ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Вхождение географии в школьное образование 6
1.1 История накопления географических знаний 6
1.2 Я.А. Коменский- родоначальник методики обучения географии 28
ГЛАВА 2 История развития школьной географии в России 30
2.1. Начальный период преподавания географии 30
2.2. Петровский период 33
2.3. Ломоносовский период 35
2.4. Состояние школьной географии в XVIII-XIX в 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Для развития современной теории методики обучения географии и для практики массовой школы и других общеобразовательных учреждений знание истории науки необходимо. Анализ истории развития науки приводит к восстановлению важных, но забытых её открытий, и ставит их на службу решения современных задач в образовании. Не оценив достижений прошлого, нельзя сознательно и успешно двигаться вперед. Этим можно объяснить тот факт, что по мере развития научных отраслей знаний формируется и создается история развития этих знаний. Имеется ряд исследований по вопросам развития методики географии, как отрасли научного знания, которая к настоящему времени имела определенные достижения и получила большое практическое признание. Это знание помогает понять общественную роль географии как учебного предмета, его место в учебных планах разных типов школ, успешно решать современные задачи как теоретического, так и практического характера.
Какие же факторы повлияли на развитие методики обучения географии? Развитие школьной географии и методики ее преподавания отражает, во- первых, реальное состояние системы образования и педагогической теории, во- вторых, основные достижения географической и психолого-педагогической наук, в-третьих, систему доминирующих в обществе ценностей и приоритетов, и в целом обусловлена социально-экономическими и общественнополитическими потребностями и условиями данного общества. Известно, что та или иная наука в любом обществе всегда развивается исходя из социальных потребностей и интересов. Причем, практические интересы общества часто опережают интересы теоретического характера.
Прежде всего, это состояние, уровень развития общества и системы образования в нем как особой сферы человеческой деятельности. Общество предъявляет современной школе социальный заказ-воспитание и образование подрастающего поколения, которое должно обладать определенными качествами. В наше время общество ставит цель подготовить школьников к жизни, в которой каждый мог бы проявить свои лучшие качества для достижения успеха, мог бы определить цели своей деятельности и достигать положительных результатов, при этом грамотно вести себя как в природе, так и в обществе.
Уровень развития базовой науки оказывает влияние на направление и характер исследований в методике. Становление географии как науки отражается в содержании школьной географии и методике её преподавания. А чтобы понимать теорию развития методики преподавания географии необходимо знать историю развития школьной географии.
В области предметной направленности развития географии особое внимание сосредотачивается не только на пространственной морфологии (страны, зоны, районы) и внешних факторах, обуславливающих их пространственную неоднородность, но и на рассмотрении процессов в этой морфологической неоднородности и изменении их во времени. Ведущей установкой этой эпохи становится пространственно-комплексная установка, связанная с подходом к изучению объектов земной реальности как комплексов, у которых важнейшими свойствами являются взаимосвязи и отношения между элементами. Эта установка определила формирование представлений об общегеографических объектах: учение о географической оболочке, о природно-территориальном и территориально-производственном комплексах, об экономическом районе.
В изменении вектора развития приоритетов зарубежной и советской географии зарубежные географы рассматривали проблемы общества и природы как общую часть пространственных отношений, центром которых был человек, его активная деятельность и среда жизни. Поэтому ведущими законами были-социально- экономические. В противовес природоведческой географии начинает быстро развиваться социальная география. В советской же школе ведущим направлением остается природоведческая география, в значительной степени связанная с запросами производства на обеспечение ресурсами. В общественной географии преобладала экономическая (хозяйственная) география, связанная с освоением малообжитых территорий.
Изменяются приоритеты прикладных исследований. Пространственнокомплексная концепция сыграла роль в решении пространственноморфологических задач - природной и сельскохозяйственной зональности, экономическом районировании, а также в оценке природных условий освоения слабо обжитых территорий и территориальной организации производства, размещении предприятий, территориально-производственных комплексов. Отмечались тенденции идеологизации географических работ. С одной стороны, они влияли на развитие ошибочных методологических позиций и «националистических мотивов». Ярко это проявилось в предвоенной Германии и связано было с идеей «национального ландшафта» (культурные ландшафты Германии формируют особый «немецкий дух»), «жизненного пространства», праве господства арийской расы над другими. Этот круг идей фактически взлелеял геополитику и предопределил во многом развязывание второй мировой войны. С другой стороны, идеологизация географии способствовала разделению ее на два лагеря - социалистический и капиталистический (буржуазный), что сказалось на торможении идей теоретической географии, особенно в школе советских географов. Идеологизация общественной жизни способствовала разделению географии на систему природоведческих (физическая география) и общественных (экономическая география) наук, которым были присущи свои законы развития.
Идет процесс становления географии как сферы особой профессиональной деятельности, когда в экспедиционных работах активное участие уже принимали профессионалы-географы, а не представители естественных наук. Организаторами экспедиционных работ часто выступали специализированные научно-исследовательские институты (Институт географии АН СССР, Институт британских географов). Одновременно шло становление и массовой профессии, связанной с ростом числа кафедр географии, факультетов и специализированных ВУЗов, отраслевых курсов, изданием специализированных учебных пособий для высшей и средней школы. В СССР была введена защита докторской диссертации. Продолжался процесс формирования национальных школ: Р.Хартшортна,
Л.С.Берга, Б.Б.Полынова, А.А.Григорьева и др., а также интернационализации географии. Проводились международные географические конгрессы, состоялся первый международный полярный год, был организован Международный географический союз, издавались переводные публикации, происходил обмен профессурой разных стран.
Школьная география, изучающая природные явления и человека (с его хозяйственной и политической деятельностью) в их размещении и взаимодействии, «расширяет кругозор учащихся, дает им научное материалистическое объяснение явлений природы и общественной жизни. Кроме того, география дает навыки, применимые в различных областях практической деятельности.
Следует добавить, что география оказывает очень большое влияние на развитие умственных способностей учащихся. «Стараясь объяснить происхождение, развитие и значение сложных комплексов, география развивает высшие логические способности даже в большей степени, чем многие узкие специальные науки» (В.П. Буданов).
Рассматривая исторические периоды становления географии как науки, мы видим, что география основана на реальных фактах. Такая география приучает учащихся пристально всматриваться в природные явления, в обстановку хозяйственной и политической деятельности людей и в саму деятельность, воспитывая наблюдательность. Исследуя причины и следствия, прибегая к широким обобщениям и сравнениям, география приучает к правильному мышлению, к обобщениям, умозаключениям и сравнениям. Правильно поставленное преподавание географии способствует выработке у учащихся правильного мировоззрения.
Научить учащихся географически мыслить- значит научить мыслить конкретно, рассматривать вещи и явления во взаимной связи, а не оторвано одно от другого, видеть единство разнообразных процессов.
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийнотерминологический словарь. - М.: Мысль, 1983.
2. Анучин В.А. Основы природопользования - М.: Мысль, 1978.
3. Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. - М.: География, 1956.
4. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, - М.: 1961
5. Буданов В.П. Методика преподавания физической географии. Пособие для учителей средней школы.-М.: Учпедгиз, 1947.
6. Вернадский В.И. Биохимические очерки. - М.: М.-Л., 1940.
7. Географический энциклопедический словарь, главный редактор А. Ф. Трешников, Москва, «Советская энциклопедия», 1989 г.
8. Даринский А.В. Методика преподавания географии.- М.: Просвещение, 1975, с. 7-21.
9. Даринский А.В. Так начинались исследования по методике географии// География в школе, 2000, № 1, с. 45.
10. Дик Н.Е. Ломоносовский период в развитии русской географии.-М.: Мысль,1976.
11. Душина И.В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии: Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. - М.,1996, с. 30-39.
12. Душина И.В., Пятунин Б.В.,Таможняя Е.А. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов педагогических институтов и университетов.-М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2002, с. 26-35.
13. Иофа Л.Е. Современники Ломоносова И.К. Кирилов и В.Н. Татищев.- М, 1949.
14. Калесник С.В. Общие географические закономерности. - М.: Наука, 1970.
15. Колпачев О.Ю. Становление и развитие географии в школе дореволюционной России// География в школе, 2004, № 1, с. 43....30