Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач в начальной школе

Работа №15456

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы использования здоровьесберегающих
технологий при решении текстовых задач в начальной школе 9
1.1 Сущностные характеристики здоровьесберегающих технологий,
используемых в начальной школе 9
1.2 Методика изучения текстовых задач в курсе математики
начальной школы 16
1.3 Педагогические условия использования здоровьесберегающих
технологий при решении текстовых задач в начальной школе 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по использованию
здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач 28
2.1 Выявление первичных знаний о здоровом образе жизни и отношения к
здоровью у младших школьников 28
2.2 Серия уроков по решению текстовых задач
в курсе математики начальной школы
с использованием здоровьесберегающих технологий 32
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 46
Список литературы и информационных
источников 48
Приложения 55


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), особая роль отводится формированию у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни, в связи с чем указывается на важность воспитания у детей бережного и ценностного отношения к собственному здоровью, как фактору, который способствует всестороннему
развитию подрастающего поколения.
За время обучения в начальной школе у большинства учащихся показатели здоровья существенно снижаются. В качестве основных причин такого положения вещей обычно называют недостаток физической активности и общую организацию обучения. Очевидно, что источниками отрицательного воздействия на здоровье учащихся являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу факторы, но и сам учебный процесс, включая его содержание, формы организации деятельности и способы обучения.
При этом стоит подчеркнуть, что математика, не являясь специализированной учебной дисциплиной, направленной на физическое развитие и поддержание здоровья, как физкультура, в то же время представляет собой один из основных предметов начальной школы. Объем учебного времени, занимаемого уроками математики, составляет в младших классах от 20% до 25%. И от того, как именно происходит обучение математике, в значительной степени зависит и состояние здоровья детей.
Общеизвестно, что именно затруднения при изучении математики зачастую являются основными причинами психологического дискомфорта и повышения уровня тревожности детей, приводящих и к снижению адаптивных возможностей организма, и, следовательно, понижению качества здоровья.
Изучением использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе вообще и в начальной школе в частности занимались следующие исследователи: Л.А. Акимова, М.Н. Аскерова, С.Р. Булатова, Г.Х. Вагитова, Г.Х. Поздеева, Л.В. Кофанова, В.О. Морозов, М.С. Надеева, Ю.В. Смирнова, Т.С. Ячменникова и другие.
Проблема методики обучения решению текстовых арифметических задач в начальной школе рассматривали в трудах: Н.Б. Истоминой, Т.Е. Демидовой, А.П. Тонких, Н.Л. Егоровой, Т.И. Каратаевой, Н.И. Чирковой, М.И Моро, С.Е Царёвой и других.
Однако, несмотря на довольно высокую степень разработанности вопросов, касающихся отдельно использования здоровьесберегающих технологий в начальных классах и отдельно методики и специфики обучения решению текстовых задач, вопросы использования здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач в методической литературе недостаточно освещены, что также обусловливает актуальность данного исследования и постановку проблемы выявления педагогических условий использования здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач.
Цель исследования: определить педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач в начальных классах и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения текстовых арифметических задач в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе при решении текстовых задач.
2. Определить педагогические условия использования
здоровьясберегающих технологий при решении текстовых задач.
3. Выявить знания младших школьников и их отношение к здоровью.
4. Разработать серию заданий по математике с привлечением материала о здоровом образе жизни и доказать их эффективность.
Гипотеза исследования: использование здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач будет эффективным, если
реализуются следующие педагогические условия:
- систематичность и целенаправленность работы;
- включение в содержание текстовых задач информации о здоровом образе жизни, доступной и понятной младшим школьникам;
- организация работы по сбору тематической информации учащимися для составления текстовых задач о здоровом образе жизни;
- включение в структуру урока здоровьесберегающих мероприятий.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы;
2) наблюдение, беседа;
3) анализ продуктов детской деятельности;
4) опытно-экспериментальная работа;
5) качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Базой опытно-экспериментальной работы стало МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа №2» с. Смоленское Смоленского района Алтайского края. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 23 учащихся 4 «А» класса (экспериментальная группа) и 23 учащихся 4 «Б» класса (контрольная группа).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы.
Сегодня одной из приоритетных задач в системе образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Решение этой задачи возможно при условии использования образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Такие технологии сегодня принято называть здоровьесберегющими.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер, включающую взаимодействие и взаимосвязь всех факторов образовательной среды, которые направлены на сохранение здоровья учащихся на всех этапах их обучения и развития.
Использование здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач в начальной школе предполагает создание определенных педагогических условий, среди которых можно выделить целенаправленность и систематичность работы, включение в содержание текстовых задач информации о здоровом образе жизни, доступной и понятной младшим школьникам, а также организация работы по сбору тематической информации учащимися для составления текстовых задач о здоровом образе жизни.
Была проведена опытно-экспериментальная работа по определению степени эффективности использования здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач, в рамках которой было осуществлено выявление первичных знаний о здоровье и ЗОЖ у младших школьников, так же была проведена диагностика учащихся 4 класса по методике «Индекс отношения к здоровью».
Проведенная диагностика показала, что уровень первичных знаний учащихся 4 класса о здоровье и здоровом образе жизни в обеих группах довольно низок, а здоровье и здоровый образ жизни являются наиболее важной ценностью для очень малого количества младших школьников.
Полученные результаты предполагают необходимость проведения профилактической работы с использованием здоровьесберегающих технологий при решении текстовых задач на движение, которая и была проведена на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, было осуществлено включение в содержание текстовых задач информации о здоровом образе жизни, а также организована работа учащихся по сбору тематической информации для составления текстовых задач о здоровом образе жизни.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено повторная диагностика, которая показала, что уровень первичных знаний детей о здоровье и ЗОЖ в экспериментальной группе заметно повысился, в то время как в контрольной изменился незначительно.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



1. Айвазян, Н.С. Сравнительный анализ методик обучения младших школьников решению текстовых задач [Текст] / Н.С. Айвазян // Гуадеамус. - 2016. - Т. 15. - №3. - С. 54 - 61.
2. Айвазян, Н.С. Этапы, методы и способы решения текстовых задач начального курса математики [Текст] / Н.С. Айвазян // Гуадеамус. - 2017. - Т. 16. - №2. - С. 50 - 56.
3. Акимова, Л.А. Использование здоровьесберегающих технологий в образовании [Текст] / Л.А. Акимова. - Оренбург: ОГПУ, 2016 - 158 с.
4. Аминова, З.А. Методические особенности решения текстовых задач по математике [Текст] / З.А. Аминова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т.2. - №4. - С. 110 - 113.
5. Аскерова, М.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе [Текст] / М.Н. Аскерова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2015. - №3. - С. 120 - 123.
6. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций [Текст] / П.У Байрамукова, А.У Уртенова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.
7. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе [Текст]. Уче6ное посо6ие для студентов вузов, о6учающихся по специальности «Педагогика и методика начального о6разования» / А.В. Белошистая. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 455 с.: ил.
8. Булатова, С.Р. Основные задачи в начальной школе по здоровьесбережению детей [Текст] / С.Р. Булатова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №1. - С. 116 - 120.
9. Вахитова, Г.Х. Теория и практика здоровьесбережения в современной начальной школе [Текст] / Г.Х. Вагитова, Г.Х. Поздеева // Вестник Томского
государственного педагогического университета. - 2013. - №12 (140). - с. 194
- 196.
10. Весь курс начальной школы в схемах и таблицах. 1 - 4 классы [Текст] / Е.В. Безкоровайная, Е.В. Берестова, Н.Л. Вакуленко и др. - М.: Эксмо, 2015. - 416 с.
11. Вивич, Ю.В. Диагностики и методики для выявления отношения младшего школьника к ЗОЖ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-
zhizni/2016/05/17/diagnostiki-i-metodiki-dlya-vyyavleniya [Дата обращения: 19.02.2018 18:31:24]
12. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) [Текст] / В.А. Вишневский. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002. - 270 с.
13. Гукепшева, И.А. Формирование навыков здорового образа жизни у
младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/02/27/ctatya- formirovanie-navykov-zdorovogo-obraza [Дата обращения: 15.02.2018
20:19:41].
14. Демидова, Т.Е. Текстовые задачи и методы их решения [Текст] / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. - М.: Издательство Московского университета, 1999.
- 261 с.
15. Дерябо, С. Методика «Индекс отношения к здоровью» / С. Дерябо, В. Ясвина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/1098555/ [Дата обращения: 18.03.2018 21:14:51].
16. Егорова, Н.Л. Работа над текстовыми задачами в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2014/02/25/rabota-nad-tekstovymi-zadachami-v-nachalnoy-shkole [Дата обращения: 20.02.2018 19:38:03].
17. Жмыхова, И.И. Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-
zhizni/2015/08/14/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-detey [Дата
обращения: 16.02.2018 18:14:51].
18. Зайцева, С.А. Методика обучения математике в начальной школе [Текст] / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 192 с.
19. Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога в условиях интегрированного обучения [Текст]. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей / Сост. В.В. Болонина. - Новокуйбышевск: Ресурсный центр, 2008. - 96 с.
20. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
21. Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование [Текст] /
В.П. Казначеев. - М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 1996. - 245 с.
22. Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / Л.А. Каирова, Ю.С. Заяц. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 82 с.
23. Каратаева, Т.И. Роль текстовых задач в начальном обучении математике
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/573133/ [Дата обращения: 22.02.2018 21:02:16].
24. Комарова, В.А. Формирование умения решать задачи в начальной школе [Текст] / В.А. Комарова // Начальная школа. - 2007. - №1. - С. 66 - 68.
25. Кофанова, Л.В. Дидактические основы организации здоровьесберегающей деятельности учащихся в образовательном пространстве современной школы [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / Л.В. Кофанова. - Ростов-н/Д, 2014. - 190 с.
26. Кофанова, Л.В. Опыт здоровьесбережения обучающихся в современной
школе [Текст] / Л.В. Кофанова // Материалы Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее». Ростов-на-Дону. - 2013. - С. 125 - 134.
27. Кофанова, Л.В. Проблемы здоровьесбержения учащихся в теории и практике современного образования [Текст] / Л.В. Кофанова // Научно-образовательный журнал. Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. - 2013. - №3 (27). - С. 66 - 73.
28. Кофанова, Л.В. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью в здоровьесберегающем образовательном пространстве образовательного учреждения [Текст] / Л.В. Кофанова // Научно-образовательный журнал. Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. - 2011. - №3 (18). - С. 126 - 131.
29. Ложкина, Е.М. Задания на конструирование текстовых задач как средство обучения математическому моделированию [Текст] / Е.М. Ложкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С. 447 - 450.
30. Математика. 4 класс [Текст]. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Часть 1 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.
- М.: Просвещение, 2015. - 112 с.: ил.
31. Математика. 4 класс [Текст]. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Часть 2 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.
- М.: Просвещение, 2015. - 128 с.: ил.
32. Методические рекомендации: здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения [Текст] / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триадафарм, 2002. - 114с.
33. Морозов, В.О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы [Текст] / В.О. Морозов. - Орск: Орский гуманитарно-технологический институт, 2014. - 188 с.
34. Морозов, М.А. Здоровый человек и его окружение. Здоровьесберегающие технологии [Текст] / М.А. Морозов. - СПб.: Лань, 2016. - 372 с.
35. Надеева, М.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / М.С. Надеева // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №1. - С. 14 - 17.
36. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности [Текст] / Ю.В. Науменко. - М.: Глобус, 2009. - 125 с.
37. Омарова, А.А. Текстовые задачи по математике как средство формирования самоконтроля у учащихся начальных классов [Текст] / А.А. Омарова, З.М. Шугаипова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2012. - №3. - С. 18 - 23.
38. Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК Школа России [Текст] / Авт.-сост. М.В. Буряк. - М.: Планета, 2015. - 232 с.
39. Смирнов, Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2008. - 288 с.
40. Смирнова, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: системный подход [Текст] / Ю.В. Смирнова // Качество образования в школе. - 2008. - №6. - С. 51 - 65.
41. Соловьева, Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации [Текст] / Н.И. Соловьева // ЭКО. - 2004. - №17. - С. 23 - 28.
42. Тихомирова, Л.Ф. Здоровьесберегающие технологии в инклюзивном образовании [Текст] / Л.Ф. Тихомирова, Т.В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №3. - С. 82 - 85.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/ [Дата обращения: 18.02.2018 19:22:36].
44. Фролова, И.Е. Формирование потребности младших школьников в здоровом образе жизни через уроки и внеурочную деятельность / И.Е.
Фролова, Л.А. Левина [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://conseducenter.ru/index.php/pedagogchtenya/111-2mos/292-frolova-levina
[Дата обращения: 17.02.2018 20:19:22].
45. Хасанова, Т.З. Формирование здорового образа жизни у младших
школьников / Т.З. Хасанова, Е.В. Головнева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/965/15200 [Дата обращения:
16.02.2018 22:14:11].
46. Хаустова, В.Н. Формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни [Текст] / В.Н. Хаустова, С.А. Овсянникова, А.А. Лукьянченко, И.В. Бондаренко // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 149 - 151.
47. Чиркова, Н.И. Обучение младших школьников обобщенным способам действия при решении текстовых задач [Текст] / Н.И. Чиркова, А.В. Лыфенко, О.А. Павлова // Педагогическое образование в России. - 2016. - №2. - С. 177 - 182.
48. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни. Курс лекций [Текст] / Б.Н. Чумаков. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 407 с.
49. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст] / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, Л.Ю. Соколова // Народное образование. - 2004. - №8. - С. 45 - 49.
50. Шагапова, Г.Г. Основы медицинских знаний [Текст] / Г.Г. Шагапова. - Стерлитамак: Стерлитамакская государственная педагогическая академия, 2005. - 238 с.
51. Шалин, М.И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника [Текст] / М.И. Шалин // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. - С. 47-49.
52. Шестакова, Л.Г. Методика обучения школьников работать с математической задачей [Текст]: учебное пособие для студентов / Л.Г. Шестакова. - Соликамск: СГПИ, 2013. - 106 с.
53. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] / Т.С. Ячменникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №5. - С. 66 - 71.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ