Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у учащихся средних классов посредством современных технологий обучения иностранному
языку 7
1.1 Реализация компетентностного подхода в современной школе: цели
образования на среднем этапе обучения 7
1.2 Психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку на
среднем этапе обучения 13
1.3 Развитие коммуникативных навыков в процессе изучения иностранного
языка 16
1.4 Современные технологии обучения и их особенности. Общая
характеристика понятия
«технология» 20
1.4.1 Технология проектного обучения 29
1.4.2 Коммуникативная технология обучения «Дебаты» 33
1.4.3 Технология обучения на примере проблемных ситуация 40
1.4.4 Технология развития критического мышления 49
ГЛАВА 2. Практическое применение современных технологий в процессе формирования коммуникативных навыков у учащихся на среднем этапе обучения иностранному
языку 54
2.1 Методические условия формирования коммуникативных навыков у
учащихся 9 класса 54
2.2 Методическая разработка с применением технологии критического
мышления с выходом на проект 57
2.3 Методическая разработка с применением технологии
«Дебаты» 61
2.4 Методическая разработка с применением технологии обучения на примере
проблемных ситуаций 64
Заключение 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Согласно современным требованиям к образованию, отраженным в нормативных государственных документах, одной из главных целей современного образования является формирование разносторонне развитой личности, способной к саморазвитию, самообразованию и самореализации. То есть, формирование личности способной реализовать свой творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества, самостоятельно добывать информацию из различных источников, критично воспринимать её и делать обоснованные выводы, определять и аргументированно отстаивать свою позицию в обществе, готовой принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Данная цель может быть достигнута вследствие формирования у обучающихся ключевых компетенций личности в процессе обучения, в том числе на занятиях иностранного
языка.
Исходя из вышесказанного, объективной потребностью современного образовательного учреждения является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, проверки разных стратегий обучения. В том числе становится необходимым уход от традиционной организации ученого процесса и внедрение современных технологий обучения, которые соответствовали бы современным требованиям, предъявляемым к предмету «Иностранный язык». Примером таких технологий является организация учебного занятия по принципу обучения в сотрудничестве, внедрение в процесс обучения метода проблемных ситуаций (кейс-метода) с выходом на проектную деятельность обучающихся.
Образовательные стандарты нового поколения ставят во главу угла принцип компетентностного подхода к обучению. На практике это означает, что обучающиеся должны не просто овладеть знаниями, умениями и навыками, а стать компетентными участниками мирового социума, быть готовыми к эффективному взаимодействию в социальной и деловой сферах.
Особого внимания заслуживает проблема развития коммуникативных способностей школьников на протяжении длительного периода в процессе изучения иностранного языка. Современные принципы коммуникативного обучения английского языка требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении».
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время развитие коммуникативных навыков является одной из важнейших задач преподавания иностранных языков. В условиях современности обучение иностранному языку подразумевает формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межкультурное и межличностное общение с носителями языка.
Объектом данного исследования являются современные технологии обучения иностранному языку на среднем этапе обучения.
Предметом данного исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у учащихся средних классов на занятиях иностранного языка посредством использования современных технологий обучения.
Цель исследования - изучить современные коммуникативные технологии обучения как средства формирования коммуникативных навыков и разработать методические рекомендации их практического применения в 9 классе.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
• изучить научно-методическую литературу по внедрению современных технологий в процесс обучения иностранному языку;
• рассмотреть основные психологические особенности обучения иностранному языку на среднем этапе обучения;
• раскрыть сущность коммуникативных навыков, формируемых в процессе обучения;
• проанализировать современные технологии обучения оптимальные для развития коммуникативных навыков;
• разработать методические рекомендации с применением современных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Методологической базой исследования являются труды таких ученых, как: П.К. Бабинская, А.Г. Бермус, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, М.П. Горчакова-Сибирская, В. В. Гузеев.
Методической базой исследования являются: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов; эмпирические метод - беседа.
Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика, определены цели и задачи. В первой главе определяются теоретические основы формирования коммуникативных навыков у учащихся средних классов посредством современных технологий обучения иностранному языку; представлены современные технологии обучения и их особенности; Во второй главе изучены методические условия применения современных технологий как способа развития речевых навыков учащихся на занятиях иностранного языка в 9 классе; разработаны методические рекомендации. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
Формирование коммуникативных навыков учащихся является одной из важнейших целей современного обучения, исходя из которой, и должен строиться весь учебный процесс на любом этапе, начиная младшим, заканчивая старшим. Обучение иностранному языку не является исключением.
Проблема организации учебных занятий по иностранному языку в школе, способствующих достижению данной цели является актуальной на сегодняшний день, так как традиционные формы работы более не справляются с данной задачей и направленны лишь на формирование у обучающихся определенных знаний, умений и навыков, что тоже является не маловажным, но не способствует развитию критического мышления, стремления у обучающихся к преодолению трудностей, умению аргументированно отстаивать собственные позиции, преодолению речевых барьеров, основанных на не владении этикой общения или нежеланием слышать кого-то, кроме себя. Более того, современное образование должно пробуждать у обучающихся стремление к самостоятельному познанию нового, ранее неизвестного, а не только готовность к получению необходимой информации из уст преподавателя.
В результате работы был сделаны выводы:
1) Традиционные методы организации учебного процесса не реализуют в полной мере развитие всех ключевых компетенций обучающихся, так как направленны лишь на устойчивое формирование знаний умений и навыков, способствующих лишь частичному развитию таких ключевых компетенций как, ценностно-смысловая, учебно-познавательная коммуникативная и социокультурная компетенции.
2) Внедрение таких современных технологий обучения, как технология критического мышления способствует развитию ценностно-смысловой компетенции, за счет развития у обучающихся владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций и принципов, умения принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок. Технология обучения по методу проблемных ситуаций и проектному методу позволяет формировать умение ставить цель и организовывать ее достижение, пояснить ее значимость, умение грамотно задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, что способствует формированию учебнопознавательной компетенции. Более того, в процессе групповой работы обучающиеся учатся слушать и воспринимать мнение другого оппонента, аргументированно соглашаться или не соглашаться, вести дискуссию в дружественной атмосфере, соблюдая этику общения. Что ведет к формированию коммуникативной и социокультурной компетенции.
3) Для организации учебного процесса на занятиях иностранного языка с помощью современных технологий обучения, необходимо разработать методически правильно подобранный комплекс упражнений, ориентированный не только на формирование новых знаний, умений и навыков, но и затрагивающий эмоциональную сферу обучающегося и способствующий развитию его познавательной деятельности.
1) Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (редакция от
31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, 01.01.2011 г. - №19644
3) Авдиевская В.В., Козырева Г.Г. Методические рекомендации к выпускной квалификационной работе. - Красноярск: Министерство образования и науки РФ КГОУСПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2006. - с. 65.
4) Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков (английский). - Мн.: ТетраСистемс, 2003. - с. 7-12.
5) Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // интернет-журнал «Эйдос» - 2005
6) Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
7) Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. - М., 2000.
8) Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения - М, 2004
9) Горшкова В. В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности// Горшкова В. В.— Вл-к, 1999 г.— стр. 83—85.
10) Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. - СПб. 1999
11) Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - Москва: Чистые пруды, 2007
12) Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии // под редакцией Г.Н. Прозументовой - Томск, 2003
13) Иностранные языки в школе // Новый миллениум: роль и место иностранного языка в поликультурном социуме. Синагатуллин И. М. - М: Московский городской педагогический университет. - №1, 2002. - с. 32-37
14) Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
15) Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989.- 75 с....35