Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 - 9 классах

Работа №15389

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1049
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 9
1.1 Понятие «урока» в методике преподавания литературы 9
1.2 Особенности нетрадиционных форм проведения уроков в современной школе 14
1.2.1 Классификация нетрадиционных уроков 14
1.2.2 Достоинства и недостатки нетрадиционных уроков 19
1.2.3 Требования к проведению нетрадиционных уроков 20
1.2.4 Этапы подготовки и проведения нетрадиционных уроков 22
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО УМК В.Я. КОРОВИНОЙ 28
2.1. Особенности УМК В.Я. Коровиной 28
2.2. Нетрадиционные уроки литературы как способ активизации познавательной деятельности обучающихся. Методические разработки по УМК В.Я. Коровиной. 32
2.2.1 Урок-викторина 32
2.2.2 Урок-экскурсия 40
2.2.3 Урок-дискуссия (дебаты, споры) 47
2.2.4 Уроки-исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современное общество оказалось в новых социокультурных условиях, «когда рушатся прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, де-формируется личность молодого человека, стирается грань между добром и злом, красотой и уродством. В этих условиях колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературы остается невостребованным молодым поколением, книга вообще уходит из жизни современного школьника». Чтение рассматривается чаще всего как принудительное учебное занятие.
«Как же исправить такое положение вещей, как приобщить школьника к чтению и вернуть ему интерес к книге, без которой невозможно формирование личности? Как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживая им, формировать собственную жизненную позицию?» «Литература, бесспорно, занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет главную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения сейчас поставлено развитие личности ученика, а литературное развитие - основа обще¬го личностного развития человека. Огромную роль в этом должен играть современный урок литературы.
Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. «Находясь на новом этапе общественного развития, нельзя не предъявлять новые требования к образованию в целом и к уроку в частности. Важным является разобраться, что есть современный урок. В связи с введением государственных образовательных стандартов второго поколения на преподавателей возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества». «Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели , оценивать свои достижения . В этом контексте методика преподавания литературы также претерпела изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности, а следовательно, и требования к современному уроку изменились. Урок — это кузнеца, мастерская; это самое главное в учебном процессе. Хороший урок включает в себя много компонентов: методы, формы работы и, конечно, профессионализм и мастерство самого преподавателя».
Конечно же, традиционный урок остаётся основным видом уроков литературы, но всё большее значение приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки- композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, инновационное, классифицируется как нетрадиционный. Найти такую нетрадиционность становится для многих учителей важнейшей задачей.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнить типологию и методику проведения нетрадиционных уроков как одной из форм преподавания литературы в современной школе.
Объект исследования - нетрадиционные формы проведения уроков литературы.
Предметом является методика проведения нетрадиционных уроков в современной школе.
Цель работы - рассмотреть типологию, методику и представить возможности использования нетрадиционных уроков литературы в современной школе на примере УМК В. Я. Коровиной.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности современного урока литературы;
2. Охарактеризовать особенности нетрадиционных уроков в современной школе;
3. Проанализировать современные школьные программы по литературе;
4. Описать возможные варианты использования нетрадиционных форм на уроках литературы на примере УМК В. Коровиной.
5. Представить методические разработки уроков литературы нетрадиционных форм в 5-9 классах.
В работе использованы следующие методы исследования: общенаучные (анализ, сравнение, обобщение); методический эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили исследования таких методистов, как: В.А. Абашев, Л.И. Абадуллина, Н.Ф. Бакалова, С.Н. Букреева, Ф.Р. Валеева, Е.Н. Гуляков, Ю.В. Долбилова, Л.В. Жукова, О.В. Мадаева, С.А. Мухина, О.Е. Распутина, Г.Б. Руслякова, О.Ю. Терещенко и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что мы попытались систематизировать различные точки зрения по проблеме классификаций уроков литературы; опираясь на имеющийся фактический материал, раскрыть аспекты, касающиеся методики преподавания современного урока литературы, не освещенные или недостаточно освещенные в литературоведческих работах; определить методику отбора учебного материала и организацию урока литературы в современной школе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования про-шли апробацию на международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания», которая состоялась на факультете отечественной и зарубежной литературы в АГГПУ им. В.М. Шукшина 20 апреля 2018 года, и отражены в статье «Нетрадиционные формы уроков литературы», опубликованной в сборнике материалов конференции.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты и выводы могут быть использованы в учебном процессе; при разработке спецкурсов, посвященных методике преподавания литературы, и для самостоятельной работы студентов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего техкарты уроков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Литература как учебная дисциплина играет важную роль в системе школьного гуманитарного образования. «Она входит в обязательную часть Базисного учебного плана в образовательную его область «Языки и литература» как самостоятельный предмет. Учебный предмет «Литература» является базовой учебной дисциплиной, формирующей духовный, нравственный, гражданский и патриотический стержень личности школьника. Данный предмет играет ведущую роль в интеллектуальном, эстетическом развитии ребёнка, формирует его общее мировоззрение».
Цель литературного образования в школе - «изучение художественных произведений, постижение литературы как художественной реальности, становление на этой основе духовного мира человека, его мировоззрения, воспитание потребности в систематическом чтении как необходимой части непрерывного духовно-нравственного совершенствования личности».
Новое время диктует новые подходы как к процессу преподавания, так и к процессу усвоения знаний.
Отстаиванию собственного мнения, развитию эстетического вкуса, расширению кругозора помогут необычные формы проведения уроков, основная задача которых - привитие интереса к учёбе в целом и к урокам литературы в частности. Это и есть главное в нестандартных уроках.
«Термин «нетрадиционный урок», появившийся в начале 90-х годов ХХ века на страницах газет и журналов, привлёк внимание учителей русского языка и литературы. Нестандартные уроки отличаются прежде всего новизной, оригинальностью, каждый урок неповторим, он представляет собой творческую находку учителя». «Такие уроки как нельзя лучше соответствуют новой концепции общего среднего образования, в которой основное внимание уделяется ученику как личности, развитию его творческих возможностей, привитию интереса к учёбе. Это уроки-диспуты, уроки-викторины, уроки-экскурсии, уроки-исследования, способствующие развитию самостоятельности мышления. На таких уроках равнодушных и пассивных не бывает.
Проблема совершенствования преподавания литературы сегодня одна из важнейших в школе. Вот почему поиски новых форм урока приобретают такую актуальность.
«Урок литературы должен заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе в преподавании литературы. Поэтому и возник нестандартный урок как одно из средств решения проблемы. Нетрадиционный урок - это голос учителя, живой опыт, это реакция педагога на перемены, происходящие вокруг, попытка внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий характер ».
Как мы выяснили в нашей работе, нетрадиционными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.
В рамках проведенного методического эксперимента на основе УМК В.Я. Коровиной были разработаны технологические карты уроков для 5-9 классов в нетрадиционной форме: уроки-викторины, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и уроки-исследования.
Одним из распространенных уроков с нетрадиционной формой проведения является урок-викторина, который призван обобщать и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе традиционных уроков в области как теории, так и истории литературы.
Также увлекательным и необычным по своей форме проведения является урок-экскурсия, в процессе проведения которого развиваются память, познавательные, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, формируется наблюдательность, активность и т.д.
Особое внимание нами были уделено урокам-дискуссиям, которые являются уже наиболее сложной формой урока и проводить их стоит либо в старших, либо в хорошо подготовленных средних классах
Более сложным, на наш взгляд, видом нетрадиционного урока является урок-исследование, в основе которого лежит поисковый метод. Разнообразные формы проведения уроков-исследований позволяют учащимся применять полученные ранее свои практические навыки при поиске ответа на обозначенную проблему, дают им возможность почувствовать вкус к исследовательской работе, развивают познавательный интерес, причём удаётся включить в поиск решения той или иной задачи одновременно весь класс.
Таким образом, в общей системе обучения место нетрадиционных уроков определяется самим учителем в зависимости от содержания материала, а также конкретных условий проведения, и, конечно же, от индивидуальных особенностей самого учителя.



1. Абашев, В.А. Литературные экскурсии [Текст]/ В.А. Абашеев // Филолог. фак-тет Пермского гос. пед. ун-та. - 2002. - № 1. - с.10-15.
2. Абдуллина Л.И., Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Нетрадиционные уроки литературы: 5-11 классы [Текст]./ Л.И. Абдуллина, Н.Н. Будникова, Г.И. Полторжицкая. - М.: ВАКО, 2011. - 224 с. - (Мастерская учителя-словесника).
3. Агеносов, В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя [Текст]/ В. Агеносов. - М.: Дрофа, 2009. - 441 с.
4. Антипова, А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учебное пособие [Текст] / А.М. Антипова. - М.: Флинта, Наука, 2003. - 264 с.
5. Бакалова, Н.Ф. Нетрадиционные уроки? Вовсе нет, обычные! [Электронный ресурс]/ Н.Ф. Бакалова. - Режим доступа:
Ы1р://открытыйурок.рф/статьи/311531/ (Дата обращения: 29.01.2018)
6. Беляева, Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя [Текст]/ Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2013. - 338 с.
7. Беляева, Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя [Текст]/ Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2013. - 296 с.
8. Беляева, Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: Кн. Для учителя [Текст]/ Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2013. - 351 с.
9. Беляева, Н.В., Ерёмина, О.А. Уроки литературы в 9 классе. Кн. для учителя [Текст]/ Н.В. Беляева, О.А. Ерёмина. — М.: Просвещение, 2015. - 336 с.
10. Беляева, Н.В., Иллюминарская, А.Е. Литература: 10 класс. Поурочные разработки. Книга для учителя [Текст]/ Н.В. Беляева, А.Е. Иллюминарская. - М.: «Просвещение», 2015. - 338 с.
11. Боброва, Л.И. Современный урок и мультимедийные средства [Текст] / Л.И. Боброва // Литература в школе. - 2008. - № 3. - С.48-50.
12. Букреева, С.Н., Мухортова, И.И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе ХХI века [Текст]/ С.Н. Букреева, И.И. Мухортова// Молодой ученый. - 2014. - № 2. - с. 738¬740.
13. Валеева, Ф.Р. Особенности современного урока литературы в контексте новых образовательных стандартов (ФГОС) [Электронный ресурс]/ Ф.Р. Валеева. - Режим доступа:
https://урок.рф/library/osobennosti_ sovremennogo_uroka_literaturi_v_kont
ek_191124.html (Дата обращения: 15.01.2018)
14. Волошина, Н. Обучение дебатам в старших классах [Текст]/ Н. Воло-шина // Русский язык. - 2005. - № 21. - с. 15-22.
15. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие [Текст] / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006. - 172 с.
16. Дедова, Я.И. Использование нестандартных форм проведения уроков в
преподавании литературы [Электронный ресурс]/ Я.И. Дедова. - Режим доступа: http: //открытыйурок.рф/статьи/5 30658/ (Дата обращения: 29.01.2018)
17. Долбилова, Ю.В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе [Текст] / Ю.В. Долбилова. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 285 с. — (Библиотека учителя).
18. Доманский, В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие [Текст] / В.А. Доманский. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 386 с.
19. Еремина, Т. Еще раз о педагогической мастерской [Текст]/ Т. Еремина // Литература. - ПС. - 2007. - № 3. - с. 2.
20. Жукова, Л.В. Нестандартные формы работы на уроках литературы
[Электронный ресурс]/ Л.В. Жукова.- Режим доступа:
Ы1р://открытыйурок.рф/статьи/663307/ (Дата обращения: 29.01.2018)
21. Иванова, Ю.В. Информационные компьютерные технологии в преподавании литературы [Текст] / Ю.В. Иванова // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: сб. науч. тр. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2007. - С.40-42.
22. Ильина, И.Д. Предметная неделя литературы в школе [Текст]/ И.Д. Ильина.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 143 с.
23. Караваев, А. Игровые уроки в старших классах [Текст]/А. Караваев // Учитель. - 2006. - № 1. - с. 3-6.
24. Коган, И.И., Козловская, Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика» [Текст]/ И.И. Коган, Н.В. Козловская. - СПб.: САГА, 2003. - 209 с.
25. Коровина, В.Я. Литература. 7 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. На электронном носителе (фонохрестоматия) [Текст]/ В.Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2017. - 465 с.
26. Коровина, В.Я., Журавлев, В.П., Збарский, И.С., Коровин, В.И. Литера¬тура. 9 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. На электронном носителе (фонохрестоматия) [Текст]/ В.Я. Коровина и др. — М.: Просвещение, 2017. - 491 с.
27. Коровина, В.Я., Журавлев, В.П., Коровин, В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия) [Текст]/ В.Я. Коровина и др. — М.: Просвещение, 2016. - 349 с.
28. Коровина, В.Я., Журавлев, В.П., Коровин, В.И. Литература. 8 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. На электронном носителе (фонохрестоматия) [Текст]/ В.Я. Коровина и др. — М.: Просвещение, 2016. - 447 с.
29. Крутецкая, В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс [Текст]/ В.А. Крутецкая. - СПб., 2008. - 67 с.
30. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок [Текст]/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2005. - 188 с.
31. Курилов, А.С. Зачем и какие уроки литературы нужны школе? [Текст] / А.С. Курилов // Русская словесность. - 2004. - № 4. - С.12-14.
32. Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литера-тура ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие [Текст] / авт.-сост. Н. Е. Щетинкина. — Волгоград: Учитель, 2008. - 453 с.
33. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной [Текст] / авт.-сост. С. Б. Шадрина. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Волгоград: Учитель, 2011. — 217 с.
34. Литература. Рабочие программы: Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст]/ В.Я. Коровина и др. - М.: «Просвещение», 2017. - 354 с.
35. Литература: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 5¬й класс: Пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст]/ М.Б. Багге, М.Г. Белова, Н.И. Роговцева. - М., СПб.: Просвещение, 2016. - 204 с.
36. Мадаева, О.В. Нетрадиционные формы уроков как средство активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]/ О.В. Мадаева. - Режим доступа:
http: //открытыйурок.рф/статьи/550724/ (Дата обращения: 18.01.2018)
37 . Марутина, И.В. Методика создания мультимедийных проектов по литературе [Текст] / И.В. Марутина // Литература (приложение к газете "Первое сентября"). - 2005. - № 1. - С.30-33.
38. Маслова, О. Цветовая палитра художественного текста (на материале рассказов В. Гаршина «Красный цветок» и Л. Андреева «Красный смех») [Текст]/ О. Маслова // От художественного текста - к художественному миру. Теория. Методика. Практика. - Алматы: Фонд ХХ1 век, 2000. - с. 45-49.
39. Мухина, С.А. Соловьева, А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст]/ С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - Ростов-на- Дону, 2004. - 99 с.
40. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ, 1993. - 997 с.
41.Орлова, Н.К. Внеклассная работа по литературе. Книга для учителя [Текст]/ Н.К. Орлова. - М., 2011. - 299 с.
42. Подласый И.П. Виды и формы обучения: учебное пособие [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2013. - 535 с.
43. Полторжицкая, Г.И. Организация научно-исследовательской деятельности школьников: Методические рекомендации [Текст]/ Г.И. Полтор- жицкая. - Усть-Каменогорск: ВКГУ, 2002. - 154 с.
44. Полухина, В.П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. С прил. на элек-тронном носителе (фонохрестоматия) [Текст] /Под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2016. - 293 с.
45. Распутина, О.Е. Нетрадиционные уроки литературы [Электронный ресурс]/ О.Е. Распутина. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya- netradicionme-uroki-literaturi-1028122 .html (Дата обращения: 29.01.2018)
46. Руслякова, Г.Б. Нестандартные формы проведения уроков литературы
[Электронный ресурс]/ Г.Б. Руслякова. - Режим доступа:
http://открытыйурок.рф/статьи/564595/ (Дата обращения: 10.01.2018)
47. Страшнов, С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя [Текст]/ С.Л. Страшнов. - М.: Провещение, 2001. - 198 с.
48. Стрелец, Л.И. В «бесконечном лабиринте сцеплений»: искусство урока литературы [Текст]/ Л.И. Стрелец // Филологический класс: региональный методический журнал учителей-словесников Урала. - Екатерин¬бург, 2006. - № 16. - с. 33-35.
49. Терентьева, И.П. Мастерская творческого письма (Из опыта инновационных технологий в обучении литературе) [Текст]/ И.П. Терентьева // Филологический класс. - 2000. - № 5. - с. 26-28.
50. Терещенко, О.Ю. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс]/ О. Ю. Терещенко. - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/663882/ (Дата обращения: 29.01.2018)
51.Черняк, М.А. Современная русская литература: учебно-методические материалы [Текст]/ М.А. Черняк.- М.: Эксмо, 2007. - 229 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ