ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В МОСКОВСКО МЕГАПОЛИСЕ 9
1.1. Сущность и содержание понятия досуг 9
1.2 Культурный досуг как объект социологического анализа 22
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В МОСКОВСКОМ МЕГАПОЛИСЕ 38
2.1. Практики культурного досуга в среде московской студенческой молодежи 38
2.2 Репрезентация форм культурного досуга в социальных сетях (на основе мониторинга сообщества «Студенты Москвы» в социальной сети «Вконтакте») 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЯ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность исследования. Возможность провести свой досуг так, как хочется, – одна из важнейших потребностей молодежи и критерий удовлетворения своей жизнью. Повседневное общение и досуговые предпочтения, как показал анализ практики, стали чуть ли не основными характеристиками избираемого молодыми людьми стиля жизни, вошли в число главных показателей их самоидентификации с определенной социальной группой или средой. Согласно данным опроса, молодые люди предпочитают в свободное время встречаться с друзьями, смотреть телевизионные передачи, прослушивать музыкальные записи или смотреть видеофильмы, заниматься физической культурой и спортом. Лишь небольшая часть молодых людей старается как можно чаще посещать учреждения культуры, имеющиеся в городе.
Молодые люди большое внимание уделяют: развлекательным передачам; музыкальным; просмотру отечественных и зарубежных фильмов, соответственно.
Значимое место молодежь отводит интернету. Большая часть респондентов обращается к Интернету с целью получения информации, чтобы занять свободное время и в целях развлечения.
Важное место в жизни молодежи занимает чтение книг. Молодежь предпочитает читать детективы, исторические романы, приключения, фантастику, классическую литературу. Меньшим спросом пользуется религиозная литература, поэзия.
В целом, культурный досуг играет очень большую роль в жизни каждого человека, особенно в жизни молодых людей. Именно в этом возрасте в большей степени происходит усвоение норм, ценностей, и именно культурный досуг оказывает своё непосредственное влияние на данный процесс, поскольку происходит не только рекреационно-восстановительные процессы, которые необходимы для снятия физического и психологического напряжения, но и приобщение к различным элементам культурны, таким как: музеи, выставки, кино, классическая литература и музыка и т.д., которые в свою очередь формируют основные культурные черты личности. В настоящее время досугово-культурные заведения находятся почти в каждом городе, особенно в мегаполисах их огромное количество. В связи в этим существуют и продолжают разрабатываться различные государственные программы, способствующие улучшению качества проведения культурного досуга, а также льготы и скидки, которые позволяют посетить то или иное культурное заведение по маленькой цене или вовсе бесплатно. Сюда можно отнести, например, Государственную программу города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы», которая подразумевает: «развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению, книжной продукции, печатных изданий, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев; создание условий организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства; развитие разнообразных видов культурных, досуговых, оздоровительных, услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей; увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов» , а так же Приказ Департамента культуры города Москвы №16 от 13.01.17г. «Об обеспечении бесплатного входа в подведомственные Департаменту культуры города Москвы музеи и выставочные залы в 2017 году», позволяющий всем категориям граждан в третье воскресенье каждого месяца посещать музеи и выставочные залы бесплатно .
Степень научной разработанности проблемы. Изучение досуга на Западе началось после Второй мировой войны, с началом научно-технической революции. Различные обстоятельства привела к созданию в научном социологическом сообществе идеи «общества досуга» («цивилизации досуга», «эпохи досуга»). Сторонников идеи «общества досуга» можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся авторы, убежденные, что «общество досуга» есть общество на современном им этапе (Ж. Дюмазедье, Р. Ли, М. Каплан, К. Робертс), ко второй – авторы, полагавшие, что общество досуга – неизбежное (Ж. Фурастье, Д. Габор) или возможное (К. Робертс) будущее человечества. Основными скептиками наступления «общества досуга» являются американские социологи Дж. Келли, Г. Бурк, С. Де Гразия, Т. Кандо.
Основоположником структурно-функционального подхода выступает Т. Парсонс, который рассматривал общество как систему, где все части взаимосвязаны и зависимы друг от друга, и все процессы направлены на сохранение и поддержание её целостности. Такого мнения придерживались и более поздние ученые структурного фукнционализма – Э. Гросс и С. Паркер.
Следующим подходом, который занимается изучением досуга, выступает символический интеракционизм. В данном подходе интересны идеи Дж. Р. Келли, И. Гофмана и Шоу.
К. Маркс, как основоположник марксистского подхода, не сосредотачивал своё внимание на изучении досуговой деятельности, однако он отмечал высокую степень важности свободного времени в жизни всех индивидов.
В рамках неомарксистского подхода, опираясь на идеи К. Маркса, начинается изучение досуговой деятельности индивида Дж. Кларком и Ч. Критчером, С. Холлом.
Теоретики франкфуртской школы в лице М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромма, Л. Ловенталя, основная идея которых заключалась в том, что выбор проведения досуга индивидом складывается из того, что предлагается производителями массовой культуры.
В истории отечественной социологии важность вопросов определения понятия «досуг» была осмыслена в 1960-70-е гг. XX века. Его изучением занимались такие ученые как: Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина, которые определяют досуг определяется как синоним свободного времени, Г.И. Минц, который считает, что досуг является лишь частью свободного времени, А.П. Владимирова, автор социологического словаря А.И. Кравченко определяет досуг как часть свободного времени, являющееся частью внерабочего времени и которой располагает сам человек.
В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов дают следующее определение свободного времени - это «такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга... для свободной деятельности и развития».
Также вопросом досуга занимались Г. Орлов, Л.И. Михайлова, А.С. Пашков, А.Д. Гордон и Э.В. Клопов.
Основное противоречие заключается в том, что несмотря на наличие в городе множества культурных заведений, государственных программ, позволяющих более качественно проводить свой культурный досуг, молодежь больше нацелена на проведение развлекательного и информационного досуга, то есть это просмотр телевизора, проведение времени за компьютерными играми, общаясь в социальных сетях и встречи с друзьями. Об этом говорят различные социологические исследования, например, исследование ФОМа «Опрос молодежи: досуговые и интернет-практики». Это исследование подтверждает, что больше половины молодых людей отмечают, что чаще всего смотрят телевизор, слушают музыку, смотрят фильмы, которые не несут никакой смысловой нагрузки, ходят в гости и проводят время за Интернетом, которое не направлено на саморазвитие.
Объект исследования: культурный досуг как часть досуговых практик человека.
Предмет исследования: культурный досуг студенческой молодежи в московском мегаполисе.
Цель исследования: на основе социологического анализа культурного досуга студенческой молодежи выявить практики проведения культурного досуга московскими студентами.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия досуг.
2. Рассмотреть культурный досуг как объект социологического анализа.
3. Определить место и роль культурного досуга в среде московской студенческой молодежи.
4. Выявить репрезентирующие признаки культурного досуга в социальных сетях (на основе мониторинга сообщества «Студенты Москвы» в социальной сети «Вконтакте»).
Теоретико-методологическая основа исследования. Выбор методологии обусловлен поставленной целью и рядом намеченных задач. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии.
Эмпирическая база исследования:
1. Данные результатов исследования, проведенного методом анкетного опроса, направленного на выявление культурно-досуговых практик студенческой молодежи. В рамках исследования было опрошено 300 студентов Московских ВУЗов.
2. Результаты исследования, проведенного методом мониторинга сообщества «Студенты Москвы» в социальной сети «Вконтакте», которая позволяет изучить какие новости в сфере досуга смотрит студенческая молодежь и на какие культурные мероприятия откликается.
3. Результаты анализа фотографий, репрезентирующих проведение культурного досуга студенческой молодежи.
Информационной базой исследования послужили:
- Данные федеральных и региональных органов статистики;
- Нормативные документы и нормативные акты органов самоуправления закрытого административно-территориального образования г. Мирный;
- Вторичный анализ материалов исследований российских и зарубежных социологов, публикаций периодических изданий, материалов международных, всероссийских и региональных конференций по изучаемой проблематике.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена актуальностью социологического анализа культурного досуга студенческой молодежи в московском мегаполисе. Полученные в результате данного исследования выводы позволяют расширить знания об особенностях проведения культурного досуга московскими студентами.
Материалы данного дипломного исследовательского проекта в дальнейшем могут использоваться для инновирования учебных курсов по дисциплинам «социология», «социология личности», «социология культуры», «социология духовной жизни», а также в качестве методической основы для изучения досуга.
Структура работы определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов (два параграфа в первой главе, два параграфа во второй главе), заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является выявить практики проведения культурного досуга московскими студентами.
В данной работе рассматриваются сущность и содержание понятия «досуг», также нами были рассмотрены исследования по досугу молодежи, что в конце выводит нас на самостоятельное определение понятия «культурный досуг студенческой молодежи». Для изучения сущности и содержания понятия «досуг» были рассмотрены различные подходы в данной проблематике зарубежных и отечественных социологов, в том числе и классиков социологии (ДЖ. Келли, Т. Парсонс, К.Маркс). Также в работе были рассмотрены родственные понятия с различных точек зрения, что помогает всесторонне рассмотреть понятие «досуг» и его основные черты.
Чтобы рассмотреть досуг молодежи в Москве с социологической точки зрения в работе приводятся примеры социологического анализа досуга молодежи отечественными социологами. Данные социологического анализа досуга молодежи позволяют нам рассмотреть то, как молодежь относится к свободному времени и, соответственно, изучить отношение молодежи к проведению культурного досуга через практики свободного времени молодых людей. Данные анализа также помогают нам выявить элементы досуга и расформировать их по различным видам. Нами была предложена схема, которая подразумевает разделение досуга на различные виды:
Развлекательно-тусовочный;
Информационный;
Физкультурно-спортивный;
Культурный;
Шопинговый;
Семейно-ориентированный.
Исходя из этого нами предлагается собственное определение понятия «культурный досуг». «Культурный досуг» - это часть свободного времени, которое направлено на восстановление физических и психических сил человека, которая организует и развивает материальную и духовную человеческую жизнедеятельность посредством приобщения к различным элементам культуры как театры, музеи, выставки, концерты, кинотеатры, чтение. Данные элементы способствуют не только восстановлению сил, но и нравственному и духовному обогащению, саморазвитию личности.
В работу включены результаты исследований по практикам культурного досуга студенческой молодежи в московском мегаполисе. Исследования проводились с помощью двух методов: количественного (массовый опрос) и качественного (мониторинг сообществ в социальной сети). Обоснование выбора данных методов заключается в том, что они позволяют изучить культурный досуг с различных точек зрения. Нам предоставляется возможным рассмотреть не только практики культурного досуга студенческой молодежи, но и в целом изучить спектр информации, которая предоставляется данной группе людей касательно проведения своего досуга в целом и проведения культурного досуга в частности через социальные сети, которые являются самым популярным источником информации. Использование данных методов позволило определить специфику культурно-досуговых практик студенческой молодежи в московском мегаполисе.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что досуг студентов в принципе носит развлекательно-тусовочный характер. Это также сопровождается спектром информации, выставляемой в социальных сетях. Чаще всего студенческая молодежь предпочитает смотреть дома кино и видео, слушать музыку, проводить время в социальных сетях за просмотром различных постов, которые не несут никакой смысловой нагрузки и общением с друзьями.
Также нами были выявлены практики культурного досуга, куда входят посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок и чтение. Было выявлено, что основными направлениями в культурном досуге являются чтение классической литературы, просмотр кино, в основном зарубежного и посещение кинотеатров. Несколько реже студенты посещают музеи, выставки и театры. Это связано в первую очередь, как отмечают сами студенты, с проблемами материального характера и отсутствием или нехваткой времени. Однако, в ходе качественного исследования оказалось, что для студентов есть различные льготы и скидки, которые позволяют студентам посещать культурные заведения либо бесплатно, либо за маленькую цену, правда, не на все мероприятия. Соответственно, в большинстве своем, у студентов просто не хватает времени, чтобы посетить то или иное культурное мероприятие. Также была выявлена невысокая информированность студентов о возможности проведения культурного досуга, а также отсутствие интереса у тех, кто знает о проведении культурного мероприятия. В целом, большинство респондентов отметило, что в той или иной степени они посещают почти все культурные заведения.
Проанализировав результаты проведенных исследований, можно сделать вывод, что цель настоящей выпускной квалификационной работы достигнута: выявлены основные культурно-досуговые практики студенческой молодежи. К ним относится чтение, посещение учреждений культуры: театры, музеи, выставки, кинотеатры. Студенческая молодежь в той или иной степени посещает их, но есть ряд различных проблем, которые не позволяют проводить студентами культурный досуг так, как им этого хотелось бы. Также важным выступает тот факт, что данная проблема мало изучена, по проведению именно культурного досуга молодежи не имеется практически исследований. Соответственно, чтобы повысить качество проведения культурного досуга студенческой молодежи, целесообразным является разработка четкой концепции касательно культурно-досуговых практик, куда должны быть включены решения проблем: наибольшая информированность студентов, предоставление выгодных условий для посещения культурных учреждений, проведение политики, направленной на привлечение не только студенческой молодежи, но и всего населения в целом к проведению культурного досуга.
1. Feuer L.S. The Conflict of Generation. The Character and Significance of Student Movement. New York, 1969.
2. Ken Roberts. Sociology of leisure. University of Liverpool, UK. // http://www.sagepub.net/isa/resources/pdf/Leisure.pdf
3. Аверин Ю.П., Бутырин Г.Н. Молодежь Москвы в условиях реформирования общества и экономики. М.: Эксмо, 2004. 60 с.
4. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи. - М.,2004.-143 с.;
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество // Д. Белл – М.: «Академия», 1999.
6. Буркк, г. будет меньше свободного времени, чем вы думаете / г. Буркк// рекреации в современном обществе / Эд. М. Н. Hormachea, С. Р. Hormachea. – Бостон, 1972. – С. 336-351.
7. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных. URL: http://ecsocman.edu.ru/data/580/881/1216/008.BUTENKO.pdf
8. Варданян Ю.В. Развитие студента как субъекта овладения профессиональной компетентности: монография/ Ю.В. Варданян, Т.В. Савинова, А.П. Яшкова / Под науч.ред. Ю.В. Варданян; Мордовский гос. пед. институт.- Саранск, 2002.- 100 с.
9. Волков Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие // Под ред. проф. Ю.Г. Волкова – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2001.
10. ВЦИОМ: «Россиянам недосуг» 04.06.2008. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10230
11. ВЦИОМ: «Скажите, чем Вы обычно занимаетесь в свободное время» 02.12.12 (N = 1600) URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=879&q_id=61214&date=02.12.2012
12. Габор, Д. Изобретая будущее / Д. Габор. – Лондон: "Пеликан", 1964. – 199 с.
13. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М. «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. – 304 с.
14. Граци, С. времени, работы и отдыха / С. Граци. – Нью-Йорк: Двадцатый Век Фонд, 1962. – 559 с.
15. Гросс, Е. функциональный подход к досугу Анализ / Э. Гросс // социальные проблемы. – 1961. –Вып. 9, № 1. – С. 2-8.
16. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы // Б.А. Грушин – М.: «Мысль», 1967.
17. Досуг российской молодежи: динамика последних 10 лет // аналитический доклад «Молодежь новой России: ценностные приоритеты», ИС РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. – М.2007 URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html
18. Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности // Е.И. Дробинская, Э.В. Соколов – СПб., 1983.
19. Дюмазедье Ж.Р. Труд и досуг (в «Трактате по социологии труда») 1962.
20. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга / Ж. Дюмазедье // Вестн. МГУ. Сер. 12, Социально-политические исследования. – 1993. – № 1. – С. 83-88.
21. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие / А.Д. Жарков.- М.: МГУК, 1998.- С. 105.
22. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия // Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов – Свердловск, 1970.
23. Иваненкова С. П., Кусжанова А. Ж. Исследование предпочтений молодежи в формах проведения досуга//Управленческое консультирование. Выпуск №8, 2015. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-predpochteniy-molodezhi-v-formah-provedeniya-dosuga
24. Иконникова С. Н. Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ // С.Н. Иконникова — СПб.: Издательство Ленинградского университета, 1974.
25. Иконникова С. Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания // С.Н. Иконникова – СПб., 1988.
26. Ильинский И. M. За гуманное и справедливое общество, за демократический социализм // И.М. Ильинский – М., 1990.
27. Кандо-Го. Досуг и популярная культура в переходный период / Ом. Кандо. – Санкт-СНО: Мосби, 1980. – 343 с.
28. Каплан, М. отдых в Америке: социальный запрос / М. Каплан. – Нью Йорк: Джон Вайли &Сыновья, 1960. – 368 с.
29. Келли, Ж. Р. Отдых / Ж. Р. Келли. – Энглвуд Клифс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1982. – 426 с.
30. Келли, Ж. р. различных аспектов смысла в таких областях, как работа, семья и Отдых / Ж. Р. Келли, Р. Келли. – Qestia [Электронный ресурс] – 1994 – Режим доступа: http://www.questia.com/ библиотека/1G1-15695119.
31. Келли, Ж. р. стили жизни и развлечений / р. Келли // координатор семьи. – 1975. – Вып. 24, № 2. – С. 185-190.
32. Кларк, Дж. Досуг и неравенства / И. Кларк, гл. Critcher // Социология досуга: Хрестоматия/ ред. Ч. Critcher, П. Свободный, А. Томлинсон. – Лондон, 1994. – С. 247-255.
33. Кон И.С. Ребёнок и общество // И.С. Кон – М.: «Академия», 2003.
34. Лосун К.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9327 (дата обращения: 26.05.2017).
35. Ли, р. Религия и Отдых в Америке: исследование в четырех измерениях/р. ли. – Нашвилл: Абайянг Пресс, 1964. – 271 с.
36. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие // ВТ. Лисовский – СПб.: «СПбГУП», 2000.
37. Лисовский В.Т. Социология молодежи. Учебник // Отв. ред. В.Т.Лисовский – СПб.: 1996.
38. Лучшее, Ш. Исследования досуга: темы и перспективы / Ш. Лучшие. - Лондон: публикации мудреца ООО, 2009. – 336с.
39. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. – 46, Ч.II. – М., 1969.
40. Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. Изд-е второе. – М., 1960. – Т. 23. – С. 43-900.
41. Маркс, К. Экономические рукописи / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. Изд-е второе. – М., 1969. – Т. 46, часть вторая. – С. 8-244.
42. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Информационно-аналитический бюллетень института социологии РАН. М.: Ин-т социологии РАН, 2007. 95 с.
43. Невилл, свободный г. время: к теологии досуга / г. Невилл. – Бирмингем, Великобритания: Университет Бирмингема, Университет печати, 2004. – 162 с.
44. Никомахова этика. Политика / Аристотель // Соч. В 4т. Т.4. – М.: «Мысль», 1984.
45. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Изд-во Институт социологии РАН, 2000. - 264с.
46. Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004.-184 с.
47. Паркер, С. будущее работы и отдыха / С. Паркер. – Лондон: Паладин, 1972. – 160 с.
48. Робертс, К. Досуг / К. Робертс. – Лондон: Лонгман, 1970. – 133 с.
49. Робертс, К. современное общество и развитие досуг / К. Робертс. – Лондон: Педагогика, 1978. – 191 с.
50. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М.: «Норма-ИНФРА», 1998. – 672 с.
51. Самоявцев, М. В. Молодежные движения в культуре России и Запада второй половины XX века: диссертация кандидата культурологи: 24.00.01. – Нижневартовск, 2005. – 136 с.
52. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37
53. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неоклассическая социология образования XXI века. - Барнаул, 2000. С. 67.
54. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). – М.: «Советская энциклопедия», 1981. – 1600с.
55. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга. URL: http://www.odinvopros.ru/lib/stebbins_01.php?mode=1&id=0
56. Стрельцов, Ю.А. Общение в сфере свободного времени: учеб. пособие /Ю.А. Стрельцов. - М., 1991.- С.7.
57. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб., 1991. С. 33.
58. ФОМ: «Опрос молодежи: досуговые и интернет-практики (Как молодежь проводит свободное время?)» 18.05.2016 (N=1500) URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/13103
59. Хемингуэй, Ж. л. досуга и вежливость: размышления о греческий идеал/ Ю. л. Хемингуэй // Досуг наук. – 1988. – Вып. 10 – С. 179-191.
60. Холл, С. кодирования / декодирования С. Холла // Джорджтаунском университете [Электронный ресурс]. – 1980. – Режим доступа: http://www9.georgetown.edu/faculty/irvinem/theory/sh-coding.pdf. – Дата доступа: 12.10.2012.
61. Цит. по: Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. Т. П. Вып. 1. С.288.
62. Чупрова В.И. Молодежь России: социальное развитие / Под редакцией В.И. Чупрова. – М.: «Наука», 1992.
63. Шо, С. М. значение досуга в повседневной жизни / С. М. шо // досуг наук. – 1985. – № 7 (1). – П. 1-24.
64. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры.- СПб.: Наука, 1993. - 145 с.
65. Щепанская Т.Б. Субкультуры // Современный городской фольклор. -М.: РГГУ, 2003. - 126 с.