ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Я - КОНЦЕПЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
1.1. Понятие и сущность «Я - концепции личности» в психологии 10
1.2. Проблемы изучения «Я - концепции личности» в пенитенциарной
практике 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕПРЕТАЦИЯ...28
2.1. ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Я - КОНЦЕПЦИИ
ЛИЧНОСТИ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 28
2.2. Анализ результатов исследования «Я - концепции личности»
несовершеннолетних правонарушителей, наказание которых связано с изоляцией от общества 33
2.3. Анализ результатов исследования «Я - концепции личности»
несовершеннолетних правонарушителей, обучающихся общеобразовательных учреждениях 56
2.4. Сравнительный анализ «Я - концепции личности» несовершеннолетних с
делинквентным поведением 71
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность исследования. Перспектива изучения Я - концепции была задана трудами С.Н. Булгакова, Б.Л. Вышеславцева, Н.О. Лосского, А.А. Потребин, И.М. Сеченова. В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского, С.Л. Франкла и других учёных, обращающихся к проблеме познания природы Я. В современной философии Я - это теоретическое понятие: термин, реферирующий. Образовывающий некий гипотетический объект. Существующий в мире действительности, но не доступный наблюдению традиционными естественными методами, подобно иным объектам.
В современной психологии рассматривают различные частные формы Я - концепции (Я - реальное, Я - идеальное, Я - динамическое. Маска (И.С. Кон). Воплощенное Я и невоплощенное Я (Р. Лэнг, 2003). Фальшивое Я (Столин В.В.), фантастическое Я (А.А. Нальчжанян), зеркальное Я (Кули), Я в обществе (G. Mead), Я - физическое (Ж. Лермит, 1986; Е.Т. Соколова, 2003). Авторы чаще всего выделяют Я - реальное и Я - идеальное (Р. Мэй, 1999; Э.Фром, 1998; А.А. Налчжанян; К. Роджерс; К. Левин, 1999). Излагаемые позиции, мнения по проблеме Я разные, порой противоречивые. Но именно это. Как представляется, обеспечивает более активное поле ее обсуждения.
Многие аспекты Я - концепции личности являются объектами междисциплинарных направлений, при этом различные теоретические конструкции и методологические подходы к изучению Я - концепции не соотносятся друг с другом, поскольку разные учёные, отправляясь в своих в своих исследованиях от разных целей и задач, приходят к противоречивым взглядам на данную категорию, её структурные и содержательные составляющие. Многие отечественные ученые ставят проблему концепции Я узкоспециально, в рамках своего конкретно - научного подхода (социально - психологического, медицинского, возрастного и т.д.) Нередко Я - концепция рассматривается исследователем лишь как компонент другой проблемы или включается в разные контексты.
В последние годы всё более отчётливо заявляет о себе интегративная тенденция в исследования Я - концепции (В.С. Агапов, И.В. Барышникова. А.В. Иващенко и др.). исследователи концентрируют своё внимание на том, чтобы раскрыть Я как системное образование, установить его системные качества, показать взаимосвязь и взаимозависимость его элементов и компонентов в рамках общей структуры (Е.С. Шильтейн). Интегративность и многоаспектность Я - концепции с позиции концепции метаиндивидуального мира рассматривает Я.Л. Дорфман.
Кроме этого, актуальность исследования Я - концепции личности с делинквентным поведением обусловлена запросами уголовно - исполнительной практики в связи с современными процессами. В частности, ростом рецидивных преступлений среди их общего количества. Нынешняя исправительная система, следует признать, еще не соответствует тому уровню обращения с преступниками, который имеется в развитых странах. Степень реализации психологических знаний на практике зависит от уровня психологической подготовленности персонала, его убеждённость в необходимости терпеливого индивидуального воздействия на личность. В уголовно - исполнительной системе проще всего и эффективнее, считается помещение осужденного в дисциплинарный изолятор, нежели достичь главной цели - исправления осужденного, по средствам работы с осужденным, а не изоляции его от общества в котором находится тот индивид.
Изучение особенностей личности преступников началось ещё в 19 веке. Психологические особенности личности осуждённого интересовали писателей, и учёных (И.П. Башкатов, Ф.М. Достоевский, В. Пикуль, Н.А. Стручков, Г.Ф. Хохряков, Н.М. Ядринцев, П.Ф. Якубович и др.). Новый импульс криминологического исследования в нашей стране получил в 60-е годы прошлого столетия. Но в тоже время углубленного изучения личности именно осужденных не проводилось, что явилось следствием недопустимого немедленного проникновения в науку пенитенциарного профиля и в пенитенциарную практику современных психологических методов....
Анализ различных точек зрения учёных о структурных и содержательных компонентах Я — концепции позволил нам изучить особенности и придти к следующим выводам:
— У осуждённых существует такое Я, которое противоборствуют друг другу. В попытках себя выдать за сильную личность, отмечаются завышенные значения по шкалам самооценки, при этом подростки находящиеся в местах лишения свободы сравнивают своё Я с ровесниками - преступниками находящимися в изоляции с ними вместе. Подростки отрицательно оценивают свои преступления, при этом не дают критическую оценку своим действиям, а ссылаются на обстоятельства, планы на жизнь отсутствуют. Страхи о опасения подростки отбывающие наказание связывают с ранее совершенным преступлением и возможным риском совершения повторного преступления, а свою очередь, подростки имеющие условную судимость свои переживания связывают со сдачей экзаменов, таким образом можем заметить отсутствие в ближайшей перспективе вариантов на совершение преступления вновь. Согласованность собствебнного Я — образа с образом подростка, совершающего преступления и данное является для него нормой , характерно в их понимании отсутствие вины за содеянное, отсутствие страха попасть в места лишения свободы.
— Корелляционный анализ различных компонентов Я — концепции позволяет наблюдать взаимосвязь.
Навеянные криминальной субкультурой образы заставляю осужденного принимать неблизкие ценности лишь потому что это принято в криминальном сообществе и необходимо для того чтобы подстроиться под существующие правила. В ограниченном пространстве подросток не может противостоять навязыванию социальных статусов принятых в криминальном сообществе. Подростки имеющие условную судимость менее подвержены навязанным образам, однако, попадая в микрогруппу риск криминальной зараженностью очень высок.
—Типы Я - концепций осужденных характеризуются с позиции переложения ответственности на других людей и обстоятельств при поведенческой активности. Типы Я - концепций - позитивный, самодостаточный и компенсирующий - отражают положительное
самоотношение, правильное понимание ответственности. У осужденных недостаточно сформировано качество ответственности (как внутренней необходимости). Имеют место непредвиденные препятствия и трудности, лежащие за пределами возможностей осужденных. Различные формы самооправдания криминального поведения уменьшают ответственность за совершенное преступление.
Я - концепция несовершеннолетних имеющих условный срок судимости более положительна, то есть образ к которому стремится подросток является позитивным, в отличие от образа осуждённого подростка. Уровень притязаний и самооценки не имеет значительного отклонения между результатами полученными при проведении исследования у юношей - делинквентов, таким образом, можно прийти к выводу, что данный фактор не свидетельствует о склонности к деликвентному поведению.
Для формирования позитивной Я - концепции личности несовершеннолетних с делинквентным поведением проводятся сюжетно — ролевые игры в формате судебного заседания, демонстрируются и обсуждаются с психологом социальные ролики, также подростки посещают объекты по линии МВД при посещении которых проводятся беседы правовой направленности сотрудниками силовых структур. По мимо профилактической работы в рамках просвятительской и
профориентационной работы на базе общеобразовательного учреждения создаётся класс полицейской направленности.
1. Аврамова Т. И. Личностно-ориентированные тренинги как метод коррекции самоотношения: Дис. канд. психол. наук: Воронеж, 2000. 210 с.
2. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Дис.док. психолог, наук. М., 2010.-495с.
3. Агапов В. С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии //Акмеология. 2013. №. 1. С. 270.
4. Ю.Алимов С.Б. Криминология. М.: Юрист, 1997. 511с.
5. Алмазов Б.Н. Личность в правовом поле: монография. Екатеринбург: Изд. дом УрГТОА, 2005. 152с.
6. Аминов И. И. Основы юридической педагогики. Учебник для
аспирантов. « Издательство Проспект», 2017 с.
7. Андриянова Н. В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних // Редакционная коллегия. 2017. С. 10.
8. Антонян Ю.М. Насильственная преступность в России. М., 2001. 101с.
9. Антонян Ю. М., Коновалова И. А. Формирование личности в детстве и корыстное преступное поведение подростков //Lex Russica. 2017. №. 2 123 с.
10. Антонян Ю.М.: Наказание и исправление преступников. Пособие. М.: НИИ МВД РФ, 1992. 392с.
11. Ашер Дж. и соавт. Делинквентное поведение, плохое качество отношений с родителями и вовлечение в преступную деятельность подростков с девиантным сверстниками и nondelinquent: различные процессы, смещения информатор, или как? //Международный журнал правонарушителя терапии и сравнительной криминологии. 2014. Т. 58. №. 9. 1019 с.
12. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
13. Берс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс. 1986. 422с.
14. Бороздина JI.B. Что такое самооценка//Психологический журнал. - 1992. -№4 -С.99-100.
15. Быстрова Н. В. и др. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ //Проблемы современного педагогического образования. 2016. №. 53-9. 136 с.....86