ВНЕУЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития самостоятельности младших школьников 6
1.1. Сущность и содержание понятия «самостоятельность» в психологопедагогической литературе 6
1.2. Особенности развития самостоятельности в младшем школьном возрасте 12
1.3. Методы работы учителя в целях развития самостоятельности у младших
школьников 17
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению развития самостоятельности младших школьников 29
2.1. Методическая организация исследования 29
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 32
2.3. Программа занятий, направленная на развитие самостоятельности
младших школьников 40
Выводы по Главе 2 47
Заключение 49
Список используемых источников 51
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития самостоятельности младших школьников 6
1.1. Сущность и содержание понятия «самостоятельность» в психологопедагогической литературе 6
1.2. Особенности развития самостоятельности в младшем школьном возрасте 12
1.3. Методы работы учителя в целях развития самостоятельности у младших
школьников 17
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению развития самостоятельности младших школьников 29
2.1. Методическая организация исследования 29
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 32
2.3. Программа занятий, направленная на развитие самостоятельности
младших школьников 40
Выводы по Главе 2 47
Заключение 49
Список используемых источников 51
Актуальность исследования состоит в том, что самостоятельность - это социально важное и значимое качество личности, нравственные ценности которого определяются активностью человека в совместной деятельности и отношениями с другими людьми. Проблема самостоятельного поведения детей возраста младшей школы является актуальной, социально-значимой на сегодняшний день и ее решение необходимо продолжать формировать именно в диапазоне этого возраста, так как самостоятельное поведение детей - основополагающая вещь для того, чтобы ребенок начал воспитывать в себе внутреннюю свободу. Данная свобода заключается в том, чтобы уметь делать выбор между потенциальными поступками, различными суждениями, а также творческими решениями. Именно через чувство самостоятельности ребенок, в конечном итоге, приходит к полноценному чувству уверенности в своих силах
Вопрос о самостоятельности ребенка был актуален и в глубокой древности, он изучался такими учеными, как Аристотель, Сократ, Платон и др. Также о значении самостоятельности говорили Е.В. Оспенникова, Т.В. Маркова, Б.П. Есипов, Л.А. Маммадова [31].
Большинство исследователей подчеркивают, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития самостоятельности, так как именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит успех или неуспех взрослого человека.
У детей младшего школьного возраста можно наблюдать особое стремление к появлению самостоятельности. Это черта становится ярко выраженной потому, что дети все больше готовы действовать, исходя из собственных ресурсов, без привлечения роли взрослого. Дети младшего школьного возраста являются любознательными, стараются в любом вопросе иметь ответ, исходя из собственной точки зрения, а также проявляют стремление к участию в оценках взрослых людей. Но стоит отметить, что самостоятельность детей младшего школьного возраста не является устойчивой, это непосредственно связано с особенностями психологии детей рассматриваемого нами возраста.
Так же в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования сохранено стремление к формированию самостоятельности, особый акцент сделан на развитие личности посредством формирования универсальных навыков и воспитания личностных качеств [1].
Цель исследования - на основе изучения особенностей развития самостоятельности младших школьников разработать программу внеучебных занятий, направленную на развитие их самостоятельности.
Объект исследования - самостоятельность младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития самостоятельности младших школьников.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень самостоятельности младших школьников:
1) характеризуется низким уровнем автономности;
2) отличается низкими показателями проявления ответственности и исполнительности;
3) может быть повышен в процессе реализации программы внеучебных занятий, направленной на развитие самостоятельности
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования самостоятельности в целях повышения уровня сформированности самостоятельности младших школьников.
2. Проанализировать возрастные особенности младшего школьника и проявление самостоятельности в этом периоде.
3. Подобрать методы, приемы работы со школьниками в целях повышения уровня сформированности самостоятельности младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение актуального уровня сформированности самостоятельности у младшего школьника
5. Выявить и описать актуальный уровень сформированности самостоятельности у младшего школьника.
6. Разработать программу внеучебных занятий, направленную на повышение уровня сформированности самостоятельности младших школьников.....
Вопрос о самостоятельности ребенка был актуален и в глубокой древности, он изучался такими учеными, как Аристотель, Сократ, Платон и др. Также о значении самостоятельности говорили Е.В. Оспенникова, Т.В. Маркова, Б.П. Есипов, Л.А. Маммадова [31].
Большинство исследователей подчеркивают, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития самостоятельности, так как именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит успех или неуспех взрослого человека.
У детей младшего школьного возраста можно наблюдать особое стремление к появлению самостоятельности. Это черта становится ярко выраженной потому, что дети все больше готовы действовать, исходя из собственных ресурсов, без привлечения роли взрослого. Дети младшего школьного возраста являются любознательными, стараются в любом вопросе иметь ответ, исходя из собственной точки зрения, а также проявляют стремление к участию в оценках взрослых людей. Но стоит отметить, что самостоятельность детей младшего школьного возраста не является устойчивой, это непосредственно связано с особенностями психологии детей рассматриваемого нами возраста.
Так же в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования сохранено стремление к формированию самостоятельности, особый акцент сделан на развитие личности посредством формирования универсальных навыков и воспитания личностных качеств [1].
Цель исследования - на основе изучения особенностей развития самостоятельности младших школьников разработать программу внеучебных занятий, направленную на развитие их самостоятельности.
Объект исследования - самостоятельность младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития самостоятельности младших школьников.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень самостоятельности младших школьников:
1) характеризуется низким уровнем автономности;
2) отличается низкими показателями проявления ответственности и исполнительности;
3) может быть повышен в процессе реализации программы внеучебных занятий, направленной на развитие самостоятельности
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования самостоятельности в целях повышения уровня сформированности самостоятельности младших школьников.
2. Проанализировать возрастные особенности младшего школьника и проявление самостоятельности в этом периоде.
3. Подобрать методы, приемы работы со школьниками в целях повышения уровня сформированности самостоятельности младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение актуального уровня сформированности самостоятельности у младшего школьника
5. Выявить и описать актуальный уровень сформированности самостоятельности у младшего школьника.
6. Разработать программу внеучебных занятий, направленную на повышение уровня сформированности самостоятельности младших школьников.....
Проблема самостоятельности детей младшего школьного возраста - очень актуальна, социально-значима на сегодняшний день и ее решение необходимо продолжать формировать в младшем школьном возрасте, так как самостоятельность является залогом к внутренней свободе ребенка, к свободе выбора поступков, суждений, творческих решений. Вопрос о самостоятельности ребенка был актуален и в глубокой древности, он изучался такими учеными, как Аристотель, Сократ, Платон и др. Также о значении самостоятельности говорили Е.В. Оспенникова, Т.В. Маркова, Б.П. Есипов, Л.А. Маммадова.
В ходе работы было раскрыто понятие “самостоятельность”. Также были рассмотрены возрастные особенности младшего школьного возраста. Было выяснено, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития самостоятельности, поскольку в этом возрасте у детей развиваются все сферы психики, растет произвольность поведения, улучшается саморегуляция, самоконтроль, формируются волевые и личностные качества.
По нашему мнению, существует недостаточно исследований сформированности самостоятельности младших школьников.
Соответственно, не хватает методических возможностей по развитию самостоятельности у младшего школьника.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс, позволяющий выявить насколько младший школьник умеет ставить цель и достигать ее, а также доводит начатое дело до конца, не прибегая к помощи взрослых.
Результаты исследования показали, что самостоятельность у младших школьников в 3 классе сформирована недостаточно. Преобладающим является низкий и средний уровни сформированности самостоятельности. Что говорит нам о том, что младшим школьникам требуется помощь в формировании самостоятельности со стороны учителя и родителей.
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целью которой является развитие самостоятельности у младших школьников. Программа состоит из10 занятий, периодичность занятий 1 раз в неделю.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
В ходе работы было раскрыто понятие “самостоятельность”. Также были рассмотрены возрастные особенности младшего школьного возраста. Было выяснено, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития самостоятельности, поскольку в этом возрасте у детей развиваются все сферы психики, растет произвольность поведения, улучшается саморегуляция, самоконтроль, формируются волевые и личностные качества.
По нашему мнению, существует недостаточно исследований сформированности самостоятельности младших школьников.
Соответственно, не хватает методических возможностей по развитию самостоятельности у младшего школьника.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс, позволяющий выявить насколько младший школьник умеет ставить цель и достигать ее, а также доводит начатое дело до конца, не прибегая к помощи взрослых.
Результаты исследования показали, что самостоятельность у младших школьников в 3 классе сформирована недостаточно. Преобладающим является низкий и средний уровни сформированности самостоятельности. Что говорит нам о том, что младшим школьникам требуется помощь в формировании самостоятельности со стороны учителя и родителей.
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целью которой является развитие самостоятельности у младших школьников. Программа состоит из10 занятий, периодичность занятий 1 раз в неделю.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса.
Подобные работы
- Развитие внимания младших школьников средствами технологии «хэндмейд» во внеклассной работе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Развитие навыков сотрудничества у младших школьников со взрослыми во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продлённого дня
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности проявления читательской самостоятельности у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Развитие толерантности у младших школьников посредством игровых методов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Раскрытие творческих способностей у младших школьников средствами графического редактора Tux Paint
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





