Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся

Работа №15436

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
776
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 7
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС ООО 7
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников 15
1.3. Характеристика педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 30
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников 31
2.2. Реализация серии уроков, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.... 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных источников 47
Приложения 53


За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Важной задачей современного образования является освоение учащимися системой знаний и умений по учебным предметам, а также формирование совокупности универсальных учебных действий. За основу выбора и структурирования содержания образования, отбора приемов, методов и форм обучения должны быть взяты эти учебные действия.
Овладение универсальными учебными действиями (УУД) происходит в рамках разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. В этом отношении универсальные учебные действия являются результатом образовательного процесса, а также условием усвоения компетентностей, знаний и умений.
Большой вклад в разработку вопросов теории и практики формирования универсальных учебных действий у обучающихся внесли А.Г. Асмолов, В.Г. Атласова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Е.П. Воюшина, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина и др.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся может быть организовано при изучении различных учебных дисциплин, в том числе в раках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у старших школьников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся является важной в современном процессе обучения.
Цель исследования - выявить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования - педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание проблемных ситуаций;
- организация групповой работы обучающихся;
- включение старшеклассников в дискуссии;
- обеспечение рефлексии обучающимися своих достижений на уроке и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС ООО.
2. Провести анализ учебно-методического комплекта (УМК) «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
4. Выявить уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.
5. Разработать и реализовать серию уроков, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов);
- методика диагностики уровня развития коммуникативных УУД у старшеклассников;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Солтонская СОШ» Солтонского района Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная серия уроков по основам безопасности жизнедеятельности, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников, может быть использован в практике учителей- предметников, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции: «Развитие коммуникативных универсальных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности».
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности» раскрыта сущность коммуникативных УУД в контексте ФГОС ООО, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных УУД у обучающихся, охарактеризованы педагогические условия развития коммуникативных УУД у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности » описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Список использованной литературы состоит из 48 наименования.
В приложение включены материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности - установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера
Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации.
Проанализировав учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов), мы выяснили, что в его содержании присутствует ряд заданий, направленных на развитие у старших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. На наш взгляд, они могут быть дополнены при условии соблюдения ряда педагогических условий.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности будет более эффективным при организации следующих педагогических условий: создание проблемных ситуаций, организация групповой работы обучающихся, включение старшеклассников в дискуссии, обеспечение рефлексии обучающимися своих достижений на уроке.
В МБОУ «Солтонская СОШ» Солтонского района Алтайского нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
На констатирующем этапе работы было установлено, что у учащихся преобладают низкий и средний уровни развития коммуникативных УУД. Поэтому нами была составлена серия уроков по ОБЖ, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. На формирующем этапе были реализованы уроки по ОБЖ с использованием проблемного обучения, групповой работы и дискуссии. На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня развития коммуникативных УУД, которое показало преобладание высокого и среднего уровней среди учащихся.
Таким образом, задачи исследования решены. Гипотеза подтверждена. Разработанная серия уроков по ОБЖ, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся является эффективной и практически значимой.



1. Абрамова, С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2012. - 244 с.
2. Аделев, А. За модульным обучением по курсу ОБЖ - будущее [Текст]/ А. Аделев, Ю. Киселев // ОБЖ. - 2000. - № 9. - С. 11-15.
3. Андреева, Е. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ [Текст]/ Е. Андреева // ОБЖ. - № 3. - 2003. - С.6 .
4. Акимов, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 - 11 классы [Текст]/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285 с.
5. Анисимов, В.В Общие основы педагогики [Текст]: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 c.
6. Анисимов, В.В. Технологии целостного педагогического процесса [Текст]/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 2014. - 481 с.
7. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст]: метод. пособие./Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
8. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст]/ А. В. Батаршев. - М.: Издательский центр «Владос», 2017. - 176 с.
9. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: Учебник для студентов средних проф. учеб. заведений / С.В. Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др.; под. общ. ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа; НМЦ СПО, 2014. - 316 с.
10. Бережных, Е. В. Проектирование урока, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий [Текст]/Е.В. Бережных // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 48. - С. 48-55. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76608.htm.
11. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности коммуникативных учебных умений школьников средствами тестового контроля[ Текст]/К.Д. Дятлова// Школьные технологии. - 2014. - № 4. - С. 150-163
12. Жукова, А.В. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе [Текст]/ А.В. Жукова// Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 590-592.
13. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого¬педагогического исследования [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.И.Загвязинский, Р.А.Атаханов. - М.: Академия, 2015. - 208 с.
14. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 - 11 классы: программы [Текст]/В.Н. Латчук. - М.: Дрофа,2015. - 211 с.
15. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 - 11 кл. [Текст]: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2014. - 307 с.
16. МарДерфельД, В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]: пособ. для учителя/ В.Л. Мардефельд. - СПб.: Просвещение, 2014. - 107 с.
17. МарДерфельД, В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]: Пособ. для учителя/ В.Д, Мардерфельд. - М.: Просвещение, 2014. - 71 с.
18. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. - 296 с.
19. Миронов, С.К. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: метод. реком. по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательном стандартом. 5-11 классы/С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2016. - 92с.
20. Муравей, Л.А. .Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.А. Муравей. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 305 с.
21. Мухина, В.С, Возрастная психология. Феноменология развития. [Текст]/В.С. Мухина. - М.: Академия, 2013. - 249-с.
22. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности [Текст] /Сост. Б.И. Мишин. - М.: Астрель, 2003. - 261 с.
23. Несмеянова, И.А, Учебная ситуация как средство формирования УУД (мастер-класс) [Текст]/ Несмеянова, И.А., Беляевская, Т.Я.// Методист. - 2014. - № 6. - С.61-64
24. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: программы общеобразовательных учреждений, 10-11 классы/под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2017. - 186 с.
25. Павленко, И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ И.Н. Павленко// ИЯШ. - 2013. - №5. - с. 7.
26. Петров, С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях [Текст]: Практическое пособие/С.В. Петров. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2012. - 304 с.
27. ПоДласый, И.П. Методы и формы обучения [Текст]/ Подласый И.П. -. М.: Высшее образование, 2013. - 394 с.
28. Попова, Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 10-11 класс [Текст]/ Л.П. Попова. - М.: ВАКО, 2011. -240 с.
29. Синявский, В.В. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности»// В.В. Синявский, В.А. Федорошин. - Электронный ресурс: Режим доступа: http://l-pankova.ru/oprosnik-kommunikativnye-i-organizatorskie- sposobnosti-v-v-sinyavskij-v-a-fedoroshin-kos/
30. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Электронный ресурс: Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/..
31. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы [Текст]:/ под. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
32. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии [Текст]/ Т.П. Сальникова: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015. -128 с.
33. Ситаров, В.А. Дидактика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А. Ситаров. М.: «Академия», 2014. - 368 с.
34. Смирнов, С.А. Технологии в сфере образования [Текст]: Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений /Смирнов С.А. - М.: «Академия», 2015. - 469 с.
35. Смирнов, С.А. Формы организации обучения [Текст]: Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/С.А. Смирнов. - М.: Академия, 2013. - 296 с.
36. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Профильный уровень [Текст]:/ А.Т. Смирнов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов. М.: Дрофа, 2014. - 48 с.
37. Смирнов, А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст]: Учеб. для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский.. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2007. - 305 с.
38. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Сб. заданий для проведения экзаменов в 11 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б.И. Мишин;. — М.: Просвещение, 2017. - 309 с.
39. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Справочник / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов;. — М.: Просвещение, 2017. - 209с.
40. Смирнов, А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 кл. [Текст]: пособие для преподавателей-организаторов ОБЖ.
Общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, М.В. Маслов;.- М.: Просвещение , 2016. - 307 с.
41. Смирнов, А.Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ [Текст]: Метод. Пособие/ А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 312с.
42. Смирнов, А.Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ [Текст]: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2012. - 209 с.
43. Соловьев, С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. 5-11 кл. [Текст]: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 308 с.
44. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Электронный ресурс: Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4BdH3Uk86
45. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст]/ под редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 214 с.
46. Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: 10 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов и др..- М.: АСТ: Астрель, 2012. - 169 с.
47. Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: 11 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов и др.- М.: АСТ: Астрель, 2016. - 305 с.
48. Чрезвычайные ситуации [Текст]: Энциклопедия школьника / Под общ. Ред. С. К. Шойгу. - М. Инфра-М, 2014. - 514 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ