Современные средства контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Современные средства контроля знаний и умений обучающихся 8
1.1 Теоретические основы контроля знаний и умений обучающихся 8
1.2 Требования к разработке тестовых заданий 16
1.3 Проектная деятельность и ее оценка 24
Выводы по первой главе 30
2 Методика контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» 32
2.1 Анализ программы дисциплины «Основы бухгалтерского учета» 32
2.2 Проектирование тестовых заданий по теме «Учет труда и его оплаты» 36
2.3 Практико-ориентированные задания по теме «Учет труда и его оплаты» и критерии их оценки 47
2.4 Методика контроля знаний и умений студентов по дисциплине 55
2.5 Расчет себестоимости проекта 63
Выводы по второй главе 66
3 Проверка эффективности разработанных средств контроля на результаты обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» 68
3.1 Планирование экспериментального исследования 68
3.2 Результаты экспериментального исследования 70
Выводы по третьей главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Практико-ориентированные задачи 80
1 Современные средства контроля знаний и умений обучающихся 8
1.1 Теоретические основы контроля знаний и умений обучающихся 8
1.2 Требования к разработке тестовых заданий 16
1.3 Проектная деятельность и ее оценка 24
Выводы по первой главе 30
2 Методика контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» 32
2.1 Анализ программы дисциплины «Основы бухгалтерского учета» 32
2.2 Проектирование тестовых заданий по теме «Учет труда и его оплаты» 36
2.3 Практико-ориентированные задания по теме «Учет труда и его оплаты» и критерии их оценки 47
2.4 Методика контроля знаний и умений студентов по дисциплине 55
2.5 Расчет себестоимости проекта 63
Выводы по второй главе 66
3 Проверка эффективности разработанных средств контроля на результаты обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» 68
3.1 Планирование экспериментального исследования 68
3.2 Результаты экспериментального исследования 70
Выводы по третьей главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Практико-ориентированные задачи 80
Перед современным образованием стоят сложные задачи, требующие обновления содержания, методов, форм, поиска эффективных средств в рамках нового образовательного стандарта. Для этого необходим высокий уровень подготовки обучающихся. Профессиональная подготовка обучающихся, в связи с этим - личностно-деятельностная парадигма обучения, требует кардинального изменения педагогической среды, отношений в системе «преподаватель-обучающийся».
Проверка и оценка знаний, умений и навыков (ЗУН) обучающихся - один из наиболее важных структурных компонентов процесса обучения. При этом с учётом принципов, предъявляемых к процессу обучения - последовательность, систематичность и прочность обучения - проверка ЗУН обучающихся должна реализоваться на протяжении всего периода их обучения.
Проблемы оценки связаны с тем, что в настоящее время реализация практической роли обучения достигла существенных успехов. Благодаря этому расширилась сфера приложения оценки, а так же возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс и возникли подходящие условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Актуальность поиска и активного внедрения в учебный процесс современных средств контроля знаний и умений обучающихся, связана с изменениями в самом процессе обучения - внедрением в учебный процесс новых форм и методов работы (использование компьютерных технологий, повсеместное внедрение в учебный процесс электронных форм отчётности, необходимость быстрой обработки выполненных работ обучающихся). Учитывая сокращение в учебных планах количества часов на аудиторную работу со студентами, проектная деятельность должна стать «спасательным кругом» современного обучения.
Оценка знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта» является важным звеном учебного процесса обучающихся, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. При этом на современном этапе обучения в рамках дисциплины «Основы бухгалтерского учёта» зачастую используются устаревшие средства контроля знаний и умений обучающихся, что обусловлено недостаточной обеспеченностью преподавателей таковыми средствами, а так же не достаточно разработанными критериями оценки продуктов проектной деятельности обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта».
Преподаватели, понимающие важность применения современных средств контроля знаний и умений обучающихся, стараются активно использовать их на своих занятиях. Они осознают, что новые педагогические и информационные технологии способствуют формированию стойкого интереса к обучению, влияют на качество знаний, результативность обучения и развития обучающихся. Помимо этого информационные технологии на современном этапе развития образования становятся инструментом, способным успешно выполнять эвристическую, обобщающую, развивающую, исследовательскую и контрольно-корректирующую функции. Закономерно, что из-за этого характер труда преподавателя сильно изменяется. Ему приходится: определять оптимальные методы и критерии, чтобы управлять познавательной деятельностью обучающихся, а также разрабатывать и формировать педагогические тесты и критерии оценки продуктов проектной деятельности.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложились следующие неразрешимые противоречия между:
- необходимостью осуществления систематической проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся и недостаточно активным внедрением в учебный процесс современных средств контроля;
- внедрением в учебный процесс новых форм и методов работы (использование компьютерных технологий, технологий проектного обучения) и недостаточно разработанной системой контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта».
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему исследования - какие должны быть средства контроля знаний и умений обучающихся, чтобы они могли обеспечить систематичность контроля по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта»?
Цель исследования - разработать методику контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» с учетом современных педагогических требований.
Объект исследования - современные средства контроля знаний и умений обучающихся.
Предмет исследования - методика контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
Гипотеза исследования: уровень знаний и умений обучающихся на промежуточном этапе освоения дисциплины «Основы бухгалтерского учета» будет определяться своевременно и достоверно, если:
- разработать средства контроля с учетом современных педагогических требований;
- использовать тестовые задания и критерии оценки продуктов деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные средства контроля знаний и умений обучающихся.
2. Разработать методику контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
3. Осуществить проверку эффективности разработанных средств контроля по выявлению результатов обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
Теоретико-методологической основой работы явились труды по технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: В.А. Сластенина, А.В. Хуторского и др.; по теории и практике конструирования педагогических тестов М.Б. Челышковой и др.; по организации проектной деятельности: Т.М. Габдурахимовой, И.А. Колесниковой и др.; нормативные документы о рекомендациях по организации промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы, изучение современного состояния проблемы, педагогический эксперимент.
База исследования: АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж».
Новизна результатов исследования состоит в том, что разработанные средства контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта» позволяют своевременно и достоверно оценить уровень усвоения обучающимися изученных тем по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть внедрены в учреждениях среднего профессионального образования для контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков (ЗУН) обучающихся - один из наиболее важных структурных компонентов процесса обучения. При этом с учётом принципов, предъявляемых к процессу обучения - последовательность, систематичность и прочность обучения - проверка ЗУН обучающихся должна реализоваться на протяжении всего периода их обучения.
Проблемы оценки связаны с тем, что в настоящее время реализация практической роли обучения достигла существенных успехов. Благодаря этому расширилась сфера приложения оценки, а так же возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс и возникли подходящие условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Актуальность поиска и активного внедрения в учебный процесс современных средств контроля знаний и умений обучающихся, связана с изменениями в самом процессе обучения - внедрением в учебный процесс новых форм и методов работы (использование компьютерных технологий, повсеместное внедрение в учебный процесс электронных форм отчётности, необходимость быстрой обработки выполненных работ обучающихся). Учитывая сокращение в учебных планах количества часов на аудиторную работу со студентами, проектная деятельность должна стать «спасательным кругом» современного обучения.
Оценка знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта» является важным звеном учебного процесса обучающихся, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. При этом на современном этапе обучения в рамках дисциплины «Основы бухгалтерского учёта» зачастую используются устаревшие средства контроля знаний и умений обучающихся, что обусловлено недостаточной обеспеченностью преподавателей таковыми средствами, а так же не достаточно разработанными критериями оценки продуктов проектной деятельности обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта».
Преподаватели, понимающие важность применения современных средств контроля знаний и умений обучающихся, стараются активно использовать их на своих занятиях. Они осознают, что новые педагогические и информационные технологии способствуют формированию стойкого интереса к обучению, влияют на качество знаний, результативность обучения и развития обучающихся. Помимо этого информационные технологии на современном этапе развития образования становятся инструментом, способным успешно выполнять эвристическую, обобщающую, развивающую, исследовательскую и контрольно-корректирующую функции. Закономерно, что из-за этого характер труда преподавателя сильно изменяется. Ему приходится: определять оптимальные методы и критерии, чтобы управлять познавательной деятельностью обучающихся, а также разрабатывать и формировать педагогические тесты и критерии оценки продуктов проектной деятельности.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложились следующие неразрешимые противоречия между:
- необходимостью осуществления систематической проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся и недостаточно активным внедрением в учебный процесс современных средств контроля;
- внедрением в учебный процесс новых форм и методов работы (использование компьютерных технологий, технологий проектного обучения) и недостаточно разработанной системой контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта».
Наличие противоречий позволило сформулировать проблему исследования - какие должны быть средства контроля знаний и умений обучающихся, чтобы они могли обеспечить систематичность контроля по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта»?
Цель исследования - разработать методику контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» с учетом современных педагогических требований.
Объект исследования - современные средства контроля знаний и умений обучающихся.
Предмет исследования - методика контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
Гипотеза исследования: уровень знаний и умений обучающихся на промежуточном этапе освоения дисциплины «Основы бухгалтерского учета» будет определяться своевременно и достоверно, если:
- разработать средства контроля с учетом современных педагогических требований;
- использовать тестовые задания и критерии оценки продуктов деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные средства контроля знаний и умений обучающихся.
2. Разработать методику контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
3. Осуществить проверку эффективности разработанных средств контроля по выявлению результатов обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
Теоретико-методологической основой работы явились труды по технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: В.А. Сластенина, А.В. Хуторского и др.; по теории и практике конструирования педагогических тестов М.Б. Челышковой и др.; по организации проектной деятельности: Т.М. Габдурахимовой, И.А. Колесниковой и др.; нормативные документы о рекомендациях по организации промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы, изучение современного состояния проблемы, педагогический эксперимент.
База исследования: АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж».
Новизна результатов исследования состоит в том, что разработанные средства контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта» позволяют своевременно и достоверно оценить уровень усвоения обучающимися изученных тем по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть внедрены в учреждениях среднего профессионального образования для контроля знаний и умений обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учёта».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую значимость работы. Данные полученные в результате исследования позволяют сформулировать окончательные выводы.
Выявлены функции контроля (проверочная, обучающая, развивающая, воспитательная, методическая); установлены требования к проведению контроля знаний и умений обучающихся; выявлены виды, методы и формы контроля. Выделены достоинства и недостатки тестирования знаний обучающихся, рассмотрена классификация тестов по различным признакам, проанализированы правила составления тестовых заданий и существующие формы тестов, рассмотрены необходимые правила для получения достаточно объективных результатов.
Выявлено, определение понятия «проектная деятельность». Рассмотрены требования, предъявляемые к проектной деятельности обучающихся (актуальность, практическая значимость, новизна, профессиональный уровень проекта, публичность, организационный уровень, технический уровень), а так же критерии оценки проектной деятельности обучающихся.
Выполнен анализ рабочей программы дисциплины «Основы бухгалтерского учета». Выявлены формируемые знания, умения, навыки и компетенции в ходе освоения дисциплины. Установлены формы проведения занятий и содержание обучения.
Разработаны тесты по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» по теме «Учет труда и его оплаты» и практико-ориентированные задачи. Определены критерии оценки практико-ориентированных задач. Разработаны задания для проектной деятельности по дисциплине «Основы бухгалтерского учета». Определено содержание проектной документации, которая включает разделы в соответствии с этапами проектирования по дисциплине.
Разработана методика контроля знаний в учебном процессе дисциплины «Основы бухгалтерского учета». Выявлены преимущества и недостатки тестового контроля. Сформулированы методические условия применения практико-ориентированных задач. Рассмотрены инструменты проверки практико-ориентированных задач и составлены методические рекомендации для контроля знаний при использовании практико¬ориентированных задач на занятиях дисциплины «Основы бухгалтерского учета».
Рассмотрены требования, предъявляемые к проектной деятельности обучающихся (актуальность, практическая значимость, новизна, профессиональный уровень проекта, публичность, организационный уровень, технический уровень) и составлены методические рекомендации для контроля знаний при оценивании результатов проектной деятельности обучающихся на занятиях дисциплины «Основы бухгалтерского учета.
Рассчитана себестоимость разработки и реализации проекта - комплекта тестовых и практико-ориентированных задач для группы студентов из 20 человек, которая составила 10896,60 рублей.
Определена программа и проведено экспериментальное исследование по проверке эффективности разработанных средств контроля на выявление результатов обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета». Полученные результаты подтвердили наше предположение о том, что разработка и реализация разработанных средств контроля в учреждениях среднего профессионального образования является фактором повышения качества результатов обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» и способствует более продуктивному формированию профессиональной компетентности специалиста. Выявлена прямая зависимость между частотой проведения контролирующих мероприятий и качеством знаний обучающихся. Сравнение итогов в двух группах на разных этапах эксперимента, выявило, что положительная динамика в экспериментальной группе больше, чем в контрольной.
Выявлены функции контроля (проверочная, обучающая, развивающая, воспитательная, методическая); установлены требования к проведению контроля знаний и умений обучающихся; выявлены виды, методы и формы контроля. Выделены достоинства и недостатки тестирования знаний обучающихся, рассмотрена классификация тестов по различным признакам, проанализированы правила составления тестовых заданий и существующие формы тестов, рассмотрены необходимые правила для получения достаточно объективных результатов.
Выявлено, определение понятия «проектная деятельность». Рассмотрены требования, предъявляемые к проектной деятельности обучающихся (актуальность, практическая значимость, новизна, профессиональный уровень проекта, публичность, организационный уровень, технический уровень), а так же критерии оценки проектной деятельности обучающихся.
Выполнен анализ рабочей программы дисциплины «Основы бухгалтерского учета». Выявлены формируемые знания, умения, навыки и компетенции в ходе освоения дисциплины. Установлены формы проведения занятий и содержание обучения.
Разработаны тесты по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» по теме «Учет труда и его оплаты» и практико-ориентированные задачи. Определены критерии оценки практико-ориентированных задач. Разработаны задания для проектной деятельности по дисциплине «Основы бухгалтерского учета». Определено содержание проектной документации, которая включает разделы в соответствии с этапами проектирования по дисциплине.
Разработана методика контроля знаний в учебном процессе дисциплины «Основы бухгалтерского учета». Выявлены преимущества и недостатки тестового контроля. Сформулированы методические условия применения практико-ориентированных задач. Рассмотрены инструменты проверки практико-ориентированных задач и составлены методические рекомендации для контроля знаний при использовании практико¬ориентированных задач на занятиях дисциплины «Основы бухгалтерского учета».
Рассмотрены требования, предъявляемые к проектной деятельности обучающихся (актуальность, практическая значимость, новизна, профессиональный уровень проекта, публичность, организационный уровень, технический уровень) и составлены методические рекомендации для контроля знаний при оценивании результатов проектной деятельности обучающихся на занятиях дисциплины «Основы бухгалтерского учета.
Рассчитана себестоимость разработки и реализации проекта - комплекта тестовых и практико-ориентированных задач для группы студентов из 20 человек, которая составила 10896,60 рублей.
Определена программа и проведено экспериментальное исследование по проверке эффективности разработанных средств контроля на выявление результатов обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета». Полученные результаты подтвердили наше предположение о том, что разработка и реализация разработанных средств контроля в учреждениях среднего профессионального образования является фактором повышения качества результатов обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» и способствует более продуктивному формированию профессиональной компетентности специалиста. Выявлена прямая зависимость между частотой проведения контролирующих мероприятий и качеством знаний обучающихся. Сравнение итогов в двух группах на разных этапах эксперимента, выявило, что положительная динамика в экспериментальной группе больше, чем в контрольной.
Подобные работы
- Использование информационных технологий на занятиях по разделу «Бухгалтерский учет» в колледже
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика контроля системы экономических знаний в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Современные средства оценивания результатов обучения по разделу «Материально-техническая база организации» дисциплины «Экономика организации» для направления подготовки 40.02.01 «Право и
организация социального обеспечения»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование контрольно-оценочных средств в итоговом контроле по дисциплине «Экономика организации» в колледже
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка электронных средств для обучения студентов колледжа по дисциплине «Экономика»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Информационные технологии в образовательном процессе дисциплины «Экономика организации» как средство формирования знаний студентов колледжа
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Разработка и применение тестовых заданий в процессе изучения экономических дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019



