Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор по проблеме выявления особенностей связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 6
Значимость формирования связной монологической речи у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 6
Особенности сформированности связной монологической речи у детей с
общим недоразвитием речи III уровня 10
1.3 Современные подходы коррекционной работы по развитию связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III
уровня 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Проект по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством аппликации и макетирования 22
Предпроектное исследование и анализ результатов связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 22
Описание проекта по развитию связной монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством аппликации и макетирования 31
Оценка реализации проекта «Занимательная мастерская» по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством аппликации и
макетирования 37
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список используемых источников 48
Приложения 53
Актуальность исследования. В современных исследованиях логопедической науки огромную роль играет изучение связной монологической речи, которая наиболее полно отображает общий уровень развития устной речевой деятельности. Связная монологическая речь является более трудной формой речевой деятельности, для которой свойственна способность, строить развернутое высказывание определенного содержания. Для дошкольников с нормальным развитием речи характерен высокий уровень развития связной монологической речи. Следовательно, можно сказать, что это необходимо для последующего успешного обучения в школе в работе по формированию гармоничного и всестороннего развития личности дошкольников.
Сегодня значительно возросло количество дошкольников с нарушениями речи, в частности с общим недоразвитием речи. Когда дети идут в школу, они испытывают трудности в освоении учебной программы, так как речевая система развита слабо. У таких детей нарушена связная монологическая речь в том объеме, который характерен данному возрасту. Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют большое количество ошибок в развитии связной монологической речи, которые обусловлены неточностью в употреблении слов, повторением слов, нарушением логического порядка, стереотипностью.
Многие исследователи (Е.В. Барцаева, В.П. Глухов, В.А. Дубовская, Т.А. Ивлякова, Е.М. Каризина, Л.О. Кривощакова, Н.В. Миронова и т. д.) подчеркивают, что отличительные характеристики:
конструирования,
смысловые нарушения,
устойчивое суждение-постоянный элемент в структуре речевых нарушений у детей. В настоящее время выросло число детей с общим недоразвитием речи, нуждающихся в помощи специалистов. Но решить проблему в кротчайшие сроки не удается. Все это характеризует актуальность выбранной темы и необходимость работы логопеда по выявлению связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня для дальнейшего результативного школьного обучения.
Проблема исследования: заключается в поиске ответа на вопрос, какие можно использовать методы, приемы, средства для развития связной монологической речи, используя, в том числе проектный метод.
Цель исследования: разработать и внедрить цикл занятий по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством аппликации и макетирования.
Объект изучения: связная монологическая речь.
Предмет исследования: развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством аппликации и макетирования.
Гипотеза исследования: учитывая особенности связной
монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, предполагаем, что логопедическая работа будет эфективна если применять аппликацию и макетирование на занятиях. Аппликация и макетирование будут являться средством развития связной монологической речи при соблюдении следующих условий:
учет индивидуальных особенностей детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
аппликация и макетирование будет использоваться в работе по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по следующим этапам: подготовительный (предпроектное исследование), основной (реализация проекта), заключительный (подведение и оформление итогов проекта);
в работе будут использоваться все формы работы индивидуальная, фронтальная, групповая.
...
В настоящее время проблема расстройства связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня является актуальной. Связная монологическая речь является развернутым высказыванием, для создания коммуникативных навыков общения. Развитие связной речи, а так же изменение ее функциональной стороны является результатом сложной деятельности ребенка. Она зависит от структуры содержания, условий и методов коммуникации ребенка с социумом. Функции речевой деятельности развивается параллельно с развитием мыслительных процессов, они связаны с содержанием, которое дети отражают при помощи языковых средств. Важность формирования умений и навыков связного рассказывания связана с тем, что данный вид речевой деятельности приводит к огромным трудностям у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и при спонтанном становлении не достигает той степени сформированности, которой достигается с помощью целенаправленной и систематической логопедической работы.
С целью выявления уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня был организовано предпроектное исследование. Обследование связного высказывания состояла из таких диагностических исследований как:
пересказ текста;
построение рассказа по сюжетным картинкам;
сочинение рассказа из личного опыта.
Проведенное нами исследование дает возможность сделать вывод о том, что у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня имеются нарушения связного высказывания: невыделение смысловых звеньев, искажения смысла, пропуск огромного числа смысловых звеньев, нераскрытое временных и причинно-следственных отношений, фрагментарное воспроизведение ситуации без установления их взаимоотношений, отсутствие смысловой целостность, краткость и незаконченность рассказа. Перечисленные трудности не дают возможность детям данной категории полноценно усвоить программу дошкольного учреждения, что указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию связной монологической речи у детей 67 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Проект «Занимательная мастерская» по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством аппликации и макетирования включал в себя следующие задачи: формирование умений употреблять простые распространенные предложения; обучение детей самостоятельному высказыванию, отработка умения передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности; обучение умения излагать в логической последовательности содержание картин, составлять короткий рассказ.
Контрольный эксперимент выявил у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, принимающих участие в проекте качественно более высокие показатели по всем критериям связной монологической речи: пересказ текста; построение рассказа по серии сюжетных картинок; сочинение рассказа из личного опыта. Исходя из этого, можно судить об эффективности проекта «Занимательная мастерская» по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством аппликации и макетирования.
Таким образом, полученные положительные результаты эксперимента в процессе разработанного и апробированного проекта «Занимательная мастерская» по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством аппликации и макетирования подтвердили правильность выбранной нами гипотезы. Цель, которая была поставлена нами достигнута. Задачи, поставленные нами в начале работы реализованы.
Арсеньева М.В. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование / Под ред. М.В. Арсеньева и Л.Б. Баряева. М., 2019. № 4. С. 17-26.
Ахмедова Д.Х. Особенности диагностики связных высказываний у дошкольников (6 года жизни) с III уровнем недоразвития речи // Логопедия / Под ред. Д.Х. Ахмедова. М., 2015. № 4. С. 43-46.
Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи / Под ред. Е.А. Баринова. СП.: Акцидент, 2011. 453 с.
Бараева, Е.В. Исследование сформированности связной монологической устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Word Science: problems and innovations: сборник статей победителей V международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 414-417.
Безрукова О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каисса, 2008. 134 с.
Болдырева Д.Л. Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Новейшие тенденции в науке и образовании: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции / Под ред. Д.Л. Болдырева, А.И. Гаврилова, А.Н. Максимова, С.А. Мусихина. М., 2017. С. 95-98.
Бородич А.М. Методика развития речи детей / Под ред. А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2014. 288 с.
Брызгунова Е.А. Русский язык. Энциклопедия // Диалог / Под ред. Е.А. Брызгунова. М.: Советская энциклопедия. 2009. С. 74-75.
Винокур Т.Г. Русский язык. Энциклопедия // Диалог / Под ред. Т.Г. Винокур. М.: Большая Российская энциклопедия.1998. С. 119-120.
Воробьева В.К. Методика развития связной монологической речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: Просвещение. 2011. 234 с.
Воробьева Г.Е. Использование творческих заданий в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР (3 уровень) / Под ред. И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. М., 2011. С. 211-213.
Гелихова К.О. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами триз- технологии // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции / Под ред. К.О. Гелихова. М.: ООО «АР-Консалт», 2017. С. 87-90.
Глотова И.В. Диагностика состояния связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Психология. Педагогика. М., 2010. № 2. С. 74-80.
Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / Под ред. В.П. Глухова. М., 2014. 154 с.
Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольника // Дошкольное воспитание / Под ред. Б.М. Гриншпун. М., 2008. № 8. С. 63-67.
... всего 50 источников