предметом, особенно при открытом выборе, из-за бедности чувственного опыта, что отражается на развитии устной речи; также отмечалась низкая скорость выполнения задания, из-за нарушения остроты зрения, монокулярного видения, дошкольники тратили больше времени на рассматривание объектов при соотнесении его на слух.
На основании результатов и с учётом выявленных особенностей, нами были разработаны методические рекомендации, рабочая программа курса коррекционной направленности и комплекс игр по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования нашла своё подтверждение в данной работе.
Актуальность определяется, прежде всего, тем, что ранее, при проведении диагностики по методике оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха, Королевой И.В. и Дмитриевой И.В. (2009) у детей, перенесших кохлеарную имплантацию, не выделялась отдельно группа дошкольников с нарушенным зрением, а следовательно, не были описаны особенности слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сочетанными нарушениями слуха и зрения, а также недостаточностью методических рекомендаций, позволяющих специалистам и работникам дошкольного образования дифференцированно планировать содержание коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
В соответствии с поставленной проблемой определена цель исследования - разработать методические рекомендации по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации на основе и с учётом результатов сравнительного изучения особенностей слухового восприятия и устной речи дошкольников после кохлеарной имплантации с сохранным и нарушенным зрением.
Результатом анализа литературных источников стало обобщение сведений по проблеме развития слухового восприятия и устной речи у детей с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации:
- на федеральном и краевом уровне создана правовая и содержательная основа, способствующая проведению коррекционной работы у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, на основе равных возможностей и с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обозначены особенности развития зрительного, слухового восприятия и устной речи у детей с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации, содержание коррекционной работы, что и составило теоретическую значимость исследования.
Далее, мы организовали констатирующий эксперимент по выявлению особенностей развития слухового восприятия и устной речи дошкольников 4¬5 лет с сохранным и нарушенным зрением после кохлеарной имплантации с применением методики оценки слухоречевого развития (И.В. Королева, И.В. Дмитриева).
Исследованием было охвачено 10 дошкольников 4-5 лет после кохлеарной имплантации, из них 5 дошкольников с сохранным зрением и 5 дошкольников с нарушенным зрением, на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» г. Красноярска.
Сравнение результатов констатирующего эксперимента позволило сделать следующие выводы:
- Качественный анализ средних данных об уровнях развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с сохранным зрением после кохлеарной имплантации показал, что дошкольники экспериментальной группы А, осуществляют выбор сигнала/слова из ограниченного набора сигналов/слов в пределах высокого уровня, что говорит о сформированности словарного запаса (активного и пассивного словаря), в соответствии со своим слуховым возрастом. Выполняя тесты открытого выбора, показали, сформированность способности узнавания, различения, опознавания, понимания сигналов/слов в пределах среднего уровня, что говорит о недостаточной сформированности фонематического слуха, грамматического строя речи в соответствии со своим слуховым возрастом.
- Качественный анализ средних данных об уровнях развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с нарушенным зрением после кохлеарной имплантации показал, что дошкольники экспериментальной группы Б, осуществляют выбор сигнала/слова из ограниченного набора сигналов/слов в пределах среднего уровня, что говорит о недостаточной/низкой сформированности словарного запаса (активного и пассивного), в соответствии со своим слуховым возрастом. Выполняя тесты открытого выбора, показали, сформированность способности узнавания, различения, опознавания, понимания сигналов/слов в пределах низкого уровня, что говорит о недостаточной/низкой сформированности фонематического слуха, грамматического строя речи, начальных навыках общения в соответствии со своим слуховым возрастом.
- Проведя сравнительный анализ средних данных об уровнях развития слухового восприятия и устной речи у дошкольников с сохранным (группа А) и нарушенным зрением (группа Б) после кохлеарной имплантации, находящиеся на начале основного этапа реабилитации, показал, что дошкольники экспериментальной группы Б при выполнении заданий, испытывали затруднения при соотнесении слова с предметом, особенно при открытом выборе, из-за бедности чувственного опыта, что отражается на развитии устной речи; также отмечалась низкая скорость выполнения задания, из-за нарушения остроты зрения, монокулярного видения, дошкольники тратили больше времени на рассматривание объектов при соотнесении его на слух.
На основании результатов и с учётом выявленных особенностей, нами были разработаны методические рекомендации, рабочая программа курса коррекционной направленности и комплекс игр по развитию слухового восприятия и устной речи у дошкольников 4-5 лет с нарушениями зрения после кохлеарной имплантации.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования нашла своё подтверждение в данной работе.



