Введение 1
Глава 1. Концептуальные подходы к изучению вопросов культуры эпох «перестройки» в школьном курсе истории России 6
1.2. Психолого - педагогические особенности школьников 10-11 классов и изучение вопросов культуры 13
Глава 2. Культурная жизнь СССР эпохи «перестройки» в учебниках истории. 19
2.1 Культурная жизнь СССР эпохи «перестройки» в учебниках издательства
«Просвещение» 20
2.2 Культура СССР периода «перестройки» в учебниках издательства «Дрофа» и «Вентана-Граф» 23
Глава 3. Методические рекомендации по изучению культуры СССР эпохи «перестройки» 27
3.1 Методическая разработка урока по теме «Духовная жизнь и культура
СССР в годы «перестройки» 27
3.2 Методические рекомендации по изучению культуры СССР эпохи
«перестройки» во внеурочной деятельности
3.3 Апробация классного часа "Музыка перестройки" 40
Заключение 43
Список источников и литературы 46
Приложения 49
Актуальность работы. Перестройка, начатая М. С. Горбачевым как обновление социализма, имела глубокие последствия для культурной и духовной жизни советского общества. С исчезновением идеологических догм в духовной жизни появилось многообразие форм, с помощью которых культуры различных групп советского общества нашли свое выражение. Важное значение для перемен в культурной жизни имела гласность - политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации и плюрализм мнений, который подразумевал свободу критики. Именно в конце 80-х годов прошлого столетия достоянием широкой общественности становятся многочисленные произведения различных сфер культуры и их авторы, преследуемые при Сталине, Хрущеве и Брежневе. Происходит раскрепощение обстановки в обществе, освобождение от идеологических догм, а также критическое переосмысление прошлого и настоящего. Но вместе с тем в период перестройки значительно сократилась государственная поддержка культуры, власти стремились перевести культуру на самофинансирование, а гласность, нередко воспринимаемая как вседозволенность, порой приводила к возникновению низкопробных явлений и произведений искусства. В связи с вышесказанным изучение противоречий культурной жизни эпохи перестройки, в том числе молодым поколением, имеет важное значения для понимания сущности и специфики отечественного историко-культурного процесса.
Изучение культуры «перестройки» детьми даёт возможность полнее показать место и роль культуры в жизни общества. Изучение данного вопроса решает и задачи воспитательного характера, помогает в решении задач воспитания гражданственности и уважения к истории своих предков. Период культуры «перестройки» не должен оставаться не замеченным, этот период - неотъемлемая и очень важная часть отечественной истории. Несмотря на экономические и социальные трудности, искусство и культура отнюдь не стояли на месте, а своим развитием повлияли на все последующие годы развития отечественной культуры.
Степень изученности темы. Использованные в курсовом исследовании работы можно разделить на две группы: методические работы, позволившие выявить и оценить применимость различных подходов и методов к изучению вопросов культуры, и группа исторических работ по истории отечественной культуры и духовной жизни как в целом, так и по требуемому нам периоду.
В целом, список методической литературы по теме не обширен, но в ней поднимаются всевозможные проблемы преподавания требуемого периода в школе.
Так, методист Крапчатова, В. Л. в своей статье «Курс истории русской культуры как решение проблемы недостаточного освещения данной темы в отечественных учебниках истории России»1, описывает последствия слабого внимания к вопросам культуры в учебниках. Автор анализирует проблемный вопрос, предлагая альтернативы восполнения знаний, такие как внеклассные мероприятия, внедрение в часть урока самостоятельно учителем темы культуры и духовной жизни, дополнительные домашние задания, связанные с темой.
Методист Короткова М. В. в статье «Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста»2 рассматривает различные варианты подходов при изучении культуры в школьном курсе истории, приводит примеры реализации некоторых из них, анализирует потенциал различных методологических подходов к изучению истории культуры.
Кроме того, полезными для нашего исследования были обобщающие работы по методике преподавания истории и современным технологиям обучения, которые помогли выявить современные требования к организации учебного процесса, эффективные технологии и методики обучения истории. В этих пособиях, например, под редакцией Никулиной Н. Ю. «Методика преподавания истории в средней школе»3, можно увидеть констатацию нехватки данного компонента в учебной программе. Но данные труды не могут остаться нами незамеченными, потому что в них мы можем найти всевозможные универсальные методики преподавания, которые можно преобразовать под специфику нашей темы. Например, работа Студеникина М. Т. «Методика преподавания истории в школе»4, содержит в себе рекомендации по обучению с применением схематической наглядности, полезных игр и многое другое. Также методические рекомендации по данному вопросу можно найти в практикумах и пособиях для студентов. Пособие - «Методика обучения истории: учебник для студентов учреждений высшего образования» под редакцией В.В. Барабанова5, в нем можно найти изложение самых разных проблем и аспектов преподавания истории в средней общеобразовательной школе. Больше всего уделено внимание вопросам формирования умений познавательной деятельности учащихся, с использованием современных технологий. Большой "плюс", что в учебнике можно найти примеры практической педагогической деятельности....
Одна из основных целей изучения культуры - сохранение ценностей у учащихся, которые не должны уйти вместе с поколениями. Не менее важной целью изучения прошлого является включение индивида в культурную среду, созданную предками.
Культура помогает формированию у учеников определенных ценностей, путем личностного осмысления опыта истории, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека. На сегодняшний день сложилось множество подходов предоставления историко-культурного материала учащимся, на самом деле, он чаще всего является дополнением к изучаемым темам, особенно это можно наблюдать на примере периода «перестройки». Но без культуры и духовной жизни создать у учащихся полноценный образ эпохи невозможно. Глубокое самоценное изучение культурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровне процессы общественного и политического развития, проследить экономические и социальные изменения и одновременно создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся. Что касается старших классов, то для них это более важно, так как тема изучаемого нами периода встроена в контрольно-измерительные материалы на Едином Государственном Экзамене. Соответственно, если на уроках не разбирается и не обсуждается тема культуры и духовной жизни «перестройки», у учащихся могут быть серьезные трудности с выполнением заданий, связанных с культурой. Поэтому дать ученику материал, который есть не во всех учебниках, либо он есть, но в малом объеме, очень важно, не только для их развития, но и в плане подготовки к итоговой аттестации.
Нами были предложены варианты восполнения пробела в изучении историко-культурного процесса, которым, к сожалению, грешат многие современные учебники. Предложенный принцип построения урока по теме даст возможность не только в оптимальной форме изучить новый материал по культуре рассматриваемого периода, но и актуализировать и обобщить материал предыдущих тем по периоду «перестройки», касающихся политического и экономического развития страны, простроить логические взаимосвязи между развитием различных сфер общества, сочетая самостоятельную работу по теме с элементами лекции учителя. В ходе предложенного урока предложено использование таких методов и приемов, как анализ коллажа на мотивационном этапе урока, беседа на основе анализа материалов презентации учителя, приемов технологии развития критического мышления и проблемного обучения, составление синквейна. Разработанный нами вариант рабочего листа может служить оптимальной формой самостоятельного изучения темы, что весьма актуально в условиях нехватки учебного времени. Предложенный же вариант внеурочной работы по музыкальной жизни эпохи «перестройки», а также организации проектной деятельности, позволит обратиться к личному опыту учащихся, их родителей, и углубить представление о культурной, духовной жизни этого короткого, но яркого периода в истории страны.
1. Алексеев А.И. Культурология. История культуры России. - СПб.: СЗТУ, 2005, 220 с.; Богатырева Е.Н. История отечественной культуры: Учеб. Пособие. - Саратов: Изд-во, 2014. - 128 с.
2. Барабанов, В.В. Методика обучения истории в школе: учебник для студ. Учреждений высш. Образования / Под ред. В.В. Барабанова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с
3. Богатырева Е.Н. История отечественной культуры: Учеб. Пособие. - Саратов: Изд-во, 2014. - 128 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Л.М. Штутина, Л.М. Малова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
6. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки.//Вопросы истории. 2011 № 2.
7. Ительсон Л.Б. Психология обучения/Л.Б.Ительсон//Возрастная и педагогическая психология.- М., 1979- С. 170-215.
8. Камардина, Н. В, Джайлообаева, А. Т. Актуальность изучения вопросов культуры в курсе истории России в старшей школе (из опыта работы) // ВЕСТНИК КРАУНЦ, СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ». - 2017. - № 1 (29).- 220 с.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
10. Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста/М.В.Короткова//ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ : науч.-теорет. и метод. журн. - 2010. - № 5. - C. 3-7.
11. Крапчатова В. Л. Курс истории русской культуры как решение проблемы недостаточного освещения данной темы в отечественных учебниках истории России / В. Л. Крапчатова // Комплексная модернизация системы образования города Москвы / Департамент образования г. Москвы, ЮгоВост. окр. упр. образования, Науч.-метод. центр. - М. : ГОУ ОМК (НМЦ) ЮВОУО ДО, 2011. - Вып. 6. - С .40-43
12. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие / Н.Ю. Никулина. - Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 95 с.
13. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
14. Студеникин М.Т. Проблемы методики преподавания истории и современные задачи [Электронный ресурс] // Преподавание истории в школе. URL: http: //pish.ru/blog/archives/2912
15. Шишова Н.В. История и культурология. М.: Логос, 2004. - 470 с.
16. Шульгин В.С. История русской культуры IX-XX вв.: Пособие для вузов - 4-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2003. - 480 с.