Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №65491

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
499
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 8 ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Теоретические подходы к исследованию проблемы повышения 8 социальной активности граждан пожилого возраста.
1.2. Специфика физкультурно-оздоровительной деятельности лиц 22
пожилого возраста.
2. ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЦ 35
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
2.1. Роль и место физкультурно-оздоровительной деятельности в 35
повышении социальной активности пожилых людей в комплексном центре социального обслуживания населения.
2.2. Социальный проект «Команда молодости нашей». 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность проблемы исследования. В 2017 году численность пожилых людей в России составила более 35 млн человек. Важно отметить, что эта цифра стремительно растет. Согласно демографическим прогнозам, к 2020 году доля людей пожилого возраста перейдет за 1/3 от общего количества населения страны. Для того, чтобы роль пожилых людей как носителей опыта, знаний усиливалась, важно направлять данную категорию граждан к оздоровительной работе над собой, мотивировать их, побуждать к активному образу жизни. Одним из наиболее эффективных средств профилактики заболеваемости и старения являются занятия физической культурой. Учеными установлена зависимость между здоровьем тела и здоровьем духа, между мышлением, речью и уровнем двигательной активности.
При определенных условиях пенсионный возраст может стать плодотворным и благоприятным временем для культурной, творческой, педагогической и образовательной деятельности, для развития потенциала и реализации новых интересов и возможностей, возникновения и удовлетворения новых культурных потребностей, а также для развития и совершенствования самого человека.
Как показывают исследования, чем активнее образ жизни, тем дольше сохраняются интеллектуальные способности человека. Жизненные успехи продлевают жизнь наравне с физической активностью, поэтому важным является создание благоприятной психоэмоциональной сферы средствами культуры, образования, общения в процессе ресоциализации [43].
Люди пожилого возраста, которые имеют проблемы со здоровьем, в наименьшей степени удовлетворены жизнью и практически не проявляют социальную активность. При значительной доле от общей численности населения данная проблема влияет на социальную стабильность. Эта
категория граждан нуждается в постоянной комплексной помощи специалистов социальных служб.
Физкультурно-оздоровительная работа с пожилыми людьми является хорошим средством досуга, что важно с точки зрения социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста. Занятия спортом позволяют избежать социального отчуждения.
Практически в каждом муниципальном образовании создаются спортивные клубы по месту жительства, где пожилые люди могут заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью, с каждым годом их число растет. Применяется практика проведения физкультурно-оздоровительной работы и в таких социальных учреждениях, как комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной реабилитации и др.
Оздоровительные занятия с пожилыми людьми позволяют улучшить как физическое здоровье, так и социальное. Систематические мероприятия в группах способствуют расширению функциональных возможностей организма, замедлению изменений, связанных со старением, творческому и социальному долголетию, повышают социальную активность.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросами геронтологии, связью продолжительности жизни и соблюдения здорового образа жизни ученые начали заниматься более ста лет назад (И.И. Мечников, Клод Бернар).
Концептуальные аспекты проблемы рассматривались в общетеоретическом плане в работах социологов и представителей смежных наук (Т. Парсонс, А. Маслоу, Р. Мертон, Т.И. Заславская, В.А. Ядов, В.С. Степин, А.Г. Здравомыслов, В.И. Жуков, Г.В. Осипов, А.В.Дмитриев)
Позднее, в советское время, над темами, связанными с процессами старения и взаимосвязи с оздоровительными мероприятиями, работали отечественные ученые В.В. Фролькис, А.А. Богомолец, В.П. Войтенко, А.В. Нагорный. Основной пик их работы пришелся на непростые для страны сороковые годы.
Ряд таких специалистов, как В.А. Бароненко, В.Н. Люберцев, Л.А. Рапопорт, рассматривают двигательную активность как такой фактор, который определяет не только двигательную функцию организма, но и отвечает за адаптацию в социальной среде. С другой стороны, занятия по оздоровлению пожилых людей приводит к оптимизации жизнедеятельности организма и индивида.
Биологические и социальные основы физической культуры, особенности построения методических программ занятий для людей пожилого возраста, закономерности физических реакций описывали в своих трудах В.А. Пасиченко, Д.Н. Давиденко, Т.В. Карсаевская.
Формы, методы, технологии проведения физкультурно-оздоровительной работы, лечебной физической культуры раскрывают в своих трудах П.И Белоусов, П.И. Готовцев, В.И. Дубровский, В.Н. Мошков, А.А. Минх.
Определенная теоретико-методологическая интерпретация
социального содержания физкультурно-оздоровительной деятельности представлена социологией здоровья (И.С. Ларионова, Г.Х. Шингаров, Б.Г. Юдин, И.К. Лисеев) и социологией спорта (В.Н. Супиков, И.М. Быховская, Н.А. Пономарев, Л.И. Лубышева, В.Н. Столяров).
Вопросы организации и управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в контексте педагогических исследований рассматривались такими учеными и специалистами, как Б.Г. Фадеев, В.У. Агеевец, Н.Н. Бугров, К.В. Воронова, В.И, Жолдак, В.Д. Чепик, С.А. Кореневский, М.Е. Кутепов, В.В. Кузин, И.И. Переверзин, В.Г. Камалетдинов, С.Э. Воронин. По этой причине рассматривались и отдельные стороны проблемы развития физической культуры и спорта, в том числе экономические и правовые (П.А. Виноградов, А.Н. Ефименко, С.И. Гуськов, В.Н. Уваров, Л.В. Аристова)
Анализ специальной литературы и публикаций в целом дает возможность утверждать, что к настоящему времени отечественной наукой накоплен значительный объем знаний об особенностях физкультурно-оздоровительной деятельности пожилых людей и повышения их социальной активности. Однако данная тема в условиях комплексных и реабилитационных центров изучена недостаточно. Вследствие этого возникает потребность в анализе влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на социальную активность людей пожилого возраста в комплексном центре социального обслуживания населения.
Объект исследования: социальная активность людей пожилого возраста.
Предмет исследования: физкультурно-оздоровительная деятельность пожилых людей как средство социальной активности.
Цель исследования: анализ теории и практики внедрения физкультурно-оздоровительной деятельности для повышения социальной активности лиц пожилого возраста, разработка социального проекта.
В соответствии с поставленной целью дипломного исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы повышения социальной активности граждан пожилого возраста.
2. Выявить специфику физкультурно-оздоровительной
деятельности людей пожилого возраста в контексте социальной активности.
3. Определить проблемы организации физкультурно¬
оздоровительной деятельности лиц пожилого возраста в контексте социальной активности в комплексном центре социального обслуживания населения.
4. Создать социальный проект «Команда молодости нашей» на базе комплексного центра социального обслуживания населения.
- сущность и особенности социальной активности лиц пожилого возраста (Г.М. Андреева, А.А. Аронов, О.В. Белоконь, М.В. Корнилова, И.К. Марченко, Е.Н. Холостова, В.Д. Шапиро, И.Н. Щендрик);
- влияние роли оздоровительной физической культуры на социальную активность (М.Д. Александрова, В.Д. Альперович, Р.Б. Бацман, О.А. Воронина, М.М. Греллер, Н.Ф. Дементьева);
- Технологии осуществления оздоровительных занятий (Ю.П. Галкин, Г.И. Красносельский, Р.Е. Мотылянская, И.В. Муравов, П.Д Марчук);
- Особенности физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми (В.К. Бальсевич, П.В. Будзен, Р.Д. Дибнер, А.В. Царик);
- Разработка методических программ, планов занятий по физической культуре для такой категории, как люди пожилого возраста (С.П. Евсеев, С.П. Емаев, Н.В. Кораблев, А.Д. Моловичко, В.Н. Мошков, Ж.К. Холодов, К.Д. Чермит).
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ специальной литературы по данной проблеме, сравнение, синтез) и эмпирические методы исследования (анкетирование, экспертный опрос, контент-анализ документов).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили: результаты анализа специальной литературы, результаты анализа специализированных интернет-сайтов по данной проблеме; интернет-сайтов учреждений социальной защиты населения Российской Федерации; научные публикации по заявленной теме; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ., а также Уставы, Положения, отчетная и внутренняя
документация МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода».
Экспериментальной базой исследования послужили материалы авторского социологического исследования на тему «Специфика влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на социальную активность людей пожилого возраста», проведенного в период прохождения производственной преддипломной практики в апреле 2018 года в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» города Белгорода. Было исследовано влияние и роль физкультурно-оздоровительной деятельности на социальную активность пожилых людей в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения. В исследовании приняли участие 30 клиентов центра отделения социально-культурной реабилитации и 5 специалистов по социальной работе. Всего в исследовании приняли участие 35 человек.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в уточнении и интерпретации понятий «социальная активность» и «физкультурно-оздоровительная деятельность пожилых людей» путем анализа уже имеющихся определений. Выводы, полученные в результате исследования, можно использовать в деятельности учреждений, которые занимаются решением данной проблемы, путем внедрения разработанных методов повышения социальной активности лиц пожилого возраста через физкультурно-оздоровительную деятельность. Результаты исследования помогут определить слабые места в уже существующей системе физкультурно-оздоровительных мероприятий для пожилых людей, а также проследить необходимость изучения данного феномена.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении социального проекта по созданию спортивного клуба для пожилых людей «Команда молодости нашей» на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» города Белгорода.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты дипломного исследования были представлены в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» города Белгорода для использования в профессиональной деятельности при физкультурно-оздоровительной работе с пожилыми людьми.
Структура работы. Выпускная классификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических основ социальной активности лиц пожилого возраста отразил, что психическое и социальное здоровье личности напрямую зависит от физического. Так, пожилые люди, занимающиеся физкультурно-оздоровительной деятельностью, инициативны, энергичны, активны и в других сферах жизнедеятельности. Социальная активность пожилых людей имеет большую значимость для общества и необходимо избежать их выпадения, так как люди старшего поколения способны передать свой жизненный практический опыт, принимать участие в социальных процессах и явлениях. Важно учитывать тот факт, что доля пожилого населения в России только растет, а запущенность и отчуждение от общества лиц пожилого возраста может привести к социальным проблемам.
Физкультурно-оздоровительная деятельность является относительно простым и эффективным способом работы с пожилыми гражданами для выполнения задачи увеличить их физическую и социальную активность. Данное направление занятий должно быть, в первую очередь, ориентировано на интеграцию и активизацию людей в обществе. Анализ исследований показал, что люди пожилого возраста, регулярно занимающиеся физической культурой, оздоровительными упражнениями, имеют состояние здоровья, аналогичное с людьми 40-летнего возраста, ведут активный образ жизни, участвуют в жизни семьи и общества.
Повышению оздоровительного и социального эффекта может способствовать коллективная форма занятий, развивающая межличностную коммуникацию внутри таких групп. Наряду с правильно распределенной нагрузкой это будет способствовать тому, что пожилой человек будет получать от таких занятий удовольствие и в перспективе поможет выработать у него приверженность к самостоятельным занятиям, а также к развитию социальных связей. Для решения задачи повышения социальной активности лиц пожилого возраста целесообразно вести работу в клубах и кружках, где возможен обмен опытом, постоянное взаимодействие с единомышленниками, что мотивирует на активизацию личности.
В ходе исследования был выявлено, что лица пожилого возраста, которые занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью, являются социально активными. Это проявляется в том, что они помогают семье, детям, внукам, делают работу по дому. Не забывают и о личных интересах: посещают театры, выставки, музеи, культурные, спортивные мероприятия, занимаются рукоделием, танцами, пением, участвуют в различных тематических мероприятиях, реализуя свой личностный и творческий потенциал. При этом они считают важным вести здоровый образ жизни, что помогает лицам пожилого возраста оставаться деятельными, инициативными и активными во всех сферах жизнедеятельности. Эффективно решать задачу повышения социальной активности позволят регулярные занятия в группах.
Изучив теоретические основы социальной активности пожилых людей и специфику физкультурно-оздоровительной деятельности с данной категорией граждан, а также проведя социологическое исследование о влиянии социальной активности на физкультурно-оздоровительную деятельность в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», нами был разработан социальный проект. Он предусматривает создание спортивного клуба для пожилых людей. Главными результатами социального проекта будет повышение социальной активности клиентов комплексного центра - лиц пожилого возраста, а также привлечение их к здоровому образу жизни.
Таким образом, в данной работе были рассмотрены теоретические основы социальной активности лиц пожилого возраста, сущность и специфика физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией граждан. Изучена специфика влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на социальную активность путем проведения социологического исследования на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», разработан социальный проект «Команда молодости нашей» по созданию спортивного клуба для лиц пожилого возраста, деятельность которого направлена на повышение социальной активности через занятия физической культурой и спортом.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Исследование может быть продолжено в следующих направлениях:
1. Разработка технологии повышения социальной активности инвалидов средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.
2. Развитие межрегионального сотрудничества спортивных клубов для лиц пожилого возраста.
На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что поставленные нами цели и задачи были достигнуты.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академич. Проект, 2015. - 185 с.
2. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. - Спб, 2014. - 203 с.
3. Александрова, М.Д. Психология старости и старения: Хрестоматия / М.Д. Александрова, О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2014. - 56 с.
4. Амосов, Н.М. Преодоление старости / Н.М. Амосов. - М.: Изд- во «Будь здоров!», 2016. - 165 с.
5. Басов, Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста / Н.Ф. Басов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. - 346 с.
6. Белорусова, А.В. Особенности занятий физическими упражнениями с лицами среднего и пожилого возраста / А.В. Белорусова. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 267 с.
7. Бойко, Ю.П. Проблемы пожилых людей с позиций их социального статуса / Ю.П. Бойко, О.В. Добридень, А.М. Лукашев, А.С. Сурков. - М., 2015. - 49 с.
8. Бондаренко, И.Н. В интересах пожилых людей. / И.Н. Бондаренко. - М., 2013. - 84 с.
9. Бондаренко, И. Н. Основные факторы оптимизации процессов социокультурной адаптации пожилых людей. Старшее поколение в пространстве и времени российской культуры / И. Н. Бондаренко. - М., 2014. - 57 с.
10. Бондаренко, И.Н. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей. / И.Н. Бондаренко. - М., - 2016. - 98 с.
11. Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем / Е.В. Быков, А.В. Исаев, А.В. Ненашева, С.А. Личагина, А.М Мкртумян. - ТПФК., 2013. - 200 с.
12. Васильчиков, В.М. Социальные услуги гражданам пожилого возраста на условиях повышения качества жизни / В.М. Васильчиков, Н.С. Дегаева, Г.В. Сабитова. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2013. - 78 с.
13. Выдрин, В.М. Особенности физической культуры взрослых /В.М. Выдрин. - М.: Советский спорт, 2013. - 48 с.
14. Гаврилов, Д.Н. Педагогические и организационные особенности двигательного режима людей зрелого и пожилого возраста / Д.Н. Гаврилов. - М., 2016. - 92 с.
15. Газимагомедова, П. К. Социально-педагогические условия сохранения жизненной активности пожилых людей / П.К. Газимагомедова. - Махачкала, 2016. - 149 с.
16. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова. - М., 2014. - 260 с.
17. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техникумов физ. культ. / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 352 с.
18. Давиденко, Д.Н. Биологические и социальные основы физической культуры: пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей / Д.Н. Давиденко, В.А. Пасиченко. - Минск: БГТУ, 2017. - 300 с.
19. Дементьева, Н.Ф. Изучение потребностей пожилых в медико-социальной помощи / Н.Ф. Дементьева, О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2017. - 138 с.
20. Дмитриев, А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / А.В. Дмитриев. - М.: Инфра-М, 2013. - 213 с.
21. Дубровский, В.И. Физические методы реабилитации в спорте: Методические рекомендации / В.И. Дубровский. - М., 2015. - 174 с.
22. Ермолаева, М.В. Проблема личностного самоопределения в старости / М.В. Ермолаева. - М., 2017. - 189 с.
23. Ермолаева, М.В. Социализация взрослого человека. / М.В. Ермолаева - М., 2014. - 225 с.
24. Журавлев, Е.П. Секреты здоровья: Ежедневные физ. упражнения для пожилых людей умств. труда / Е.П. Журавлёв. - М., Физкультура и спорт, 2014. - 162 с.
25. Ильин, В.П. Гимнастика для людей среднего и пожилого возраста / В.П. Ильин. - М., Физкультура и спорт, 2015. -
154 с.
26. Карсаевская, Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. / Т.В. Карсаевская. - Ленинград, 2015. - 247с.
27. Качан, Е. Ю. Роль умеренной физической активности в пожилом возрасте: медико-социальные аспекты занятий финской ходьбой с палками / Е.Ю. Качан, Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, С.В. Трофимова. - М., 2013. - 68 с.
28. Киселева, Т.Г. Организация свободного времени и досуга лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания / Т.Г. Киселева, Ю.С. Моздокова. - М., ГосНИИ семьи и воспитания, 2013. - 83 с.
29. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность /
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 2014. - 273 с.
30. Колик, Г. Реализация развивающего потенциала досуга людей пожилого возраста. / Г. Колик. - СПб., 2015. - 30 с.
31. Кобяков, Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков. - ТПФК, 2013. - 23 с.
32. Ковалева, А.И. Социализация личности. Норма и отклонение. / А.И. Ковалева - М., 2016. - 78 с.
33. Козлова, Т.З. Социальное время пенсионеров: Этапы самореализации личности / Т.З. Козлова. - М.: ИС РАН, 2013. - 228 с.
34. Койсман, Л.А. Физическая культура и спорт в социальной реабилитации пожилых людей: монография / Л. А. Койсман, М. В. Канделя - Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2017. - 198 с.
35. Красильников, Ю. Д. Социально-культурные технологии в процессе гериатрической реабилитации / Ю.Д. Красильников, Ю.С. Моздокова, О.Ю. Мацукевич. - Вестник МГУКИ, 2013. - 108 с.
36. Краснова, О.В. Психология старения и старости. Хрестоматия: учеб. пособие / О.В.Краснова. - М.: ИЦ «Академия», 2013. - 416 с.
37. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2017. - 464 с.
38. Литвак, Р.А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р.А. Литвак, И.В. Резанович. - М., 2016. - 32с.
39. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 345 с.
40. Максимова, С. Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста / С.Г. Максимова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун¬та, 2018. - 99 с.
41. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии / А.А. Маркосян. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
42. Марченко, И.С. Сочетание различных методик социокультурной реабилитации пожилых и инвалидов. / И.С. Марченко. - М., 2014. -43 с.
43. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культ. / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 255 с.
44. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 543 с.
45. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2014. - 144 с.
46. Нагорнова, А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: Учебно-методическое пособие / А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: УлГПУ, 2017. - 149 с.
47. Нестерова, Г.Ф. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 320 с.
48. Нор-Аревян, О.А. Социальная геронтология / О.А. Нор- Аревян. - М.: «Дашков и К», 2014. - 312 с.
49. Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 124 с.
50. Панина, Н.В. Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей / Н.В. Панина, Н.Н. Сачук. - М., 2014. - 38 с.
51. Пономарёв, Н.И. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) / Н.И. Пономарёв, В.М. Рейзин. - М., 2015, - 23 с.
52. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / С.Н.Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
53. Птицына, Н.А., Филькина А.Н. Повышение качества жизни граждан пожилого возраста посредством реализации социальных проектов / Н.А. Птицына - М., 2013. - 87 с.
54. Пустозеров, А.И. Оздоровительная физическая культура / А.И. Пустозеров, А.Г. Гостев. - Челябинск; изд-во ЮУрГУ, 2008. - 85 с
55. Римашевская, Н. М. Старшее поколение как фактор формирования гражданского общества и экономического развития России / Н. М. Римашевская, В. Г. Доброхлеб. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2013. - 128 с.
56. Савенко, М.А. Применение средств физической культуры для улучшения состояния здоровья и работоспособности людей среднего и пожилого возраста / М.А. Савенко - М., 2017. - 116 с.
57. Максимова, С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста / С.Г. Максимова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун¬та, 2017. - 99 с.
58. Спасибенко, С.Г. Проблема социализации пожилых и старых людей / С.Г Спасибенко. - М., 2013. - 63 с.
59. Стрельцов, Ю.А. Свободное время и развитие
социокультурной деятельности / Ю.А. Стрельцов. - М., 2015. - 85 с.
60. Тиунова, О.В. Методические особенности физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста / В.О. Тиунова. - М.: Совет. спорт, 2014. - 324 с.
61. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. - М.: Изд-во Физкультура и спорт, 2014. - 224 с.
62. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Мн.: Тесей, 2013. - 345 с.
63. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: изд. центр «Академия», 2015. - 480 с.
64. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия, 2013. - 352 с.
65. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К», 2014. - 340 с.
66. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М.: «Дашков и К», 2015. - 340 с.
67. Щанина, Е.В. Социальная активность пожилых людей в
современном российском обществе / Е.В. Щанина. - Пенза, 2016. - 25 с.
68. Щанина, Е. В. Факторы социальной активности старшего поколения / Е. В. Щанина. - М., 2016. - 64 с.
69. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей / Н.П. Щукина. - М.: «Дашков и К», 2014. - 266 с.
70. Юдахаева, Л.В. Лечебная физическая культура в пожилом и старческом возрасте при состояниях ремиссий. / Л.В. Юдахаева. - М.: Медицина, 2013. - 138 с.
71. Якубовская, А.Р. Коррекция психофизического состояния лиц пожилого возраста методом комплексного использования двигательных и психорегулирующих средств воздействия / А.Р. Якубовская, С.И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2017. - 24 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ