ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ 6
1.1 История и принципы технологии мастерских 6
1.2 Структура мастерской 11
1.3 Методические приемы обучения в мастерской 16
1.4 Разновидности мастерских 20
ГЛАВА II ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАСТЕРСКИХ В ПРОЦЕССЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
5 КЛАССА 23
2.1 Подходы к организации мастерских по литературе в современной
методике 23
2.2 Мастерская творческого письма в 5 классе по теме «Родная
природа» 28
2.3 Театральная мастерская в 5 классе (разработка внеурочного
мероприятия) 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
В современном мире образование играет ключевую роль в формировании личности и профессиональной компетентности человека. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет основные требования к системе образования в России, включая развитие творческих способностей и личностный рост учащихся. Два важных аспекта, которые отражаются в ФГОС, - это реализация системнодеятельностного подхода и личностно-ориентированное обучение. Системнодеятельностный подход предполагает, что обучение должно быть организовано системно и вокруг реальных жизненных ситуаций и задач, которые требуют активного участия ученика в процессе познания. Этот подход позволяет развивать умения и навыки, необходимые для успешного функционирования в современном мире, такие как критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки и т.д. Личностно-ориентированное обучение фокусируется на индивидуальных особенностях каждого ученика и предоставлении ему возможности для самореализации и развития интересов и талантов.
В связи с новыми требованиями ФГОС появляется интерес к нетрадиционным формам организации внеурочной и урочной деятельности, например, технологии творческих мастерских, системный взгляд на использование которых отсутствует в современной методике.
Творческие мастерские, такие как театральная мастерская и мастерская творческого письма, являются примерами реализации современных подходов в практике образования. Они позволяют учащимся развивать творческие способности, выражать себя через искусство и литературу, а также работать в команде и решать сложные задачи.
Для выстраивания каждой системы важна своевременность и преемственность, поэтому начинать внедрение технологии творческих мастерских в образовательную практику следует с 5 класса, именно в этом возрасте обучающиеся более склонны к фантазированию и готовы быстро переключать внимание на каждом этапе мастерской. Описанные факты определяют актуальность исследования.
Новизна исследования заключается в том, что предложенные методические разработки являются примером системного внедрения технологии творческих мастерских в урочное и внеурочное изучение литературы в 5 классе, ранее не представленное в современной методике.
Целью исследования является представление возможностей технологии мастерских в практике школьного литературного образования в 5 классе.
Цель реализуется решением следующих задач:
1. Обозначить специфику мастерских как образовательной технологии;
2. Определить особенности разновидностей мастерских;
3. Выявить подходы к организации мастерских по литературе в современной методике;
4. Разработать варианты мастерских для 5 класса (урочная и внеурочная деятельность) и апробировать их на практике.
Объект исследования: творческая мастерская как образовательная технология.
Предмет исследования: процесс организации мастерских в 5 классе (урочная и внеурочная деятельность).
Методы исследования:
• Культурно-исторический;
• Сравнительный (анализ педагогической и методической литературы);
• Экспериментальный (констатирующий и поисковый эксперименты).
Методологической базой исследования явились работы теоретической и практической направленности Н.И. Беловой, А.Н. Джуринского, Т.Я. Ерёминой, В.Ф Маранцмана, Н.И. Никоновой, И.А. Мухиной, А.А. Окунева, И.Н. Свечниковой, Г.К. Селевко, О.П. Юшиной и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в процессе педагогической деятельности в школе, а также в рамках дисциплин «Методика обучения литературе» и «Современные технологии обучения литературе».
Работа имеет традиционную структуру и включает следующие части:
• Введение;
• Теоретическую главу, посвященную анализу технологии
творческих мастерских;
• Практическую главу, описывающую опыт использования технологии и представляющую методические разработки;
• Заключение;
• Список литературы, включающий 36 источников;
• Приложение, включающее дидактический материал.
Апробация. Основные положения работы были представлены на следующих научных конференциях:
Международная научная конференция «IV Воропановские чтения» в рамках осенней научной сессии КГПУ им. В.П. Астафьева «Система педагогического образования - ресурс развития общества» (Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 01-02 ноября 2023 г.);
Всероссийская научная конференция с международным участием «Астафьев и его эпоха: исторический, национальный и социокультурный контексты» (Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 29-30 апреля 2024 г.).
Современный ФГОС предъявляет требования не только к формированию академических знаний у обучающихся, но и к воспитанию ребенка как личности с определенным уровнем развития творческих, коммуникативных или иных качеств. Данный факт, в свою очередь, предполагает внедрение новых технологий в учебный процесс, в том числе по такому учебному предмету, как литература, что является частичным решением проблемы мотивации обучающихся к чтению.
В связи с этим в современной методике распространение получают нетрадиционные формы организации учебной деятельности. Например, технология творческих мастерских, особенностью которых является создание условий для восхождения каждого участника, при индивидуальной и групповой работе, к новому знанию путем самостоятельного или коллективного открытия.
В середине 1920-х годов во Франции возникла «Французская группа нового образования», которая и сформулировала основные положения новой технологии мастерской. В России опыт мастерских развивают с 90-х годов ХХ века. Возникновение интереса к технологии мастерских в это время обусловлено сменой эпохи, в которую произошел распад СССР и, как следствие этого, полная смена системы образования, которая требовала поиска новых технологий, методов и приемов обучения.
Различают несколько типов мастерских: творческого
письма, построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные, театральные и другие. Все типы мастерских связывает одна структура построения: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.
Наиболее подробно в данной работе рассмотрена технология мастерской творческого письма и театральной мастерской.
Специфика мастерской творческого письма заключается в сборе нового лексического материала и создании на его основе собственных текстов обучающимися. В ходе данной мастерской формируются как личностные, так и метапредметные знания, например, расширение словарного запаса, изучение этимологических и орфографических норм, а также происходит расширение кругозора ребенка.
Сущность театральной мастерской заключается во взаимосвязанной художественно-эстетической, интеллектуально-речевой деятельности учеников под руководством мастера. Театрализация в методике является способом наделения текста смыслом, т.е. является интерпретацией произведения читателем (школьником) на основе личного опыта.
Технология театральных мастерских нацелена на создание творческого продукта посредством развития коммуникации, креативного мышления и самоорганизации обучающегося, что способствует решению проблемы отсутствия мотивации к чтению. Именно поэтому данная технология подходит для использования в школьном литературном процессе, а именно в системе внеурочной деятельности.
Изучив опыт учителей-практиков мы предложили методические разработки, связанные с использованием мастерской творческого письма при изучении творчества В.П. Астафьева в 5 классе и применением театральной мастерской во внеурочном мероприятии 5 класса, основанном на театрализации лирических и прозаических произведений из сборника Тамары Крюковой «Потапов, к доске!». Проведение данных мастерских, на наш взгляд, не только мотивирует обучающихся к чтению, но и развивает их творческие, интеллектуальные навыки, что расширяет читательских кругозор и частично решает проблему демотивации к чтению.
1. Астафьев В.П. Затеси. URL: https://fantlab.ru/work111517. (дата обращения: 15.02.2024)
2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 1997. 144 с.
3. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: теория и практика. СПб.: изд. при поддержке Программы PHARE и TACIS «За демократию», 1998. 312 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 191 с.
5. Борщевская М.Ю. Обращение к театру на уроке литературы // Литература в школе. 2022. №2. С. 74-84.
6. Брагина Г.Б. Мастерство учителя на уроке. Симферополь, 2001. 106 с.
7. Буя Т.А. Современные технологии в литературном образовании учащихся. Сургут: РИО СУРГПИ, 2003. 100 с.
8. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. М.: 2003. 128 с.
9. Данюшенков В.С. Практические работы учащихся с позиции педтехнологии // Педагогика. 1993. №3. С. 29-33.
10. Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции //Советская педагогика. 1991. №4. С.132-136.
11. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 10 класс. СПб.: Паритет, 2004. 256 с.
12. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: ВАКО, 2006. 416 с.
13. Игнатова А.Г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральная мастерская». 2022. URL: https://urok. 1sept.ru/articles/693400 (дата обращения: 07.12.2023).
14. Колесник Н.И. Рабочая программа внеурочной деятельности по
литературе «Школа талантов. Театр». 2018. URL:
https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-povospitatelnoisisteme.html (дата обращения: 07.12.2023).
15. Кольцова М.С. Рабочая программа внеурочной деятельности. 2008. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-090314/107literature/9725vneurochnaya- deyatelnost-po-literature.html (дата обращения: 09.12.2023)....36