Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Понятие «социокультурной компетенции» 8
1.2 Праздники англоязычных стран: общая характеристика 15
1.3 Анализ деятельности учителей иностранного языка по изучению
праздников англоязычных стран для формирования социокультурной компетентности обучающихся 19
2 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
социокультурной компетенции обещающихся на уроках иностранного языка в основном общем образовании в процессе изучения праздников англоязычных стран 24
2.1 Констатирующий этап 24
2.2 Этапы, сущность опытно-экспериментальной работы 29
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение А Тест «Семантическое сравнение английских, русских и татарских праздников» 51
История человечества не раз доказывала особую важность взаимодействия культур и народов. Благодаря связям и обмену опытам люди смогли расширить свой кругозор, получить новые знания и умения, а также находить пути решения сложных вопросах во многих областях жизни. В настоящее время мы можем наблюдать, как наш мир быстро меняется и достигает новых вершин в научном, социальном и экономическом развитии. Одной из значимых ролей в этих изменениях является культурное разнообразие и взаимодействие разных народов между собой.
В современную эпоху осознание важности взаимодействия культур становится более выраженным. Различия в культурах разных стран не должно становиться препятствием на пути к процветанию, а наоборот, стимулировать интеграцию и обмен опытом, для того чтобы наше общество становилось более разнообразным и корректным во всех отношениях. Взаимопонимание и уважение различных культур - это основные элементы, необходимые для успешного существования и развития в многокультурном мире.
Поэтому необходимо воспитывать в подрастающем поколении такие важные качества, как толерантность, уважение к культуре других народов и желание узнать и понять их культуру. В связи с этим нельзя не отметить актуальность социокультурной компетенции в преподавании иностранного языка, которая подкрепляется ФГОС [30] основного общего образования, где сказано, что основная цель обучения иностранному языку - это формирование коммуникативной компетенции обучающихся, при этом социокультурная составляющая представляет собой важный компонент.
Формирование социокультурной компетенции имеет широкий спектр. Социокультурная компетенция обучающихся является чрезвычайно важным элементом национальной системы образования, которые могут включать в себя патриотизм, гражданственность, любовь к малой и большой Родине, а также необходимую защиту своей культуры среди других культур мира. Этот посыл особенно актуален в настоящее время, когда наша страна и мир в целом переживают переломный момент переоценки ценностей, отстаивания смыслов, которые являются основой жизни нашего государства.
Совершено очевидно, что в новых условиях проблема формирования социокультурной компетенции обретает новые грани, но не теряет актуальности.
Проблема формирования социокультурной компетенции изучается глубоко и рассматривается широко как в отечественной педагогике, так и в зарубежной.
Несмотря на важность поставленной задачи, мы, к сожалению, мы можем констатировать, что формирование социокультурной компетенции не решается полностью в школьном иноязычном образовании. Это связано с тем, что для формирования данной компетенции не все учебники по английскому языку имеют полный набор средств и методик для формирования социокультурной компетенции. Для этого важна не только грамматика, лексика и произношение, но и материалы, которые отражают культурные особенности и жизнь народов, использующих этот язык. Одним из таких средств является, на наш взгляд, изучение англоязычных праздников при обучении английского языка.
Целью нашей выпускной квалификационной работы является изучить теоретически и проверить в опытно-экспериментальной работе возможность и эффективность компаративистского метода обучения в формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка...
Подводя итог нашей квалификационной работы, следует сказать, что составленные задачи были выполнены, условия достигнуты и сделаны следующие выводы.
В результате анализа научно-педагогической литературы теоретической части нашей работы мы выяснили, что социокультурная компетенция включает в себя знание культурных, исторических и социальных аспектов страны, включая традиции, обычаи, религию, образ жизни и этикет. В обучении иностранному языку социокультурный аспект является неотъемлемой частью процесса обучения и способствует более глубокому и полноценному овладению языком.
Было определено, что социокультурная компетенция состоит из следующих компонентов: культурологический, социально-психологический, лингвострановедческий и социолингвистический.
Мы выделили и кратко охарактеризовали компоненты социокультурной компетенции: способность воспринимать родную и иноязычную культуры; знание компонентов культуры как феноменов человеческого бытия двух соприкасающихся культур; умения и навыки адекватно интерпретировать и реагировать на культурно значимые отношения в реальном времени в соответствии со стандартами иноязычной культуры.
Далее мы определили понятие «праздник» и выявили, что изучение праздников других стран помогает нам расширять кругозор, понять и ценить культурное наследие, традиции и обычаи, которые отличаются от тех. Что существуют в родной культуре.
Работая на уроках с материалами праздников англоязычных стран, мы использовали компаративистский метод как эффективный метод обучения Данный метод активно используется в преподавании англоязычных праздников на уроках английского языка, что было доказано на основе анализа опыта работы учителей английского языка по формированию социокультурной компетенции. Компаративистский метод обучения при изучении англоязычных праздниках помогает овладеть качественно новым уровнем языка, который возможно в дальнейшем использовать в межкультурном обществе. Также он повышает мотивированность у обучающихся в изучении иностранного языка, способствует мобильности образования.
В практической части нашего исследования была проведена опытно- экспериментальная работа. На констатирующем этапе мы выявили, что у обучающихся на данном этапе преобладает средний уровень сформированности социальной компетенции. Далее на формирующимся этапе нами был предложен алгоритм упражнений на основе изучения англоязычных праздников посредством компаративистского метода обучения.
На контрольном этапе мы провели анализ эффективности проделанной работы в экспериментальной группе обучающихся и пришли к выводу, что процент с низким уровнем сформированности социокультурной компетенции обучающихся уменьшился, а процент с высоким и средним уровней вырос.
Эффективности работы компаративистского метода при изучении англоязычных праздников способствовало выполнению педагогических условий.
Таким образом, результаты исследования указывают на целесообразное использования компаративистского метода обучения при изучения англоязычных праздников с целью формирования социокультурной компетенции у обучающихся в среднем общем образовании на уроках английского языка. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Азимов, Э. Г. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам: словарь / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва : Русский язык. Курсы, 2019. - 496 с. ISBN 978-5-7974-0207-7
2. Байзигитова, С. Н. Использование страноведческого материала на уроках английского языка / С. Н. Байзигитова // Человек, общество, технологии : Вопросы взаимодействия в современном мире : сборник статей Международной научно-практической конференции / Петрозаводск : Международный центр научного партнёрства «Новая Наука». - Петрозаводск, 2022. - С. 198-203.
3. Бим, И. Л. Цели и содержание обучения иностранным языкам. Общий подход к их рассмотрению / И. Л. Бим. - Москва : Титул, 2010. - 464 с.
4. Блинов, Л. В. Специально-профессиональная компетентность личности - продукт межкультурного взаимодействия / Л. В. Блинов, В. Л. Недорезова // Педагогическое образование и наука. - 2021. - № 1. - С. 52-56.
5. Боголепова, С. В. Современные подходы к обучению иностранному языку : общее и частное / С. В. Боголепова // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. - 2020. -№ 2 (13). - С. 168-189. - URL: https://iling-ran.ru/library/sborniki/for lang/2020 13 2/9.pdf (дата обращения: 8.02.2023).
6. Бочко, А. А. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка : новые возможности и перспективы / А. А. Бочко // материалы Международной научно-практической конференции «Восьмые Пюхтинцкие чтения» / Куремя : Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 281-286.
7. Вылегжанина, Е. А. Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку / Е. А. Вылегжанина, С. П.
Фоминская // Молодой ученый. - 2018. - № 3. - С. 186-188.
8. Гавронова, Ю. Д. Психологическое значение этнографических и мифологических реалий в праздничных традициях у представителей англоязычной и русскоязычной культуры / Ю. Д. Гавронова // Социально - психологические проблемы ментальности / менталитета. - 2019. - № 15. - С. 20-27.
9. Гальскова, Н. Д. Современное лингвообразование в
социокультурном и аксиологическом измерениях / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2019. - № 8. - С. 4-10. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=39172122 (дата обращения: 10.02.2023).
10. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. - Москва : АСТ, 2019. - 736 с. ISBN. 5-04-003918-2
11. Дементьев, П. А. Развитие социокультурной компетенции учащихся посредством лингвострановедческих текстов на уроках английского языка / П. А. Дементьев // Наука и Просвещение : Актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - Пенза : Наука и просвещение, 2022. - С. 187-185.
12. Джакишева, К. Изучение праздников страны изучаемого языка как средство развития межкультурной компетенции и повышение мотивации к изучению иностранному языка / К. Джакишева // Иностранный язык и межкультурная коммуникация : материалы XV Международной студенческой научно-практической конференции. - Томск: Вайар, 2021. - С. 257-261.
13. Елизарова, Г. В. О природе социокультурной компетенции / Г. В. Елизарова // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. - 2020. - №7. - С. 247-281.
14. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - Москва : Просвещение, 2009. - 221 с. ISBN 5-09-001716-6
15. Зиновьева, Л. Е. Компаративистский подход: некоторые методологические особенности, аналитические практики и их образовательный потенциал / Л. Е. Зиновьева // Вестник ПГГПУ. - 2014. - № 3. - С. 18-24...40