Физкультурно-оздоровительные мероприятия как условие приобщения к здоровому образу жизни современного работника образования (на примере проведения спартакиад работников образования Советского района г. Красноярска)
Введение 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РАБОТНИКА ОБРАЗОВАНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ 10
1.1. Приобщение современного работника образования к здоровому
образу жизни как психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в контексте
приобщения современного работника образования к здоровому образу жизни как предмет педагогического анализа 19
1.3. Изучение и анализ динамики приобщения современного работника
образования к здоровому образу жизни в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий 29
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРИОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РАБОТНИКА ОБРАЗОВАНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 41
2.1. Методика проведения цикла физкультурно-оздоровительных
мероприятий 41
2.2. Методы и формы оценки и диагностики динамики приобщения
современного работника образования к здоровому образу жизни 48
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по приобщению современного работника образования к здоровому образу
жизни при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий 52
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
В реалиях современной действительности, вопросы сохранения здоровья населения являются задачей федерального значения и находятся в зоне в зоне постоянного внимания правительства. Количество негативных факторов экономической, экологической и социальной сфер неуклонно растет, в связи с чем, здоровье нации сегодня признано не только ключевым компонентом экономического и социального благополучия страны, но и фактором национальной безопасности.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», формирование здорового образа жизни у граждан должно предусматривать «создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом». В правительственных документах, посвященных вопросам формирования здорового образа жизни российских граждан, отмечается необходимость формирования приоритета здоровья в системе общественных ценностей и обеспечения государством правовых, экономических, организационных условий для здорового образа жизни населения, в числе которых названо развитие массовой физкультуры и спорта. Это означает всестороннее осознание потребности в разработке конкретных программ приобщения к здоровому образу жизни. И в первую очередь - для слоев населения, которые в силу высоких психофизиологических нагрузок, не имеют прямой возможности самостоятельного приобщения к здоровому образу жизни. Среди таких слоев особо выделяются педагоги школ и детских садов: совокупность высокого уровня занятости, постоянные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки негативно влияют на их здоровье. Несмотря на то, что здоровье педагога является основой эффективной работы современной школы, повсеместно этот аспект до сих пор остается проблемой конкретной личности, что противоречит вектору развития нашей страны, сформулированному вышеназванными документами.
Специфические особенности профессиональной деятельности педагога обуславливают психоэмоциональное и физическое напряжению, что неблагоприятно сказывается на продуктивности профессионального поведения педагога. Часто учитель осознает, что проблема существует, но не может самостоятельно ее решить, именно поэтому необходимы программы, нацеленные на возможность педагогу поддержания физического здоровья и приобщению его к здоровому образу жизни. Кроме того, возложенная на педагогов задача формирования здоровьесберегающей среды в школе и детском саду, невозможна без личного опыта участия в программах, нацеленных на приобщение к здоровому образу жизни.
Анализируя сложившуюся ситуацию в области приобщения педагогов к здоровому образу жизни, можно выделить некоторые противоречия:
между высокими требованиями общества к личностно-профессиональным качествам педагогов и недостаточной реализацией государственными и муниципальными структурами программ по решению проблем укрепления их здоровья;
между необходимостью непрерывного приобщения работников образования к здоровому образу жизни и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса;
между потребностью образовательных учреждений в педагогах, способных осуществлять сохранение и развитие здоровья школьников и недостаточным вниманием педагогической науки к разработке теоретико-методологических основ развития культуры здоровья педагогов как субъектов здоровьесберегающей деятельности.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: какими должны быть физкультурно-оздоровительные мероприятия для работников образования, обеспечивающие их приобщение к здоровому образу жизни.
Объект исследования: профессиональная деятельность работников образования.
Предмет исследования: процесс приобщения работников образования к здоровому образу жизни через участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Проблема, объект и предмет исследования определяют цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать цикл физкультурно-оздоровительных мероприятий для работников образования, обеспечивающее их приобщение к здоровому образу жизни.
В соответствии с выделенными проблемой, объектом, предметом и поставленной целью исследования была сформулирована гипотеза исследования: приобщение к здоровому образу жизни современного работника образования будет результативным если:
уточнено определение понятия «приобщения к здоровому образу жизни современного работника образования»;
выявлены закономерности и особенности формирования условий такого процесса, выделены предпосылки и этапы данного процесса;
расширен спектр целей и содержательное наполнение проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в аспекте приобщения современного работника образования к здоровому образу жизни;
применяются адаптированные диагностики исследования процесса приобщения современного работника образования к здоровому образу жизни.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили его ведущие задачи: Определить теоретико-методические основы приобщения современного работника образования к здоровому образу жизни;
Выявить и обосновать организационно-педагогические условия проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, способствующих приобщению современного работника образования к здоровому образу жизни;
Разработать критерии и показатели приобщения современного работника образования к здоровому образу жизни;
Систематизировать и обобщить опытно-экспериментальную работу по приобщению современного работника образования к здоровому образу жизни в процессе их вовлечения в физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Теоретико-методологические основания исследования. Формирование культуры здорового образа жизни у будущих педагогов через двигательную активность и создание здоровьесберегающей образовательной среды (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева); педагогическое и физкультурно-оздоровительное сопровождение будущих педагогов (В.А. Адольф, С.Г. Адырхаев, А.А. Артемьев).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретические (изучение и анализ педагогической, нормативно-правовой, методической и предметной литературы по теме исследования, анализ теоретических и эмпирических данных, изучение и обобщение практического опыта, сравнительный анализ, классификация);
эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, формирующий и контролирующий эксперименты);
методы математической статистики (количественный и качественный анализ данных, графическое представление результатов).
Научная новизна исследования:
Разработана научная идея, которая заключается в том, что приобщение работника образования к здоровому образу жизни — это процесс, включающий в себя формирование у современного работника образования мировоззренческой и поведенческой системы, нацеленной на развитие совокупности физических, психических и личностных качеств, способствующих профессиональной деятельности
Теоретическая значимость исследования:
расширено и уточнено понятие «приобщение к здоровому образу жизни работника образования»;
изучено и расширено проблемное поле профессионального здоровья современного работника образования;
доказано положение о результативности проведения спортивно-оздоровительных мероприятий для приобщения к здоровому образу жизни современного работника образования;
раскрыты критерии изучения динамики приобщения современного работника образования к здоровому образу жизни.
Практическая значимость исследования:
разработаны и внедрены в профессиональную деятельность современного работника образования методические рекомендации по приобщению к здоровому образу жизни;
апробированы методические основы приобщения современного работника образования к здоровому образу жизни;
обновлено целевое и содержательное наполнение проведения спартакиад среди работников образования.
Экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась на базе администрации Советского района города Красноярска. В эксперименте в разное время в общей сложности принимали участие 1298 работников школ и детских садов, принимавших участие в спартакиаде работников образования Советского района.
Исследование проводилось с 2016 по 2018 годы и состояло из трех этапов:
Первый этап (2016 г.) - изучение предметной области исследования, анализ проблематики исследования, уточнение его методологического аппарата, выделение целей, содержания, методов и средств проведения цикла физкультурно-оздоровительных мероприятий для работников образования, теоретическое построение методики.
Второй этап (2016- 2018 гг.) - уточнение и корректировка содержания Спартакиады работников образования Советского района, проведение формирующего и контролирующего экспериментов.
Третий этап (2018 г.) - окончание формирующего эксперимента, количественный и качественный анализ его результатов, систематизация и обобщение итогов исследования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются научной обоснованностью исходных теоретических положений, соответствием применяемых в исследовании методов цели и задачам исследования, апробацией результатов исследования в процессе проведения цикла физкультурно-оздоровительных мероприятий для работников образования, подтверждением теоретических выводов анализом экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов. Материалы данного исследования были представлены в рамках XI Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе»
Структура диссертации определена логикой научного исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и приложений.
В ходе исследования были получены следующие теоретические и практические результаты:
расширено и уточнено понятие «приобщение к здоровому образу жизни работника образования»;
изучено и расширено проблемное поле профессионального здоровья современного работника образования;
доказано положение о результативности проведения спортивно-оздоровительных мероприятий для приобщения к здоровому образу жизни современного работника образования;
раскрыты критерии изучения динамики приобщения современного работника образования к здоровому образу жизни.
разработаны и внедрены в профессиональную деятельность современного работника образования методические рекомендации по приобщению к здоровому образу жизни;
апробированы методические основы приобщения современного работника образования к здоровому образу жизни;
обновлено целевое и содержательное наполнение проведения спартакиад среди работников образования.
Согласно результатам исследования, все поставленные задачи были выполнены и цель достигнута. Теоретико-логические основы работы в совокупности с результатами эксперимента позволяют говорить о том, что гипотеза исследования подтверждена, и приобщение к здоровому образу жизни современного работника образования через участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях возможно и эффективно.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.¬
2. Адольф В.А. Управление качеством педагогических исследований в системе многоуровневого университетского образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3. С.35-40.
3. Алексеева Елена Николаевна, Шевченко Алексей Михайлович, Богданов Олег Геннадьевич, Красильникова Анна Владимировна Формирование системы воспитания личности студента как самостоятельного субъекта здорового образа жизни // Kant. 2017. №4 (25).
4. Апанасенко Г.Л., Попова О.А. Валеология как наука // ВалеолоНя. - 2007. - № 6. - С.4-9.
5. Белова Н. И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социологическое исследование 2011. N 4. С. 84 - 86.
6. Борзова О.Г. Законодательные аспекты формирования здорового образа жизни: Рекомендации Комитета государственной думы по охране здоровья: http://www.ohrana-zdorovja.ru/ slushanie-2008- 10-16r.html
7. Борисова Ульяна Семеновна, Андросова Сардаана Николаевна Студенческая молодежь и здоровый образ жизни // Теория и практика общественного развития. 2016. №8. Бриленок Наиля Булатовна Здоровый образ жизни как социальная практика // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. №1.
8. Бояк Т.Н. О формировании здорового образа жизни молодежи в современных условиях // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. №11.
9. Бриленок Наиля Булатовна Здоровый образ жизни и социальные риски // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. №2.
10. Бугаева И.О., Клоктунова Н.А., Кулигин А.В., Соловьева В.А. Формирование у обучающихся ценностных ориентации на здоровый образ жизни // Саратовский научно-медицинский журнал. 2017. №2.
11. Булыгина Ирина Ивановна, Гаранина Екатерина Николаевна, Елисеев Александр Васильевич Пропаганда здорового образа жизни как составляющая гражданско-патриотического воспитания // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №4 (28).
12. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. - М.: 2010. - С. 291.
13. Вайнер Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни // Валеология - 2009. - № 3. - С. 13-14.
14. Герега Николай Николаевич, Кизаев Олег Николаевич, Синявский Николай Иванович, Фурсов Алексей Валерьевич Отношения студентов к ведению здорового образа жизни и выполнению нормативов комплекса ГТО // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №6 (148).
15. Гордеева Ирина Викторовна Современное состояние и проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №11 (153).
16. Госдума: Россия тратит на лечение болезней, связанных с курением, более процента ВВП [Электронный ресурс]: NEWSru.com:: В России - Режим доступа: http://www.newsru.com/
17. Дворникова К. М. Формирование здорового образа жизни как средство профилактики асоциального поведения подростков // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. №2.
18. Джирикова Фатима Даутовна, Джириков Рашид Султанович, Романов Дмитрий Александрович Индекс здорового образа жизни как критерий эффективности физического воспитания студентов // Вестник
Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. №1 (193).
19. Джуланова К.Н., Айхожаева М.Т., Муса Ж.К. Здоровый образ жизни и здоровье // Вестник КазНМУ. 2016. №4.
20. Дмитриева И.С., Соболева И.И., Соболева Е.В. Мотивация - как фундамент здорового образа жизни // Вестник СМУС74. 2017. №1 (16).
21. Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная
активность человека // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781(дата обращения: 23.09.2018).
22. Еловиков Л.А. Равновесная экономика : монография. - Омск : Изд- во ОмГУ, 2007. - С. 152
23. Завьялов Андрей Евгеньевич История развития взглядов на здоровый образ жизни // Интерактивная наука. 2017. №13.
24. Зайцев Захар Валерьевич, Артемьева Лариса Борисовна Аксиология и здоровый образ жизни в философии здоровья // Символ науки. 2016. №6-2.
25. Казанцева Надежда Владимировна, Мендот Инга Эрес-Ооловна, Изотова Инга Игоревна Развитие мотивации студентов к здоровому образу жизни средствами физической культуры // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №1 (39)
26. Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В. П. Казначеев. — Кострома: Костромской ГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. — 248 с.¬
27. Карпов В.Ю., Околелова В.А., Абрамишвили Г.А. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности //Известия Сочинского государственного университета. - 2009. - №2 (8).
28. Коваева И.Ю. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. — М.: Медицина, 2008. — С. 509.
29. Комаров Ю.М. Высокая смертность как ведущая причина депопуляции // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2010. - № 5. - С. 4-7
30. Курс на оздоровление. Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями [Электронный ресурс]: World Health Organization - Режим доступа: http://www.euro.who.int/
31. Кутепов Максим Михайлович, Ваганова Ольга Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // БГЖ. 2017. №3 (20).
32. Лисицын Ю. П. Перестройка здравоохранения и задачи научных исследований стратегии // Здоровье человека в условиях НТР. Методологические аспекты. Новосибирск, 1989. С. 11 - 12.
33. Матвеева В.А., Волков А.Е., Москаленко И.С. Здоровье человека и факторы, его определяющие. Требования к огранизации здорового образа жизни (ЗОЖ) // Символ науки. 2017. №6.
34. Минькова А.А. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Инновационная наука. 2017. №5.
35. Назарова И.Б. Здоровье занятого населения. - М.: МАКС Пресс, 2011. - С. 526
36. Немцов А.В., Терехин А.Т. Связанная с алкоголем сердечно-сосудистая смертность в России // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2011. - № 2. - С. 23-30
37. Никитина О.А. Стереотипизация мнений студентов о здоровом образе жизни // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2017. №7.
38. Основные направления деятельности ООН в Российской Федерации [Электронный ресурс]: ООН в России - Режим доступа: http://www.unrussia.ru/
39. Поборончук Т.Н. Социально-педагогический анализ здорового образа жизни студентов в вузе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. №13.
40. Пономарева Т.А. Особенности формирования ценностных ориентаций населения на здоровый образ жизни // Педагогико¬психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. №1.
41. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст] : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова ; под общ. ред. Л. М. Митиной. - Москва : ACADEMIA, 2005. - 362, [1] с¬
42. Римашевская Н.М., Будилова Е.В., Мигранова Л.А., Терехин А.Т. Новое исследование проблем здоровья населения // Народонаселение. - 2010.
- № 4. - С. 23-36
43. Римашевская Н.М., Будилова Е.В., Мигранова Л.А., Терехин А.Т. Новое исследование проблем здоровья населения // Народонаселение. - 2010.
- № 4. - С. 23-36
44. Самосюк Даниил Иванович Здоровый образ жизни как бизнес // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №2 (7).
45. Самотесов А.В., Евдокимов В.В. Здоровый образ жизни и безопасность человека // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №12.
46. Скоромная Н.Н., Скоромный А.Н. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи как один из факторов здоровьесбережения // Инновационная наука. 2017. №6.
47. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 208 с.¬
48. Сорокин А.Л. Проведение соревнований по различным видам спорта как средство повышения мотивации современного работника образования к здоровому образу жизни/ А.Л. Сорокин// Научно¬практический электронный журнал «Аллея науки» № 8, 2018 г. - С. 234-237
49. Сорокин А.Л., Журавлева О.П. Физкультурно-спортивные мероприятия как средство приобщения к здоровому образу жизни современного работника образования/ А.Л. Сорокин, Журавлева О.П.// Образования и социализация личности в современном обществе: мат. XI междунар. научно-практич. конфен. Красноярск: КГПУ, 2018 - С. 419-421
50. Холостова Е.И. Социальная работа: Уч. пособие. - М.: 2010. - С. 630.
51. Цыбусов Алексей Петрович, Атмайкина Ольга Васильевна, Уткина Любовь Ивановна Формирование здорового образа жизни - актуальная и неотложная задача отечественного здравоохранения // Медицинский альманах. 2017. №2 (47).
52. Чораян О.Г. Норма здоровья: проблемы, подходы к их решению //Валеология. - 2008 - №1. - С. 23
53. Шамаева Г.И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры // Juvenis scientia. 2017.
54. Шилова Л. С. О стратегии поведения людей в условиях реформы здравоохранения // Социологическое исследование 2007. N9. С. 102 - 109.
55. Шилова Л. С. Проблемы трансформации социальной политики и индивидуальных ориентации по охране здоровья / Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М.: Институт социологии РАН, 1999. С. 86 - 114.
56. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М.: 2009. — С. 140—206.
57. Юрьев В. К. Здоровье населения и методы его изучения: Учебное пособие. — СПб.: 2010. — С. 144.
58. Янова М.Г., Адольф В.А. Профессиональная подготовка педагога в контексте становления и развития его организационно-педагогической культуры: монография. - Красноярск: ИД «Литера-принт», 2013. - 544 с.
59. Янова М.Г., Адольф В.А., Игнатова В.В. Педагогическое образование: транзитивные характеристики//Научное мнение. - 2013. - №4. - С. 177-182.
60. Chiauzzi, Emil; Rodarte, Carlos; DasMahapatra, Pronabesh (2015-04-09)."Patient-centered activity monitoring in the self-management of chronic health conditions". BMC Medicine, 2014.
61. Gilbreth, F.B. Motion Study, a Method for Increasing the Efficiency of the Workman. HardPress Publishing, 2013.
62. Peter, D; Robinson, P; Jordan, M; Lawrence, S; Casey, K.J.; Salas- Lopez, D (2015). "Reducing readmissions using teach-back: Enhancing patient and family education". Journal of Nursing Administration, 2012.