ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ 5
1.1. Характеристика таможенного декларирования товаров в электронной форме 5
1.2. Зарубежная практика применения электронного таможенного декларирования товаров 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ 17
2.1 Анализ практики применения электронного декларирования товаров 17
2.2 Особенности электронной формы декларирования товаров 21
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ 28
3.1 Актуальные проблемы электронной формы таможенного декларирования товаров 28
3.2 Рекомендации по совершенствованию электронной формы таможенного декларирования товаров 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Приложение 1 37
Приложение 2 43
Актуальность темы для данной курсовой работы подчеркивается растущим влиянием электронного документооборота и информационных систем в мировой торговле, особенно в контексте таможенных процессов. Тенденция к широкому использованию электронных документов и обмену информацией создает перспективы для совершенствования работы таможенных служб.
Электронное декларирование представляет собой ключевой инструмент в оптимизации таможенных операций. Этот подход не только ускоряет выпуск товаров и упрощает процессы, но и снижает риски коррупции, обеспечивая заочное взаимодействие декларантов с таможенной службой.
В контексте огромной территории Российской Федерации, электронные технологии становятся ключевым фактором для эффективного таможенного администрирования. Использование электронной цифровой подписи значительно улучшает таможенные технологии, способствуя увеличению товарооборота и снижению расходов на таможенное оформление.
Электронное декларирование также упрощает работу декларантов, уменьшая объем бумажной документации. Эффективность таможенного оформления и контроля увеличивается благодаря своевременному получению в электронной форме документов и информации, что обеспечивает полный контроль и применение таможенного законодательства.
Сокращение времени оформления товаров и улучшение взаимодействия между различными государственными органами через электронный обмен информацией подчеркивают актуальность электронного декларирования для оптимизации таможенных формальностей и предотвращения ошибок в документах.
Однако несмотря на эффективность данной формы электронного декларирования, таможенные органы и участники внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) сталкиваются с различными проблемами, наличие которых требует дальнейшего совершенствования таможенного декларирования товаров в электронной форме.
Целью данной курсовой работы является исследование совершенствования электронной формы таможенного декларирования товаров.
Для реализации поставленной цели в работе будут решены следующие основные задачи:
охарактеризовать таможенное декларирование товаров в электронной форме;
проанализировать зарубежную практику применения электронного таможенного декларирования товаров;
исследовать особенности таможенного декларирования товаров в электронной форме;
проанализировать практику применения электронного декларирования;
выявить актуальные проблемы таможенного декларирования товаров в электронной форме;
разработать рекомендации по совершенствованию таможенного декларирования товаров в электронной форме.
Объектом исследования является электронная форма таможенного декларирования товаров.
Предметом исследования – особенности электронной формы таможенного декларирования товаров.
Важным условием для перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС является их декларирование. Современная задача таможенного декларирования в России заключается в ускорении и упрощении таможенных процедур. Для достижения этой цели была внедрена электронная форма декларирования, проходившая через несколько этапов развития, начиная от затратной системы ЭД-1 до современной ЭД-2.
Основная цель электронного декларирования заключается в том, чтобы весь процесс осуществлялся через электронный документооборот. Декларации, а также сопроводительные и отгрузочные документы подаются в таможенный орган посредством сети Интернет. Анализируя порядок, в котором должностные лица таможенных органов осуществляют данный процесс, можно заключить, что электронное декларирование товаров более оперативно по сравнению с декларированием на бумажном носителе.
Электронное декларирование представляет собой одно из наиболее перспективных направлений совершенствования деятельности таможенных органов. Оно способствует ускорению таможенных операций, связанных с декларированием товаров и транспортных средств, и сокращению времени, затрачиваемого на таможенные формальности.
Несмотря на положительную динамику в развитии электронного декларирования в России, выявлены и проблемные аспекты, среди которых особо выделяется проблема диспетчеризации деклараций. Эта проблема оказывает негативное воздействие как на работу инспекторов в ЦЭДах и ТПФК, так и на участников ВЭД.
Перенаправление деклараций по территории России вызывает перегрузку инспекторов в ЦЭДах, приводит к перегрузке СВХ из-за длительного пребывания на них транспортных средств. Простои транспорта и товаров влекут за собой потерю потенциальной прибыли для участников ВЭД, которые могли бы получить ее при своевременном завершении таможенных процедур.
Для решения этих проблем были предложены следующие меры: внесение четвертого критерия в алгоритм диспетчеризации в случае, если расстояние между ТПФК и ЦЭДом превышает 5 часовых поясов. Этот критерий учитывал бы загруженность ближайших ЦЭД к ТПФК, и декларация направлялась бы в менее загруженные ЦЭДы. Также предложено частично восстановить возможность для участников ВЭД с низким уровнем риска выбирать ЦЭД, учитывая, что они, как правило, предпочитают ближайший ЦЭД для прохождения контроля над своим товаром.
В дополнение к вышеописанным проблемам и предлагаемым решениям важно отметить, что ФТС России активно работает над совершенствованием процесса электронного декларирования, направленного на устранение всех возникающих сложностей. Орган стремится не только реагировать на текущие трудности, но и предпринимает шаги по их предотвращению в будущем. К примеру, в конце 2020 года были подведены итоги Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года, где фактические показатели деятельности таможенной службы России оказались соответствующими запланированным.
На текущий момент ФТС России разработала Стратегию развития таможенной службы до 2030 года, и приступила к ее выполнению. Эта стратегия предусматривает внедрение искусственного интеллекта в таможенную систему, что является значительным шагом вперед в современной цифровой эпохе. Использование искусственного интеллекта позволит автоматизировать и оптимизировать многие процессы, связанные с таможенной деятельностью, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности и устойчивости таможенной системы России..
1. «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18.05.1973 (в ред. 26.06.1999)
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары»)
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары»
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»
6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
7. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»
8. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
9. Приказ ФТС России от 21.08.2007 № 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей»
10. Приказ ФТС России от 24.01.2008 № 52 «О внесении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронном формате для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»
11. Аджахметова Я.Г. Электронное декларирование товаров как основа повышения эффективности ВЭД России//Университетская наука - региону. Материалы VII ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета преподавателей, студентов и молодых ученых. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В Савцовой. - 2019. - С. 540-543.
12. Борзова А.В. Проблемы при предоставлении документов и сведений при декларировании товаров и транспортных средств/Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей по итогам работы десятого международного круглого стола. - 2019. - С. 119-120.
13. Велькин А. В. Совершенствование правового регулирования административной ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование товаров / А. В. Велькин // Таможенное дело. – 2019. – № 4. – С. 22–26
14. Велькин А.В. Актуальные вопросы административной ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование товаров//Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 10 (178). - С. 192-195.
15. Головкова Д.О. Развитие таможенного декларирования товаров//Международный научный студенческий журнал. - 2019. - № 8.- С. 111-116.
16. Каюкова А.А. Электронное декларирование товаров в Российской Федерации//Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 9 (43). - С. 45-47.
17. Малышенко Ю.В. Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Интермедия, 2017. - 326 с.
18. Патров С.Р. Новации законодательства, регламентирующего декларирование товаров//Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - № 3 (30). - С. 594-598.
19. Петрова К.О. Сущность таможенного декларирования и его особенности//Трибуна ученого. - 2020. - № 10. - С. 374-383.
20. Сальников К.А. Об избыточном количестве документов при декларировании товаров//Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2019. - № 3 (71). - С. 24-26.
21. Сальников, К. А. Декларирование товаров и транспортных средств: учебное пособие / К. А. Сальников ; под редакцией М. М. Костина. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2020. — 216 c.
22. Хабурдзания Д.А. Проблемы и перспективы электронного декларирования товаров в ЕАЭС//Инновационные технологии современной научной деятельности: стратегия, задачи, внедрение. сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 176-179.
23. Худжатов М.Б. Актуальные проблемы таможенного декларирования товаров в Российской Федерации//Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2020. - № 4. - С. 17-21.
24. Худжатов М.Б. Совершенствование таможенного декларирования товаров в Российской Федерации//Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации. сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. - 2019. - С. 290-299.
25. Шевякова Ю.А. Электронное декларирование товаров//Актуальные проблемы права. Сборник статей и тезисов докладов научно-практической конференции, посвященной 25-летию Конституции Российской Федерации. Под ред. Королёвой Е.В., 2019. - С. 196-198.
26. Официальный сайт Альта-Софт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://alta.ru/
27. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://customs.ru/