Введение 5
Глава I. Теоретические основы профилактики употребления психоактивных веществ
1.1. Анализ общих понятий профилактики употребления психоактивных веществ 9
1.2. Характеристика обучающихся, находящихся в группе риска по началу употребления психоактивных веществ 17
1.3. Методы профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися и роль уроков по основам безопасности жизнедеятельности 21
Выводы по главе 1 29
Глава II. Опытно-эмпирическая работа по профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися посредством уроков по основам безопасности жизнедеятельности
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов 45
2.3. Методические рекомендации родителям по профилактике употребления психоактивных веществ 48
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список используемых источников 56
Приложения 61
Психоактивное вещество - это любое химическое соединения естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. К психоактивным веществам относят: наркотики, некоторые лекарственные средства, токсические средства (клей, бензин), алкоголь и табак[17]. Для того, чтобы узнать, насколько распространено употребление психоактивных веществ мы обратимся к таблице «Средний возраст начала употребления психоактивных веществ в России» [Приложение 1]. Нужно отметить, что с 1994 года по 2001 год потребление психоактивных веществ в России резко «помолодело», но к 2017 году показатель уменьшился: средний возраст начала табакокурения составляет 10-11 лет, употребления алкоголя - 12 лет, употребление наркотиков - 14 лет [32]. Это одни из самых низких показателей во всем мире.
Именно эта таблица раскрывает актуальность исследования профилактики употребления психоактивных веществ (далее ПАВ) :во- первых, с каждым годом снижается возраст начала употребления ПАВ; во- вторых, даже разовое употребление некоторых видов ПАВ, например, наркотиков, влияет на организм необратимо: происходит задержка развития социальных и трудовых навыков, наблюдается развитие уклонения от жизненных проблем (безучастность к «обычной жизни»), эгоцентризм, самоуничтожение и отчуждение. Единожды попробовав наркотики подростам крайне сложно остановиться. Таким образом, исследование является актуальным.
Среди известных методов профилактики, в зависимости от стадии выделяют первичные, вторичные и третичные методы. К первичным методам относят мероприятия, направленные на лиц, которые не употребляли и не употребляют наркотические вещества. На этой стадии основная цель заключается в предупреждении начала употребления психоактивных веществ. Вторичная профилактика направлена на лица, которые были замечены за разовым употреблением психоактивных веществ и на лица в «группе риска». Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является преимущественно специализированной, медицинской и индивидуально направленной на каждого больного в отдельности.
Именно школа предоставляет возможность охватить профилактической работой всех обучающихся, также именно школа послужит отличной базой для работы с детьми группы риска. И именно работники образовательных
учреждений имеют достаточный уровень подготовки и профессиональный опыт для проведения профилактических мероприятий - классные руководители, учителя - предметники, школьные психологи, все они являются частью программ реализуемых в школах города и направленных на профилактику употребления психоактивных веществ [36].
Для реализации таких программ профилактики разрабатываются различные социальные программы, направленные на оздоровление среды, пропаганды здорового образа жизни и др. через множество самых разнообразных мероприятий: дискуссия, тренинг, круглый стол и т.д. Значительная роль здесь отводится массовым мероприятиям: день здоровья, участие в самых разных акциях, день защиты детей, спортивные праздники и соревнования.
И конечно же, одно из самых главных мест и самые главные мероприятия, направленные на употребление ПАВ, должны создаваться и реализовываться учителями безопасности жизнедеятельности. Именно учитель ОБЖ должен как никакой другой учитель рассказывать о вреде употребления ПАВ и пропагандировать здоровый образ жизни, проводить на уроках беседы, круглые столы, читать лекции, устраивать военно¬спортивные соревнования, различных мероприятий, направленный на формирование здорового образа жизни и т.д. Во время своей работы учитель ОБЖ должен выделять тех детей, которые рискуют оказаться в группе риска по употреблению психоактивных веществ, проводить работу с ними и с их родителями и, по возможности оказывать любой вид помощи. Именно учитель ОБЖ проходит в стенах университета необходимую подготовку, для оказания такой помощи и проведения таких работ, описанных выше, как никакой другой преподаватель - предметник. Именно учитель ОБЖ должен тесно работать с психологами школы, родителями и всеми заинтересованными сторонами проблемы, хорошо изучить и четко помнить общие признаки начала употребления ПАВ среди подростков.
Цель исследования: осуществление профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися средствами учебного материала по ОБЖ
Объект исследования: профилактика употребления психоактивных веществ
Предмет исследования: уроки ОБЖ как средство профилактики употребления психоактивных веществ
Гипотеза исследования: предполагаем, что уроки по ОБЖ являются эффективным средством профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) выявить эффективные средства и методы профилактики употребления психоактивных веществ;
3) проанализировать тематику уроков по ОБЖ и разработать урок, направленный на профилактику употребления психоактивных веществ на уроках по основам безопасности жизнедеятельности;
4) осуществить подбор методических рекомендаций для родителей по профилактике употребления ПАВ обучающимися.
Методы исследования:
1. теоретический (анализ литературы по теме исследования);
2. эмпирические методы: опрос (методика на выявление степени информированности о психоактивных веществах);
3. статистические (методы количественной обработки данных) Экспериментальная база: Обучающиеся 9 «А» класса в количестве 32 человек МБОУ СОШ №3 г. Бийск
Практическая значимость исследования: полученные в результате исследования данные могут использоваться в работе педагога для профилактики употребления психоактивных веществ
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, 2 глав,заключения, списка литературы, приложений.
В работе рассматривается проблема профилактики употребления психоактивных веществ, обосновывается ее актуальность. В ходе написания работы было изучено и проанализировано большое количество научно - методической литературы по данной проблеме.
В первой главе мы подробно рассмотрели теоритические основы профилактики употребления психоактивных веществ, дали определения таким понятиям профилактики употребления психоактивных веществ как: психоактивное вещество, профилактика, группы риска. Рассмотрели историю употребления психоактивных веществ в истории нашей страны и в мире. Исследовали множество различных видов классификации ПАВ: по производству, по способу воздействия на ЦНС, по силе вызываемой зависимости(толерантности), по главному действующему веществу и по другим критериям. Также рассмотрели и способы борьбы с ними на международном уровне.
Охарактеризовали обучающихся, находящихся в группе риска по началу употребления психоактивных веществ. Изучили общие признаки употребления ПАВ в общем и, в частности, у подростков. Узнали основные факторы социального риска.
Узнали методы профилактики, их виды: первичные, вторичные и третичные и цели каждого из видов. Подчеркнули важность социально-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ и также выделили роль уроков по основам безопасности жизнедеятельности в ней.
Мы исследовали проводимые методики профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися в образовательной среде, а для этого разбирали «Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» от 5 сентября 2011г. И изучили здоровьесберегающие технологии, применяемые в школах. Также узнали разнообразные виды и формы организации профилактики ПАВ. Подчеркнули
роль школы в общем и уроков ОБЖ в частности в профилактике ПАВ и выделили их ряд уникальных возможностей для профилактики.
Во второй главе мы представили систему уроков, на которых реализуется профилактика употребления ПАВ, разрабатываем урок, направленный на профилактику психоактивных веществ на уроках ОБЖ, описываем его организацию и методы исследования, анализируем результаты. После проведения урока, направленного на то, чтобы рассказать о проблеме употребления ПАВ и повысить показатели отрицательного отношения к проблеме употребления ПАВ были получены данные, полностью подтверждающие выполнение плана урока. Количество учащихся с отрицательным отношением к проблеме увеличилось с 17 до 29 человек, и с 54% до 91%. Нейтрально настроенный количество уменьшилось с 14 до 3 человек, и с 43% до 9%. Положительно настроенных не осталось совсем.
Также разработали методические рекомендации родителям по профилактике употребления психоактивных веществ.
Таким образом, исходя из нашего исследования, можно сделать вывод о том, что проблема употребления психоактивных веществ имеет достаточное распространение среди подростков и несет в себе разрушающий вред для личности подростка, но самое главное, что с каждым годом количество страдающих от этой проблемы увеличивается. Именно поэтому актуальной задачей становится проведение профилактической работы в подростковой среде через систему мероприятий, включающих различные новые и эффективные методы, одним из которых является именно разработанный урок. В результате цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.
1. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева - М..: Аспект пресс, 2008. - 363 с.
2. Айвазова, А. Е. Психологические аспекты зависимости [Текст]/ А. Е. Айвазова. - СПб.: Речь, 2003. - 330 с.
3. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711.65 "Социальная педагогика" / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. - Ростов-на-Дону : Феникс,2013. - 381 с.
4. Венгер, А.Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития [Текст] / М.:АСТ, 2010. - 400 с.
5. Выготский, Л.С. Сборник сочинений: в 6-ти т. [Текст] / Л.С. Выготский - М.: 1982.. - Т.4.
6. Гербет, Ольга Ивановна. Психология девиантного поведения : учебно-методическое пособие к спецкурсу / О. И. Гербет ; науч. ред. А. Ю. Арутюнян. - Бийск : Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина, 2013. - 65 с.
7. Герцензон А.А. История советского уголовного права [Текст] : учеб.пособие для студентов педвузов / А.А. Герцензон, Ш.С. Грингауз, Н.Д. Дурманов -M.:Allpro, 2003. - 27 с. 10.
8. Грибанова, О.В. Информационные технологии профилактики наркомании [Текст] : классные часы, занятия, диагностика наркомании / О. В. Грибанова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 265 с.
9. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей [Текст] / Н. А. Гусева ; ред. Л. М. Шипицына. - СПб. : Речь, 2005. - 256 с.
10. Гусева, Т.А. Возрастная психология : методические рекомендации и программа курса для студентов психологических специальностей педагогического вуза / Т. А. Гусева, Н. А. Кочергина. - Бийск : Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2004. - 72 с.
11. Гусева, Т.А. Психология развития [Текст] : учебное пособие / Т. А. Гусева. - Бийск : Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина, 2014. - 138 с.
12. Егоров, А.Ю., Игумнов, С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты [Текст]/ - СПб. : Речь, 2005. - 436 с.
13. Егорычев, Александр Михайлович. Национальная культура и социальное образование [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / А. М. Егорычев, Е. А. Костина. - Электрон. текстовые дан. - Новосибирск : Новосибирский гос. педагогический университет, 2013. - 102 с. - Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/644459/
14. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников [Текст] :здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в начальных классах / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 312 с.
15. Заиграев Г.Г., Государственная политика как фактор алкоголизации населения.[Текст] / Г.Г. Заиграев. - М.: «Академия», 1997.- 109с.
16. Змановская, Е. В., Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.[Текст] /- М.: «Академия», 2003.- 288с.
17. Иванов М. С. Психология зависимости: хрестоматия [Текст] / сост. К. В. Сельченок. — Минск: «Харвест», 2004. —345 с.
18. Классификация технологий организации социальной поддержки молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-tehnologiy-organizatsii-sotsialnoy- podderzhki-molodezhi
19. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение: учеб. Пособие [Текст] / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 218 с.
20. Кравченко, А.И. Психология и педагогика [Текст] : учебник / А. И. Кравченко. - Москва : Проспект, 2015. - 400 с.
21. Культура педагогического общения [Текст] : учебное пособие к курсу по выбору / сост. Л. Н. Кузнецова. - Бийск : Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина, 2015. - 172 с.
22. Культура безумия: Проблема популярности психоактивных веществ [Электронный ресурс - Режим доступа:
https://www.ereading.club/bookreader.php/44520/Petrosyan__Kul%27tura_bezum
iya%2C_Problema_populyarnosti_psihoaktivnyh_veshchestv.html
23. Ли В.А.. Наркотики: трагедия для родителей, беда для общества [Текст] / В.А. Ли, К.В. Ли. -М.: 2005. - 1 с.
24. Лисецкий, К. С. Психология негативных зависимостей [Текст]/ К. С. Лисецкий, Е.В. Литягина. - Самара: «Универс групп», 2006. - 40 с.
25. Могтла О.А.. Я познаю мир: Религии [Текст] / О.А.Могтла, С.В.Чумаков. - М.: АСТ, 2004. - 32 с.
26. Миклухо-Маклай, Н.Н..Собрание сочинений в 6 томах: Т. 3. Статьи
и материалы по антропологии и этнографии народов Океании. [Текст] / Н.Н. Миклухо-Маклай . - М..: Наука, 1993. - 302 с. 22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Спб: 2002. 720 с.
27. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учебное пособие для вузов / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256 с
28. Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090282/
29. Работа с подростками девиантного поведения [Текст] : 5 - 11 классы : поведенческие программы, социально-психологические тренинги / авт.- сост. И. А. Устюгова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2013. - 148 с.
30. Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-
profilaktika-upotrebleniya-psihoaktivnyh-veschestv-podrostkami
31. Смирнова, Е.О. Детская психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по спец. 030900 "Дошкольная педагогика психология" / Е. О. Смирнова. - 3-е изд. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург : Питер,
2016. - 304 с.
32. Средний возраст начала употребления психоактивных веществ в России [Электронный ресурс]. - Режим достуч m :http://YYY.narkotiki.ru/55 672.htm
33. Трофимова, Е.М. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / Е. М. Трофимова. - Бийск : Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина, 2014. - 124 с.
34. Трофимова, Е.М. Конфликтология [Текст] : учебное пособие / Е. М. Трофимова. - Бийск : Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина, 2015. - 87 с. : ил. - Библиогр.: с. 85.
35. Ушакова Г.Г. Работа с девиантными подростками: программы и стратегии [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для вузов / Г. Г. Ушакова ; Алтайская гос. акад. образования. - Бийск : Алтайская гос. академия образования им. В. М. Шукшина, 2012. - 111 с.
36. Фирсов М.В. Психология социальной работы : содержание и методы психосоциальной практики: учеб.пособие для вузов / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - М. : Академия, 2002. - 192
37. Характеристика категории «Дети группы риска» в социально-педагогической науке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: l ttps://cybeileninka.i i/aiticle/n/l aiaktei istika-kategoi ii-deti-gi ippy-i iska-v- psilologo-pedagogicleskoy-naike
38. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. - М. : Просвещение, 1990. - 319 с.
39. Шавамиш, В.В. Зависимое поведение школьников [Текст]/ - СПб.:Речь, 2006. - 76 с.
40. Шульга Т. И. Методика работы с детьми «группы риска» [Текст] / Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. - М.: УРАО, 2001. - 166 с.
41. Эндрю Р. ДжорджЭпос о Гильгамеше [Текст] Эндрю Р. Джордж. - М.: Наука, 2006. - 21 с.