Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся

Работа №15435
Тип работыДипломные работы
Предметбиология
Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 3
Глава I. Использования вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся 7
1.1. Учебник как важное средство обучения обучающихся 7
1.2. Понятие «Универсальные учебные действия» - сущность, критерии оценки 16
Выводы по главе I 29
Глава II. Эмпирическое исследование сформированности УУД при использовании вариативных учебников биологии 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по главе II 45
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложения 56
Анализ школьных учебников неосуществим без ясного представления об их педагогической принадлежности и целей, которые они должны выполнять. Учебник по биологии должен придерживаться основных норм и требований стандарта и в структуре, и в содержании, и в методическом плане
После того, как приняли Стандарт нового поколения, начали появляться много новых изменений, нововведений, которые непосредственно стали следствием изменения образовательной парадигмы. Конечно, то, что Стандарт имеет системно-деятельностный подход, сказывается на качестве нашего образования, на перемене в содержании учебных пособий, по которым учатся сегодняшние школьники.
С.Г. Шаповаленко трактует учебник как средство усвоения основ наук, адресованный для обучающихся [3]. По мнению дидакта Л.Я. Зориной, школьный учебник - это компонент системы обучения, в котором сочетаются свойства источника информации и средства для ее усвоения [4]. Школьный учебник, осуществляя содержание образования, направлен на интеграцию и систематизацию информации, полученной обучающимися из разных источников информации. Он также служит связующим звеном с иными школьными пособиями, а также дидактическими средствами (учебные материалы), служит помощником при работе обучающихся с ними.
Бесспорно, что НТР сказывается на школьных учебниках и оставляет отпечаток от возникающих разногласий между стремительно возросшим объёмом знаний и способностью снабдить этими знаниями обучающихся в пределах школьного курса. Из этого следует, что задача, учебника, в котором он играет немало важную роль, - развитие у обучающихся навыков, умений, а самое главное стремление без чьей-либо помощи получать, использовать и приумножать знания, которые обучающийся получает в процессе своего обучения. Так же следует заметить, что помимо своей образовательной функции, он имеет и воспитательную функцию, что конечно очень важно. Все задачи реализованы разными авторами по-разному и от этого возникает вариативность учебников биологии. У учителя, обучающихся и их родителей появляется возможность выбора лучшего учебника.
Таким образом учебник является важнейшим средством обучения школьников. От других средств обучения он выгодно отличается по составляющим его компонентам, выполняющим различное назначение: передача информации через тексты, создание образного ряда посредством иллюстраций, развитие мыслительной деятельности при помощи предложенных вопросов, задач, формирование практических навыков путем использования инструкций по выполнению различных операций с объектами изучения, развитие навыков самоконтроля с помощью специального блока заданий, представленного в учебнике, осуществление воспитания через содержание его текстов, заданий, требующих проявления личностного отношения к изучаемому материалу
Современное общество выставляет требования на человека обучаемого, который может учиться и неоднократно обучаться на протяжении всей жизни, готовый к собственным решениям и действиям.
Как раз, поэтому у современной школой стоит и по сегодняшний день остается злободневной проблема самостоятельного усвоения обучающимися знаний, компетенций и умений, в том числе и умение учиться. Колоссальные перспективы для этого даёт освоение УУД.
В ФГОС есть раздел - планируемый результат, который определяется тремя группами результатов: предметными, метапредметными и личностными результатами обучающихся.
Возможность учиться осуществляется при помощи того, что УУД, способствую открытию других возможностей направленности обучающихся, - в разнообразных учебных областях и в построении своей деятельности, понимании обучающимися ее основной цели.
Способность учиться является важным звеном увеличения рентабельности освоения обучающимися знаний по предмету, навыков и развитие компетенций, картины мира и ценностных ориентаций, личного морального выбора. Существенное отличие ФГОС нового поколения, представляет его направленность на освоение предметными результатами, а также на развитии личности обучающихся, усвоении ими УУД, которые смогут обеспечить высокие результаты в когнитивной активности на всех уровнях последующего образования.
УУД являются "фундаментом" отбора и построения учебно-воспитательного процесса. Освоение обучающимися УУД реализуется в рамках учебных предметов и приводит к овладению навыками самостоятельного успешного освоения новыми знаниями.
Таким образом, актуальность исследования вызвана потребностью общества в качественно подготовленном выпускнике школы, а оно зависит в первую очередь от того, качественным ли является основное средство обучения ученика - учебник.
Объект исследования: вариативные учебники биологии.
Предмет: формирование УУД обучающихся при помощи вариативных учебников по биологии.
Цель: исследовать сформированность УУД обучающихся при использовании вариативных учебников по биологии.
Цель определила задачи исследования:
1. Проанализировать вариативные учебники по биологии, как средства развития УУД.
2. Определить суть определения «Универсальные учебные действия» и их функции.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление сформированности уровня УУД обучающихся при использовании вариативных учебников биологии.
Гипотезу исследования: предполагаем, что учебник по биологии является важным средством при формировании УУД.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ школьных учебников по биологии, сопоставление и сравнение сведений, построение выводов.
- эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ No40 им. В. Токарева г. Бийск. В исследовании принимали участие обучающиеся 7-х классов: 7 «А» класса в количестве 18 человек и 7 «Б» класса в количестве 16 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Апробация исследования: результаты исследования доложены 18 мая 2018 года на 16-ой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
Для достижения целей образования, поставленных обществом перед школой, организуется учебно-воспитательный процесс по каждой дисциплине с применением основных средств обучения.
Под средствами обучения подразумевают различные материалы учебного процесса, вследствие применения которых еще успешнее и за более короткие сроки реализуются запланированные цели обучения [1]. Основное дидактическое значение средств - значительно сократить время для процесса усвоения учебного материала, то есть подвести учебный процесс к наиболее действенным результатам. Школьный учебник является одним из главных средств обучения.
Благодаря тому, что вариативные учебники учат разными способами, т.к. исходят из разных педагогических систем, то в учебнике кроме определенного опыта, которому учат, закладывается еще и сам процесс обучения, то есть определенный педагогический опыт.
Задачи, стоящие перед образованием, реализуются через учебники и учебные программы, в которых отражается содержание. Школьные учебники соответствуют учебной программе, созданной на базе Федерального Государственного общеобразовательного стандарта по конкретной учебной дисциплине.
Через усвоение предметного содержания учебника, включающее в себя смыслы, знания, а также способы деятельности, структурированные в виде учебных заданий, происходит развитие обучающегося, как субъекта деятельности.
Таким образом, учебник является важнейшим средством обучения школьников. От других средств обучения он выгодно отличается по составляющим его компонентам, выполняющим различное назначение: передача информации через тексты, создание образного ряда посредством иллюстраций, развитие мыслительной деятельности при помощи предложенных вопросов, задач, формирование практических навыков путем использования инструкций по выполнению различных операций с объектами изучения, развитие навыков самоконтроля с помощью специального блока заданий, представленного в учебнике, осуществление воспитания через содержание его текстов, заданий, требующих проявления личностного отношения к изучаемому материалу [25]. Любое другое дидактическое средство намного уступает учебнику по выполнению определенной роли в процессе обучения и оттого учебник можно считать комплексным средством, служащим не только для обучения, но и воспитания ученика и развития у него компетенций.
Глоссарий ФГОС дает следующее определение понятия универсальных учебных действий, в котором особое внимание уделяется функции универсальных учебных действий: УУД - это умение субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться при помощи сознательного присвоения нового социального опыта.
Формирование универсальных учебных действий является сейчас приоритетным направлением развития среднего образования в ходе перехода образовательных учреждений на Стандарты нового поколения (ФГОС). Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Созвучны требованиям времени и современные цели биологического образования, которые заключаются не только в передаче знаний, умений и навыков от учителя к ученику, но и в переводе их взаимодействия на уровень формирования компетентности. Это позволит обучающимся «научиться учиться», разовьет в них способность к постоянному непрерывному самообразованию, стремление к поиску новой информации из различных источников, ее осмыслению и творческому использованию в своей деятельности.
На данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию общеучебных умений и навыков, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования.
Актуальность исследования обусловила выбор темы исследования: «Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся».
Целью работы было исследовать сформированность УУД обучающихся при использовании вариативных учебников по биологии.
Были проанализированы нормативные документы, психолого-педагогическая литература по теме исследования; выявлено состояние разработанности проблемы формирования универсальных учебных действий подростков в психологической, педагогической науках и практике современного образования; определена сущность, особенности, значение универсальных учебных действий подростков и уровень сформированности УУД при использовании вариативных учебников биологии.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую ранее гипотезу, согласно которой учебник по биологии является важным средством при формировании УУД.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. Режим доступа система ГАРАНТ: http://www.garant.ru
2. Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 8 ноября 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа система ГАРАНТ: http://www.garant.ru
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа система ГАРАНТ: http://www.garant.ru
4. Андреева, Н.Д. Проблемы формирования универсальных учебных действий у школьников при обучении биологии [Текст]/ Н.Д. Андреева, Н.В. Малиновская // Мир науки, культуры, образования. № 5 (42). 2013. С. 61-65.
5. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина [Текст]// Вопросы психологии. - 2008. - № 4. С. 16-23.
6. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Текст]/ А.Г. Асмолов.- М.: Мин. обр. и науки РФ ФГАУ Федеральный институт развития образования. - 73 с.
7. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов [Текст]/ Б. П. Бархаев. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.
8. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]/ под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
9. Волков, А. Е. Модель "Российское образование - 2020" [Текст]/ А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2008. № 1. - С. 32-64.
10. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно - познавательной компетентности учащихся [Текст]/ С.Г. Воровщиков. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 208 с.
11. Галеева, Н.Г. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: методическое пособие для учителя [Текст]/ Н.Г. Галеева, М.: Книга по Требованию, 2016. - 152 с.
12. Глоссарий ФГОС - Режим доступа:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313
13. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте [Текст]/ И. Ю. Гутник. СПб.: Книжный Дом, 2008. - 248 с.
14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]/ В.В.Давыдов.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288с.
15. Ефремов, О. Ю. Педагогика: учеб.пособие для вузов [Текст]/ О. Ю. Ефремов. - СПб.: Питер, 2010. - 351 с.
16. Жукова, Н.Н. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии[Текст] / Н.Н. Жукова // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 6. - с. 27-30.
17. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Текст]/ И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6.
18. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога [Текст]/ О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 569 с.
19. Кинелев, В. Использование информационных и коммуникативных технологий в среднем образовани [Текст]/ В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик.- Информационный меморандум. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2008. С. 9-10.
20. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие[Текст]: учеб.пособие / Е. А. Климов. - М.: Изд-во МГУ: Академия, 2008. - 240 с.
21. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей [Текст]/ А.К. Колеченко.- СПб.: КАРО, 2008.- 368 с.
22. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст]/ Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 180 с.
23. Королева, М.А. Формирование универсальных учебных действий при обучении биологии в школе [Текст]/ М.А. Королева // Биологическое и экологическое образование: традиции и инновации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26-29 ноября 2012 г., Вып. 11, СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2012. 241-244 с.
24. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения [Текст]/ А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
25. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования [Текст]/ А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. -С. 16-24.
26. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А. М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 321 с.
27. Латюшин, В.В. Биология: Животные.7кл. [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - М.: Дрофа, 2018. -304 с.
28. Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Текст]/ Х. Лау // МОО ВПП ЮНЕСКО. Информация для всех.- 2008 г.- с.5.
29. Лернер, Г.И. Стандарты нового поколения и формирование УУД[Текст] / Г.И. Лернер // Биология в школе. №7. 2011. С. 24-30.
30. Лернер, Г.И. «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии [Текст]/ Г.И. Лернер // Биология в школе, №8, 2010. С 21-27.
31. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании [Текст]/ Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
32. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст]/ И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
33. Пак, М., Лямин А.Н. Формирование универсальных учебных действий
школьника при обучении химии [Электронный ресурс]// Концепт. 2012. №6. Режим доступа:
http://www.covenok.ru/koncept/article/94/2012 iyun art12079.html
34. Пальдяева,Г.М.Биология. 5-9 классы: Рабочие программы [Текст]: учебно-методическое пособие / Г. М.Пальдяева. - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2015. - 382 с.
35. Педагогические технологии: учеб.пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
36. Подласый, И. П. Педагогика: учеб.по дисциплине "Педагогика и психология" (ч. 1 "Педагогика") для студ. вузов, обуч. по непед. спец. [Текст]/ И. П. Подласый. - 2-е изд., доп.; Гриф УМО. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2013. - 574 с.
37. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. [Текст] / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2008. - 328 с.
38. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся. 5-9 классы. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития [Текст]/ сост. И.В. Возняк и др. - Волгоград: Учитель, 2015. - 79 с.
39. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе: доклад экспертной группы [Текст]/ под. Ред. И.Д. Фрумин, А.Г. Каспржак // Вопросы образования. - 2012. - №1. С. 6-58.
40. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]/ Г.К Селевко. - М., 2008. - 256 с.
41. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для вузов [Текст]/ В.В. Сериков. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
42. Словарь-справочник по педагогике [Текст]/ авт.-сост. В. А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высш. шк., 2004. - 197 с.
43. Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию 5 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ Н.И. Сонин, А .А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2016. -158 с.
44. Сонин, Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ Н.И. Сонин. - М.: Дрофа ,2017.-158с.
45. Сонин, Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник с электронным приложением. [Текст] / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. -М.: Дрофа, 2018. - 126 с.
46. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Учебник с электронным приложением. [Текст]/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2018.-222 с.
47. Сонин, Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник с электронным приложением [Текст]/ Н.И. Сонин, С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова. - М.: Дрофа. 2018. -304с.
48. Сонин, Н.И.Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие [Текст]/ Н. И. Сонин, В.Б. Захаров. - М. : Дрофа, 2015.
49. Текнеджян, Т. В. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения [Текст]/ Т. В. Текнеджян, Л. А. Аверкиева. - М., 2008. - 247 с.
50. Троицкая, Н.И. Особенности формирования коммуникативных универсалиных учебных действий [Текст]/ Н.И. Троицкая // Вектор науки ТГУ. №1(8). 2012. С. 300-311.
51. Урих, И. В. «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках биологии» [Текст]/ И.В. Урих // Научно-методический журнал «Концепт». №39. 2013. С.101-106.
52. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст]/ под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
53. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект [Текст]/ под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М., 2009. - 65 с.
54. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] . М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
55. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования [Текст]/ С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России [Текст], 2008.- 320 с.
56. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка [Текст]/ В. Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 2014. - 134 с.
57. III педагогический марафон “Новой школе - новое качество”. Часть 4. ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии. Пособие для учителя[Текст]. - Петропавловск-Камчатский,- 2012.
- 82 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!
Обновить рисунок

Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.