Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы музыкально - двигательной деятельности как формы физической реабилитации пожилых получателей социальных услуг 7
1.1 Социально-психологическаяхарактеристика людейпожилого
возраста 7
1.2 Реабилитационные практики для получателей социальных услуг
пожилого возраста 12
1.3 Музыкально-двигательная деятельность как форма физической
реабилитациифизической реабилитации пожилых получателей социальных услуг 20
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы музыкально - двигательной деятельности как формы физической реабилитации пожилых получателей социальных услуг 43
2.1. Выявление и изучение проблемы музыкально- двигательной
деятельности как формы физической реабилитации пожилых получателей социальных услуг 43
2.2. Разработка, реализация и анализ результатов программы
музыкально-двигательной деятельности как формы реабилитации пожилых получателей социальных услуг 55
Выводы по главе 2 69
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложение А 82
Приложение Б 83
Приложение В 87
Демографические изменения, присущие современному миру, несут в себе новую реальность, которая требует всестороннего рассмотрения. Рост численности людей пожилого возраста, увеличение продолжительности жизни и эволюция научных взглядов привели к изменению парадигмы отношения к старости. Всеобщее постарение населения, которое является одним из положительных следствий развития цивилизации, таким как увеличение продолжительности жизни [38], наряду с негативными факторами, такими как сокращение рождаемости, становится существенным фактором, влияющим на социально-экономические течения в целом и на социальную политику в частности. Таким образом, необходимо провести целостный анализ данного феномена.
По мере выхода на пенсию, изменениях в ценностях, образе жизни и коммуникации, а также сложности в адаптации к новым условиям жизни, возникает необходимость в разработке специальных подходов и методов работы с пожилыми людьми. В связи с этим, возникает острая потребность в разработке комплекса мер, который способен быстро решить максимальное количество проблем.
На сегодняшний день, учреждений, которые организуют помощь людям пожилого возраста, практически нет. В связи с этим, центры социального обслуживания должны осуществлять работу с получателями социальных услуг, ориентируя ее на улучшение их здоровья, психологического состояния и социализации.
В процессе занятий с пожилыми людьми необходимо учитывать множество особенностей, включая физиологические, психологические и культурные аспекты. Это поможет добиться прогресса и достичь высоких результатов. Однако, для достижения этой цели необходимо сделать упор на научный подход, включающий анализ и оценку всех факторов, влияющих на процесс реабилитации. В своей работе мы рассмотрим подробно все особенности занятий музыкально - двигательной деятельностью с пожилыми людьми, а также предложим ряд рекомендаций по улучшению качества и эффективности данного процесса.
Объект исследования:физическа яреабилитация пожилых получателей социальных услуг.
Предмет исследования: музыкально-двигательная деятельность как форма физической реабилитации пожилых получателей социальных услуг
Гипотеза исследования: Мы считаем, что программа музыкально - двигательной деятельности как формы физической реабилитации пожилых получателей социальных услуг будет эффективной, если:
- выявить социальные, психологические, физические особенности пожилых получателей социальных услуг;
• разработать и апробировать программу музыкально - двигательной
деятельности как форму физическойреабилитации пожилых получателей социальных услуг, основанную на принципах: комплексности и
последовательности изложения теоретического и практического материала; единства диагностики и реабилитации; учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого пожилого получателя социальных услуг в процессе реабилитационной работы;
• использовать в процессе апробации программы музыкально - двигательной как формыфизическойреабилитациипожилых получателей социальных услуг следующие рефлексивно-деятельностные методы: направленные на улучшение физического и эмоционального здоровья получателей социальных услуг пожилого возраста; творчески-ориентированные занятия с использованием продуктивных видов деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу музыкально - двигательной деятельности как формуфизической реабилитации пожилых получателей социальных услуг.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности реабилитационных практик для пожилых получателей социальных услуг.
2. Охарактеризовать музыкально - двигательную деятельнсть как формуфизическойреабилитации пожилых получателей социальных услуг.
3. Рассмотреть методы и способы музыкально - двигательной деятельности как формы физическойреабилитации пожилых получателей социальных услуг.
4. Провести диагностическое исследование физического и психологического,социального состояния пожилых получателей социальных услуг.
5. Теоретически обосновать и апробировать программу музыкально - двигательной деятельности как формуфизическойреабилитации пожилых получателей социальных услуг.
6. Проанализировать и интерпретировать результаты экспериментальной работы.
В работе использовались следующие методы:
• теоретические: анализ научной литературы, обобщение, систематизация;
• эмпирические: методика«Индекс массы тела» (автор - А.Кетле), тест «Усовершенствованная шкала баланса Фуллертона» (авторы - Д. Роуз, Д. Эрнандес), тест «TimedUp&Go» (автор -К. Х. Араужо), тест « 30 секундный тест сесть и встать» (автор - Д. Роуз), опросник «Шкала для оценки общего психологического благополучия» (автор - К.Рифф), анкета на базе опросника «Шкала для оценки общего психологического благополучия», простые упражнения для измерения гибкости, координации, выносливости.
Экспериментальное исследование проводилось на базе КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Центральный». Выборка представлена пожилыми получателями социальных услуг в количестве 30 человек. Возраст испытуемых - 55-80 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 42 наименования и 3 приложения. В работе содержится 5 таблицы и 13 рисунков. Общий объем работы составляет 86 страниц.
Практическая значимость исследования: Данную программу и
диагностический материал могут использовать руководители объединений для досуга людей пожилого возраста в центрах социальной защиты населения, педагоги дополнительного образования.
Музыкально-двигательная деятельность является одной из наиболее эффективных формфизической реабилитации. Она базируется на использовании музыки для стимулирования двигательных функций и улучшения качества жизни пожилых получателей социальных услугс различными заболеваниями.
Сегодня музыкально - двигательная деятельность активно применяется во всем мире, с каждым годом расширяя свои возможности и области применения. В данной работе мы рассмотрели текущие тенденции и перспективы развития этого метода, а также его потенциальный вклад в улучшение качества жизни пожилых получателей социальных услуг.
Музыкально - двигательная деятельность - это новаторский подход к реабилитации, который использует музыку и движение как средства восстановления физического и психологического здоровья. Многие исследования показали, что музыкально - двигательная деятельность может быть эффективной формой реабилитации для пожилых получателей социальных услуг с различными нарушениями.
В свете последних достижений в области нейронаук и реабилитационной практики, перспективы развития музыкально - двигательной деятельности огромны. Будущее этого направления включает в себя более точные методы анализа данных, которые помогут уточнить процессы реабилитации и предсказать результаты. Также можно ожидать развитие инновационных технологий, таких как виртуальная реальность, которые будут использоваться в сочетании с музыкально - двигательной деятельностью.
Кроме того, нужно продолжать работу по расширению доступности музыкально - двигательной деятельности для большего количества людей. Это может быть достигнуто через создание большего количества специализированных центров и повышения квалификации физиотерапевтов и реабилитолгов, которые будут работать в этой области.
В целом, музыкально - двигательная деятельность имеет огромный потенциал для реабилитации и улучшения качества жизни пожилых получателей социальных услуг.
1. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995К122-ФЗ //[Электронный ресурс] Справочно - правовая система Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7370/ (дата обращения: 10.01.2023).
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. От 07.03.2018г.) «О
государственной социальной помощи» // [Электронный ресурс] Справочноправовая система « Консультант Плюс ». URL:
https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения:
15.01.2023).
3. 3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] Справочно - правовая система Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 10.01.2023).
4. Распоряжение от 5 февраля 2016 года N 164-р «Об утверждении
Стратегиидействий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до2025 года». // [Электронный ресурс] Электронный фонд правовых и нормативно технических документов URL:
https://docs.cntd.ru/document/420334631 (дата обращения: 01.01.2023).
5. Федеральный проект «Старшее поколение». // [Электронный ресурс] Минтруд России URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/3 (дата обращения: 12.01.2023).
6. Аpтпeдагогика и аpттepапия в спeциальномобpазовании: учeб. для студ. сpeд. и высш. iie/i. учeб. завeдeний / под peд. E. А. Мeдвeдeва, И. Ю. Лeвчeнко, Л. Н. Комиссаpова, Т. А. Добpовольская. - М.: Акадeмия, 2011. - С. 23.
7. Баркер Р. Словарь социальной работы //[Электронный ресурс] Педагогическая библиотека URL: http://pedlib.ru/Books/2/0421/2_0421-203.shtml (дата обращения: 13.02.2023
8. БогатыреваЮ.И. Современныепроблемы науки и образования: проблемы и перспективыразвития //Модернизацияобщественных наук в эпоху глобальных перемен:
экономические,социальные,философские,политические,правовые,общенаучные аспекты:материалымеждународнойнаучно—практическойконференции / Ю. И. Богатырева, А.Н. Привалов, В.В. Соломатова, А.Н. Шмелев. - Издательство «Обществосограниченнойответственностью«Академияуправления»(Энгельс) -
Ч.3. - 2017.
9. Быкадорова С.К. Юрина А.А. Материалы к курсу Психология личности:
учебное пособие. - Часть 1. - Майкоп. - 2011 //[Электронный ресурс] зШйшей.ги URL: ййр8://’№№№.81ибшеб.ги/ЬадаШгоуа-8-к-ша1:епа1у-к-киг8и-р81йо1од1уа-
НсЬпозй-гагйеМеоги-НсЬпозй-сйаз!- 1_8034f7e6777.html (дата обращения:
24.01.2023).
10. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе // [Электронный
ресурс] зШйшей.ги URL: ййрз://’№№№.81:ибшеб.ги/у1е’№/ди1та-ша-81оуаг-
8ргауосЬп1к-ро-8ос1а1поу-гаЬо1е_0а954Ьейа3с.й1т1?раде=1 (дата обращения:
24.01.2023).
11. Лобода М. А. Новыетехнологии в деятельности социальной службы по социокультурному обслуживанию граждан пожилого возраста // Социальноеобслуживание. - 2009. - № 5. - С 43-49.
12. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / [Пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева]. - Москва : Вече : АСТ, 2000. //[Электронный ресурс] Российская государственная библиотека URL: https://seaгch.гsl.гu/гu/гecoгd/01000849321 (дата обращения: 27.02.2023).
13. РыженкоП.С.Теориисоциальнойадаптации/П.С.Рыженко//ХХМеждународ наяконференцияпамятипрофессораЛ.Н.Когана«Культура,личность,обществовсо временноммире:Методология,опытэмпирическогоисследования»,16-
18марта2017г.,Екатеринбург.-Екатеринбург: УрФУ,2017. - С.207-213.
14. Фуряева Т.В. Социальная инклюзия: теория и практика // Краснояр. гос. пед.ун-тим.В.П.Астафьева. -Красноярск,2017. -280с.
15. Боталова. Н.В., В.В. Сурнина. Творческая и прикладная деятельность: Учебно - методическое пособие для слушателей. - Екатеринбург: ИД «Ажур», 2011. - с 240....43