ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие «координация» и «координационные способности» 5
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности обучающихся 7-8
лет 15
1.3. Основные средства и методы физического воспитания обучающихся
младшего школьного возраста 23
Выводы по Главе 1 33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 38
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АНАЛИЗ
ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ БОРЬБЫ
САМБО
3.1. Теоретическое обоснование комплекса средств и методов развития
координационных способностей у обучающихся 7-8 лет с использованием подвижных игр с элементами борьбы самбо 40
3.2. Анализ эффективности комплекса средств и методов развития
координационных способностей у обучающихся 7-8 лет с использованием подвижных игр с элементами борьбы самбо 49
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-8 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.
Помимо урока по физической культуре, где ставится целью комплексное развитие двигательных способностей, эта задача может с успехом решаться в процессе привлечения обучающихся к регулярным внеурочным занятиям. Организация и проведение таких занятий часто требуют изменения в привычных методах и средствах процесса обучения, более углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способностей обучающегося, что в дальнейшем будет способствовать эффективному решению поставленных задач. Однако содержание таких занятий, как правило, ограничивается изучением популярных игровых видов спорта. Виды единоборств и их элементы практически не используются из-за опасения получения травм, сложностей с подготовкой мест занятий и отсутствия доступной методической литературы.
В связи с этим становится актуальным научное обоснование целесообразности комплексного применения средств и методов развития координационных способностей с использованием элементов борьбы самбо у обучающихся 7-8 лет в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс упражнений, направленного на развитие координационных способностей у обучающихся 7-8 лет с элементами борьбы самбо.
Для достижение поставленной цели, были сформулированы задачи:
1. Проанализировать имеющуюся научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень развития координационных способностей обучающихся 7-8 лет;
3. Определить и экспериментальным путем проверить эффективность комплекса упражнений, направленного на развитие координационных способностей у обучающихся 7-8 лет с элементами борьбы самбо.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей у обучающихся 7-8 лет с элементами борьбы самбо.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей у обучающихся 7-8 лет с элементами борьбы самбо.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что использование предложенного комплекса упражнений с элементами борьбы самбо, позволит повысить эффективность педагогического процесса развития координационных способностей у обучающихся 7-8 лет.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. На основании анализа научной и методической литературы выявлены три координационных способности, влияющих на усвоение техники сложных двигательных действий: статическое равновесие, динамическое равновесие, быстрота двигательной реакции. В методической литературе недостаточно разработаны и представлены особенности воспитания координационных способностей обучающихся 7-8 лет в процессе внеурочной деятельности. Это потребовало поиска средств, методов и форм организации педагогического процесса развития координационных способностей в процессе внеурочной деятельности.
2. Определение уровня координационных способностей у обучающихся 7-8 лет осуществлялось с помощью 3 тестов: кувырки вперед, стойка на двух ногах (носок к пятке), поймать линейку.
Анализируя результаты теста «Кувырки вперед» мы видим, что в экспериментальной группе в начале эксперимента время выполнения составляло 4,52 секунды, в конце эксперимента - 3,76 сек., прирост составил 17,03%. В контрольной группе на начало эксперимента время выполнения составляло 4,46сек., на контрольном срезе - 4,40сек., прирост составил 1,34%.
В тесте «Стойка на двух ногах (носок на пятке)» у обеих групп результаты улучшились. У экспериментальной группы в начале эксперимента время выполнения упражнения составляло 26,23сек., а в конце эксперимента - 27,56сек., прирост составил 5,07%. В контрольной группе на начало эксперимента время выполнения составляло 26,46сек., на контрольном срезе возросли до 27,2 сек., прирост составил 2,79%.
Улучшились результаты и в тесте «Поймай линейку» так у экспериментальной группы с 27,2см до 26,5см в контрольной группе с 26,8см до 26,6см. Прирост составил 2,57% в экспериментальной группе и 0,74% в контрольной группе.
3. Установлено, что использование предложенного комплекса средств и методов позволило повысить эффективность педагогического процесса развития координационных способностей у обучающихся 7-8 лет в процессе внеурочной деятельности, а значит можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Агафонов Э.В. Борьба самбо. Учебное пособие/ Агафонов Э.В., Хориков В.А. - Красноярск: 2014. - 316с.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
3. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 235с.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983 г.
5. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/И.С. Барчуков, А.А. Нестеров ; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Академия, 2014. - 528 с.
6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физическая
культура и спорт, 2011. - 234 с.
7. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: Академия, 2004.
8. Болобан В.Н. Сенсомоторная координация как основа технической подготовки /В. Болобан //Наука в олимпийском спорте, 2013. - №2. - С. 96 - 102.
9. Ваисов К. М., Кудрявцев Д. В. Борьба самбо. Техника и методика обучения: учеб. пособие / - Омск: Изд-во ОмГТУ, - 2016. - 384 с.
10. Васильева О.Н., Леонова Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей // Новые исследования по возрастной физиологии. - 2016. - 254с.
11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов М, ФНС. - 2010. - 490с.
12. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом - М.: - 2014. - 502с.
13. Ворсин Е.Н, Гужаловский А.А, Глазырина и др. Физическое воспитание в I-IV классах общеобразовательной школы / Под ред. Е.Н. Ворсина. -Мн.: 1995.176 с.
14. Галковский Н.М. Опыт тактического мастерства - молодым борцам //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2005. - 23с.
15. Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. — М.: Просвещение, 1986.
... всего 64 источников