Введение 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогическая поддержка семей с детьми-инвалидами
средствами массовой информации 10
1.1. Психолого-педагогическая поддержка: сущность и особенности 10
1.2 Психолого-педагогический потенциал СМИ: определение, анализ, место
и роль в обществе 13
1.3 Психолого-педагогические проблемы семей с детьми-инвалидами в
средствах массовой информации 21
1.4 Особенности функционирования региональных телеканалов, имеющих
сетевого партнера, как трансляторов контента в контексте психолого-педагогических проблем семей с детьми-инвалидами 26
ГЛАВА 2. Изучение психолого-педагогических проблем семей с детьми- инвалидами на площадках федеральных и региональных средств массовой информации 30
2.1 Контент-анализ средств массовой информации специальной социальной направленности 30
2.2. Контент анализ анти-примеров самых популярных телепрограмм
общесоциальной тематики 55
2.3 Программа (сборник) средств массовой информации психолого-педагогической поддержки семей с детьми инвалидами 61
Выводы по главе 2 68
Заключение 69
Библиография 71
Приложение 1 85
Приложение 2
В сложных, противоречивых условиях развития современного российского общества особое значение приобретает задача нравственного, культурного, творческого воспитания личности. Современный исторический период отличается многократным усилением воспитательной роли средств массовой информации (СМИ), которые в информационном обществе приобретают огромное значение, принимая на себя статус «четвертой власти» и являясь неотъемлемой и наиважнейшей частью жизни общества. Средства массовой информации - это одно из наиболее крупных, сложных, мобильных и противоречивых явлений в жизни современного человека, требующих всестороннего изучения; а их педагогический потенциал содержит в себе все те ситуационные константы, которые характеризуют современное общество.
В целом в мире наблюдается все возрастающий интерес к развитию воспитательной деятельности СМИ, что нашло отражение, в частности, в таких документах, как «Декларация о свободе самовыражения и информации» (1982 г.), «Декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе» (1994 г.), ряд документов Совета Европы 1997¬1999 годов (в частности, «Рекомендация № R (99)1 по мерам, способствующим плюрализму СМИ»), «Резолюция Совета свободы глобального Интернета по вопросу о разжигании ненависти» (1999 г.), Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (2001г.) и т.д. В них нормативно разработаны социальные и правовые аспекты функционирования СМИ в современном обществе.
Актуальность исследования
Проблема детской инвалидности актуальна как во всем мире, так и в нашей стране. По данным Росстата, в 2018 году в России насчитывалось 586855 детей-инвалидов. Согласно статистике, их число с годами, увы, не уменьшается, но стремительно растет. Данная проблема причиняет трудности не только в социально-бытовом и медицинском плане, но и психологическом.
Согласно российскому законодательству, ребенок-инвалид - это лицо в возрасте до восемнадцати лет, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. Рождение в семье такого ребенка - большой стресс, который при ненадлежащей поддержке со стороны государства и общества длится всю жизнь.
Важно понимать, что семья с ребенком-инвалидом имеет особый статус. Он обусловлен занятостью родителей своим ребенком в гораздо большей степени, чем если бы он был здоров. Как правило, такие семьи закрыты от внешнего мира и часто имеют дефицит общения. Нередко у одного из родителей в подобной семье отсутствует работа, ведь ему приходится постоянно ухаживать за ребенком, что влечет за собой серьезные финансовые проблемы. Часто это семья, в которой присутствует только один родитель (второй уходит из страха ответственности, непонимания и по другим причинам), а это уже более серьезные проблемы в материальном, социально-бытовом, физическом и, что немаловажно, психологическом плане.
Россия - социальное государство. В нашей стране декларируется соблюдение прав и свобод человека, независимо от любых различий. Министерство социальной политики обеспечило законодательную базу, в которой четко прописаны меры поддержки как инвалидам, так и семьям, в которых они воспитываются. Нельзя сказать, что эти меры реализуются идеально, но тем не менее, граждане данной категории всегда могут обратиться в соответствующие органы социальной защиты.
В нашем исследовании мы бы хотели рассмотреть не просто поддержку семей с детьми-инвалидами, а поддержку психолого-педагогическую, поскольку именно на этот аспект зачастую мало обращают внимание при взаимодействии с данной категорией граждан. Важно также отметить, что субъектом поддержки в нашей работе являются не привычные в данном случае организации (комплексные центры социального обслуживания, семейные, реабилитационные и кризисные центры, благотворительные организации), а средства массовой информации.
Степень научной разработанности темы исследования:
Для раскрытия педагогических возможностей СМИ и теории медиапедагогики большое значение имеют научные труды, посвященные общей теории информации и ее влиянию на методологические основы других наук. Природа информационного взаимодействия раскрывается в философских исследованиях Б.В. Бирюкова, В.П. Зинченко, И.Б. Новик, Н.Ф. Талызиной и др. Системно-коммуникативные процессы есть в работах по теории личностного развития (И.А. Абульханова Славская, М.Арнаудов, Б .Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн и др.).
Средства массовой информации как специфический канал и средство глобального общения людей в их педагогическом аспекте достаточно плодотворно анализируются социологической и социально-психологической литературе. Проблемы социологии и психологии СМИ исследуются в работах отечественных и зарубежных социологов, политологов, социальных психологов и педагогов (Б.Г. Ананьев, В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Е.В. Бондаревская, И.А. Бутенко, Н.Н. Богомолова, Л.С. Выготский, Б.А. Гер шунский, З.В. Синевич, А.Н. Славская, Н.Е. Щуркова и другие). Психологиче ские аспекты реализации педагогического потенциала СМИ раскрываются в исследованиях психологии личностного общения (В.С. Агеев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.М. Эльконин), теории и психологии групповой деятельности (Г.М. Андреева, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский), теории психологии коллективной деятельности (О.С. Газман, В.К. Дьяченко, Н.Ф. Наумова, Е.С. Полат, Ю.А. Шерковин). Непреходящее значение в данном вопросе имеют также классические психоаналитические работы (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм), а также труды В.М.Бехтерева. В евро- американской социально-психологической литературе имеется большое количество исследований взаимодействия СМИ и общества, хотя в них освещаются, как правило, отдельные аспекты этого взаимодействия - проблема дезинформирования, осуществления обратной связи, правовая проблема и т.д. (Г.М. Маклуэни другие).
Исследуя процессы педагогических взаимоотношений СМИ и общества, невозможно пройти мимо важнейшей проблемы влияния СМИ на подрастающее поколение. И здесь важно отметить работы педагогов- исследователей, которые ставят перед собой задачу всестороннего и гармоничного развития учащегося, необходимой составляющей культуры которого является культура общения со средствами массовой информации и общий процесс становления медиакультуры школьника. Ценные мысли на этот счет содержатся в социально-педагогических исследованиях B. И. Загвязинского, А.С. Мигунова, Н.М. Шахмаева.
Идеи педагогической поддержки, целью которых является оказание помощи подрастающему поколению (при этом акцент поставлен на приоритете индивидуальности и самоценности) возникли на основе опыта следующих ученых:Д. Дьюи, Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, C. Т. Шацкий и других.
Если говорить об отечественной педагогике как о науке, то здесь стоит выделить труды О.С. Газмана, В.П. Бедерхановой, а также С.М. Юсфина. От носительно тенденций современной психолого-педагогической поддержки на различных этапах развития личности ребенка можно выделить труды таких специалистов, как О. С. Газман, JI. Н. Куликова, И. С. Якиманская и других.
В вопросе влияния СМИ на сознание человека, а также аудитории в целом мы опирались на следующие труды отечественных исследователей: Т.А. Алексина, Ю.П. Буданцев, Л.М. Землянова, М.С. Каган, И.С. Мелюхин, М.М. Назаров, А.А. Нуруллаев, Ю.В. Рождественский и др.
Этот же вопрос изучался нами с помощью работ зарубежных ученых: Т. Адорно, С. Бир, Н. Винер, Г. Лассауэлл, Ю. Хабермас и др.
Несомненно, важным для нашего исследования было изучение педагогического потенциала СМИ с точки зрения системно-интегративного педагогического подхода. Основные принципы вышеупомянутого подхода исследуют в своих работах В.И. Андреев, В.И. Журавлев, Л.А. Зеленов, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Л.А. Подымова и др.
Объектом исследования является влияние деятельности СМИ на семьи с детьми-инвалидами
Предмет исследования: роль СМИ в оказании психолого-педагогической поддержки семей с детьми-инвалидами
Цель исследования: выявить методическое обеспечение оказания психолого-педагогической поддержки семей с детьми-инвалидами через СМИ
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую поддержку семей с детьми-инвалидами с позиции влияния средств массовой информации
2. Разработать принципы контента СМИ, благодаря которым он может оказать психолого-педагогическую поддержку семьям с детьми- инвалидами
3. Изучить контент средств массовой информации основываясь на разработанных принципах
4. Разработать кейс «Программа (сборник) средств массовой информации просветительской тематики, относящихся к проблематике семей с детьми инвалидами»
Методологической основой исследования послужили:
Методы теоретического анализа научной литературы, а также интерпретации полученных данных, сравнения и обобщения информации. В работе мы придерживались системного подхода. Кроме того, нами были использованы социологические методы исследования (в частности - опрос), наблюдение, математические методы обработки данных. Отдельно мы уделили внимание контент-анализу средств массовой информации.
Так как тема нашего диссертационного исследования находится на стыке нескольких дисциплин (психологии, социологии), нами использованы обширные научные данные в этих областях.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется прежде всего тем, что основные ее положения и выводы можно использовать в дальнейшей разработке теоретических проблем отечественной психологии, социологии, социологии коммуникаций, психологии и социологии общественного мнения
Материалы и выводы диссертационного исследования могут найти применение в научно-педагогической деятельности, в преподавании курсов психологии, социологии, политологии, а также при чтении различных спецкурсов или курсов повышения квалификации.
Практическая ценность данного исследования заключается в разработке ряда рекомендаций, которые могут быть использованы родителями, педагогами и психологами с целью повышения эффективности их деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на фундаментальные научные разработки (отечественные и зарубежные) в области психологии, социологии; рассмотрением объекта исследования в его всесторонних и существенных внутренних связях и отношениях; применением в ходе работы методов теоретического и эмпирического уровня; личным опытом исследователя в качестве редактора новостей радио «Комсомольская правда-Красноярск»
Этапы исследования. На первом этапе (2018-2019 гг.) осуществлялась работа по выработке методологических основ исследуемой проблемы. Теоретически осмыслен научный материал, связанный с изучением педагогической функции СМИ
На втором этапе (2019-2020 гг.) на базе АО ИД «Комсомольская правда-Красноярск» разрабатывалась теоретическая и практическая концепция изучения психолого-педагогической поддержки семей с детьми- инвалидами при помощи средств массовой информации.
Апробация и внедрение осуществлялись в практической деятельности в качестве ведущей новостей радио «Комсомольская правда - Красноярск».
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.
В заключение исследования на тему «Средства массовой информации как фактор психолого-педагогической поддержки семей с детьми- инвалидами» хочется отметить, что нам удалось решить все поставленные задачи.
Во-первых, нами была рассмотрена психолого-педагогическая поддержка семей с детьми-инвалидами с позиции влияния на нее средств массовой информации. Мы выяснили, что это, прежде всего, система. Она относится к профессиональной деятельности педагогов и направлена на решение проблем личности ребёнка. Психолого-педагогическая поддержка оказывается последовательно и постоянно, меняясь в своем содержании, в зависимости от возраста объекта. Между тем, СМИ, как нам удалось выяснить, является одним из субъектов психолого—педагогической поддержки как инвалидов в целом, так и семей с детьми-инвалидами - в частности. Но при этом, по результатам проведенного исследования, удалось понять, что в современной массе СМИ мало кто уделяет этому вопросу достаточно внимания.
Нами были разработаны принципы контента СМИ, благодаря которым он может оказать психолого-педагогическую поддержку семьям с детьми- инвалидами: принцип адекватного изложения информации, принцип экспертной оценки, принцип достоверности информации и, наконец, принцип полноты информации.
Нами был изучен контент средств массовой информации, при этом мы основывались на разработанных принципах. По результатам изучения сделаны следующие выводы: весь контент специальной социальной направленности соответствует заявленным нами принципам, он может быть использован как инструмент психолого-педагогической поддержки семей с детьми инвалидами, но при этом мы отметили, что таких программ/интернет- статей/подкастов крайне мало, а сами эти теле- и радио программы не так популярны среди населения страны.
В тоже время мы занялись изучением так называемых «антипримеров» - программ общесоциальной тематики, они, в свою очередь, оказались несоответствующими нашим принципам, а имели собой чаще всего шоу с «копанием в грязном белье».
Ну и в завершение мы разработали кейс «Программа (сборник) средств массовой информации просветительской тематики, относящихся к проблематике семей с детьми инвалидами», а также буклет «9 правил общения с людьми, имеющими инвалидность».
1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова - Славская. - М.: Наука ,1980. - 336 с.
2. Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком [Текст] // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 135-140.
3. Алексина, Т. А. Деловая этика. Учебник [Текст] / Т.А. Алексина. - М.: Юрайт, 2015. - 384 с.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]:
монография / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 2000. - 351 с.
5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания
творческой личности [Текст]/ В.И. Андреев // Основы педагогики творчества. - Казань, 1998.
6. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов [Текст]/ Г.М. Андреева.- 5-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
7. Арнаудов, М. Психология литературного творчества [Текст]/ М. Арнаудов. - М.: Прогресс, 1975. - 655 с.
8. Бандура А. Теория социального научения[Текст] / Альберт Бандура. - Санкт-Петербург, 2000. - 320 с.
9. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности / В.П. Бедерханова, П.Б. Бондарев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.benran.ru
10. Бехтерев, В. М. Избранные труды по психологии личности. В 2 т.
Т. 1.Психика и жизнь [Текст]/ В. М. Бехтерев; отв. ред.: Г. С. Никифоров, Л. А. Коростылева. Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. 255, [1] с.: портр.
(Российская психология: Петербургская научная школа)
11. Бир, С. Мозг фирмы [Текст] / С. Бир. - М.: Радио и связь, 2012. - 416 с.
12. Бирюков, Б.В. Трудные времена философии. Т.2: Отечественные логика, история и философия в последние сталинские годы. Ч.2: Идеологические кампании 1948-1950 годов [Текст] / Б.В. Бирюков. - М.: КД Либроком, 2009. - 192 с.
13. Богомолова, Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и спец. «Психология» [Текст]/ Н. Н. Богомолова. - М.: Аспект-Пресс, 2008, 2010. - 191 с.
14. Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст]// Вопросы психологии. 2018. - № 1. - С. 124 - 126.
15. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно¬ориентированного образования [текст] /Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
16. Буданцев, Ю. П. Массовые коммуникации. Системные особенности [Текст]/ Ю. П. Буданцев. — М.: ИПК работников радио и телевидения, 2000. — 120 с.
17. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии. [Текст]/ И.А. Бутенко // Социологические исследования. - 1996. - №11. - С. 13-19.
18. В первый класс - на инвалидной коляске [Видеозапись]/ Режим доступа:http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid 3639000/3639448.stm
19. Винер Н. Машины изобретательнее людей?: Интервью для журнала «Юнайтед Стэйтс Ньюс энд Уорлд Рипот». [Текст] // Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. - 2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. - С. 319¬326. нер Н. Кибернетика или управление и связь в животных и машине. М., «Советское радио», 1953.
20. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз,2006. - 143 с
21. Выпуск 111/Радио «Маяк» [Звукозапись]/ «Федеральное государс твенное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» государственная радиовещательная компания «Маяк». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77- 48132 от 30 декабря 2011 г. Режим доступа:https: //radiomayak.ru/shows/episode/id/2236194/
22. Выпуск 118 - Любить нельзя воспитывать [Звукозапись]/ «Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская
государственная телевизионная и радиовещательная компания» государственная радиовещательная компания «Маяк». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-48132 от 30 декабря
2011 г. Режим доступа: https://radiomayak.ru/shows/episode/id/2243435/
23. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования.: Содержание гуманистического образования / под ред. Р.М. Вейсе, Н.Б. Крылова. - М.: Российский гуманитарный научный фонд - Институт педагогических инноваций РАО, «Инноватор» - Медфордский институт образования, США, 1995. Вып. № 2. С. 16-45.
24. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие [Текст]/ П.Я. Гальперин. - М.: КДУ, 2007. - 336 c.
25. Гершунский, Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития [Текст]/ Б.С. Гершунский. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 389 c.
26. «Главная тема» на ТВК: ребенка с инвалидностью выгнали из
автобуса [Электронный ресурс]/ Сетевое издание «ТВК Красноярск». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 - 68730, выдано 28
февраля 2017 года Роскомнадзором. Режим доступа:https: //tvk6 .ru/publications/news/46237/
27. Гноевская О.К Исследование социально-педагогической поддержки семей с детьми-инвалидами средствами массовой информации [Текст]/ О. К Гноевская, С.В Шик// Образование и социализация личности в современном обществе. Междунар. практич. конф. (14-16 апреля 2020 г.) КГПУ. Красноярск. - 2020. С. 18-20
28. Гноевская О.К К вопросу социально-педагогической поддержки семей с детьми-инвалидами средствами массовой информации [Текст]/ О.К Гноевская, С.В Шик// «Молодежь и наука XXI века»: актуальный проблемы социальной науки и практики. Междунар. науч.-практич. форум (18-25 мая 2020 г.) КГПУ. Красноярск. - 2020. с 25-27
29. Дженингз Брайан, Сузан Томпсон, «Основы воздействия СМИ» [Текст]: Пер. с англ.—М.: Издательский дом "Вильяме", 2004. —432с., с. 123
30. «Декларация о свободе самовыражения и информации» Совет Европы и Россия. Сборник документов - М.: Издательство "Юридическая литература", 2004 год
31. Декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе» (1994 г.)
32. «Дорогие мои земляки»: президент общественной организации
«Открытые сердца» Елена Нига [Видеозапись]/ Сетевое издание «ТВК
Красноярск». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 -
68730, выдано 28 февраля 2017 года Роскомнадзором. Режим доступа:https://tvk6.ru/publications/news/46916/
33. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие [Текст]/ В.К Дьяченко. - М.: Педагогика 1989. 159 с.
34. «Жизнь стоит 8 миллионов. В Красноярском крае, не дождавшись
лечения, умер мальчик с редкой болезнью» [Электронный ресурс]/ Режим доступа:https: //www.krsk.kp.ru/online/news/3756791/
32. «Жизнь после диагноза: с чем борются семьи с особенными детьми»
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:https://www.gazeta.ru/social/2019/08/03/12554383.shtml
36. Жизнь после приговора. Рустам в семье Злобиных
[Видеозапись]/ Телеканал «СПАС» Российский круглосуточный
общественный православный телеканал. Регистрационные данные СМИ: Эл №ФС77-74808 от 1.01.19. Режим доступа:http://spastv.ru/blog/2018/09/22/semja-zlobinyh/
37. «Жизнь вопреки. Какие проблемы преодолевают родители «особенных» детей?» [Электронный ресурс] Режим доступа:https://irk.aif.ru/society/zhizn vopreki kakie problemy preodolevayut roditeli osobennyh detey
38. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке [Текст]/ В.И Журавлев - М,.1990. - 315 с.
39. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]/ В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Academia, 2011. - 208 c.
40. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст]/ В.И. Загвязинский. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c
41. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г.) // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г.
42. Звонки принимали: протоиерей Алексей Батаногов, Мария Голубкина, Марина Волкова, Елена Лищеновская [Видеозапись]/ Телеканал «СПАС» Российский круглосуточный общественный
православный телеканал. Регистрационные данные СМИ: Эл
№ФС77-74808 от 1.01.19. Режим доступа:http://spastv.ru/blog/2020/02/04/zvonki-prinimali-protoierej-aleksej-batanogov-marija-golubkina-marina-volkova-elena-lishhenovskaja/
43. Зеленов, Л. А. Социология города [Текст] / Л. А. Зеленов. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 182 с.
44. Землянова Л. М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики [Текст]/ Л.М Землянова. - Издательство МГУ - Москва, 2010. - 272 c.
45. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии [Текст] / В.П. Зинченко, С.Д. Смирнов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 165с.
46. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган; Академия гуманитарных наук, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. - 415 с.: ил
47. Как живет 10-летний Матвей, у которого шесть лет назад диагностировали аутизм [Электронный ресурс]/ Medusa Project SIA Свидетел ьство о регистрации СМИ: 000740272 от 5 сентября 2014 года Режим доступа:https: //meduza.io/feature/2019/04/10/kak-zhivet- 10-letniy-matvey-u-kotorogo-shest-let-nazad-diagnostirovali-autizm
48. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя [Текст]/ В.А Кан-Калик - М.: Просвещение, 1987. - 290 с.
49. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 2014. - 737 c.
50. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-
ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru/
51. Куликова, Л.Н. Взаимосвязь саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения / Проблемы саморазвития личности. [Текст] / Л.Н. Куликова - Благовещенск: Изд. БГПУ, 2001. -С. 185-212.
52. Лассуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне [Текст]/ Г.Лассуэлл - М.-Л., 1929. - 212 с.
53. Лиса в стране чудес. История семьи Филатовых [Электронный
ресурс]/ Телеканал «СПАС» Российский круглосуточный
общественный православный телеканал. Регистрационные данные СМИ: Эл №ФС77-74808 от 1.01.19. Режим доступа:http://spastv.ru/blog/2019/09/21/lisa-v-strane-chudes-istorija-semi-filatovyh/
54. Лихачев, Б. Т. Социология воспитания и образования [Текст]/ Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2016. - 781 c.
55. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст]/ Б.Ф. Ломов. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2013. - 446 c.
56. Лутошкин А.Н. Как вести за собой [Текст]/ А.Н Лутошкин.- М., 1986, с.115 -132
57. МакКуэйл Дэнис Журналистика и общество [Текст] / Пер. с англ. - М.:МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В.Ломоносова, 2013
58. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры [Текст]/ М. МакЛюэн.- М: Киев, 2004. С. 160-161.
59. Мать ребенка с ДЦП из Самары решила не ждать помощи сверху и открыла школу для особенных детей [Видеозапись]/ Режим доступа: https://otr-online.ru/programmy/activnaya/mat-rebenka-s-dcp-iz-samary-reshila- ne-zhdat-pomoshchi-sverhu-i-otkryt-shkolu-dlya-osobennyh-detey-41761.html
60. Мелюхин, И. С. Информационное Общество: истоки, проблемы тенденции развития [Текст] / И. С. Мелюхин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 208 с. - (XXI век: информация и общество).
61. Мигунов, А.С. Алгоритмическая эстетика: монография [Текст] / А.С. Мигунов, С.В. Ерохин. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2010. - 280 с. - (Цифровое искусство).
62. Митителу С. Ф. Влияние СМИ на сознание и поведение пользователей [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 22. - С. 51-55.
63. Монтессори, М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе [Текст] / М. Монтессори. М.: Московский Монтессори - Центр, 1993. - 203 с.
64. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник [Текст]/ А.В. Мудрик. - М.: Academia, 2019. - 95 c.
65. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования [Текст] / М.М. Назаров. - М.: Либроком, 2010. - 360 с.
66. Наумова Н. Ф. Слюсарянский М. А. Удовлетворенность трудом и некоторые характеристики личности [Текст]// Социальные исследования. М.: Наука, 1970. Вып. 3. С. 145-160.
67. Невозможное возможно. История Миши Соколова [Видеозапись]/ Телеканал «СПАС» Российский круглосуточный общественный православный телеканал. Регистрационные данные СМИ: Эл №ФС77
74808 от 1.01.19 Режим доступа:http://spastv.ru/blog/2018/12/22/nevozmozhnoe-vozmozhno-istorija-mishi-sokolova/
68. Непосильная ноша. Пусть говорят. Выпуск от 03.05.2012 [Видеозапись]/ Режим доступа: https://www.1tv.ru/shows/pust- govoryat/vypuski-i-dramatichnye-momenty/neposilnaya-nosha-pust-govoryat- vypusk-ot-03-05-2012
69. Нуруллаев А. А. О соотношении политики и религии [Текст]// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Политология". 2000. № 2. С. 60-68.
70. «Они хотят быть обычными, вот и всё»: психолог — о том, как общаться с «особенными» детьми [Электронный ресурс]/ Сетевое издание «НГС.НОВОСТИ» (18+) Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77—70959 от 13.09.2017 г. Режим доступа:https://news.ngs.ru/more/66420070/
71. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. - 72 с., ил.
72. Особенные дети [Видеозапись]/ Режим доступа:http://spastv.ru/blog/2019/01/19/osobennye-deti/
73. Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля // Гала-д. Ру/ [Электронный ресурс] /Электрон. Дан. - Москва, - Режим доступа: www.gala-d.ru/parts/1086-part5
74. Петровский, А. В. Беседы о психологии [Текст] / А. В. Петровский. - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. - 199, [1] с.
75. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие [Текст]/ К.К. Платонов. - Москва: Высшая школа, 1981. - 135 c.11.
76. Платоша Чапский: один день из моей жизни [Электронный
ресурс]/ АО ИД «Комсомольская правда». Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-50166
от 15 июня 2012. Режим доступа:https://www.kuban.kp.ru/daily/26489/3358524/
77. Подымова Л. С. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования [Текст] / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 246 с.
78. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
70. Попова С. Ю., Ноговицына Н. М. Анализ влияния СМИ на повышение уровня педагогической культуры родителей // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - . - С. 116¬
120. [Электронный ресурс].-
Режим доступа:https://ekoncept.ru/2017/771059.htm
80. «Превратить сложную реабилитацию в игру»: в Красноярске
стартовал проект «Лыжи мечты» [Видеозапись]/ Сетевое издание «ТВК Крас ноярск». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77 -
68730, выдано 28 февраля 2017 года Роскомнадзором. Режим доступа:https://tvk6.ru/publications/news/48180/
81. Программа «Встреча», телеканал «Спас» [Видеозапись]/Телекана
л «СПАС» Российский круглосуточный общественный
православный телеканал. Регистрационные данные СМИ: Эл №ФС77-74808 от 1.01.19. Режим доступа: http://spastv.ru/shows/vstrecha/page/6/
82. Пусть говорят (ток-шоу) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://tinyurl.com/y9dm338t
83. «Резолюция Совета свободы глобального Интернета по вопросу о разжигании ненависти» (1999 г.)
84. «Рекомендация № R (99)1 по мерам, способствующим плюрализму СМИ»),
85. Рождественский, Ю.В. Введение в языкознание [Текст]: учебное
пособие/ Ю.В. Рождественский; под ред. А.А. Волкова. -М. : Академия, 2006.- 332 с.
86. Рокич М. Природа человеческих ценностей [Текст]// М. Рокич.- М: Свободная пресса, 1973, №5. С. 20-28.
87. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- М.,Р76 2018 - 522 с [Электронный ресурс]/ Режим доступа:https: //www.gks .ru/free doc/doc 2018/rusfig/rus18.pdf
88. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 713 с.: ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-314-00016-4.
89. Седова Л.Н Теория и методика воспитания: Конспект лекций [Текст]/ Седова, Л.Н. и. - М.: Высшее образование, 2015. - 206 c.