Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Характеристика понятия «безопасное поведение» в психологопедагогической литературе 7
1.2. Содержание безопасного поведения детей 4-5
лет 11
1.3. Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у
детей 4-5 лет в дошкольной образовательной организации 15
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Результаты эмпирического исследования сформированности
компонентов безопасного поведения у детей 4-5 лет 27
2.3. Направления и содержание педагогическойработы по формированию основ безопасного поведения у детей 4-5 лет в условиях дошкольной
образовательной организации 29
2.4. Исследование эффективности работы 37
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
В последние годы проблема формирования основ безопасности становится все более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждениях всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста. В силу своих физических и интеллектуальноличностных возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности. В психологопедагогической литературе описан опыт формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Так, данная проблема исследовалась в работах К.Ю. Белой, С.А. Козловой, В.Н. Зимониной и других. Проблемам формирования опыта безопасности поведения в разных областях жизнедеятельности ребенка, сопряженных с опасностью, посвящены исследования М.А. Котик, М.И. Дьяченко, И.А. Халиуллина, Т.Г. Хромцевой. В изучение данной проблемы значительный вклад внесли Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, И.Н. Авдеева.
Сегодня очевидна необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий, социального и экологического неблагополучия, а также отсутствия основ правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» формирование у детей основ безопасного поведения является обязанностью педагогов и предполагает целенаправленное создание образовательной среды для формирования опыта безопасного поведения у дошкольников, комплексную реализацию ряда методологических принципов организации педагогического процесса - средового, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена необходимость формирования у детей опыта безопасного поведения. В образовательной области социальнокоммуникативное развитие отмечена, необходимость формирования у детей основ безопасного поведения в быту социуме, природе.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров- социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка. Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выделены умения осуществлять волевое усилие следовать социальным нормам и правилам в том числе, безопасного поведения и личной гигиены.
Противоречие между необходимостью формирования знаний иоснов безопасного поведения детей дошкольного возраста и отсутствием системы методической работы по формированию основ безопасного поведения детей позволило обозначить проблему и определить тему
исследования «Формирования основ безопасного поведения у детей 4-5 лет в условиях дошкольной образовательной организации».
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в выявление условий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность педагогических условий формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме формирования основбезопасного поведения у детей дошкольного возраста (понятие и компоненты безопасного поведениясодержание безопасного поведения детей 4-5 лет; педагогические условия формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста).
2. Эмпирическим путем изучить сформированность компонентов безопасного поведения у детей 4-5 лет.
3. Разработать и реализовать комплекс мероприятийнаправленный на формирование основ безопасного поведения у детей 4-5 лет.
4. Изучитьэффективность проведенной работы.
Объект исследования - безопасное поведение детей 4-5 лет.
Предмет исследования - педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: формирование основ безопасного поведения у детей4-5 лет будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
• создание развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада;
• проведениекомплекса игровых занятий с детьми по
формированию основ безопасного поведения;
• включение в указанную работу родителей.
Методологическую основу исследования составляют положения об особой ценности жизни и здоровья детей о потребности в безопасности; о взаимосвязи и взаимообусловленности общечеловеческого и личного опыта; о факторах формирования и обогащения опыта ребенка (И.И. Брехман, С.А. Козлова, А.Г. Татарниковой, В.В. Колбанова)....
Сегодня очевидна необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы увеличения количества промышленных аварий социального и
экологического неблагополучия, а также отсутствия основ правильного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человекабез реализациикоторой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.
Дошкольный возраст - период впитывания накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции
благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно
игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога который подбирая правильные методы и приемы, не только оберегает и защищает ребенканои подготавливает его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В ходе проведения исследования были решены все задачи: проанализирована научнаяи методическая литература по проблеме формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста; эмпирическим путем изучена сформированность компонентов безопасного поведения у детей 4-5 лет; разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный, на формирование основ безопасного поведения удетей 45 лет; изучена эффективность проведенной работы.
Основной целью работы являлась теоретически обосновать и эмперически проверить эффективность педагогических
условий формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Данная цель была достигнута поэтапно: была изучена теоретическая часть, затем проведено эмпирическое изучение компонентов формирования основ безопасного поведения у детей; разработан и реализован комплекс мероприятий направленных на формирование
основ безопасного поведения у детей 4-5 лет и изучена эффективность проведенной работы.
Подводя итог работы можно сделать вывод: дети дошкольного возраста подготовлены к решению задач по этой проблемеесли будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями. Положительная динамика проблемы приобщения детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения доказывает эффективность выделенных нами педагогических условий.
1. Авдеева Н.Н., КнязеваО.Л, СтеркинаР.Б.. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Спб «Детство пресс», 2009. 144 с.
2. АнастасоваЛ.П. Жизнь без опасностей: первые шаги к
самостоятельности: альбом-задачник: Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский. М.: Вентана-граф, 1996. 64 с.
3. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В., Индюков. М.: ВЛАДОС: Золотые уроки России 2003. 271 с.
4. Безопасност, жизнедеятельности: методика обучения основы национальной безопасности основы медицинских знаний: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/, Оренбург. гос. пед., ун-т;сост. Л.А., Акимова [и др.]. Оренбург: Изд-воОГПУ2008. 204, с.
5. БелаяК.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М.: Мозаика- синтез2014. 64 с.
6. Болдырева Н.Г. Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций / Н.Г. Болдырева, В.И. Чеснокова //Молодой ученый. 2016. № 22. С., 238-240.
7. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду/ 3-е изд.испр. и доп., М.: Мозаика- Синтез, 2005. 208 с.
8. Давыдова Л.А. Формирование основ безопасности
жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, / Л.А. Давыдова О.Н. Скоробогатова // Культура наука образование: проблемы и перспективы. 2017. С. 50-54.
9. ДеркунскаяВ.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебнометодическое пособие. Центр педагогического образования, 2012. 144 с.
10. Ережепова И.М. Формирование основ безопасности
жизнедеятельности у детей дошкольного возраста / И.М. Ережепова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. С. 140-142.
11. Ефимова Ю.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста / Ю.В. Ефимова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016., № 5.С. 591-593.
12. Захарова Т.А. Формирование у дошкольников знаний по пожарной
безопасности / Т. А. Захарова // Управление дошкольным,
образовательным учреждением. 2009. № 2., С. 18-23.
13. Захарченко Н.А., Кулинцева, Ю.С. Методика изучения доверия детей младшего дошкольного возраста к незнакомым взрослым/ Н.А., Захарченко, Ю.С. Кулинцева // Психология и, педагогика современного образования, в России: сборник статей VI Международнойнаучно- практической конференции. Пенза: Приволжский, дом знаний, 2011. 232 с.
14. Зубарева Ю.М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах /Ю.М. Зубарева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. Уфа, март 2015. 63-68 с.
15. КалашниковаМ.Б. Влияние воспитателя на психологическую безопасность дошкольника в образовательной среде / М. Б. Калашникова //Мир психологии. 2010. № 1. С. 108-116....50