Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие толерантности у младших школьников посредством игровых методов

Работа №114463

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения развития толерантности учеников младших классов 7
1.1 Сущность понятия «толерантность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Специфика развития толерантности у учеников младших классов 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию толерантности у учеников младших классов путем игровых методов 29
2.1 Диагностика уровня развития толерантности у учеников
младших классов 29
2.2 Разработка и реализация содержания внеурочных занятий,
включающих игровые методы 34
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по
развитию толерантности 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60


Актуальность исследования. Одной из причин усиления социальной напряженности в современном обществе является низкий уровень толерантности как терпимости к представителям других национальностей, культур, вероисповеданий, к иному мнению, иным взглядам и др. Недостаточная степень толерантности приводит к распространению социальных конфликтов, препятствует формированию конструктивных взаимоотношений, как на уровне отдельных личностей, так и на уровне социальных групп, народов, государств. Данная проблема привлекает внимание широкого круга исследователей и практиков: педагогов, психологов, политиков.
Россия на протяжении всей своей тысячелетней истории была многонациональной и многоконфессиональной страной. Обычаи и традиции народов, живущих в общем доме, не должны оскорблять или принижать людей другой веры и национальности. Менталитет страны, в которой вырос человек, влияет на восприятие других людей, на толерантное отношение к различиям между людьми, готовность к положительному восприятию, пониманию представителей других национальностей, на готовность уважать различия между нациями. На развитие толерантности влияет множество факторов, в частности, социальное окружение, ценности человека и общества, а также воспитание. Поэтому толерантность следует развивать с детства [6].
Толерантность не является врожденным качеством личности, а формируется в процессе обучения и воспитания. Формирование толерантности представляет собой значимую воспитательную задачу, которая должна решаться на всех образовательных уровнях с учетом возрастных особенностей учащихся. Младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью, гибкостью мышления, что создает благоприятные условия для развития толерантности [10].
Изучение и реализация педагогических возможностей формирования и развития толерантности у детей младшего школьного возраста способствует эффективному решению задач социализации личности и стабилизации общественных отношений.
Проблема исследования: каковы возможности игровых методов для развития толерантности младших школьников?
Цель исследования: разработать содержание внеурочных занятий с использованием игровых методов, направленных на развитие толерантности у учеников младших школы, проверить его эффективность опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования - процесс развития толерантности у младших школьников.
Предмет исследования - развития толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности с применением игровых методов.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития толерантности у младших школьников будет более успешным если:
- использовать развивающий потенциал игровых методик;
- создавать игровые ситуации, используя такие методы, как ролевые игры, социодраматизация.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме развития толерантности у детей младшего школьного возраста.
2. Подобрать оптимальные диагностические методики для
выявления уровня толерантности у младших школьников.
3. Разработать внеурочные занятия направленные на развитие толерантности.
4. Провести контрольное исследование, сделать выводы об эффективности использования игровых методов для развития толерантности у младших школьников.
Теоретической и методической основой послужили труды отечественных ученых и педагогов по вопросам воспитания и развития толерантности подрастающего поколения. В основу данной работы положены исследования воспитания толерантности в образовательных учреждениях, которые освещены в трудах Батрак Я.А. [12], Мироновой М.С. [34], Павлова И. В. [39], Кулиш Т.В. [39] и других.
В исследовании использованы следующие методы: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы, обобщение, сравнение; эмпирические методы.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа 90», Самарская область, г. Тольятти. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «А» класса, в количестве 25 человек (экспериментальная группа) и учащиеся 3 «Б» класса, в количестве 28 человека (контрольная группа).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в учебном процессе, а также для более углубленного понимания эффективности игровых практик в процессе развития толерантности учеников младших классов.
Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы (44 источника).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Толерантность формируется при условии, что человек обладает навыками независимого мышления, критической переоценки, выдвижения утверждений на основе моральных ценностей и осознания мотивации толерантности. В основе толерантности лежит самоуважение, чувство собственного достоинства и отсутствие чувства неполноценности.
Настоящая толерантность считается характеристикой зрелой личности, которой не нужно унижать другого человека, чтобы самоутвердиться.
Есть все основания рассматривать формирование и развитие толерантности у младших школьников как педагогическую деятельность, направленную на организацию благоприятных условий для принятия личных самостоятельных установок, для естественного рефлексивного и индивидуального формирования толерантности [35].
Для формирования и развития толерантности у учащихся необходимы особые психологические условия и особый оперативный контроль со стороны взрослых (учителей и родителей) в системе образования.
Важнейшими условиями, способствующими формированию толерантности, применительно к учебному заведению, являются превращение его в открытую социально-педагогическую систему, высокий профессиональный уровень педагогов, а также благоприятный психологический климат в школе. В учреждении должна быть создана такая социальная среда, способствующая развитию у учащихся мягких и толерантных форм сотрудничества, готовности понять собеседника и умения находить с ним общий язык [38].
Проведенный психолого-педагогический анализ показал, что учащиеся пересмотрели свои представления о свойствах толерантной личности: школьники в большей степени соотносят с понятием "толерантность" следующие свойства личности - гибкость, снисходительность, готовность выслушать и понимать «другого», эмпатия, независимость в суждениях и действиях, а личностные черты проявления толерантной личности изменились на способность прощать, чувствительность, самоконтроль, эмпатия, независимость в суждениях и действиях. Средний уровень толерантного поведения изменился на высокий.
Проанализировав результаты опытной проверки, мы пришли к выводу, что предложенная программа внеурочной работы, включающая такие формы и методы, как убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, дискуссия, воспитательная ситуация, тренинговые упражнения, ролевые игры, игры, оказалась достаточно эффективной.
Учитель во время внеурочной работы направляет познавательную активность ученика на изучение существенных различий между толерантностью и нетерпимостью, воспитывает у учащихся высокие моральные качества: уважение к другим убеждениям и идеологиям, принятие особенностей другого человека, справедливое отношение, уважение к чужим традициям и обычаям, ответственность.



1. Абенова Н. Е., Неумоева-Колчеданцева Е. В. Поликультурный диалог как форма внеурочной деятельности, направленной на развитие этнокультурной компетентности младших школьников Multicultural Dialogue as a Form of Extracurricular Activity aimed at the Development of Ethnocultural Competence of Primary School Children //Пространство научных интересов: иностранные языки и межкультурная коммуникация-современные векторы развития и перспективы. 2019. С. 496.
2. Абрамова М. О. Трансформация понятия прав человека в
либеральных концепциях // Философия. Социология. Политология. 2019. №
2. С. 75-82
3. Агишева О.И. Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности / Основы безопасности жизнедеятельности. - 2020. № 9. С. 18-23.
4. Аминов Т. М., Саяхов Р. Л. Педагогические условия формирования толерантности в современных отечественных исследованиях //Педагогический журнал Башкортостана. 2016. №. 6 (67).
5. Антонович Д. C., Демина А. Ю. Педагогические возможности реализации принципа театрализации в формировании нравственных ценностей младших школьников //Педагогическое образование в России.
2018. №. 1. С. 146-153.
6. Артюшкина А. И. Культура и традиции народов РФ в рамках фестиваля «сказки народов России» (из опыта работы) //Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. НФ Катанова». 2010. №. 1. С. 264.
7. Асланбекова А. Х. Использование игр в процессе воспитания этнической толерантности у детей седьмого года жизни //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. 2010. №. 121.
8. Атаева О. М., Содикова З. Б. Формировании коммуникативной компетенции учащихся младших классов путем применения инновационных технологий в педагогике // Wissenschaft ohne grenzen-2020. 2020. С. 46.
9. Ахкиямова Г. Р. Формирование межнациональной толерантности младших школьников в многонациональной школе //VII Международная научно-практическая конференция. Нижнекамск: Изд-во НМИ. 2009. С. 85¬87.
10. Балданова Ж. Б. Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников : дис. Улан-Удэ : Жанна Барадиевна Балданова, 2015.
11. Барахоева И. Б. Региональный компонент экологического воспитания и его реализация посредством метода учебной игры.
12. Батрак Я. А. Развитие толерантности младших школьников / Я.А. Батрак. М.: ГИМНЦ, 2019. 97 с.
13. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. - М.: АПО, 2017. - 92 с.
14. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2019. 192 с.
15. Богданова В. В. Толерантность младших школьников: понятие, модель формирования //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. 2006. №. 6. С. 87-91.
16. Габеева Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2013. №. 1. С. 18-23.
17. Герасимов С.А. Педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййрз://’№№№.е11Ьгагу.ги/(дата обращения: 11.03.2022).
18. Глазунова Т. Н. Формирование межэтнической толерантности младших школьников во внеурочной деятельности //Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания. 2015. С. 104-110.
19. Горячев М. Д., Яндукова Т. А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе совместной учебной и внеучебной деятельности //Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. №. 4.
20. Гребенникова Л. А. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе //Инновационная наука. - 2019. - №. 11. - С. 135-137.
21. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ййрз://ба1.з1оуагоп1ше.сош//(дата обращения: 11.03.2022).
22. Дружинина А.Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве // Воспитание школьников. 2018. № 6. С. 15¬18.
23. Зембатова Л. Т., Наниева Ф. В. Модель формирования поликультурной компетентности у учеников-будущих учителей начальных классов //Economical and humanitarical researches of the regions. 2020. С. 27.
24. Искендер Т. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции учащихся путём создания игровых ситуаций на занятиях английского языка. 2022.
25. Кащеева Н. В. Формирование толерантного отношения младших школьников к детям с ОВЗ //Диалог культур и толерантность общения. 2017. С. 203-205.
26. Кот Т. А. Особенности формирования речевой компетенции младших школьников //Проблемы современного педагогического образования. 2019. №. 65-1. С. 172-175.
27. Котельникова Р. А. Развитие рефлексии и эмпатии школьника через толерантно ориентированные игры //Поволжский педагогический поиск. 2013. №. 3. С. 83-87.
28. Кохичко А. Н., Мурманск М. Текст как важнейшее средство «проживания» младшими школьниками русских национальных ценностей при обучении русскому (родному) языку //Ответственный за выпуск. - 2013.
29. Ледянкина Е. В. Педагогическое обеспечение воспитания позиции ненасилия у младших школьников //Автореферат дисс.... канд. пед. наук. Казань. 2010. С. 14.
30. Лифанова Л. В., Пиркова О. С. Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного и начального общего образования //актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях. 2018. С. 147-155.
31. Лотман Ю. М. Воспитание души [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййрз://зеагсй.гз1.ги/ги/(дата обращения: 11.03.2022).
32. Маркушевская Е. А., Никандрова А. В. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников //Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №. 26. С. 63-68.
33. Маслоу А. Г. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййрз://зеагсй.гз1.ги/ги/(дата обращения: 11.03.2022).
34. Миронова М.С. Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййрз://’№№№.е11Ьгагу.ги/(дата обращения: 11.03.2022).
35. Москвина Т. В. Приложение 1 Этапы формирования социальной воспитанности младших школьников методом проектов процессе решения социальных задач в социокультурных условиях общеобразовательных организаций //Развитие личности учащегося: новые подходы и решения.
2019. С. 284-286.
36. Николаева И. И., Слепцова С. Л. Формирование толерантности младших школьников в многонациональной среде //Наука и современность. 2012. №. 16-1. С. 163-168.
37. Нужнова Н.М., Харитонова С.А. Игровые технологии в системе воспитания толерантности детей и подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/(дата обращения: 11.03.2022).
38. Осиянова О. М., Есина Н. А. Проблема разработки компетентностно-ориентированных заданий в языковом образовании младших школьников //Современное педагогическое образование. 2020. №. 11. С. 186-189.
39. Павлов И. В., Кулиш Т.В. Педагогические условия формирования толерантности у обучающихся в образовательных учреждениях// Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2019. №2 С. 170-178.
40. Петрухина А. С. Психологические особенности толерантности: сущность понятия, характеристика, типы. Толерантное мировосприятие // Молодой ученый. 2019. №49. С. 564-566.
41. Семашко М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emissia.org(дата обращения: 11.03.2022).
42. Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Проблема воспитания толерантности у детей: поиски и решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/(дата обращения: 11.03.2022).
43. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/(дата обращения: 11.03.2022).
44. Ушинский К Д. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/(дата обращения: 11.03.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ