ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы профессиональной ориентации обучающихся7
1.1 Профессиональная ориентация и ее место в развитии образования
советского и постсоветского этапов исторического развития
1.2 Индивидуализация и персонификация образования
1.3 Индивидуальный образовательный маршрут: сущность и структурная
модель
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Методические аспекты организации профориентационной работы обучающихся инженерно-технологических классов
2.1 Диагностика профессиональной ориентации обучающихся
инженерно-технологических классов 29
2.2 Методические рекомендации по организации профориентации в формате
индивидуального образовательного маршрута 35
2.3 Анализ результатов апробации 44
Вывод по 2 главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
Приложение А. Методика ДДО 56
Приложение Б. Методика Л.А. Йовайши 58
Приложение В. Диагностика структуры сигнальных систем 63
Приложение Г. Матрица выбора профессии 67
Приложение Д. Опросник для определения профессиональной готовности. 68
Выбор профессии и пути развития является одним из наиболее важных вопросов для молодого поколения. Сегодня профориентационная работа является важным элементом образовательного процесса. Существуют различные подходы к организации профориентации, которые способствуют определению своих талантов и склонностей, а также выбору профессии, соответствующей интересам и потребностям обучающихся.
Особенно это актуально в условиях развития цифровой экономики, где на первое место вышли «сквозные» технологии, которые национальная технологическая инициатива определяет как «передовые научно-технические отрасли», создающие высокотехнологичные продукты и сервисы и оказывающие значительное влияние на развитие экономики и появление новых рынков [35]. В инженерно-технологической сфере, где высокотехнологичные инновации и быстрое развитие технологий делают знания и умения, которые получают обучающиеся в школах, недо статочными для успешной карьеры. В этом контексте индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) может стать решающим и способствовать профессиональной ориентации обучающихся инженерно-технологических классов.
Организацией профориентации в школах занимаются психологи (если они есть в школе), социальные педагоги или заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию). Однако, не во всех школах имеются данные специалисты, педагог-предметник, в силу ряда объективных причин (большая загруженность, бюрократическая нагрузка и т.п), а также порой отсутствия необходимых профессиональных компетенций оказывается неспособен о существлять такого рода деятельность. В этой связи данная работа приобретает формальный характер. К сожалению, в России нет единых подходов, как помочь подростку в выборе профессии.
Все это может привести к хаотичности факторов при выборе профессии и к огромному проценту ошибочных выборов.
В марте 2023 года Министр просвещения Российской Федерации, Сергей Кравцов, представил новую Единую модель профориентации школьников. Главной целью этой модели является вовлечение всех школьников 6-11 классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, в процесс профориентации. Новая модель предусматривает проведение специальных мероприятий, которые помогут школьникам определиться со своими профессиональными интересами и способностями [16].
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, приоритетами образовательной политики современного государства, отмеченными в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, Федеральных государственных образовательных стандартах, недо статочно сти подготовки школы к решению этих проблем с другой стороны.
В последние годы ученые все больше обращают внимание на проблему организации профессиональной ориентации обучающихся. Некоторые исследователи (Л.Б. Темникова, Л.А. Дорохова, В.А. Солнцева, Е.С Дрожжинина, Т.В. Белова А.А. Волокитин и др.), активно занимаются изучением этой проблемы с точки зрения влияния личностных особенностей на профессиональный выбор, изучения профессиональных интересов и предпочтений школьников.
Несколько исследователей, включая И.Ф. Колонтаевскую, О.Н. Романову, Н.А. Бухтоярову и Е.Н. Козленкову, занимались изучением профессиональной ориентации обучающихся инженерно-технологических классов. Их исследования подчеркивают, что для того, чтобы школьники могли выбрать инженерную профессию, им необходимо иметь цело стное представление о работе инженера и задачах, которые он решает, а также иметь базовые технические знания и соответствующие способности.
Поэтому, профессиональная ориентация в школе должна включать не только информацию о различных инженерных профессиях, но и о том, какие навыки и знания необходимы для их успешной практики. Это может включать в себя различные проекты и задания, которые помогут учащимся понять, какие навыки и знания необходимы для решения конкретных задач.
Вопросы разработки индивидуального образовательного маршрута рассматривались Н.Н. Суртаевой, А.В. Хуторским, М.А. Кунашой, Е.А. Александровой, Л.В. Львовой, О.В. Башариной, С.В. Вершининой, С.В. Мечика, Т.А. Жданко, В.В. Лоренца и другими.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: отсутствие системного подхода к профессиональной ориентации обучающихся в инженерной сфере и необходимость разработки методических приемов, позволяющей решать данную проблему на всех уровнях образовательной системы.
Для решения этой проблемы ученые предлагают различные подходы, включая организацию профориентационных мероприятий, использование современных информационных технологий, привлечение инженеров для проведения лекций и мастер-классов. Кроме того, важно обратить внимание на то, что профессиональная ориентация должна начинаться еще на ступени начального образования. Для этого необходимо включать в учебные программы элементы, которые помогут обучающимся понять некоторые особенности инженерной деятельности и какие возможности открываются перед ними в этой области.
Цель исследования: разработать и апробировать методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов с использованием индивидуального образовательного маршрута.
Объект исследования: профессиональная ориентация обучающихся инженерно-технологических классов.
Предмет исследования: индивидуальный образовательный маршрут как средство профессиональной ориентации обучающихся
инженерно-технологических классов....
Целью проведенного исследования была разработка и апробация индивидуального образовательного маршрута для профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов.
Были получены следующие результаты и выводы:
1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы описано место профессиональной ориентации в развитии образования советского и постсоветского этапов исторического развития;
2) выявлена специфика индивидуального образовательного маршрута и возможности его использования в профессиональной ориентации;
3) разработано методическое обеспечение организации профориентационной работы с использованием ИОМ и ресурсов школьного курса математики;
4) проведена апробация, описаны ее результаты.
Профориентация - это процесс помощи людям в выборе профессии, соответствующей их интересам, способностям и потребностям. Сегодня профориентация является важной частью образовательной системы. В современном мире существует множество программ и методов профориентационной работы, которые помогают обучающимся и выпускникам школ определить свои профессиональные интересы и способности. Некоторые считают, что профориентация - это лишь формальность и необходимость только для тех, кто не знает, чем заниматься в жизни. Однако, правильно выбранная профессия может стать ключом к успешной карьере и удовлетворенной жизни.
Таким образом, профориентация является важной частью образовательной системы, которая помогает обучающимся определить свои профессиональные интересы и способности. Не смотря на проблемы, существующие в этой области, профориентационная работа продолжает развиваться и улучшаться, чтобы помочь молодым людям выбрать профессию, которая будет соответствовать их потребностям и желаниям.
Так же, важно отметить, что индивидуальный образовательный маршрут может быть очень полезным инструментом для обучающихся, так как позволяет им выбирать свои предметы и курсы в соответствии с их интересами и потребностями. Более того, индивидуальный подход к обучению может помочь ученикам лучше понимать свои сильные и слабые стороны, что в свою очередь может помочь им определить свои профессиональные цели и задачи.
В результате апробации было выявлено, что индивидуальные образовательные маршруты могут быть очень эффективными в повышении мотивации учеников и улучшении их успеваемости. Кроме того, было отмечено, что индивидуальные маршруты позволяют ученикам лучше понимать свои цели и задачи, что в свою очередь может помочь им определить свою будущую профессию.
В заключение, можно сказать, что индивидуальный подход к обучению может помочь ученикам лучше понимать свои потребности и цели, что в свою очередь может помочь им определить свою будущую профессию и достичь успеха в своей карьере.
1) Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Александрова. - Тюмень, 2006. - 33 с.
2) Амирова, К. С. Дополнительное образование как вариант индивидуализации образования ребенка / К. С. Амирова // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: позиция тьютора в современном образовании: Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции (XXVII Всероссийской научно-практической конференции), Москва, 26-27 октября 2022 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «ДПК Пресс», 2022.-С. 104-109.
3) Атаманская Г.А. Индивидуализация дифференциация математической подготовки обучающихся 7 классов кадетских корпусов. Красноярск, 2016.-113 с.
4) Берсенева О. В., Багачук А. В. Развитие профессиональных компетенций
педагогов инженерно-технологического образования школьников на основе индивидуальных образовательных маршрутов // Перспективы науки и образования. 2022. No 5 (59). С. 657-672.doi:
10.32744/pse.2022.5.39
5) Билет в будущее: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://bvbinfo.ru/ (дата обращения 23.12.2022).
6) Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута: методическое пособие / Н.А. Будаева. -Усть-кут: МОУ ДОД ДЮЦ УКМО, 2015.
7) Васильева О.Н., Коновалова Н. В. Инженерные классы как инструмент профессиональной навигации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 12. С. 136-143.
8) Васильева О.Ю. В России стартовала реализация масштабных профориентационных проектов для детей и молодёжи / Васильева О. Ю. [Электронный ресурс] // Минпросвещения России : [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/press/932/v-rossii-startovala-realizaciya-masshtabnyh-profo rientacionnyh-proektov-dlya-detey-i-molodezhi/ (дата обращения: 21.03.2023).
9) Вершинина, С. В. Особенности реализации образовательной программы с использованием ИОМ при подготовке будущих учителей математики и информатики / С. В. Вершинина, С. В. Мечик // Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе: от науки к практике. К 80-летию со дня рождения В.А. Гусева : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Москва, 18-19 ноября 2022 года / Под редакцией М.В. Егуповой. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. С. 200-204.
10) Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с. (с. 13-17)
11) Ерохина Е. Нужны ли индивидуальные образовательные траектории в
массовой школе? Мнения экспертов / Ерохина Е. [Электронный ресурс] // Skillbox : [сайт]. URL:
https://skillbox.ru/media/education/nuzhny li individualnye obrazovatelnye traektorii v massovoy shkole mneniya ekspertov/ (дата обращения:
01.03.2023).
12) Жданко Т.А., Живокоренцева Т.В., Чупрова О.Ф. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) студентов в вузе [Текст] / Т.А. Жданко, Т.В. Живокоренцева, О.Ф. Чупрова // Magister Dixit. — 2014. — № 1(13). — С. 140-146.
13) Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - К. : Рад. Шк., 1997. - 216 с.
14) Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб.пособ.для высшей школы.-М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с. (с. 138 - 144)
15) Казакина М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: Учеб. пособие. — Л.: ЛГПИ, 1989. — 83 с.; Макаренко А. С. Трудовое воспитание. — М.: Просвещение, 1964. —242...37