Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся
|
Введение 3
Глава I. Использования вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся 7
1.1. Учебник как важное средство обучения обучающихся 7
1.2. Понятие «Универсальные учебные действия» - сущность, критерии оценки 16
Выводы по главе I 29
Глава II. Эмпирическое исследование сформированности УУД при использовании вариативных учебников биологии 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по главе II 45
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложения 56
Глава I. Использования вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся 7
1.1. Учебник как важное средство обучения обучающихся 7
1.2. Понятие «Универсальные учебные действия» - сущность, критерии оценки 16
Выводы по главе I 29
Глава II. Эмпирическое исследование сформированности УУД при использовании вариативных учебников биологии 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по главе II 45
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложения 56
Анализ школьных учебников неосуществим без ясного представления об их педагогической принадлежности и целей, которые они должны выполнять. Учебник по биологии должен придерживаться основных норм и требований стандарта и в структуре, и в содержании, и в методическом плане
После того, как приняли Стандарт нового поколения, начали появляться много новых изменений, нововведений, которые непосредственно стали следствием изменения образовательной парадигмы. Конечно, то, что Стандарт имеет системно-деятельностный подход, сказывается на качестве нашего образования, на перемене в содержании учебных пособий, по которым учатся сегодняшние школьники.
С.Г. Шаповаленко трактует учебник как средство усвоения основ наук, адресованный для обучающихся [3]. По мнению дидакта Л.Я. Зориной, школьный учебник - это компонент системы обучения, в котором сочетаются свойства источника информации и средства для ее усвоения [4]. Школьный учебник, осуществляя содержание образования, направлен на интеграцию и систематизацию информации, полученной обучающимися из разных источников информации. Он также служит связующим звеном с иными школьными пособиями, а также дидактическими средствами (учебные материалы), служит помощником при работе обучающихся с ними.
Бесспорно, что НТР сказывается на школьных учебниках и оставляет отпечаток от возникающих разногласий между стремительно возросшим объёмом знаний и способностью снабдить этими знаниями обучающихся в пределах школьного курса. Из этого следует, что задача, учебника, в котором он играет немало важную роль, - развитие у обучающихся навыков, умений, а самое главное стремление без чьей-либо помощи получать, использовать и приумножать знания, которые обучающийся получает в процессе своего обучения. Так же следует заметить, что помимо своей образовательной функции, он имеет и воспитательную функцию, что конечно очень важно. Все задачи реализованы разными авторами по-разному и от этого возникает вариативность учебников биологии. У учителя, обучающихся и их родителей появляется возможность выбора лучшего учебника.
Таким образом учебник является важнейшим средством обучения школьников. От других средств обучения он выгодно отличается по составляющим его компонентам, выполняющим различное назначение: передача информации через тексты, создание образного ряда посредством иллюстраций, развитие мыслительной деятельности при помощи предложенных вопросов, задач, формирование практических навыков путем использования инструкций по выполнению различных операций с объектами изучения, развитие навыков самоконтроля с помощью специального блока заданий, представленного в учебнике, осуществление воспитания через содержание его текстов, заданий, требующих проявления личностного отношения к изучаемому материалу
Современное общество выставляет требования на человека обучаемого, который может учиться и неоднократно обучаться на протяжении всей жизни, готовый к собственным решениям и действиям.
Как раз, поэтому у современной школой стоит и по сегодняшний день остается злободневной проблема самостоятельного усвоения обучающимися знаний, компетенций и умений, в том числе и умение учиться. Колоссальные перспективы для этого даёт освоение УУД.
В ФГОС есть раздел - планируемый результат, который определяется тремя группами результатов: предметными, метапредметными и личностными результатами обучающихся.
Возможность учиться осуществляется при помощи того, что УУД, способствую открытию других возможностей направленности обучающихся, - в разнообразных учебных областях и в построении своей деятельности, понимании обучающимися ее основной цели.
Способность учиться является важным звеном увеличения рентабельности освоения обучающимися знаний по предмету, навыков и развитие компетенций, картины мира и ценностных ориентаций, личного морального выбора. Существенное отличие ФГОС нового поколения, представляет его направленность на освоение предметными результатами, а также на развитии личности обучающихся, усвоении ими УУД, которые смогут обеспечить высокие результаты в когнитивной активности на всех уровнях последующего образования.
УУД являются "фундаментом" отбора и построения учебно-воспитательного процесса. Освоение обучающимися УУД реализуется в рамках учебных предметов и приводит к овладению навыками самостоятельного успешного освоения новыми знаниями.
Таким образом, актуальность исследования вызвана потребностью общества в качественно подготовленном выпускнике школы, а оно зависит в первую очередь от того, качественным ли является основное средство обучения ученика - учебник.
Объект исследования: вариативные учебники биологии.
Предмет: формирование УУД обучающихся при помощи вариативных учебников по биологии.
Цель: исследовать сформированность УУД обучающихся при использовании вариативных учебников по биологии.
Цель определила задачи исследования:
1. Проанализировать вариативные учебники по биологии, как средства развития УУД.
2. Определить суть определения «Универсальные учебные действия» и их функции.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление сформированности уровня УУД обучающихся при использовании вариативных учебников биологии.
Гипотезу исследования: предполагаем, что учебник по биологии является важным средством при формировании УУД.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ школьных учебников по биологии, сопоставление и сравнение сведений, построение выводов.
- эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ No40 им. В. Токарева г. Бийск. В исследовании принимали участие обучающиеся 7-х классов: 7 «А» класса в количестве 18 человек и 7 «Б» класса в количестве 16 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Апробация исследования: результаты исследования доложены 18 мая 2018 года на 16-ой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
После того, как приняли Стандарт нового поколения, начали появляться много новых изменений, нововведений, которые непосредственно стали следствием изменения образовательной парадигмы. Конечно, то, что Стандарт имеет системно-деятельностный подход, сказывается на качестве нашего образования, на перемене в содержании учебных пособий, по которым учатся сегодняшние школьники.
С.Г. Шаповаленко трактует учебник как средство усвоения основ наук, адресованный для обучающихся [3]. По мнению дидакта Л.Я. Зориной, школьный учебник - это компонент системы обучения, в котором сочетаются свойства источника информации и средства для ее усвоения [4]. Школьный учебник, осуществляя содержание образования, направлен на интеграцию и систематизацию информации, полученной обучающимися из разных источников информации. Он также служит связующим звеном с иными школьными пособиями, а также дидактическими средствами (учебные материалы), служит помощником при работе обучающихся с ними.
Бесспорно, что НТР сказывается на школьных учебниках и оставляет отпечаток от возникающих разногласий между стремительно возросшим объёмом знаний и способностью снабдить этими знаниями обучающихся в пределах школьного курса. Из этого следует, что задача, учебника, в котором он играет немало важную роль, - развитие у обучающихся навыков, умений, а самое главное стремление без чьей-либо помощи получать, использовать и приумножать знания, которые обучающийся получает в процессе своего обучения. Так же следует заметить, что помимо своей образовательной функции, он имеет и воспитательную функцию, что конечно очень важно. Все задачи реализованы разными авторами по-разному и от этого возникает вариативность учебников биологии. У учителя, обучающихся и их родителей появляется возможность выбора лучшего учебника.
Таким образом учебник является важнейшим средством обучения школьников. От других средств обучения он выгодно отличается по составляющим его компонентам, выполняющим различное назначение: передача информации через тексты, создание образного ряда посредством иллюстраций, развитие мыслительной деятельности при помощи предложенных вопросов, задач, формирование практических навыков путем использования инструкций по выполнению различных операций с объектами изучения, развитие навыков самоконтроля с помощью специального блока заданий, представленного в учебнике, осуществление воспитания через содержание его текстов, заданий, требующих проявления личностного отношения к изучаемому материалу
Современное общество выставляет требования на человека обучаемого, который может учиться и неоднократно обучаться на протяжении всей жизни, готовый к собственным решениям и действиям.
Как раз, поэтому у современной школой стоит и по сегодняшний день остается злободневной проблема самостоятельного усвоения обучающимися знаний, компетенций и умений, в том числе и умение учиться. Колоссальные перспективы для этого даёт освоение УУД.
В ФГОС есть раздел - планируемый результат, который определяется тремя группами результатов: предметными, метапредметными и личностными результатами обучающихся.
Возможность учиться осуществляется при помощи того, что УУД, способствую открытию других возможностей направленности обучающихся, - в разнообразных учебных областях и в построении своей деятельности, понимании обучающимися ее основной цели.
Способность учиться является важным звеном увеличения рентабельности освоения обучающимися знаний по предмету, навыков и развитие компетенций, картины мира и ценностных ориентаций, личного морального выбора. Существенное отличие ФГОС нового поколения, представляет его направленность на освоение предметными результатами, а также на развитии личности обучающихся, усвоении ими УУД, которые смогут обеспечить высокие результаты в когнитивной активности на всех уровнях последующего образования.
УУД являются "фундаментом" отбора и построения учебно-воспитательного процесса. Освоение обучающимися УУД реализуется в рамках учебных предметов и приводит к овладению навыками самостоятельного успешного освоения новыми знаниями.
Таким образом, актуальность исследования вызвана потребностью общества в качественно подготовленном выпускнике школы, а оно зависит в первую очередь от того, качественным ли является основное средство обучения ученика - учебник.
Объект исследования: вариативные учебники биологии.
Предмет: формирование УУД обучающихся при помощи вариативных учебников по биологии.
Цель: исследовать сформированность УУД обучающихся при использовании вариативных учебников по биологии.
Цель определила задачи исследования:
1. Проанализировать вариативные учебники по биологии, как средства развития УУД.
2. Определить суть определения «Универсальные учебные действия» и их функции.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление сформированности уровня УУД обучающихся при использовании вариативных учебников биологии.
Гипотезу исследования: предполагаем, что учебник по биологии является важным средством при формировании УУД.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ школьных учебников по биологии, сопоставление и сравнение сведений, построение выводов.
- эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ No40 им. В. Токарева г. Бийск. В исследовании принимали участие обучающиеся 7-х классов: 7 «А» класса в количестве 18 человек и 7 «Б» класса в количестве 16 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Апробация исследования: результаты исследования доложены 18 мая 2018 года на 16-ой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
Для достижения целей образования, поставленных обществом перед школой, организуется учебно-воспитательный процесс по каждой дисциплине с применением основных средств обучения.
Под средствами обучения подразумевают различные материалы учебного процесса, вследствие применения которых еще успешнее и за более короткие сроки реализуются запланированные цели обучения [1]. Основное дидактическое значение средств - значительно сократить время для процесса усвоения учебного материала, то есть подвести учебный процесс к наиболее действенным результатам. Школьный учебник является одним из главных средств обучения.
Благодаря тому, что вариативные учебники учат разными способами, т.к. исходят из разных педагогических систем, то в учебнике кроме определенного опыта, которому учат, закладывается еще и сам процесс обучения, то есть определенный педагогический опыт.
Задачи, стоящие перед образованием, реализуются через учебники и учебные программы, в которых отражается содержание. Школьные учебники соответствуют учебной программе, созданной на базе Федерального Государственного общеобразовательного стандарта по конкретной учебной дисциплине.
Через усвоение предметного содержания учебника, включающее в себя смыслы, знания, а также способы деятельности, структурированные в виде учебных заданий, происходит развитие обучающегося, как субъекта деятельности.
Таким образом, учебник является важнейшим средством обучения школьников. От других средств обучения он выгодно отличается по составляющим его компонентам, выполняющим различное назначение: передача информации через тексты, создание образного ряда посредством иллюстраций, развитие мыслительной деятельности при помощи предложенных вопросов, задач, формирование практических навыков путем использования инструкций по выполнению различных операций с объектами изучения, развитие навыков самоконтроля с помощью специального блока заданий, представленного в учебнике, осуществление воспитания через содержание его текстов, заданий, требующих проявления личностного отношения к изучаемому материалу [25]. Любое другое дидактическое средство намного уступает учебнику по выполнению определенной роли в процессе обучения и оттого учебник можно считать комплексным средством, служащим не только для обучения, но и воспитания ученика и развития у него компетенций.
Глоссарий ФГОС дает следующее определение понятия универсальных учебных действий, в котором особое внимание уделяется функции универсальных учебных действий: УУД - это умение субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться при помощи сознательного присвоения нового социального опыта.
Формирование универсальных учебных действий является сейчас приоритетным направлением развития среднего образования в ходе перехода образовательных учреждений на Стандарты нового поколения (ФГОС). Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Созвучны требованиям времени и современные цели биологического образования, которые заключаются не только в передаче знаний, умений и навыков от учителя к ученику, но и в переводе их взаимодействия на уровень формирования компетентности. Это позволит обучающимся «научиться учиться», разовьет в них способность к постоянному непрерывному самообразованию, стремление к поиску новой информации из различных источников, ее осмыслению и творческому использованию в своей деятельности.
На данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию общеучебных умений и навыков, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования.
Актуальность исследования обусловила выбор темы исследования: «Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся».
Целью работы было исследовать сформированность УУД обучающихся при использовании вариативных учебников по биологии.
Были проанализированы нормативные документы, психолого-педагогическая литература по теме исследования; выявлено состояние разработанности проблемы формирования универсальных учебных действий подростков в психологической, педагогической науках и практике современного образования; определена сущность, особенности, значение универсальных учебных действий подростков и уровень сформированности УУД при использовании вариативных учебников биологии.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую ранее гипотезу, согласно которой учебник по биологии является важным средством при формировании УУД.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся.
Под средствами обучения подразумевают различные материалы учебного процесса, вследствие применения которых еще успешнее и за более короткие сроки реализуются запланированные цели обучения [1]. Основное дидактическое значение средств - значительно сократить время для процесса усвоения учебного материала, то есть подвести учебный процесс к наиболее действенным результатам. Школьный учебник является одним из главных средств обучения.
Благодаря тому, что вариативные учебники учат разными способами, т.к. исходят из разных педагогических систем, то в учебнике кроме определенного опыта, которому учат, закладывается еще и сам процесс обучения, то есть определенный педагогический опыт.
Задачи, стоящие перед образованием, реализуются через учебники и учебные программы, в которых отражается содержание. Школьные учебники соответствуют учебной программе, созданной на базе Федерального Государственного общеобразовательного стандарта по конкретной учебной дисциплине.
Через усвоение предметного содержания учебника, включающее в себя смыслы, знания, а также способы деятельности, структурированные в виде учебных заданий, происходит развитие обучающегося, как субъекта деятельности.
Таким образом, учебник является важнейшим средством обучения школьников. От других средств обучения он выгодно отличается по составляющим его компонентам, выполняющим различное назначение: передача информации через тексты, создание образного ряда посредством иллюстраций, развитие мыслительной деятельности при помощи предложенных вопросов, задач, формирование практических навыков путем использования инструкций по выполнению различных операций с объектами изучения, развитие навыков самоконтроля с помощью специального блока заданий, представленного в учебнике, осуществление воспитания через содержание его текстов, заданий, требующих проявления личностного отношения к изучаемому материалу [25]. Любое другое дидактическое средство намного уступает учебнику по выполнению определенной роли в процессе обучения и оттого учебник можно считать комплексным средством, служащим не только для обучения, но и воспитания ученика и развития у него компетенций.
Глоссарий ФГОС дает следующее определение понятия универсальных учебных действий, в котором особое внимание уделяется функции универсальных учебных действий: УУД - это умение субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться при помощи сознательного присвоения нового социального опыта.
Формирование универсальных учебных действий является сейчас приоритетным направлением развития среднего образования в ходе перехода образовательных учреждений на Стандарты нового поколения (ФГОС). Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Созвучны требованиям времени и современные цели биологического образования, которые заключаются не только в передаче знаний, умений и навыков от учителя к ученику, но и в переводе их взаимодействия на уровень формирования компетентности. Это позволит обучающимся «научиться учиться», разовьет в них способность к постоянному непрерывному самообразованию, стремление к поиску новой информации из различных источников, ее осмыслению и творческому использованию в своей деятельности.
На данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию общеучебных умений и навыков, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования.
Актуальность исследования обусловила выбор темы исследования: «Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся».
Целью работы было исследовать сформированность УУД обучающихся при использовании вариативных учебников по биологии.
Были проанализированы нормативные документы, психолого-педагогическая литература по теме исследования; выявлено состояние разработанности проблемы формирования универсальных учебных действий подростков в психологической, педагогической науках и практике современного образования; определена сущность, особенности, значение универсальных учебных действий подростков и уровень сформированности УУД при использовании вариативных учебников биологии.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую ранее гипотезу, согласно которой учебник по биологии является важным средством при формировании УУД.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся.
Подобные работы
- Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Чат-боты как средство развития познавательных УУД у обучающихся 6-х классов на уроках информатики
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Система оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Использование обратных текстовых задач в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методы и приемы развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка обучающихся к итоговой аттестации по биологии на основе индивидуальной образовательной программы
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2021 - Реальный и виртуальный эксперимент при обучении биологии в 8 классе как условие формирования образовательных результатов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2020



