ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе 5
Психологические особенности детей младшего школьного возраста 13
Развитие самостоятельности в психолого-педагогической литературе .... 26
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Организация исследования и анализ результатов констатирующего этапа
исследования самостоятельности детей младшего школьного возраста 32
Комплекс развивающих мероприятий по развитию самостоятельности
детей младшего школьного возраста 37
Анализ результативности развития самостоятельности детей младшего
школьного возраста 40
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Для достижения жизненных целей человеку, живущему в современном обществе, необходимо обладать рядом личностных качеств. Выбранная нами тема исследования изучает проблему самостоятельности детей младшего школьного возраста. Эта тема выбрана из-за актуальности «самостоятельности» в окружающем нас мире. Современные запросы общественности, реализация этих запросов напрямую зависит от образования. Через образование, которое ориентировано на формирование, развитие и удержание различивших качеств, мы сможем реализовать запросы общества. Один из таких запросов является самостоятельность обучающихся.
Тема самостоятельности детей младшего школьного возраста достаточно изучена, однако, не каждый обучающийся сможет продемонстрировать свои знания, умения и навыки в вопросах самостоятельности.
Начальная школа и её образовательный процесс для детей младшего школьного возраста является ведущих видом деятельности, является важным этапом в жизни каждого обучающегося. Критерий самостоятельности входит в универсальные учебные действия наряду с инициативностью, управлением своей деятельность, контролем и коррекцией. Поэтому есть острая необходимость в составлении подхода к развитию самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Одним из важнейших факторов успеха в обучении является развитие самостоятельности детей. Поэтому выбранная нами проблема является актуальной для современного общества. Проблемой изучения самостоятельности занимались многие отечественные психологи и педагоги такие, как Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарева, О.К. Тихомирова и другие.
Цель исследования: изучить возможности развития самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: самостоятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования разработанный нами комплекс развивающих мероприятий, включающие упражнения и игры, направленные на развитие самостоятельности, повышение уровня организованности и силы воли, развитие навыков общения в группе и взаимодействия в коллективе, будут способствовать развитию самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие самостоятельности в психологии.
Изучить возрастные особенности развития самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Провести эмпирическое исследование самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Разработать и апробировать комплекс развивающих мероприятий по развитию самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирические методы: тестирование.
Методики исследования:
Диагностика параметров учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста разработанная Н. В. Калининой.
Методика «Нерешаемая задача» А.К. Осиницкого.
База исследования: Школа № XX, г. Красноярск.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения, содержит таблицы и гистограммы.
Проблема развития самостоятельности активно исследовалась отечественными и зарубежными психологами. Тема до сих пор является актуальной, так как нашла отклик и в других отраслях психологической науки, в таких как возрастная и педагогическая психология. В одном из пониманий понятие «самостоятельность» является ведущим личностным качеством. Это качество вырежется в возможности личности ставить конкретные и достижимые цели, пристраивать план действий по достижению поставленных целей, используя собственный опыт и волевые силы.
Самостоятельность имеет несколько уровней и критериев включенности взрослого, помогающего обучающемуся в деятельности. Первый уровень - уровень полнейшего контроля со стороны взрослого. Второй уровень - это уровень усиленного контроля со стороны взрослого. Третий уровень - ослабление контроля деятельности. Четвертый уровень - взрослый присутствует, однако не вмешивается в деятельность. Пятый уровень - самостоятельность.
Самостоятельность детей младшего школьного возраста играет важную роль в активизации работы мыслительной деятельности. Именно благодаря самостоятельности учение становится более результативным. В процессе обучения в младших класса, деятельность детей младшего школьного возраста контролирует учитель, однако, для развития самостоятельности детям также отводятся задания и для работы в одиночку или в паре, в минигруппе.
В самостоятельною работу обучающегося входит: выполнение без помощи родителей или других взрослых домашней работы, выполнение заданий в классе, то есть классная работа, а также активное участие во внеклассных мероприятиях.
В процессе трудовой деятельности самостоятельность проявляется в выстраивании без помощи взрослого своих действий и планов для
достижения какой-либо цели. Нахождение ещё не освоенных способов решения задачи в разных ситуациях.
Изучив литературу по теме, нами была выдвинута гипотеза - разработанные мероприятия по развитию самостоятельности сможет поспособствовать повышению уровня самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Выдвинув гипотезу, нам потребовалось найти методики для изучения уровня самостоятельности. Наш диагностический инструментарий:
Диагностика параметров учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста разработанная Н.В. Калининой.
Методика «Нерешаемая задача» А.К. Осиницкого.
В ходе исследования на базе МБОУ «Х СОШ» г. Красноярска в выборку исследования попали дети младшего школьного возраста в количестве 24 человек.
Входное исследование, проведенное нами, дало возможность сделать такие выводы: 55% детей младшего школьного возраста обладают низким уровнем самостоятельности, 41% со средними показателями самостоятельности и 4% с низкими по методике «Нерешаемая задача» А.К. Осиницкого.
В результате анализа результатов диагностики параметров учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста, разработанная Н.В. Калининой, было выявлено: параметры «Успеваемость» на среднем и высоком уровнях у 63%, «Мотивация» у 63%, «Ответственность» у 56%, «Активность» 55%, «Организованность» 50% и параметр
«Самостоятельность» у 43% детей младшего школьного возраста развит на высоком или среднем уровнях.
Эти дети отмечают, что их успеваемость средняя или ниже среднего, они выполняют работу, но не стараются выполнить ее хорошо, предпочитают задания не требующие размышлять и объяснять своими словами, не готовы и не умеют организовывать свое личное пространство, не могут к сроку 49 выполнить домашнюю работы, выполняют домашнюю работы с помощью чьей-то помощи, просят о помощи сразу, как понимают, что не смогут выполнить с первого раза задание.
...
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. Сбп. 2001. 340 с.
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М. 1964. 304 с.
Бабанский Ю.К. Педагогика. М. 2006. 73 с.
Белкин Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе. Волгоград, 1989. 106 с.
Бодалев, А. Л. О субъективных факторах творческой деятельности человека. 1995. № 3.
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. 1972. 30 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М. 1997. 352 с.
Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся 1992. № 1. С.2-6.
Боровик О.В. Развитие воображения. М. 2002. 112 с.
Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности. Психология обучения. 2014. № 3. С.118-119.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: 2005. 671 с.
Высоцкая Е.В. Особенности образования относительных понятий при различной поддержке собственных действий детей в образовательной среде учебного предмета. Спб. 2012, С. 296-300.
Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей М. 2013. 53 с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. М. 2003. 512 с.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие № 7 М. 2016. С.55-57.
... всего 57 источников