Введение 3
Глава 1. Общие вопросы теории нормы и явление 6
вариантности в современном русском языке
1.1. Понятие «нормы» в современном русском литературном языке
1.2. Виды языковых норм 12
1.3. Акцентологическая норма 17
1.4. Методы изучения акцентологии 19
1.5. Подходы к вариантности 21
1.6. Виды акцентной вариантности 26
1.7. Причина акцентной вариантности 30
Глава 2. Содержание работы по формированию 37
акцентологических умений учащихся средней школы (6-7 классов) в процессе изучения русского языка
2.1. Методика преподавания акцентологии (опыт учителей, 37
авторские методики преподавания русского языка)
2.2. Анализ рабочих программ и учебников по русскому языку 41
(УМК «Русский язык») с точки зрения рассматриваемой проблемы
2.3. Экспериментальная работа: исследование уровня 43
орфоэпических ошибок в речи
2.4. Факультативный курс по русскому языку «Проблемы 48
акцентной вариантности»
2.5. Конспект занятия на тему: «Типичные ошибки в постановке 52
ударения и способы их предупреждения»
2.6. Дидактический материал (упражнения и задания по 59
орфоэпии к урокам русского языка)
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложение 1. Словник для анкетирования школьников 82
Приложение 2. Правильные ответы (список слов, предложенный для анкетирования школьников) 83
Приложение 3. Опубликованная статья в сборнике «Молодёжь и наука XXI века»: Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвящённой Дню славянской письменности и культуры
Наша речь - это «визитная карточка», благодаря которой можно узнать собеседника лучше. Особенно важно соблюдать нормы произношения специалистам так называемых «речевых» профессий, к которым относится и учитель-словесник. В нашей работе рассматривается одна из проблем языкознания, не теряющая актуальности на протяжении многих десятилетий, - проблема акцентологической нормы.
Русское ударение - явление непростое для изучения: в языке существует множество слов с равноправными вариантами ударения или профессиональными. В программе по русскому языку для средней школы акцентология представлена в незначительной степени, тогда как, на наш взгляд, её изучение является важным звеном овладения правильной речью, что и обусловливает выбор темы работы. Вопрос о формировании устной речи школьников остался малоизученным и требует довольно тщательного рассмотрения.
Цель данной работы - формирование акцентологической нормы учащихся 6-7 классов и разработка дидактических материалов для её усвоения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучение научной литературы по проблемам акцентологической нормы и вариантности;
2) проведение эксперимента по выявлению уровня владения правильностью постановки ударения в словах, изученных учащимися;
3) анализ результатов эксперимента по выявлению уровня освоенности акцентологической нормы;
4) разработка и проведение комплекса упражнений и тематических заданий для 6-7 классов по развитию акцентологической компетенции.
Выбор уровня орфоэпических ошибок в речи учащихся для исследования был сделан не случайно, поскольку в настоящее время речевая культура играет немаловажную роль в жизни любого человека: как ученика общеобразовательного учреждения, студента, так и будущего специалиста. Правильное литературное произношение, в том числе владение акцентологическими нормами - залог профессиональной успешности. В этом заключается актуальность данной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что были получены модели акцентных нарушений в русском языке при реализации ударения в изучаемых словах и определены тенденции особенностей их произносительной нормы в современном русском языке.
Объектом исследования является формирование акцентологической нормы учащихся 6-7 классов.
Предмет исследования - акцентологическая компетенция школьников 6-7 классов.
Социальным объектом исследования явились учащиеся 6 и 7 классов МАОУ СШ № 55 г. Красноярска.
Материалом исследования послужили результаты эксперимента (исследования) - анкеты информантов-учащихся 6 и 7 классов.
При работе применялись методы описательного и сравнительно-сопоставительного анализа, статистической обработки материала, социолингвистического эксперимента, метод анкетирования, метод социологического опроса, метод обобщения.
Практическая значимость работы заключается в том, что имеющиеся материалы, наблюдения и выводы можно использовать для работы по формированию акцентологической нормы учащихся 6-7 классов; применение её результатов на практике учителями среднего звена.
Частичные результаты исследования были представлены на заседании круглого стола «Актуальные проблемы культуры речи» в рамках VI Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 2017 г.); публикация статьи в сборнике «Молодёжь и наука XXI века»: Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвящённой Дню славянской письменности и культуры (Красноярск, 2020 г.).
Структура исследования включает введение, основную часть из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложения, содержащие разработки упражнений и заданий по орфоэпии и акцентологии, а также разработанный факультативный курс с конспектом занятия.
Исследование акцентологической нормы является одним из актуальных направлений лингвистики в связи с возрастанием роли речевой коммуникации в современном обществе.
Норма литературного языка представляет собой достаточно сложное явление, которое изменяется с течением времени. Изменения нормы, как правило, заметны в устной речи, поскольку именно она представляет собой наиболее подвижный пласт языка. Неправильное произношение затрудняет понимание, поэтому необходимо следовать орфоэпическим нормам. Эти нормы «обслуживают» литературный язык, и от них зависит уровень культуры каждого человека.
Источниками нормы являются культурные традиции, внутренние свойства языка и тенденции его развития, признание нормы авторитетными писателями и журналистами, степень употребительности, распространённость, общеупотребительность и общеобязательность. Ценность нормы заключается в том, что она обеспечивает однообразие употребления речевой единицы, сдерживает языковые изменения и регулирует речевое поведение людей.
В заключении нашего исследования подведём итоги и сделаем краткие выводы. Нами было проведено исследование акцентологической нормы и её формирование у учащихся средней школы (6-7 классов).
В первой главе нами были рассмотрены общие вопросы теории нормы и явление вариантности в современном русском языке, проанализированы понятия «нормы», «акцентологической нормы», «вариантности», «акцентной вариантности», методы изучения акцентологии. Перечислены виды акцентной вариантности и обозначены причины её появлений.
Вторая глава описывает содержание работы по формированию акцентологических умений учащихся средней школы (6-7 классов) в процессе обучения русскому языку. Изучены авторские методики преподавания акцентологии учителями-словесниками, проанализированы рабочие программы и учебники по русскому языку на предмет рассматриваемой проблемы.
Глава отражает следующие результаты исследовательской работы. Разработаны факультативный курс для школьников «Проблемы акцентной вариантности» и конспект занятия на тему «Типичные ошибки в постановке ударения и способы их предупреждения», подготовлен дидактический материал, содержащий задания и упражнения по орфоэпии с целью повышения грамотности устно речи учащихся.
Основной задачей второй главы являлось проведение экспериментальной работы с учащимися 6-7 классов, а также разработка системы упражнений по орфоэпии. Проведено исследование уровня орфоэпических ошибок в речи школьников.
На данном этапе использовался метод анкетирования. Ученикам был предложен словник (анкета, содержащая слова на карточке). Задача учащихся заключалась в том, что им необходимо было расставить ударения в предложенных словоформах так, как бы они произносили данные слова в разговорной речи.
На карточке значилось 100 слов следующих частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие (по 25 слов на каждую часть речи). Опрашиваемые школьники в числе 57 человек были поделены на экспериментальную и контрольную группы. Опрос проводился в 6 классе. Были выявлены нарушения акцентологических норм (в экспериментальной группе - 63 %). Наибольшее количество ошибок было сделано в именах существительных.
После экспериментальной работы с учащимися была осуществлена подготовка к работе с орфоэпическими словарями, повторение орфоэпического минимума. Апробация работы прошла через год, в тех же классах. Проведённый эксперимент дал положительный результат, процент овладения акцентологической нормой прогрессировал (в контрольной группе - 71%).
Работа, ориентированная на обучение школьников акцентологическим умениям способствовала успешному развитию языковой и речевой компетенции, приобщала детей к творческой речевой деятельности.
Практической значимостью в данной работе обозначаются имеющиеся материалы, наблюдения и выводы, используемые для работы по формированию акцентологической нормы учащихся 6-7 классов, а также применение полученных результатов на практике учителями русского языка.
В качестве перспектив дальнейшей работы мы видим разработку методических рекомендаций, подбор упражнений и заданий, нацеленных на формирование культуры речи учащихся.
1. Аванесов, Р И. Русское литературное произношение. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 383 с.
2. Агеенко, Ф. Л., Зарва, М. В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штрудинера. - М.: Рольф, 2000. - 816 с.
3. Анохина, Т Я. Стилистика и культура русской речи: Учебник / Т. Я. Анохина, Е. И. Дашевская, О. А. Змазнёва. - М.: Форум, 2015. - 48 с.
4. Ахманова, О. С. Очерки по общей и русской лексикологии. - М.: Уч.пед.гиз., 1957. - 295 с.
5. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - 2-е изд., стер. - М : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
6. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 класс. : учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углублённое изучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. - М. : Дрофа, 2013. - 316, [4] с.
7. Баландина, Л. А. Языковая норма. - М., 2005. - 214 с.
8. Береля, И. В. Многоуровневая системность
стилистических норм и проблема типологизации речевых отклонений от них. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук Кубанский
государственный технологический университет. Краснодар 2007. - 20 с.
9. Блинова, О. И. Вопросы языкознания и сибирской диалектологии. - Т. 1966. - 111 с.
10. Богданова, Н. В. Живые фонетические процессы русской речи. - СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2001. - 188 с.
11. Болотская, М. П. Об истоках нормализации русского
языка // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2010. - № 15 (19). - С. 14-17. [Электронный ресурс] // URL:
https://vk.com/doc13011557_465448634?hash=ed0978ecdc92699cd9&dl=21 a4e8ab342fad40e7
12. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецова. - СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с.
13. Бояринова, И. П. Русский язык и культура речи: учеб.
пособие / И. П. Бояринова. - М.: Московская финансово¬
промышленная академия, 2010. - 144с.
14. Букчина, Б. З. Орфографические варианты // Литературная норма и вариантность. - М.: Наука. 1981. - 302 с.
15. Буторина, Е. П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е. П. Буторина, С. М. Евграфова. - М.: Форум, 2018. - 288 c.
16. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
17. Васильев, Л. Л. Сборник по русскому языку и словесности. - Л., 1929. - 143 с.
18. Велиева, А. Э., Карнаухова, Т. А. Проблемы современнойакцентологии. В сборнике: Актуальные проблемы лингвистики -
2015. Материалы Международной научно-практической
конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. 2015. - С. 102-108. [Электронный ресурс] // URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/09/Sbornik-Aktualnye-problemy-lingvistiki-2015-1.pdf
19. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно. - М.: Высш.шк., 1993. - 144 с.
20. Вербицкая, Л. А. Русская орфоэпия (К проблеме экспериментально-фонетического исследования особенностей современной произносительной нормы). - Л.: ЛГУ, 1976. - 124 с.
21. Вещикова, И. А. Орфоэпия: основы теории и
прикладные аспекты / И. А. Вещикова. - М.: Флинта, 2016. - 1000 с.
22. Вишневская, Г. М. Межкультурная коммуникация, языковая вариативность и современный билингвизм // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 1. - 46 с.
23. Воителева, Т. М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы / Т. М. Воителева. - М.: Academia, 2018. - 304 с.
24. Воронцова, В. Л. Активные процессы в области ударения // Русский язык конца XX столетия (1985 - 1995) / отв. ред. Е. А. Земская. - М., 1996. - 480 с.
25. Воронцова, В. Л. Русское литературное ударение XVIII¬XX вв.: Формы словоизменения. Монография. - М.: Наука, 1979. - 328 с.
26. Геллер, А. В., Пескова, А. Д., Тарасова, И. А., Бродецкая, Е. Л. Нарушение акцентологических норм в речи современных школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. Т.12. - 54 с.
27. Гиржева, Г. Н. Проблемы русской акцентуации. - Новгород: Новгор. гос. ун-т, 2001. - 140 с.
28. Горбачевич, К. С. Вариантность слова и языковая норма. На материале современного русского языка. - М.: Наука, 1978. - 238 с.
29. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1989. - 208 с.
30. Грызина, О. В. Основные аспекты изучения акцентологических норм в современном русском языке //Международный академический вестник. 2015. №1 (7). - С.20-22 [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23065154
31. Дегтева. И. В., Фаустова, Н. А. Формирование
орфоэпической грамотности в процессе обучения русскому языку // Международный журнал экспериментального образования. 2019. - № 3. - С. 32-35. [Электронный ресурс] // URL:
http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11866(Дата обращения: 02.12.2020).
32. Еськова, Н. А. Что такое русское словесное ударение? // Культура русской звучащей речи: традиции и современность. - М., 2004. - 167 с.
33. Жукова, А. Г. Ортология в теоретическом и прикладном рассмотрении. Автореферат дис. к.ф.н. - Томск, 2002. - 24 с.
34. Загоровская, О. В. Языковая норма и норма литературного языка как лингвистические понятия (журнал Известия ВГПУ Педагогические науки № 2 (271), 2016. [Электронный ресурс] // URL: http://vuzirossii.ru/publ/
35. Здвижкова, Е. А. Ударение в поэзии: норма или поэтическая вольность // Филология и лингвистика в современном обществе. 2016. - 52 с. [Электронный ресурс] // URL: https: //moluch.ru/conf/phil/archive/178/10113/
36. Здорикова, Ю. Н., Смирнова, Е. В. О некоторых вариантах ударения и произношения слов в современном русском языке // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. №4.
- 319 с. [Электронный ресурс] // URL: http://kak.znate.ru/docs/index- 25397.html?page=130
37. Здорикова, Ю. Н. Вариативность современной орфоэпической системы русского языка и кодификация // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико¬технологического университета. 2014. №6. - 34 с.
38. Иванова, Т Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. Около 40000 тыс. слов. М., 2004. - 892 с.
39. Ицкович, В. А. Норма и её кодификация // Актуальные проблемы культуры речи. - Екатеринбург, 2008. - 49 с.
40. Караулов, Ю. Н. О состоянии русского языка современности. Доклад на конференции «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики» и материалы почтовой дискуссии. - М., 1991. - 45 с.
41. Ковалёва, М. Ш., Фролова, А. М., Яхно, М. Д. Активные
процессы в области словесного ударения // Инновационная наука.
2016. №6-3. - С. 114-117 [Электронный ресурс] // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-protsessy-v-oblasti-slovesnogo- udareniya
42. Козлова, Л. В. Трудности изучения норм произношения и
постановки ударения в русском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, Грамота. 2017. № 11 (77) [Электронный ресурс] // URL:
https://vk.com/doc13011557_465711043?hash=42bb0bcca24d8fc0b7&dl =d766e302ac2afaeae4
43. Коренькова, Е. В., Пушкарев, Н. В. Русский язык и
культура речи: Учеб. М., Издательство: Проспект (Москва), 2010. - 376 с.
44. Кормилицына, М. А., Сиротинина, О. Б. (под ред.) Хорошая речь. - М.: Изд-во «ЛКИ», 2007. - 317 с.
45. Крысин, Л. П. Русская литературная норма и
современная речевая практика (Русский язык в научном освещении.
- № 2 (14). - М., 2007. - С. 5-17. Электронный ресурс] // URL: http://www. philology. ru/linguistics2/krysin-07a.htm
46. Крысин, Л. П. Русское слово, своё и чужое: Исследование по современному русскому языку и социолингвистике. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 888 с.
- (Studia philologica)
47. Крысин, Л. П. Русское слово, своё и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике/ Л. П. Крысин. - М., 2004. - 232 с.
48. Крысин, Л. П. Современный русский язык : одстема - норма - узус: монография. Современный русский язык Языкознание.Научные монографии, М.: Языки славянской культуры (ЯСК), 2010.
- 481 с.
49. Крысин, Л. П. Толерантность языковой нормы // Язык и мы. Мы и язык. Сб. статей памяти Б. С. Шварцкопфа. - М.: РГГУ, 2006. - 238 с.
50. Крысин, Л. П. Языковая норма и речевая практика //
Журнал Отечественные записки. - М., 2005. - № 2 (23)).
[Электронный ресурс] // URL: http://philology.ru/linguistics2/krysin- 05.htm
51. Крысин, Л. П. Языковая норма: жёсткость vs.
Толерантность [Текст] / Л.П. Крысин // Массовая культура на рубеже XX-XXI вв. Человек и его дискурс: сб. научн. тр.; под ред. Ю. С. Сорокина, М. Р Желтухиной. - М.: Азбуковник, 2003. - 71 с.
52. Куликова, Э. Г. Норма ударения и смещение акцентов в русском языке // RELGA: Научно-культурологический журнал. 2000. № 2. [Электронный ресурс] // URL: http://zfz.1gb.ru/n32/rus32_2.htm
53. Куракина, Е. Б. Ударение в глаголах: новые тенденции //
Русская речь. 2010. №1. - С. 52-53 [Электронный ресурс] //
URL:http://russkayarech.ru/files/issues/2010/1/10-kurakina.pdf
54. Лефельдт, В. Акцент и ударение в современном русском языке / В. Лефельдт. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - 288 с. (Studia philologica)
55. Липилина, Н. В. О современных подходах к языковой норме (синхрония и диахрония) [Текст] / Н. В. Липилина // Актуальные проблемы лингвистики XXI века: сборник статей по материалам международной научной конференции / отв. ред. В. Н. Оношко. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 192 с.
56. Маринова, Е. В., Немченко, В. Н. Акцентные варианты слов современного русского языка: словарные материалы и базовые задания: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Л. В. Рацибурской. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет,
2017. - 196 с.
57. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 6 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; под ред. М. М. Разумовской. - 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2015. - 221, [3] с.
58. Методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта «Русский язык. 7 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; под ред. М. М. Разумовской. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015. — 158, [2] с.
59. Моисеев, А. И. К различию длинных и коротких слов в современном русском языке (в связи с местом словесного ударения) // Проблемы теоретической и прикладной фонетики и обучение произношению. - М., 1973. - С. 143-146.
60. Мурашов, А. А. Культура речи учителя: Учеб.пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 576 с.
61. Немченко, В. Н. Вариантность слова в русском языке. - Н. Новгород, 1992. - 252 с.
62. Немченко, В. Н. Вариантность языковых единиц. Типология вариантов в современном русском языке. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1990. - 184 с.
63. Немченко, В. Н. Грамматическая вариантность слова в современном русском языке и литературная норма. - Н. Новгород, 1998. - С. 32-40.
64. Нещименко, Г. П. О некоторых аспектах словообразовательной вариантности // Вариантность как свойство языковой системы. - Ч.2. - М.: Наука, 1982. - 32 с.
65. Никонова, Н. В. Проблемы современной акцентологии
(на материале исследования акцентологических норм современной молодёжи) [Текст] // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 40-42. [Электронный ресурс] // URL:
https: //moluch.ru/conf/phil/archive/24/753/
66. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р И. Аванесова. - М., 2001; 4-е изд., стер. - 600 с.
67. Перфильева, Н. В., Новоспасская, Н. В. Нормативность новых языковых моделей в системе современного русского языка // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - №11 (19). - 2012. [Электронный ресурс] // URL: www.sisp.nkras.ru
68. Проблемы современной акцентологии (на материале
социологического исследования акцентологических норм современного населения города Завитинска Амурской области) // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. №8. URL: https://sibac.info/archive/humanities/8.pdf (Дата обращения: 15.07.2019)
69. Прокутина, Е. В. К вопросу о языковой норме [Текст] / Е.
В. Прокутина //Межкультурные коммуникации в сфере международного и регионального туризма в историческом городе: материалы II международной научно-практической конференции. - Тобольск, 2006. - С. 47-50. [Электронный ресурс] // URL:
https://vk.com/doc13011557_465449003?hash=c23d8856179f6a38d6&dl=51e2c46d5a152ab97a
70. Райская, Л. М. Русский язык и культура речи.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 148 с.
71. Резниченко, И. Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение. - М.: Астрель, АСТ, 2003. - 1182 с.
72. Резниченко, И. Л. Словарь ударений русского языка : около 10000 слов. Все трудные случаи. Все типы. Способы запоминания / И. Л. Резниченко ; под ред. Н. Г. Зайцевой. - М.: АСТ- Пресс, 2017. - 944 с.
73. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Е. С. Бабкина, О. Ф. Куликова, Е. В. Пучкова, М. Г. Синегуб. -
Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. - 119 с.
74. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Е. С. Бабкина, О. Ф. Куликова, Е. В. Пучкова, М. Г. Синегуб. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. - 119 с.
75. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учебное пособие [Текст] / под ред. проф. О. В. Загоровской. - Воронеж: Воронежский гос пед университет, 2004. - 243 с.
76. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высшая школа; СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 509 с.
77. Русский язык. 6 кл. : учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. - 335, [1] с. : ил., 8 л. цв. вкл.
78. Русский язык. 7 класс : учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М.: Дрофа, 2014. - 286, [2] с. : ил., 8 л. цв. вкл.
79. Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ю. Н.
Караулова. - М. 1997. - 722 с.
80. РЯДМО - Русский язык по данным массового обследования. Опыт социально-лингвистического изучения / под ред. Л. П. Крысина. - М. : Наука, 1974. - 352 с.
81. Сальникова, В. В., Шайхиева, А. В. Акцентологическая норма как показатель речевой культуры школьников (на материале анкетного опроса) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (65). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/aktsentologicheskaya-norma-kak-pokazatel-rechevoj-kultury-shkolnikov-na-materiale-anketnogo oprosa.html (Дата обращения: 06.12.2020)
82. Самойлова, Е. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е. А. Самойлова. - М.: Форум, 2015. - 288 c.
83. Симонова, Е. П. Произносительные нормы, традиции и новые тенденции. - М., 2005. - 102 с.
84. Скворцов, Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словообразованию - М.: Знание, 1980. - 223 с.
85. Современный русский язык // под ред. В. А. Белошапковой. Изд. второе, испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1989. - 800 с.
86. Солнцев, В. М Вариативность как общие свойства
языковой системы // Вопросы языкознания. 1984. - № 2. - 162 с.
87. Сороколетов, Ф. А., Фёдоров, А. И. Правильность и
выразительность устной речи. - 2-е изд, испр. - Л., 1963. - 59 с.
88. Стехин, Ю. К. Словоупотребление в современной
русской стихотворной речи: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Днепропетровск, 1980. - 36 с.
89. Филин, Ф. П. О слове и вариантах слова // Морфологическая структура слова в языках различных типов. - М., Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 286 с.
90. Филиппова, Л. С., Филиппов, В. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. 6-е изд., перераб. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 436 с.
91. Хамидова, Р А., Алдиева З. А. Акцентологическая норма: понятие и значение в русском языке // Известия Чеченского государственного университета. № 4 (16). 2019. - С. 138-141.
[Электронный ресурс] // URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42357834&