Педагогические условия развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словотворчества у
детей старшего дошкольного возраста. 7
1.1. Понятие словотворчества и его значение в развитии дошкольника. 7
1.2 Особенности развития словотворчества у детей старшего
дошкольного возраста. 13
1.3 Методика развития словотворчества у детей старшего дошкольного
возраста. 17
Выводы по главе 1. 22
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию словотворчества
у детей старшего дошкольного возраста. 24
2.1 Выявление уровня развития словотворчества у детей старшего
дошкольного возраста. 24
2.2 Создание педагогических условий развития словотворчества у детей
старшего дошкольного возраста. 27
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 42
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение 1. Методика выявления понимания ребёнком
смысловых оттенков слова (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) 58
Приложение 2. Количественные результаты диагностики. 63
Приложение 3. Картотека игр. 68
Приложение 4. Конспекты НОД 82
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словотворчества у
детей старшего дошкольного возраста. 7
1.1. Понятие словотворчества и его значение в развитии дошкольника. 7
1.2 Особенности развития словотворчества у детей старшего
дошкольного возраста. 13
1.3 Методика развития словотворчества у детей старшего дошкольного
возраста. 17
Выводы по главе 1. 22
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию словотворчества
у детей старшего дошкольного возраста. 24
2.1 Выявление уровня развития словотворчества у детей старшего
дошкольного возраста. 24
2.2 Создание педагогических условий развития словотворчества у детей
старшего дошкольного возраста. 27
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 42
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение 1. Методика выявления понимания ребёнком
смысловых оттенков слова (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) 58
Приложение 2. Количественные результаты диагностики. 63
Приложение 3. Картотека игр. 68
Приложение 4. Конспекты НОД 82
Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей человека. В данном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка - словесное творчество.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечить развитие личности и способностей детей в различных видах творчества и охватывать структурные единицы, представляющие определённые образовательные области, в том числе и речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества.
В дошкольной педагогике и детской психологии такими учёными, как Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. Н. Ушакова, Н. А. Селянина, А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, О. С. Ушакова отмечено, что среди различных видов художественной творческой деятельности словотворчество занимает особое место как жизненно важная, коммуникативная и социально¬личностная функция, формирующаяся в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.
В работах этих учёных сказано, что словотворчество - естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Качество развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения.
Актуальность проблемы данного исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных загадок, сказок, небылиц, стихов, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных педагогических условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально. В настоящее время существуют различные интересные речевые формы: синквейны, лимерики и т.д., через которые можно эффективно способствовать развитию детского словесного творчества.
Цель исследования заключается в определении педагогических условий развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс развития
словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста зависит от специально созданных педагогических условий:
- развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности);
- использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.
2) Выявить уровень развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и внедрить комплекс педагогических условий для развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста и выявить её эффективность.
Методы исследования:
1) теоретические (содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, обобщение, систематизация собранных данных);
2) педагогический эксперимент (с целью комплексного исследования уровня развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста);
3) метод количественной и качественной обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании и внедрения комплекса педагогических условий для эффективного развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
База экспериментального исследования: МБДОУ «Детский сад
№79» г. Бийска, Алтайского края, дети подготовительных групп №11, № 1 в
количестве 52 человек, из них: экспериментальная группа - 26 детей, контрольная группа - 26 детей.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования и опыт внедрения обсуждались на педагогическом совете МБДОУ (протокол №4 от 30.03.2018 г.); в сборнике материалов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) опубликована статья «Педагогические условия развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста».
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической «Теоретические основы проблемы развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста» и практической «Экспериментальное исследование по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста»), заключения, списка литературы.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследуемой проблемы; практическая значимость, база экспериментального исследования, апробация результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста» дан анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития словотворчества у детей дошкольного возраста.
Во второй главе «Экспериментальное исследование по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста» описана экспериментальная работа по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Приложение представлено описанием методик исследования, протоколами, таблицами, описанием развивающих словесных игр и творческих заданий, конспектами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечить развитие личности и способностей детей в различных видах творчества и охватывать структурные единицы, представляющие определённые образовательные области, в том числе и речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества.
В дошкольной педагогике и детской психологии такими учёными, как Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. Н. Ушакова, Н. А. Селянина, А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, О. С. Ушакова отмечено, что среди различных видов художественной творческой деятельности словотворчество занимает особое место как жизненно важная, коммуникативная и социально¬личностная функция, формирующаяся в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.
В работах этих учёных сказано, что словотворчество - естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Качество развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения.
Актуальность проблемы данного исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных загадок, сказок, небылиц, стихов, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных педагогических условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально. В настоящее время существуют различные интересные речевые формы: синквейны, лимерики и т.д., через которые можно эффективно способствовать развитию детского словесного творчества.
Цель исследования заключается в определении педагогических условий развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс развития
словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста зависит от специально созданных педагогических условий:
- развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности);
- использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.
2) Выявить уровень развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и внедрить комплекс педагогических условий для развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста и выявить её эффективность.
Методы исследования:
1) теоретические (содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, обобщение, систематизация собранных данных);
2) педагогический эксперимент (с целью комплексного исследования уровня развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста);
3) метод количественной и качественной обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании и внедрения комплекса педагогических условий для эффективного развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста.
База экспериментального исследования: МБДОУ «Детский сад
№79» г. Бийска, Алтайского края, дети подготовительных групп №11, № 1 в
количестве 52 человек, из них: экспериментальная группа - 26 детей, контрольная группа - 26 детей.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования и опыт внедрения обсуждались на педагогическом совете МБДОУ (протокол №4 от 30.03.2018 г.); в сборнике материалов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) опубликована статья «Педагогические условия развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста».
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической «Теоретические основы проблемы развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста» и практической «Экспериментальное исследование по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста»), заключения, списка литературы.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследуемой проблемы; практическая значимость, база экспериментального исследования, апробация результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы развития словотворчества у детей старшего дошкольного возраста» дан анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития словотворчества у детей дошкольного возраста.
Во второй главе «Экспериментальное исследование по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста» описана экспериментальная работа по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Приложение представлено описанием методик исследования, протоколами, таблицами, описанием развивающих словесных игр и творческих заданий, конспектами образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества и оценка существующих теоретических оснований её решения позволили решить поставленные задачи и сделать выводы.
Исследование основывалось на положениях, описанных в трудах Н. А. Рыбникова, А. Н. Гвоздева, С. Н. Цейтлин, Т. Н. Ушаковой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, О. С. Ушаковой, Л. С. Выготского, Е. А. Флериной, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной. Учёные отмечают, что словесное творчество является уникальным видом творческой деятельности ребёнка и составляет одну из важнейших особенностей речевого развития.
По мнению одних учёных, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
Другие же учёные считают, что словесное творчество проявляется посредством художественной литературы, ознакомления с произведениями искусства и впечатлений от окружающей жизни и, выражающуюся в создании устных сочинений - сказок, рассказов, стихов и т.п. Именно в старшем дошкольном возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи, мышления, воображения, с помощью которых проявляется оригинальность детской речи.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества у старших дошкольников позволил сделать вывод, что для его развития необходимы педагогические условия, способствующие этому творчеству: развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности); обогащение словаря; использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.
Для проведения констатирующего эксперимента была подобрана методика по выявлению понимания ребёнком смысловых оттенков слова (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) [39].
Полученные результаты показали, что большинство детей обеих экспериментальных групп затруднялись объяснить смысловые оттенки прилагательных; глаголов, образованных от разных приставок; переносное значение словосочетаний; редко использовали синонимы, антонимы и обобщающие слова. Из этого следовало, что уровень развития словесного творчества не достаточен и требуется развивающая работа.
На формирующем этапе педагогического эксперимента была реализована серия образовательных мероприятий и созданы педагогические условия для развития у детей поэтического слуха (умения воспринимать художественное слово и использовать его в собственной словесной
деятельности); использовались нетрадиционные методы развития
словотворчества - составление загадок, синквейнов, лимериков.
В ходе реализации серии образовательных мероприятий, которые включали в себя занятия (организованная образовательная деятельность), совместную игровую деятельность (коллективно и индивидуально), организованную педагогом самостоятельную игровую деятельность детей, было отмечено:
- у детей появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к окружающей живой действительности, к художественному слову и выразительной речи, дети выражали яркие эмоции при выслушивании своих сверстников;
- речь детей стала более свободной, развернутой; они научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.
- дети научились фантазировать, составлять загадки, рассказы; синквейны многих из них отличались богатством воображения, творчеством.
Для определения результатов работы педагогического экспериментального исследования по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент.
Результаты экспериментального исследования позволили сделать вывод, что специально созданные педагогические условия по развитию словотворчества помогли повысить уровень развития этого творчества у детей экспериментальной группы. С детьми контрольной группы не проводилась целенаправленная работа, и результаты показали, что уровень развития словотворчества у них изменился незначительно.
Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в том, что эффективность развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста зависит от специально созданных педагогических условий таких, как развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности); использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества, подтвердилась.
Исследование основывалось на положениях, описанных в трудах Н. А. Рыбникова, А. Н. Гвоздева, С. Н. Цейтлин, Т. Н. Ушаковой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, О. С. Ушаковой, Л. С. Выготского, Е. А. Флериной, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной. Учёные отмечают, что словесное творчество является уникальным видом творческой деятельности ребёнка и составляет одну из важнейших особенностей речевого развития.
По мнению одних учёных, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
Другие же учёные считают, что словесное творчество проявляется посредством художественной литературы, ознакомления с произведениями искусства и впечатлений от окружающей жизни и, выражающуюся в создании устных сочинений - сказок, рассказов, стихов и т.п. Именно в старшем дошкольном возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи, мышления, воображения, с помощью которых проявляется оригинальность детской речи.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества у старших дошкольников позволил сделать вывод, что для его развития необходимы педагогические условия, способствующие этому творчеству: развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности); обогащение словаря; использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.
Для проведения констатирующего эксперимента была подобрана методика по выявлению понимания ребёнком смысловых оттенков слова (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина) [39].
Полученные результаты показали, что большинство детей обеих экспериментальных групп затруднялись объяснить смысловые оттенки прилагательных; глаголов, образованных от разных приставок; переносное значение словосочетаний; редко использовали синонимы, антонимы и обобщающие слова. Из этого следовало, что уровень развития словесного творчества не достаточен и требуется развивающая работа.
На формирующем этапе педагогического эксперимента была реализована серия образовательных мероприятий и созданы педагогические условия для развития у детей поэтического слуха (умения воспринимать художественное слово и использовать его в собственной словесной
деятельности); использовались нетрадиционные методы развития
словотворчества - составление загадок, синквейнов, лимериков.
В ходе реализации серии образовательных мероприятий, которые включали в себя занятия (организованная образовательная деятельность), совместную игровую деятельность (коллективно и индивидуально), организованную педагогом самостоятельную игровую деятельность детей, было отмечено:
- у детей появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к окружающей живой действительности, к художественному слову и выразительной речи, дети выражали яркие эмоции при выслушивании своих сверстников;
- речь детей стала более свободной, развернутой; они научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.
- дети научились фантазировать, составлять загадки, рассказы; синквейны многих из них отличались богатством воображения, творчеством.
Для определения результатов работы педагогического экспериментального исследования по развитию словотворчества у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент.
Результаты экспериментального исследования позволили сделать вывод, что специально созданные педагогические условия по развитию словотворчества помогли повысить уровень развития этого творчества у детей экспериментальной группы. С детьми контрольной группы не проводилась целенаправленная работа, и результаты показали, что уровень развития словотворчества у них изменился незначительно.
Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в том, что эффективность развития словотворчества детей старшего дошкольного возраста зависит от специально созданных педагогических условий таких, как развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности); использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества, подтвердилась.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки (Удмуртский государственный университет (Филиал в г. Воткинске))
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2007 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития на основе коммуникативного метода
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



