Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся
|
Введение
Глава I. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 7
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС ООО 7
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников 15
1.3. Характеристика педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 30
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников 31
2.2. Реализация серии уроков, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.... 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных источников 47
Приложения 53
Глава I. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 7
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС ООО 7
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников 15
1.3. Характеристика педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности 30
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников 31
2.2. Реализация серии уроков, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.... 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных источников 47
Приложения 53
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Важной задачей современного образования является освоение учащимися системой знаний и умений по учебным предметам, а также формирование совокупности универсальных учебных действий. За основу выбора и структурирования содержания образования, отбора приемов, методов и форм обучения должны быть взяты эти учебные действия.
Овладение универсальными учебными действиями (УУД) происходит в рамках разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. В этом отношении универсальные учебные действия являются результатом образовательного процесса, а также условием усвоения компетентностей, знаний и умений.
Большой вклад в разработку вопросов теории и практики формирования универсальных учебных действий у обучающихся внесли А.Г. Асмолов, В.Г. Атласова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Е.П. Воюшина, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина и др.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся может быть организовано при изучении различных учебных дисциплин, в том числе в раках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у старших школьников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся является важной в современном процессе обучения.
Цель исследования - выявить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования - педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание проблемных ситуаций;
- организация групповой работы обучающихся;
- включение старшеклассников в дискуссии;
- обеспечение рефлексии обучающимися своих достижений на уроке и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС ООО.
2. Провести анализ учебно-методического комплекта (УМК) «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
4. Выявить уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.
5. Разработать и реализовать серию уроков, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов);
- методика диагностики уровня развития коммуникативных УУД у старшеклассников;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Солтонская СОШ» Солтонского района Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная серия уроков по основам безопасности жизнедеятельности, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников, может быть использован в практике учителей- предметников, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции: «Развитие коммуникативных универсальных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности».
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности» раскрыта сущность коммуникативных УУД в контексте ФГОС ООО, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных УУД у обучающихся, охарактеризованы педагогические условия развития коммуникативных УУД у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности » описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Список использованной литературы состоит из 48 наименования.
В приложение включены материалы опытно-экспериментальной работы.
Важной задачей современного образования является освоение учащимися системой знаний и умений по учебным предметам, а также формирование совокупности универсальных учебных действий. За основу выбора и структурирования содержания образования, отбора приемов, методов и форм обучения должны быть взяты эти учебные действия.
Овладение универсальными учебными действиями (УУД) происходит в рамках разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. В этом отношении универсальные учебные действия являются результатом образовательного процесса, а также условием усвоения компетентностей, знаний и умений.
Большой вклад в разработку вопросов теории и практики формирования универсальных учебных действий у обучающихся внесли А.Г. Асмолов, В.Г. Атласова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Е.П. Воюшина, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина и др.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся может быть организовано при изучении различных учебных дисциплин, в том числе в раках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у старших школьников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся является важной в современном процессе обучения.
Цель исследования - выявить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности и опытным путем доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования - педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание проблемных ситуаций;
- организация групповой работы обучающихся;
- включение старшеклассников в дискуссии;
- обеспечение рефлексии обучающимися своих достижений на уроке и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС ООО.
2. Провести анализ учебно-методического комплекта (УМК) «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
4. Выявить уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников.
5. Разработать и реализовать серию уроков, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов);
- методика диагностики уровня развития коммуникативных УУД у старшеклассников;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ «Солтонская СОШ» Солтонского района Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная серия уроков по основам безопасности жизнедеятельности, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников, может быть использован в практике учителей- предметников, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции: «Развитие коммуникативных универсальных действий обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности».
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности» раскрыта сущность коммуникативных УУД в контексте ФГОС ООО, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов) с точки зрения развития коммуникативных УУД у обучающихся, охарактеризованы педагогические условия развития коммуникативных УУД у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у старшеклассников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности » описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Список использованной литературы состоит из 48 наименования.
В приложение включены материалы опытно-экспериментальной работы.
Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности - установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера
Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации.
Проанализировав учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов), мы выяснили, что в его содержании присутствует ряд заданий, направленных на развитие у старших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. На наш взгляд, они могут быть дополнены при условии соблюдения ряда педагогических условий.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности будет более эффективным при организации следующих педагогических условий: создание проблемных ситуаций, организация групповой работы обучающихся, включение старшеклассников в дискуссии, обеспечение рефлексии обучающимися своих достижений на уроке.
В МБОУ «Солтонская СОШ» Солтонского района Алтайского нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
На констатирующем этапе работы было установлено, что у учащихся преобладают низкий и средний уровни развития коммуникативных УУД. Поэтому нами была составлена серия уроков по ОБЖ, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. На формирующем этапе были реализованы уроки по ОБЖ с использованием проблемного обучения, групповой работы и дискуссии. На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня развития коммуникативных УУД, которое показало преобладание высокого и среднего уровней среди учащихся.
Таким образом, задачи исследования решены. Гипотеза подтверждена. Разработанная серия уроков по ОБЖ, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся является эффективной и практически значимой.
Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации.
Проанализировав учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов), мы выяснили, что в его содержании присутствует ряд заданий, направленных на развитие у старших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. На наш взгляд, они могут быть дополнены при условии соблюдения ряда педагогических условий.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности будет более эффективным при организации следующих педагогических условий: создание проблемных ситуаций, организация групповой работы обучающихся, включение старшеклассников в дискуссии, обеспечение рефлексии обучающимися своих достижений на уроке.
В МБОУ «Солтонская СОШ» Солтонского района Алтайского нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
На констатирующем этапе работы было установлено, что у учащихся преобладают низкий и средний уровни развития коммуникативных УУД. Поэтому нами была составлена серия уроков по ОБЖ, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. На формирующем этапе были реализованы уроки по ОБЖ с использованием проблемного обучения, групповой работы и дискуссии. На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня развития коммуникативных УУД, которое показало преобладание высокого и среднего уровней среди учащихся.
Таким образом, задачи исследования решены. Гипотеза подтверждена. Разработанная серия уроков по ОБЖ, направленных на развитие коммуникативных УУД у обучающихся является эффективной и практически значимой.
Подобные работы
- Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Чат-боты как средство развития познавательных УУД у обучающихся 6-х классов на уроках информатики
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Система оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Использование обратных текстовых задач в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методы и приемы развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка обучающихся к итоговой аттестации по биологии на основе индивидуальной образовательной программы
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2021 - Реальный и виртуальный эксперимент при обучении биологии в 8 классе как условие формирования образовательных результатов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2020



