ВНЕУРОЧНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
1.1 Понятие «функциональная грамотность» и ее содержание 8
1.2 Особенности формирования функциональной грамотности
обучающихся на предметах естественно-научного цикла 11
1.3 Опыт реализации программ внеурочных курсов по формированию
функциональной грамотности 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9-ЫХ КЛАССОВ 16
2.1 Разработка программы курса внеурочной деятельности по формированию
элементов функциональной грамотности 16
2.2 Описание образовательного процесса в рамках реализации программы
внеучебной деятельности 35
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 37
3.1 Диагностика сформированности функциональной грамотности по
модели PISA 37
3.2 Результаты и обсуждения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диплом за призерство в секции «Химическое
образование» XVII Всероссийской научно-практической конференции
«Химическая наука и образование Красноярья», посвященной 190-летию со дня рождения Д.И. Менделеева и 155-летию Российского химического общества имени Д.И. Менделеева» 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Кодификатор и описания результатов, используемых в программе внеурочного курса «Функциональная грамотность» 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вариант, использованный в качестве стартовой и итоговой диагностики 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
1.1 Понятие «функциональная грамотность» и ее содержание 8
1.2 Особенности формирования функциональной грамотности
обучающихся на предметах естественно-научного цикла 11
1.3 Опыт реализации программ внеурочных курсов по формированию
функциональной грамотности 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9-ЫХ КЛАССОВ 16
2.1 Разработка программы курса внеурочной деятельности по формированию
элементов функциональной грамотности 16
2.2 Описание образовательного процесса в рамках реализации программы
внеучебной деятельности 35
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 37
3.1 Диагностика сформированности функциональной грамотности по
модели PISA 37
3.2 Результаты и обсуждения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диплом за призерство в секции «Химическое
образование» XVII Всероссийской научно-практической конференции
«Химическая наука и образование Красноярья», посвященной 190-летию со дня рождения Д.И. Менделеева и 155-летию Российского химического общества имени Д.И. Менделеева» 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Кодификатор и описания результатов, используемых в программе внеурочного курса «Функциональная грамотность» 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вариант, использованный в качестве стартовой и итоговой диагностики 57
Понятие функциональной грамотности появилось в конце 60-х годов 20 века в документах ЮНЕСКО (англ. UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) [30] и позднее вошло в обиход исследователей (П.Р. Атутов, Б.С. Гершунский, В.А. Ермоленко, А.М. Новиков, С.А. Тангян, М. Скилдек, Г. Хинцен и др.). Изначально функциональная грамотность была определена как набор навыков чтения и письма, необходимых для решения повседневных задач и удовлетворения жизненных потребностей. [30]. Включая середину 1970-х годов исследования в этом направлении связывалась с профессиональными интересами людей, занимающихся компенсацией недостающих навыков в этой сфере.
Подход, описанный выше, со временем был признан односторонним. Понятие функциональной грамотности расширилось и стало включать в себя компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. [31].
В данном контексте функциональная грамотность рассматривается как способ, позволяющий личности самоопределиться в обществе и интегрировать образование в разностороннюю человеческую деятельность.
Мониторинг качества общего образования проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года [19] по специальной международной программе оценки образовательных достижений 15-летних детей (PISA - Programme for International Student Assessment), которая осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development). Обучающихся в возрасте 15-ти лет выбрали для исследования, потому что в этом возрасте во многих странах заканчивается обязательное школьное обучение. Программы обучения в разных странах похожи, поэтому на этом этапе важно оценить знания и
умения, которые пригодятся ученикам в будущем, а также их способность самостоятельно получать информацию, необходимую для адаптации в современном мире [23]. Исследования PISA оценивают 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую [1].
Развитие функциональной грамотности обучающихся
в России также является одним из приоритетных направлений развития отечественного образования в 2018 году после Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [27]. Так как функциональная грамотность - это комплекс знаний и умений, необходимых для успешного функционирования человека в современном обществе. Развитие функциональной грамотности у школьников важно не только для улучшения результатов мониторинга PISA, что подтверждает выполнение задач, поставленных Правительством РФ и Президентом, но и для развития всего российского общества. [27].
Недостаточный уровень функциональной грамотности [7] современных обучающихся ставит под угрозу их адаптацию и социализацию в современном сообществе. Современное российское обществе нуждается в эффективных гражданах, способных к максимальной реализации своих трудовой и профессиональной способностей, тем самым способных обеспечивать развитию страны, принося пользу обществу. Эти факторы обуславливают актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне Российской Федерации.
Результаты мониторингов PISA, проведенных в 2000 и 2003 гг. 32 странами-участницами, включающими Россию, США, Индонезию, Уругвай и др., показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних обучающихся являются достоверным индикатором 5
показывающим возможности дальнейшей образовательной траектории молодежи и их благополучия. В дальнейшем количество участников исследования с начала проведения увеличилось с 32 стран в 2000 году до 85 в 2022 году, что повышает актуальность выборки. Каждый школьник стремится к социальной успешности, а его родители надеются на благополучие своего ребенка в будущем. Поэтому развитие функциональной грамотности имеет большое значение, так как образовательные учреждения стремятся к высоким академическим и социальным достижениям учащихся, которые достигаются благодаря их функциональной грамотности.
Организацией заказчиком данной выпускной квалификационной работы является Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевая школа-интернат по работе с одаренными детьми «Школа космонавтики». Поскольку в КГАОУ «Школа космонавтики» уже реализуются как урочные, так и внеурочные программы образования по математической и финансовой грамотности, учитывающие соответствующие модули программы курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни», руководством школы было принято решение об организации внеурочного курса, охватывающего недостающие виды функциональной грамотности.
Цель: разработка внеурочного курса по формированию элементов функциональной грамотности в 8-9 классах.
В рамках работы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру, виды и формы функциональной грамотности;
2. Изучить опыт по организации внеурочных курсов по формированию функциональной грамотности;
3. Разработать программу внеурочного курса по формированию элементов функциональной грамотности для обучающихся 8-9 классов.
Объект исследования: процесс формирования функциональной грамотности в основном общем образовании....
Подход, описанный выше, со временем был признан односторонним. Понятие функциональной грамотности расширилось и стало включать в себя компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. [31].
В данном контексте функциональная грамотность рассматривается как способ, позволяющий личности самоопределиться в обществе и интегрировать образование в разностороннюю человеческую деятельность.
Мониторинг качества общего образования проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года [19] по специальной международной программе оценки образовательных достижений 15-летних детей (PISA - Programme for International Student Assessment), которая осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development). Обучающихся в возрасте 15-ти лет выбрали для исследования, потому что в этом возрасте во многих странах заканчивается обязательное школьное обучение. Программы обучения в разных странах похожи, поэтому на этом этапе важно оценить знания и
умения, которые пригодятся ученикам в будущем, а также их способность самостоятельно получать информацию, необходимую для адаптации в современном мире [23]. Исследования PISA оценивают 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую [1].
Развитие функциональной грамотности обучающихся
в России также является одним из приоритетных направлений развития отечественного образования в 2018 году после Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [27]. Так как функциональная грамотность - это комплекс знаний и умений, необходимых для успешного функционирования человека в современном обществе. Развитие функциональной грамотности у школьников важно не только для улучшения результатов мониторинга PISA, что подтверждает выполнение задач, поставленных Правительством РФ и Президентом, но и для развития всего российского общества. [27].
Недостаточный уровень функциональной грамотности [7] современных обучающихся ставит под угрозу их адаптацию и социализацию в современном сообществе. Современное российское обществе нуждается в эффективных гражданах, способных к максимальной реализации своих трудовой и профессиональной способностей, тем самым способных обеспечивать развитию страны, принося пользу обществу. Эти факторы обуславливают актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне Российской Федерации.
Результаты мониторингов PISA, проведенных в 2000 и 2003 гг. 32 странами-участницами, включающими Россию, США, Индонезию, Уругвай и др., показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних обучающихся являются достоверным индикатором 5
показывающим возможности дальнейшей образовательной траектории молодежи и их благополучия. В дальнейшем количество участников исследования с начала проведения увеличилось с 32 стран в 2000 году до 85 в 2022 году, что повышает актуальность выборки. Каждый школьник стремится к социальной успешности, а его родители надеются на благополучие своего ребенка в будущем. Поэтому развитие функциональной грамотности имеет большое значение, так как образовательные учреждения стремятся к высоким академическим и социальным достижениям учащихся, которые достигаются благодаря их функциональной грамотности.
Организацией заказчиком данной выпускной квалификационной работы является Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевая школа-интернат по работе с одаренными детьми «Школа космонавтики». Поскольку в КГАОУ «Школа космонавтики» уже реализуются как урочные, так и внеурочные программы образования по математической и финансовой грамотности, учитывающие соответствующие модули программы курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни», руководством школы было принято решение об организации внеурочного курса, охватывающего недостающие виды функциональной грамотности.
Цель: разработка внеурочного курса по формированию элементов функциональной грамотности в 8-9 классах.
В рамках работы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру, виды и формы функциональной грамотности;
2. Изучить опыт по организации внеурочных курсов по формированию функциональной грамотности;
3. Разработать программу внеурочного курса по формированию элементов функциональной грамотности для обучающихся 8-9 классов.
Объект исследования: процесс формирования функциональной грамотности в основном общем образовании....
1. Рассмотрев теоретические основы функциональной грамотности
в основном общем образовании, определены основные компоненты ее структуры, включающие следующие виды и формы функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная,
финансовая, креативное мышление и глобальные компетенции.
2. Опыт организации внеурочных курсов по формированию функциональной грамотности в образовательных организациях на сегодняшний день небольшой. Также отсутствует информация об эффективности реализации данной программы. Однако, имеющиеся учебные пособия, а также методические рекомендации, разработанные коллективами авторов, могут способствовать успешному обучению школьников.
3. Разработана и адаптирована программа «Функциональная
грамотность» для обучающихся 8-9 классов - 34 часа (1 час в неделю), которая состоит из 4-х модулей, 26 тем, 3-х диагностические работы.
Определены уровни сформированности элементов функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов в динамике в рамках прохождения внеурочного курса. Получены положительные результаты диагностики ФГ по уровням: недостаточный и низкий уровни отсутствуют; средний уровень снизился на 21,4%; высокий уровень вырос на 9,5%; повышенный уровень увеличился на 31,8%.
в основном общем образовании, определены основные компоненты ее структуры, включающие следующие виды и формы функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная,
финансовая, креативное мышление и глобальные компетенции.
2. Опыт организации внеурочных курсов по формированию функциональной грамотности в образовательных организациях на сегодняшний день небольшой. Также отсутствует информация об эффективности реализации данной программы. Однако, имеющиеся учебные пособия, а также методические рекомендации, разработанные коллективами авторов, могут способствовать успешному обучению школьников.
3. Разработана и адаптирована программа «Функциональная
грамотность» для обучающихся 8-9 классов - 34 часа (1 час в неделю), которая состоит из 4-х модулей, 26 тем, 3-х диагностические работы.
Определены уровни сформированности элементов функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов в динамике в рамках прохождения внеурочного курса. Получены положительные результаты диагностики ФГ по уровням: недостаточный и низкий уровни отсутствуют; средний уровень снизился на 21,4%; высокий уровень вырос на 9,5%; повышенный уровень увеличился на 31,8%.
Подобные работы
- Сетевой проект как средство формирования элементов функциональной грамотность и у обучающихся основной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Повышение функциональной грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ НАД ПРОЕКТОМ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование финансовой грамотности школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2023 - РАБОТА ПО РАСШИРЕНИЮ ФОНОВЫХ ЗНАНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-ГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - Формирование функциональной грамотности обучающихся
5-6 классов в процессе обучения математике
на основе использования контекста повседневной жизни
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Разработка программы математического кружка для учащихся старших классов (Методика обучения математики, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2021 - Формирование финансовой грамотности у обучающихся 9 класса в рамках учебного предмета «География»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023





