Введение
Глава I. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 7
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС ООО 7
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников 15
1.3. Характеристика педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 30
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников 31
2.2. Реализация серии уроков, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.... 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных источников 47
Приложения 53
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Важной задачей современного образования является освоение учащимися системой знаний и умений по учебным предметам, а также формирование совокупности универсальных учебных действий. За основу выбора и структурирования содержания образования, отбора приемов, методов и форм обучения должны быть взяты эти учебные действия.
Овладение универсальными учебными действиями (УУД) происходит в рамках разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. В этом отношении универсальные учебные действия являются результатом образовательного процесса, а также условием усвоения компетентностей, знаний и умений.
Большой вклад в разработку вопросов теории и практики формирования универсальных учебных действий у обучающихся внесли А.Г. Асмолов, В.Г. Атласова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Е.П. Воюшина, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина и др.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся может быть организовано при изучении различных учебных дисциплин, в том числе в раках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у старших школьников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся является важной в современном процессе обучения.
Цель исследования - выявить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования - педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание проблемных ситуаций;
- организация групповой работы обучающихся;
- включение старшеклассников в дискуссии;
- обеспечение рефлексии обучающимися своих достижений на уроке и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС ООО.
2. Провести анализ учебно-методического комплекта (УМК) «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
4. Выявить уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.
5. Разработать и реализовать серию уроков, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов);
- методика диагностики уровня развития коммуникативных УУД у старшеклассников;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Солтонская СОШ» Солтонского района Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная серия уроков по основам безопасности жизнедеятельности, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников, может быть использован в практике учителей- предметников, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции: «Развитие коммуникативных универсальных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности».
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности» раскрыта сущность коммуникативных УУД в контексте ФГОС ООО, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных УУД у обучающихся, охарактеризованы педагогические условия развития коммуникативных УУД у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности » описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Список использованной литературы состоит из 48 наименования.
В приложение включены материалы опытно-экспериментальной работы.
Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности - установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера
Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации.
Проанализировав учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов), мы выяснили, что в его содержании присутствует ряд заданий, направленных на развитие у старших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. На наш взгляд, они могут быть дополнены при условии соблюдения ряда педагогических условий.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности будет более эффективным при организации следующих педагогических условий: создание проблемных ситуаций, организация групповой работы обучающихся, включение старшеклассников в дискуссии, обеспечение рефлексии обучающимися своих достижений на уроке.
В МБОУ «Солтонская СОШ» Солтонского района Алтайского нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
На констатирующем этапе работы было установлено, что у учащихся преобладают низкий и средний уровни развития коммуникативных УУД. Поэтому нами была составлена серия уроков по ОБЖ, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. На формирующем этапе были реализованы уроки по ОБЖ с использованием проблемного обучения, групповой работы и дискуссии. На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня развития коммуникативных УУД, которое показало преобладание высокого и среднего уровней среди учащихся.
Таким образом, задачи исследования решены. Гипотеза подтверждена. Разработанная серия уроков по ОБЖ, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся является эффективной и практически значимой.
1. Абрамова, С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2012. - 244 с.
2. Аделев, А. За модульным обучением по курсу ОБЖ - будущее [Текст]/ А. Аделев, Ю. Киселев // ОБЖ. - 2000. - № 9. - С. 11-15.
3. Андреева, Е. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ [Текст]/ Е. Андреева // ОБЖ. - № 3. - 2003. - С.6 .
4. Акимов, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 - 11 классы [Текст]/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285 с.
5. Анисимов, В.В Общие основы педагогики [Текст]: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 c.
6. Анисимов, В.В. Технологии целостного педагогического процесса [Текст]/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 2014. - 481 с.
7. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст]: метод. пособие./Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
8. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст]/ А. В. Батаршев. - М.: Издательский центр «Владос», 2017. - 176 с.
9. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: Учебник для студентов средних проф. учеб. заведений / С.В. Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др.; под. общ. ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа; НМЦ СПО, 2014. - 316 с.
10. Бережных, Е. В. Проектирование урока, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий [Текст]/Е.В. Бережных // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 48. - С. 48-55. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76608.htm.
11. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности коммуникативных учебных умений школьников средствами тестового контроля[ Текст]/К.Д. Дятлова// Школьные технологии. - 2014. - № 4. - С. 150-163
12. Жукова, А.В. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе [Текст]/ А.В. Жукова// Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 590-592.
13. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого¬педагогического исследования [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.И.Загвязинский, Р.А.Атаханов. - М.: Академия, 2015. - 208 с.
14. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 - 11 классы: программы [Текст]/В.Н. Латчук. - М.: Дрофа,2015. - 211 с.
15. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 - 11 кл. [Текст]: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2014. - 307 с.
16. МарДерфельД, В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]: пособ. для учителя/ В.Л. Мардефельд. - СПб.: Просвещение, 2014. - 107 с.
17. МарДерфельД, В. Л. Раздаточные материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]: Пособ. для учителя/ В.Д, Мардерфельд. - М.: Просвещение, 2014. - 71 с.
18. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. - 296 с.
19. Миронов, С.К. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: метод. реком. по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательном стандартом. 5-11 классы/С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2016. - 92с.
20. Муравей, Л.А. .Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.А. Муравей. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 305 с.
21. Мухина, В.С, Возрастная психология. Феноменология развития. [Текст]/В.С. Мухина. - М.: Академия, 2013. - 249-с.
22. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности [Текст] /Сост. Б.И. Мишин. - М.: Астрель, 2003. - 261 с.
23. Несмеянова, И.А, Учебная ситуация как средство формирования УУД (мастер-класс) [Текст]/ Несмеянова, И.А., Беляевская, Т.Я.// Методист. - 2014. - № 6. - С.61-64
24. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: программы общеобразовательных учреждений, 10-11 классы/под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2017. - 186 с.
25. Павленко, И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ И.Н. Павленко// ИЯШ. - 2013. - №5. - с. 7.
26. Петров, С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях [Текст]: Практическое пособие/С.В. Петров. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2012. - 304 с.
27. ПоДласый, И.П. Методы и формы обучения [Текст]/ Подласый И.П. -. М.: Высшее образование, 2013. - 394 с.
28. Попова, Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 10-11 класс [Текст]/ Л.П. Попова. - М.: ВАКО, 2011. -240 с.
29. Синявский, В.В. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности»// В.В. Синявский, В.А. Федорошин. - Электронный ресурс: Режим доступа: http://l-pankova.ru/oprosnik-kommunikativnye-i-organizatorskie- sposobnosti-v-v-sinyavskij-v-a-fedoroshin-kos/
30. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Электронный ресурс: Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/..
31. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы [Текст]:/ под. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
32. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии [Текст]/ Т.П. Сальникова: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015. -128 с.
33. Ситаров, В.А. Дидактика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А. Ситаров. М.: «Академия», 2014. - 368 с.
34. Смирнов, С.А. Технологии в сфере образования [Текст]: Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений /Смирнов С.А. - М.: «Академия», 2015. - 469 с.
35. Смирнов, С.А. Формы организации обучения [Текст]: Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/С.А. Смирнов. - М.: Академия, 2013. - 296 с.
36. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Профильный уровень [Текст]:/ А.Т. Смирнов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов. М.: Дрофа, 2014. - 48 с.
37. Смирнов, А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст]: Учеб. для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский.. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2007. - 305 с.
38. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Сб. заданий для проведения экзаменов в 11 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б.И. Мишин;. — М.: Просвещение, 2017. - 309 с.
39. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Справочник / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов;. — М.: Просвещение, 2017. - 209с.
40. Смирнов, А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 кл. [Текст]: пособие для преподавателей-организаторов ОБЖ.
Общеобразовательных учреждений/А.Т. Смирнов, М.В. Маслов;.- М.: Просвещение , 2016. - 307 с.
41. Смирнов, А.Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ [Текст]: Метод. Пособие/ А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 312с.
42. Смирнов, А.Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ [Текст]: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2012. - 209 с.
43. Соловьев, С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. 5-11 кл. [Текст]: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 308 с.
44. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Электронный ресурс: Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4BdH3Uk86
45. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст]/ под редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 214 с.
46. Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: 10 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов и др..- М.: АСТ: Астрель, 2012. - 169 с.
47. Фролов, М.П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: 11 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т. Смирнов и др.- М.: АСТ: Астрель, 2016. - 305 с.
48. Чрезвычайные ситуации [Текст]: Энциклопедия школьника / Под общ. Ред. С. К. Шойгу. - М. Инфра-М, 2014. - 514 с.