ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1 Понятие и характеристика координационных способностей 7
1.2 Средства и методы развития координационных способностей 11
1.3 Особенности развития координационных способностей в младшем
школьном возрасте 16
1.4 Влияние волейбола на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста 18
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Методы исследования 23
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ 28
3.1 Комплекс упражнений, направленный на развитие координационных
способностей 28
3.2 Изменение координационных способностей у девочек 9-10 лет 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Актуальность. Каждый человек обладает двигательными способностями, т. е. способностями совершать движения и овладевать двигательными навыками. Но эти способности могут развиваться по-разному в зависимости от состояния двигательной функции и ее нарушений, условий их двигательной деятельности в семье и в школе. При этом могут выявляться различные стороны этих двигательных способностей у детей, т.е. проявляться различные двигательные качества.
В каждом образовательном учреждении есть дети, у которых наблюдается сочетание ряда нарушений: функциональных (сердечно-сосудистой системы, дыхательной и д.р.) и физических возможностей организма. Своеобразие таких нарушений требует научного обоснования, процесса обучения и воспитания. Всестороннее изучение особенностей развития детей в условиях реформирования школьного и дополнительного образования будет способствовать повышению уровня учебно-тренировочной работы и улучшению состояния здоровья детей.
Знание закономерностей развития двигательной функции у детей младшего школьного возраста, и оценка такого двигательного качества, как равновесия, дают возможность учителю физкультуры, тренерам, педагогам и воспитателям судить о развитии двигательного анализатора ребенка. Знание и учет таких особенностей необходим, поскольку во всей учебно-воспитательной, учебнотренировочной работе, в самом физическом развитии ребенка и его оздоровлении заключены огромные коррекционные возможности.
Среди многообразных средств физического воспитания детей, как доступное средство можно выбрать волейбол. Но, однако, стоит отметить, что, несмотря на многочисленные работы исследователей, посвященные проблеме физического воспитания, формирования двигательных способностей, улучшению функциональных способностей, в литературе почти отсутствуют данные о влиянии занятий волейболом на уровень физического развития и двигательных качеств (координации) детей.
В практике учителей физической культуры отсутствуют научнообоснованные программы совершенствования координационных способностей, что приводит к снижению эффекта обучения новым упражнениям. Уроки с включением подвижных игр и использованием игровых средств развивают и совершенствуют координационные способности.
В исследованиях обращается внимание на значимость для развития психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей детей подвижных и спортивных игр. В то же время анализ специальной литературы свидетельствует о том, что проблема развития координации движений у детей младшего школьного возраста средствами волейбола на занятиях изучена недостаточно.
Это обусловило проблему нашего исследования, которая включала в себя такие средства, как определения понятий, формирование определений при помощи которых в дальнейшем выделяется, расчленяется объект исследования, формирование принципов и методов изучения объекта, исследовательские процедуры в форме эксперимента и наблюдения.
Объект исследования - образовательный процесс по физической культуре.
Предмет исследования - программа занятий по волейболу для школьников младшего возраста в системе дополнительного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать, апробировать и оценить программу занятий по волейболу для девочек 9-10 лет в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что внедрение программы занятий по волейболу в системе дополнительного образования для девочек 9 -10 лет, будет способствовать повышению уровня координационных способностей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники, связанные с процессом физического воспитания, развитием координационных способностей, как физического качества обучающихся младшего школьного возраста;
2. Обосновать и разработать программу занятий по волейболу, дополненную комплексами физических упражнений, способствующими развитию координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
3. Проверить в педагогическом эксперименте эффективность внедрения программы занятий по волейболу, дополненной комплексами физических упражнений, способствующими развитию координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
...
1. Нами была проанализированы и обобщены литературные источники, связанные с процессом физического воспитания, развитием координационных способностей, как физического качества обучающихся младшего школьного возраста.
На основании чего были сделаны выводы, что каждому ребенку должны быть предоставлены возможности и благоприятные условия, позволяющие бы ему развиваться физически, умственно, нравственно и духовно. Также было определенно, что достаточного разделения между понятиями координационные способности и ловкость нет. Рассматривая этот вопрос с точки зрения освоения спортивной техники, ученые считают, что в учебно-тренировочные занятия следует включать максимально разнообразные движения с тем, чтобы обеспечить наилучшее развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Была обоснована и разработана в программу занятий по волейболу, дополненную комплексами физических упражнений, способствующими развитию координационных способностей обучающихся младшего школьного возраста.
Подобраны комплексы физических упражнений и подвижных игр, направленные на развитие координационных способностей у школьников младшего возраста. В основе предлагаемых комплексов и игр лежит идея использования упражнений на реакцию и равновесие, подвижные игры и игра в волейбол для развития координационных способностей, в рамках внеурочных занятий по волейболу. Комплексы специальных физических упражнений был подобраны в соответствии со следующими задачами: улучшение согласованности движений разных частей тела, усовершенствование способностей работы конечностей, развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию и определение необходимых в ней движений, потребность освоения упражнений с повышенной координационной сложностью. Те или иные упражнения из подобранных комплексов включались на каждом занятии в подготовительной, основной и заключительной частях.
3. В педагогическом эксперименте была проверена эффективность внедрения программы занятий по волейболу, дополненной комплексами физических упражнений, способствующими развитию координационных способностей девочек 9-10 лет.
Для определения динамики показателей координационных способностей у девочек 9-10 лет на занятиях по волейболу проводилось исследование по проблеме развития координационных способностей у девочек младшего школьного возраста. В нем приняли участие 16 девочек 9-10 лет, которые были разделены на две исследовательские группы: контрольную (n=8) и экспериментальную (n=8). Стоит отметить, что на начальном этапе педагогического эксперимента различия показателей координационных способностей между двумя группами были минимальными.
Для определения эффективности комплексов упражнений на развитие координационных способностей у девочек 9-10 лет на занятиях по волейболу были внедрены данные комплексы упражнений, эмпирическая часть исследования проводилась на базе КГАУ ДО «СШОР по Волейболу «Енисей» им. Э.А. Носкова» города Красноярска. В исследовании было задействовано 16 девочек 9-10 лет. После проведения эксперимента, пяти тестирований и их анализа был сделан вывод, что подобранные комплексы специальных физических упражнений, подвижные игры и игра в волейбол для развития координационных способностей у девочек 910 лет являются эффективным, что подтверждено достоверно значимыми результатами у обучающихся девочек экспериментальной группы во всех пяти тестах.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о внедрении программы занятий по волейболу во внеурочную деятельность по физической культуре для обучающихся младшего возраста, которая будет способствовать повышению уровня координационных способностей.
1. Александров С.А. Игра-сказка на уроках физической культуры в младших классах средней общеобразовательной школы. Минск, 2021. 49 с.
2. Бабаян А.М. Психологические критерии отбора в юношеском спорте: Матер.Всерос.науч.-практич. конф. М., 2020. С.42-44.
3. Бадминтон: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ. М.: Советский спорт, 2020. 160 с.
4. Бальсевич В.К. Выявление и развитие спортивного таланта. СПб., 2011. 33 с.
5. Беляев, А. В. Волейбол - М. : Физкультура и спорт, 2020. - 309 с.
6. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт,
2018. 288 с.
7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2018. 352 с.
8. Быков B.C. Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. Челябинск: УралГАФК, 2018. 74 с.
9. Вилмор Дж. Х., Костил Д.Л. Физиология спорта. К.: Олимп. л-ра, 2019. 654 с.
10. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. К.: Олимпийская литература, 2018. 293 с.
11. Гобик М.А. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спорт, 2018. 127 с.
12. Гогунов Е.Н., Мартъенов Б.Н. Психология физического воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорт, 2020. 264 с.
13. Губа В.Г. Взаимосвязь особенностей телосложения с выбором спортивной деятельности // Морфобиомеханические исследования в спорте. - М., 2021. №10. С. 40-42.
14. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: учебник для техникумов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 2016. 352 с.
15. Двейрина О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 35. С. 35-38.
... всего 50 источников