Только Word
Введение 3
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Познавательная активность учащихся и основы ее
формирования 6
1.2 Современные технологии и методы повышения
познавательной активности учащихся 10
1.3 Сравнение целей традиционного и интерактивного обучения 21
ГЛАВА 2.ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
23
2.1 Организация исследования
24
2.2 Интерактивные методы повышения познавательной
активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 33
3.1 Анализ первоначальных результатов исследования 33
3.2 Анализ повторных результатов исследования 34
3.3 Сравнительный анализ результатов исследования 35
Выводы 39
Заключение 40
Источники используемой литературы 42
Приложение
Актуальность изменения в практике отечественного образования, произошедшие в последние годы, затронули все уровни школьного дела. Подход к обучению в настоящее время должен быть ориентирован на внедрение новизны
и новаторства в учебный процесс, обусловленный особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в формировании общественно полезных знаний у учащихся, убеждений, черт и качеств характера. Обучение в школе должно основываться на принципах личностноориентированного обучения, индивидуального подхода и субъективности в обучении.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
• формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
• развивали, прежде всего, универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
• сформировывали не просто навыки, а компетенции, то есть навыки, непосредственно связанные с опытом их применения на практике;
• были бы приоритет направлены на развитие познавательного приоритета учащихся.
Учителю нужно не только рассказать и показать все в доступной форме, но и научить ученика думать, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения: деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, а также различные интерактивные методы. Современное школьное руководство рассматривает в качестве одной из своих задач
повышение эффективности воспитательной работы в каждой единице времени. Его основными составляющими являются повышение системности
в обучении, повышение мотивации, информативности содержания образования, использование современных методов обучения, активных методов обучения, интенсификация темпа учебной деятельности, развитие рефлексивных навыков работы, использование компьютеров и других современных информационных технологий обучения. Использование интерактивной модели обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника образовательного процесса или какой-либо идеи. Она учит гуманному, демократичному подходу к модели.
Мы предполагаем, что важнейшим условием реализации
интерактивного обучения на практике является личное участие преподавателя, его непосредственное участие в различных формах интерактивного обучения. Интерактивный подход фокусируется на самом процессе общения и учебной ситуации в классе. Этот вывод согласуется с утверждением, что взаимодействие (интеракция) опосредуется коммуникацией. Через общение люди могут взаимодействовать, а не наоборот. Взаимодействие, интеракция - это коллективная деятельность, которую мы рассматриваем
не с содержательной или продуктовой стороны, а с точки зрения ее социальной организации. Общение можно рассматривать как двустороннее явление: по содержанию - это коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, по форме - это поведенческий аспект, реализуемый в процессе взаимодействия (интеракции), то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу.
Таким образом, используя интерактивный подход к обучению основам безопасности жизнедеятельности, можно оптимизировать процесс овладения 4
навыками безопасности жизнедеятельности и сделать его более эффективным в общеобразовательной школе.
Цель: повышение познавательной активности на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Объект исследования: образовательный процесс по основам
безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: интерактивные методы обучения.
Гипотеза: мы предполагаем, что применение интерактивных методов обучения, позволит повысить уровень познавательной активности обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
• изучить имеющуюся литературу и интернет-ресурсы по данной теме;
• выявить эффективность интерактивных методов обучения
в целях повышения познавательной активности обучающихся;
• проанализировать результаты исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Гимназия №2 города Заозерного Красноярского края, 9 класс.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, основной из которых является развитие коммуникативных навыков, помогает установить эмоциональные контакты между обучающимися, обеспечивает учебную задачу, поскольку учит работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей.
Использование интерактивных форм в учебном процессе, как показывает практика, снимает нервную нагрузку у обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на ключевые вопросы темы занятий. Интерактивные методы основаны на интерактивных упражнениях и заданиях, которые выполняют обучающиеся. Главное отличие интерактивных упражнений от заданий состоит в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на овладение новым.
Конечно, сколько бы мы ни говорили о положительных сторонах внедрения интерактивных методов обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности, есть, с другой стороны, и отрицательные. Например, проведение занятий в интерактивной форме обучения требует огромного количества времени на подготовку к занятиям. Учителям, которые много лет работают в школе по традиционным методикам, будет чуждо внедрение новых технологий. Если придерживаться ценностей традиционного образования, то, конечно, важен объем информации на занятиях, а с точки зрения интерактивного обучения более ценно другое - как знания были получены обучающимися, как они их применяют.
В МБОУ Гимназия №2 города Заозерного Красноярского края нами была проведена исследовательская работа по повышению познавательной активности обучающихся 9-х классов по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивных методов. На констатирующем этапе р аботы было установлено, что в экспериментальной группе преобладают н изкий и средний уровни познавательной активности по изучаемому предмету. Полученные результаты привели к разработке формирующего этапа исследовательской работы и реализации комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использование интерактивных методов, направленных на повышение познавательной активности обучающихся, с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Повторный мониторинг на контрольном этапе исследовательской работы и анализ полученных результатов показали эффективность реализации разработанного нами комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивных методов.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, предложенная гипотеза доказана. Можно сделать вывод, что разработанный и реализуемый нами комплекс уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием интерактивных методов, направленных на повышение познавательной активности обучающихся, является эффективным и практически значимым.
1. Амонашвили Ш.А.: основы гуманной педагогики. Разговор с сердцем. Москва: Свет, 2017. 432 с.
2. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. Москва: Просвещение, 2013. 587c.
3. Анисимов В.В.: формы обучения и организации учебного процесса в школе. Москва: Просвещение, 2014. 574с.
4. Антюхин Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. 2015. №9. С. 40-42.
5. Андронова О.В. Формирование познавательной активности
учащихся как условие развития личности, способной к самопознанию и самореализации [Электронный ресурс ] // Инфоурок: ведущий
образовательный портал. URL: https://infourok. ru/ (дата обращения: 15.11.2020г.)
6. Байбородова, Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. Москва: ВЛАДОС, 2013. 272с.
7. Бабанский, Ю.К.: выбор методов обучения в средней школе. Москва: Просвещение, 2010. 410с.
8. Боева А.Ю., Чуева М.Ю. Назначение информационных и смарт-
технологий в образовании и их влияние на коммуникативные характеристики личности [Электронный ресурс ] // Научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL: https: //cyberleninka.ru/article
/n/naznachenieinformatsionnyh -i-smart-tehnologiy -v-obrazovanii -i-ih-vliyanie- nakommunikativnye -harakteristiki -lichnosti /viewer (дата обращения: 18.11.2020г.)
9. Бондин В.И.: безопасность жизнедеятельности. Ростов -на-Дону: Феникс, 2013. 352 с.
10. Баш, Л.М.: современный словарь иностранных слов:
Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. 2-e изд.
Москва: Цитадель, 2001. 928с.
11. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Л.А.Михайлов, В.М.Губанов, В. П.Соломин и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. 4-е изд., Москва: Издательский центр «Академия »», 2012. 272 с.
12. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Л.А. Михайлов [др.].2-е изд., Санкт-Петербург: Питер,2012. 461с.
13. Вишняков, Я.Д.: безопасность жизнедеятельности. Теория и практика 4- е изд., перераб. и доп. Люберцы: Юрайт, 2015. 543 c.
14. Воронкова, О.Б.: информационные технологии в образовании. Интерактивные методы. Москва: Феникс, 2010. 314 c.
15. Гафнер В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований: учеб. пособие / ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. 200 с....41