Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕУРОЧНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Работа №154743

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
1.1 Понятие «функциональная грамотность» и ее содержание 8
1.2 Особенности формирования функциональной грамотности
обучающихся на предметах естественно-научного цикла 11
1.3 Опыт реализации программ внеурочных курсов по формированию
функциональной грамотности 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9-ЫХ КЛАССОВ 16
2.1 Разработка программы курса внеурочной деятельности по формированию
элементов функциональной грамотности 16
2.2 Описание образовательного процесса в рамках реализации программы
внеучебной деятельности 35
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 37
3.1 Диагностика сформированности функциональной грамотности по
модели PISA 37
3.2 Результаты и обсуждения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диплом за призерство в секции «Химическое
образование» XVII Всероссийской научно-практической конференции
«Химическая наука и образование Красноярья», посвященной 190-летию со дня рождения Д.И. Менделеева и 155-летию Российского химического общества имени Д.И. Менделеева» 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Кодификатор и описания результатов, используемых в программе внеурочного курса «Функциональная грамотность» 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вариант, использованный в качестве стартовой и итоговой диагностики 57

Понятие функциональной грамотности появилось в конце 60-х годов 20 века в документах ЮНЕСКО (англ. UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) [30] и позднее вошло в обиход исследователей (П.Р. Атутов, Б.С. Гершунский, В.А. Ермоленко, А.М. Новиков, С.А. Тангян, М. Скилдек, Г. Хинцен и др.). Изначально функциональная грамотность была определена как набор навыков чтения и письма, необходимых для решения повседневных задач и удовлетворения жизненных потребностей. [30]. Включая середину 1970-х годов исследования в этом направлении связывалась с профессиональными интересами людей, занимающихся компенсацией недостающих навыков в этой сфере.
Подход, описанный выше, со временем был признан односторонним. Понятие функциональной грамотности расширилось и стало включать в себя компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. [31].
В данном контексте функциональная грамотность рассматривается как способ, позволяющий личности самоопределиться в обществе и интегрировать образование в разностороннюю человеческую деятельность.
Мониторинг качества общего образования проводится трехлетними циклами начиная с 2000 года [19] по специальной международной программе оценки образовательных достижений 15-летних детей (PISA - Programme for International Student Assessment), которая осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development). Обучающихся в возрасте 15-ти лет выбрали для исследования, потому что в этом возрасте во многих странах заканчивается обязательное школьное обучение. Программы обучения в разных странах похожи, поэтому на этом этапе важно оценить знания и
умения, которые пригодятся ученикам в будущем, а также их способность самостоятельно получать информацию, необходимую для адаптации в современном мире [23]. Исследования PISA оценивают 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую [1].
Развитие функциональной грамотности обучающихся
в России также является одним из приоритетных направлений развития отечественного образования в 2018 году после Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [27]. Так как функциональная грамотность - это комплекс знаний и умений, необходимых для успешного функционирования человека в современном обществе. Развитие функциональной грамотности у школьников важно не только для улучшения результатов мониторинга PISA, что подтверждает выполнение задач, поставленных Правительством РФ и Президентом, но и для развития всего российского общества. [27].
Недостаточный уровень функциональной грамотности [7] современных обучающихся ставит под угрозу их адаптацию и социализацию в современном сообществе. Современное российское обществе нуждается в эффективных гражданах, способных к максимальной реализации своих трудовой и профессиональной способностей, тем самым способных обеспечивать развитию страны, принося пользу обществу. Эти факторы обуславливают актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне Российской Федерации.
Результаты мониторингов PISA, проведенных в 2000 и 2003 гг. 32 странами-участницами, включающими Россию, США, Индонезию, Уругвай и др., показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних обучающихся являются достоверным индикатором 5
показывающим возможности дальнейшей образовательной траектории молодежи и их благополучия. В дальнейшем количество участников исследования с начала проведения увеличилось с 32 стран в 2000 году до 85 в 2022 году, что повышает актуальность выборки. Каждый школьник стремится к социальной успешности, а его родители надеются на благополучие своего ребенка в будущем. Поэтому развитие функциональной грамотности имеет большое значение, так как образовательные учреждения стремятся к высоким академическим и социальным достижениям учащихся, которые достигаются благодаря их функциональной грамотности.
Организацией заказчиком данной выпускной квалификационной работы является Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Краевая школа-интернат по работе с одаренными детьми «Школа космонавтики». Поскольку в КГАОУ «Школа космонавтики» уже реализуются как урочные, так и внеурочные программы образования по математической и финансовой грамотности, учитывающие соответствующие модули программы курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни», руководством школы было принято решение об организации внеурочного курса, охватывающего недостающие виды функциональной грамотности.
Цель: разработка внеурочного курса по формированию элементов функциональной грамотности в 8-9 классах.
В рамках работы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру, виды и формы функциональной грамотности;
2. Изучить опыт по организации внеурочных курсов по формированию функциональной грамотности;
3. Разработать программу внеурочного курса по формированию элементов функциональной грамотности для обучающихся 8-9 классов.
Объект исследования: процесс формирования функциональной грамотности в основном общем образовании....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Рассмотрев теоретические основы функциональной грамотности
в основном общем образовании, определены основные компоненты ее структуры, включающие следующие виды и формы функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная,
финансовая, креативное мышление и глобальные компетенции.
2. Опыт организации внеурочных курсов по формированию функциональной грамотности в образовательных организациях на сегодняшний день небольшой. Также отсутствует информация об эффективности реализации данной программы. Однако, имеющиеся учебные пособия, а также методические рекомендации, разработанные коллективами авторов, могут способствовать успешному обучению школьников.
3. Разработана и адаптирована программа «Функциональная
грамотность» для обучающихся 8-9 классов - 34 часа (1 час в неделю), которая состоит из 4-х модулей, 26 тем, 3-х диагностические работы.
Определены уровни сформированности элементов функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов в динамике в рамках прохождения внеурочного курса. Получены положительные результаты диагностики ФГ по уровням: недостаточный и низкий уровни отсутствуют; средний уровень снизился на 21,4%; высокий уровень вырос на 9,5%; повышенный уровень увеличился на 31,8%.


1. PISA — тест на компетентность Источник:
https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/ // Российский учебник URL: https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/ (дата обращения: 17.03.2024).
2. Акушева, Н.Г. Развитие функциональной грамотности чтения /
Акушева Н.Г., Лойк М.Б., Скороделова Л.А. // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII
Международной научно-практической конференции. 2020. - Чебоксары:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. - С. 49-51.
3. Антонова Н.А. Формирование читательской грамотности средствами проектной деятельностью // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2021. - №1 (49). - С. 8-16.
4. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования:
учебник для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 163 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17663-6. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/533500 (дата обращения: 09.11.2023).
5. Банк педагогических практик // Новосибирский институт современного образования URL: https://niso54.ru/node/227 (дата обращения: 17.07.2023).
6. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и школа. - 2021. - №1'2021. - С. 199-208.
7. Динамика показателей функциональной грамотности обучающихся среднего звена // КиберЛенинка URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika- pokazateley-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-srednego-zvena (дата обращения: 17.11.2023).
8. Дьякова Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в общеобразовательной школе // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией Н.С. Болотновой. - Томск: Томский центр научно-технической информации, 2020. - С. 250-255.
9. Игнатьева Е.Ю., Дмитриева С.В. Метапредметный потенциал учебного
текста: актуализация в основной школе // Вестник Череповецкого
Государственного Университета. - 2020. - №1 (94). - С. 162-172.
10. Кириллова О.А., Пермякова М.Ю. Кейс-технология как средство развития функционально-графической грамотности учащихся // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №1 (74). - С. 246-248.
11. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как
необходимость современного образования // YOUTH FOR SCIENCE 2020: сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. - Петрозаводск: Международный центр научного
партнерства «Новая Наука», 2020. - С. 116-125.
12. Кузнецова Н.М., Денисова А.А. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся // Региональное образование: современные тенденции. - 2020. - № 1 (40). - С. 123-126.
13. Лунина Г.В. Креативное мышление как залог успешного развития личности младшего школьника // Интерактивная наука. - 2018. - №2 (24). - С. 17-20.
14. Махова И.Ю. Проблема формирования и диагностики функциональной грамотности российских школьников: мотивационный фокус // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2021. - №2. - С. 157-169.
15. Мишина, О.С. Проблема формирования и диагностики функциональной грамотности российских школьников: мотивационный фокус / Мишина О.С., Завальцева О.А., Иванов Р.Г. // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71 часть 3. - С. 84-91.....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ