Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития самостоятельности младших школьников 6
1.1. Сущность и содержание понятия «самостоятельность» в психологопедагогической литературе 6
1.2. Особенности развития самостоятельности в младшем школьном возрасте 12
1.3. Методы работы учителя в целях развития самостоятельности у младших
школьников 17
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению развития самостоятельности младших школьников 29
2.1. Методическая организация исследования 29
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 32
2.3. Программа занятий, направленная на развитие самостоятельности
младших школьников 40
Выводы по Главе 2 47
Заключение 49
Список используемых источников 51
Актуальность исследования состоит в том, что самостоятельность - это социально важное и значимое качество личности, нравственные ценности которого определяются активностью человека в совместной деятельности и отношениями с другими людьми. Проблема самостоятельного поведения детей возраста младшей школы является актуальной, социально-значимой на сегодняшний день и ее решение необходимо продолжать формировать именно в диапазоне этого возраста, так как самостоятельное поведение детей - основополагающая вещь для того, чтобы ребенок начал воспитывать в себе внутреннюю свободу. Данная свобода заключается в том, чтобы уметь делать выбор между потенциальными поступками, различными суждениями, а также творческими решениями. Именно через чувство самостоятельности ребенок, в конечном итоге, приходит к полноценному чувству уверенности в своих силах
Вопрос о самостоятельности ребенка был актуален и в глубокой древности, он изучался такими учеными, как Аристотель, Сократ, Платон и др. Также о значении самостоятельности говорили Е.В. Оспенникова, Т.В. Маркова, Б.П. Есипов, Л.А. Маммадова [31].
Большинство исследователей подчеркивают, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития самостоятельности, так как именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит успех или неуспех взрослого человека.
У детей младшего школьного возраста можно наблюдать особое стремление к появлению самостоятельности. Это черта становится ярко выраженной потому, что дети все больше готовы действовать, исходя из собственных ресурсов, без привлечения роли взрослого. Дети младшего школьного возраста являются любознательными, стараются в любом вопросе иметь ответ, исходя из собственной точки зрения, а также проявляют стремление к участию в оценках взрослых людей. Но стоит отметить, что самостоятельность детей младшего школьного возраста не является устойчивой, это непосредственно связано с особенностями психологии детей рассматриваемого нами возраста.
Так же в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования сохранено стремление к формированию самостоятельности, особый акцент сделан на развитие личности посредством формирования универсальных навыков и воспитания личностных качеств [1].
Цель исследования - на основе изучения особенностей развития самостоятельности младших школьников разработать программу внеучебных занятий, направленную на развитие их самостоятельности.
Объект исследования - самостоятельность младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития самостоятельности младших школьников.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень самостоятельности младших школьников:
1) характеризуется низким уровнем автономности;
2) отличается низкими показателями проявления ответственности и исполнительности;
3) может быть повышен в процессе реализации программы внеучебных занятий, направленной на развитие самостоятельности
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования самостоятельности в целях повышения уровня сформированности самостоятельности младших школьников.
2. Проанализировать возрастные особенности младшего школьника и проявление самостоятельности в этом периоде.
3. Подобрать методы, приемы работы со школьниками в целях повышения уровня сформированности самостоятельности младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение актуального уровня сформированности самостоятельности у младшего школьника
5. Выявить и описать актуальный уровень сформированности самостоятельности у младшего школьника.
6. Разработать программу внеучебных занятий, направленную на повышение уровня сформированности самостоятельности младших школьников.....
Проблема самостоятельности детей младшего школьного возраста - очень актуальна, социально-значима на сегодняшний день и ее решение необходимо продолжать формировать в младшем школьном возрасте, так как самостоятельность является залогом к внутренней свободе ребенка, к свободе выбора поступков, суждений, творческих решений. Вопрос о самостоятельности ребенка был актуален и в глубокой древности, он изучался такими учеными, как Аристотель, Сократ, Платон и др. Также о значении самостоятельности говорили Е.В. Оспенникова, Т.В. Маркова, Б.П. Есипов, Л.А. Маммадова.
В ходе работы было раскрыто понятие “самостоятельность”. Также были рассмотрены возрастные особенности младшего школьного возраста. Было выяснено, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития самостоятельности, поскольку в этом возрасте у детей развиваются все сферы психики, растет произвольность поведения, улучшается саморегуляция, самоконтроль, формируются волевые и личностные качества.
По нашему мнению, существует недостаточно исследований сформированности самостоятельности младших школьников.
Соответственно, не хватает методических возможностей по развитию самостоятельности у младшего школьника.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс, позволяющий выявить насколько младший школьник умеет ставить цель и достигать ее, а также доводит начатое дело до конца, не прибегая к помощи взрослых.
Результаты исследования показали, что самостоятельность у младших школьников в 3 классе сформирована недостаточно. Преобладающим является низкий и средний уровни сформированности самостоятельности. Что говорит нам о том, что младшим школьникам требуется помощь в формировании самостоятельности со стороны учителя и родителей.
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целью которой является развитие самостоятельности у младших школьников. Программа состоит из10 занятий, периодичность занятий 1 раз в неделю.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» // СПС Консультант плюс.
2. Александрова Н.Н. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Не решаемая задача»/ Н.Н. Александровна, Т.И. Шульга. ;Вопр. психологии. 1987. № 6 - С. 7-8.
3. Антонова Д.А. Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза в условиях применения технологии продуктивного обучения /Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова// Педагогическое образование в России. 2016. № 10 - 45 с.
4. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян. Текст: непосредственный//Молодой ученый. - 2014.- №14 (73). - С. 243-244.
5. Балышева Е.Н. А можно я сам? Как пережить кризисы самостоятельности ребёнка / Е.Н. Балышева - «Питер»,2021- (Родителям о детях) - 224 с.
6. Балясникова Л.В. Психолого-акмеологические особенности формирования самостоятельности младшего школьника / Л.В. Балясникова // Акмеология. - 2011. - №2. - С. 111-116.
7. Бондаренко Г. И. Психологические факторы, определяющие успешность изучения курса русского языка младшими школьниками/Г. И. Бондаренко//Начальная школа плюс до и после. - 2013, №5. - С. 83-87.
8. Васильева Р.А. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова. - М.: Педагогика, 2013. - 207 с.
9. Гаврилычева Г.Ф. Воспитание самостоятельности / Г.Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2008. - № 6. - С. 33-38.
10. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ И.С. Гессен - М.: «Школа-Пресс», 1995. - 376 с.
11. Голант Е. Я. Вопросы педагогики / Е.Я. Голант. Кыштым, 1944 - С. 10-11.
12. Давыдов В. В. (ред.) Психическое развитие младших
школьников / В.В. Давыдов. М., 1990 - 324 с.
13. Давыдов, В.В. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской / В.В. Давыдов. М. : Просвещение, 2008. - 306 с.
14. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и
творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов. - М.:
Просвещение, 1978. - 82 с.
15. Дидора М.И. Формирование самостоятельности младших
школьников в процессе / М.И. Дидора. - Киев, 1982. - 174 с....61