Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Досуг студенческой молодёжи в городском пространстве

Работа №96922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОСУГА МОЛОДЁЖИ 10
1.1 Современный досуг особенности и научные подходы к его изучению .... 10
1.2. Досуг студенческой молодёжи: опыт исследований 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОСУГА МОЛОДЁЖИ В
ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 31
2.1. Особенности досуга молодёжи в городском пространстве 31
2.2. Исследование досуговых предпочтений молодёжи в мегаполисе 35
2.3. Проект «Доступный досуг» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Приложение 1 97
Приложение 2 103
Приложение 3 104


Досуг является важным элементом образа жизни любого человека и общества в целом. Прежде всего, досуг имеет особое значение для молодёжи студенческого возраста. По мнению Артемьева А.И. в пространстве досуга реализуются культурные потребности молодого человека. [2]
Стрельцов Ю.А. в своей книге «Культурология досуга» пишет о том, что предпочитаемые молодёжью формы досуга оказывают значительное влияние на социализацию личности, что непосредственно влияет на состояние и перспективы развития культуры современного общества. [30]
Именно поэтому создание благоприятных условий для культурного досуга подрастающего поколения выступает одним из направлений молодёжной политики. Так как современная молодёжь формирует гражданское общество в будущем, во многом определяя его структуру и динамику.
Изменения, произошедшие в России, на рубеже XX-XXI веков во многом повлияли на сферу досуга. Включение в глобальные экономические, политические и, что не менее важно культурные процессы связаны с массовой культурой, информационной средой, все эти изменения создали новые формы досуговой деятельности в современном российском обществе.
Однако, по мнению Лисовского В.Т., из всех социальных групп наиболее восприимчивой к изменениям в обществе, является именно молодёжь. [13]
Поэтому особый интерес представляет изучение досуговой деятельности определённой социальной группы, молодёжи студенческого возраста 17-22 лет, как наиболее динамичной и вовлечённой в разнообразную досуговую деятельность.
Также является актуальным не просто исследование современного состояния досуга молодёжи, но именно анализ трансформаций этой сферы, определяемый становлением в России общества потребления и теми проблемами, которые сопутствуют этому процессу: разрушением социальных связей, социальными болезням, потерей ценностных ориентиров.
Однако многое зависит от среды, поэтому нами будет проведено исследование досуговой деятельности молодёжи именно в городском пространстве, в так называемых мегаполисах как территорией, обладающей повышенной внутренней динамикой, большим разнообразием в индустрии развлечений, а, следовательно, и огромного выбора досуговой деятельности.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между культурными ценностями и стереотипами потребления, существующими в досуговой сфере в условиях мегаполиса.
В словаре Ожегова понятие культуры звучит как совокупность общественных и духовных достижений людей. [29]
Есть подходы, рассматривающие культуру как созидательный элемент личности, относящийся к образованию развитию человека. Само по себе понятие культуры является многозначным и глубоким по смыслу. В нашей исследовательской работе культура выступает в качестве традиционных культурных ценностей, направленных на процесс формирования культуры в человеке способного к воспроизводству культуры и ее ценностей. [17]
Стереотипы потребления мало изученное понятие, хотя и часто употребляемое в научной литературе.
Стереотипы потребления возникли на фоне социальной и экономической трансформации общества, являясь наиболее действенными методами влияния и управления человеком.
Посредством стереотипов потребления формируется необходимые условия для развития экономики, это отражается во всех сферах жизни, в том числе и в досуговой сфере молодёжи. [10]
Стереотипы потребления складываются под влиянием разных источников массовой информации, которые навязывают человеку определённые виды досуговой деятельности чаще всего коммерческого типа, лишённые содержательности и ценностей традиционной культуры.
По мнению Горнова Г.В. в книге «Феномен города в духовном мире человека» культура досуга в культурном пространстве мегаполиса представлена разветвлённой сетью специализированных досуговых учреждений. Несмотря на всевозможное разнообразие социокультурного развития в мегаполисах, досуговая сфера молодёжи студенческого возраста весьма ограничена и ведь во многих случаях детерминирована социально-экономическими рамками, что делает обозначенную свободу выбора видов досуговой деятельности мнимой. [6]
Чаще всего молодёжь сталкивается с проблемой выбора форм досуга, который ограничен по тем или иным причинам и иногда не предполагает наличия желаемых вариантов.
Поэтому, по мнению Седовой, Н.Н. в труде «Досуговая активность молодёжи» современные молодые люди больше своего досугового времени посвящают общению в компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодёжная, не всегда позитивная субкультура. [31]
Досуговая деятельность является важнейшим звеном воспитательной работы любого образовательного учреждения, которая носит системный плановый характер. (В ст. 12 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что учебные учреждения разного типа осуществляют процесс обучения с реализацией одного или нескольких видов образовательных процессов, полноценного воспитания и развития учащихся). [59]
Следовательно, в процессе воспитательной работы в рамках досуговой деятельности в учебных и досуговых учреждениях для молодёжи создаются оптимальные условия для формирования нравственности, патриотизма, развития общей культуры, творческих способностей, реализации интеллектуального, лидерского потенциала, развитие организаторских и коммуникативных навыков, необходимых в последующей жизни.
Все это, по словам Седовой, Н.Н. в работе «Досуговая активность молодёжи» могут и должны формировать в подрастающем поколении учебные и досуговые учреждения. [31]
Однако, как подмечает Мяло К.Г. в книге «Время выбора: Молодёжь и общество в поисках альтернативы» о том, что существует проблема в неоднозначности методов, которые бы способствовали развитию у молодёжи, востребованных в будущем качеств, навыков умений и компетенций. [19]
Таким образом, существующее состояние нестабильности в обществе не позволяет молодёжи определить направление эффективного применения своего свободного времени.
Большинство молодёжи на этапе студенчества посвящает своё время именно развлекательным формам досуговой деятельности, которые не обогащают разум знаниями и не формируют никаких полезных навыков.
Как подмечают авторы, исследовавшие досуг молодёжи, такие как Акимова Л.А, Ильина В.И. молодёжь старается не думать о наступлении момента самоопределения и дальнейшем выборе жизненного пути, где все дополнительно сформированные навыки и полученные знания помогут стать успешными и процветающими людьми. [15]
Названные тенденции требуют соответствующего осмысления, актуальность и значимость которого не вызывает сомнения.
Трансформация социально-экономической системы привела к тому, что изменилось содержание молодёжного досуга. Преобразования затронули ценности и мировоззрения, как самой молодёжи, так и лиц, непосредственно участвующих в процессе создания условий для студенческого досуга.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ, посвящённых исследованию молодёжного досуга, вопросы досуговой деятельности в условиях городского пространства раскрыты недостаточно.
Существует ряд противоречий, актуализирующих данное исследование и формирующих проблемное поле:
Во-первых, изменение содержания культурно-досугового пространства и его структуры очевидны и не вызывают сомнений. В то же время
эффективный инструментарий комплексного методологического
исследования досуговой деятельности молодёжи отсутствует.
Во-вторых, есть объективная потребность в том, чтобы задействовать различные организации в процесс осуществления культурно досуговой деятельности молодёжи.
В-третьих, существует проблема недостаточной координации и отсутствие востребованной молодёжью поддержки со стороны законодательной и исполнительной власти.
В-четвертых, отсутствует эффективный механизм информирования молодёжи о программах и проектах в досуговой сфере, отсутствие системы мотивации к участию в подобных мероприятиях.
Гипотеза на основании исследований досуговой деятельности молодёжи проведенных ВЦИОМ, Левада центром, нами сделано предположение о том, что современная молодежь, проживающая в мегаполисах, не проявляет интерес к посещению досуговых учреждений.
Актуальность отмеченных проблем сформировала необходимость проведения данного исследования и обусловила выбор темы моей выпускной квалификационной работы.
Цель работы на основании исследований особенности современного досуга молодёжи в условиях мегаполиса разработать проект, включающий в себя систему досуговых мероприятий в городском пространстве.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить специализированную литературу по данной теме, а также проанализировать данные социологических исследований социологических центров, ВЦИОМ, Левада центр;
2) разработать программу исследования досуга студенческой молодёжи в городском пространстве;
3) разработать и обосновать проект досуговой деятельности как систему досуговых мероприятий, реализуемых в городском пространстве;
4) Разработать рекомендации сформулировать предложения по совершенствованию системы взаимодействия субъектов культурно- досугового пространства, создающей условия для самореализации и саморазвития студенческой молодёжи в досуговое время.
Объект исследования: молодёжь студенческого возраста, проживающая в условиях современного мегаполиса.
Предмет исследования: особенности досуговой деятельности молодёжи студенческого возраста в городском пространстве.
В качестве методологической основы исследования выступили теории структуризации досуговой деятельности; философские и социологические теории ценности; работы отечественных и зарубежных учёных-социологов таких как И.В. Бестужева-Лады, Е.В. Омельченко, Б.А Грушина, В.Е. Гимпельсона, C.P. Паркера, анализирующих проблемы культурно - досуговой деятельности студенческой молодёжи.
Эмпирической базой работы явились:
Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, Федерального агентства по делам молодёжи;
- сборники законодательных нормативных актов Свердловской области;
- данные федеральных и региональных органов Федеральной службы государственной статистики;
- материалы исследований российских и региональных социологов по изучаемой проблематике;
- концепции по воспитательной работе свердловских вузов;
- результаты авторских социологических исследований.
Методы исследования
1) Анкетный опрос, состоящий из закрытых вопросов на тему досуговой деятельности молодёжи в городском пространстве.
2) Проведения формализованного интервью специалистов, работающих с молодёжью для глубинного изучения данной проблемы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашем исследовании, мы показали, что сфера досуга является базовым элементом современного молодого поколения в частности в среде молодёжи студенческого возраста. В силу изменений, происходящих в российском обществе, приобретающем все больше черты общества потребления, все большую актуальность имеет исследования данного типа, рассматривающие влияние досуговой деятельности на молодёжь.
В теоретической части дипломной работы мы рассмотрели мнение социологов, занимающихся исследованием сферы досуга молодежи. Изучая разные мнения и подходы, мы пришли к выводу, о том, что досуг является необходимым для молодежи, потому что в ходе досуга появляется возможность для саморазвития личности интеллектуального и культурного роста.
Сам досуг рассматривается в нашем исследовании не просто как часть свободного от работы времени, оставшееся у человека после исполнения необходимых обязанностей, но в первую очередь как неотъемлемое пространство свободы, где человек имеет возможность выбрать любой вид деятельности, руководствуясь принципом добровольности, в том, как проводить свой досуг.
Данный подход помогает объективно оценить процессы, которые происходят в сфере современного молодежного досуга, в рамках городского пространства.
Досуговая деятельность - это социальное пространство, именно через досуг культурные ценности могут реализоваться в обществе.
Досуг, основанный на культуре, способствует инкультурации, окультуриванию человека.
Хотя для того, чтобы досуг был наполнен культурным содержанием, необходимо наладить канал трансляции в него культурных ценностей.
В современном мире массированное воздействие индустрии развлечений негативно влияет на молодое поколение, досуг молодежи в мегаполисах практический оказывается отрезанным от культуры.
Влияние культуры на досуг молодежи несопоставимо с непрерывным влиянием индустрии развлечений. В условиях рыночной экономики Российское государство имеет возможность проводить культурную политику только в узком бюджетном секторе. Влияние государства недостаточно для того чтобы выстроить гармоничные взаимоотношения сферы культуры и досуга.
Сложная проблема взаимодействия культурной и экономической сфер решается через подчинение культуры экономике, ее критериям. Ставится вопрос: «Что же может предложить экономике культура?» «Как культура может быть встроена в экономическую систему?». Эти вопросы встают перед обществом и требуют незамедлительного решения.
Благодаря стремительным переменам в обществе, экономике и жизненных ценностных ориентациях современная молодежь рассматривает труд как средство для того чтобы обеспечить себе досуг, который чаще всего носит развлекательный бессистемный характер. Ценности труда меняются, труд, в рамках которого досуг всего лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду исчезает из сознания молодежи.
Сам досуг российской молодежи также неизбежно трансформируется под влиянием технологических и культурных изменений, которые происходят в условиях глобализации. Возникают и новые виды досуга, которые объединяет общая черта потребительская развлекательная направленность.
В нашей исследовательской деятельности было выявлено, что молодежь стремится выбирать более пассивные виды досуга, появление новых информационных технологий значительно влияет на мотивационную сферу личности молодого человека, молодежь чаще выбирает проводить свой досуг в социальных сетях, играя в компьютерные игры, просматривать фильмы через Интернет.
Основные виды досуга значительно изменились, в обществе происходит снижение роли традиционных институтов, отсутствует стабильная скоординированная работа в области молодежного досуга.
Как выявилось в ходе проводимого нами исследования, 45.0% опрашиваемой молодежи, не знает досуговые центры и культурные учреждения, находящиеся в непосредственной близости, а конкретно в районе своего проживания.
Специалисты, работающие с молодежью в Центре молодежных инициатив, также подтверждали, что существует проблема информирования молодежи.
Необходимо реформировать прежние структуры управления досугом, а также разрабатывать новую систему, которая поможет регулировать досуг молодежи, не упуская из виду современной социокультурной ситуации. [10]
Наше исследование направленно на выявление необходимых мероприятий, которые могут способствовать интересам и потребностям молодежи.
Изучая досуговые предпочтения молодежи, мы пришли к выводу, что молодежь воспринимает досуг как основную сферу жизнедеятельности и если молодой человек удовлетворен тем как он проводит свое свободное время, это распространяется на его восприятие жизни в целом.
Социальные исследования не в состоянии в полном объеме охватить всю специфику поднимаемых проблем и это делает актуальным философско-культурологическую постановку вопроса о структурных характеристиках и функциях досуга молодежи в рамках современного пространства.
В результате исследования выявлена необходимость формировать такой тип досугового поведения, чтобы он соответствовал требованиям общества в организации культурного досуга содействующего развитию личности молодежи, но при этом соответствовал и социокультурным потребностям современной молодежи.
Созданный проект «Доступный досуг» должен помочь в решении выявленных проблем через систему мероприятий направленных на взаимодействие с молодежью, вовлечение ее в содержательную культурно досуговую деятельность.
Используя современные формы досуга, с учетом потребностей молодежи и их интересов, проект «Доступный досуг» позволяет наполнить досуговую деятельность молодежи содержанием и смыслом.
Проект способствует формированию через досуговую деятельность необходимых и важных в воспитании молодежи направлений: знакомством с культурными историческими ценностями, формированием активной гражданской позиции, развитию творческих способностей молодежи, созданию информационного обеспечения молодежи, создание новых форм активных видов досуга.


1. Акимова, Л.А. Социология досуга: учебное пособие /
Л.А. Акимова. М.: МГУКИ, 2011
2. Артемьев А.И. Социология личности. - М. Академия 2010
3. Афанасьев В. В. Историческая социология Данилевского Шпенглера и Сорокина // Социс 2008
4. Букин, В. П. Социальная ответственность СМИ в контексте модернизационных процессов в регионе / В. П. Букин, А. В. Осташков, С. И. Неделько, В. Н. Ретинская [Текст] // Регионология. - 2010 С. 274-280.
5. Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. - Екатеринбург, 2011. - 216 с.
6. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Прогресс 2006.
7. Горнова Г.В. Феномен города в духовном мире человека. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006.
8. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.:
Прогресс 2006
9. Демин М.В. Мотив человеческой деятельности: характер
содержание функции // Философия и общество 2005
10. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. - М., 2012
11. Кравченко С. А. Социология. Парадигмы через призму
социологического воображения. - М.: «Экзамен», 2010. - 752 с.
12. Коломиец, В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В. П. Коломиец // Социологические исследования. -
2010. С. 58-66.
13. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д.: Основы социально¬
культурной деятельности: Учебное пособие. [Текст] М.: Изд. Московского государственного университета культуры, 2012.-136с
14. Лисовский В. Т. Социология молодёжи Учебник С- Петербург. Издательство М.: Наука 2010.
15. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. -М.: Знание, 2012 256с.
16. Джексон Ф. Клубная культура. [Текст] / - Екатеринбург,
У-Фактория, 2015. — 336 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ