Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения навыкам оказания первой помощи обучающихся средних классов 6
1.1 Проблема формирования навыков оказания первой помощи в
современных условиях 6
1.2 Формирование навыков оказания первой помощи у обучающихся средних
классов в рамках предмета ОБЖ 12
1.3 Внеучебные занятия по ОБЖ как способ обучения навыкам оказания
первой помощи обучающиеся средних классов 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению навыкам оказания первой помощи у обучающихся средних классов на внеучебных занятиях. ..31 2.1 Организация экспериментальной работы и определение уровня знаний по
оказанию первой помощи у обучающихся средних классов 31
2.2 Разработка и реализация внеучебных мероприятий по обучению навыкам
оказания первой помощи обучающихся средних классов 34
2.3 Анализ эффективности организации внеучебных мероприятий обучения
навыкам оказания первой помощи обучающихся средних классов 39
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложения 52
Актуальность темы исследования обусловлена большим количеством опасностей в современном мире, что неизбежно ведет к значительному росту несчастных случаев в быту, на транспорте, на производстве. Несмотря на то, что медицинскую помощь оказывают самые разные экстренные службы, совершенно очевидно, что первыми на месте происшествия оказываются обычные граждане. Поэтому основным условием успеха при ее оказании является знание и умение оказывающего первую помощь - простейшие, срочные меры для спасения жизни человека до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу. И именно от того, насколько быстро и эффективно оказана первая помощь человеком, оказавшимся на месте происшествия, будет зависеть жизнь и дальнейшее здоровье пострадавшего [36, с. 21]. По данным исследований, каждый двадцатый из 100 погибших в результате несчастных случаев мог быть спасен, если бы первая помощь была оказана немедленно на месте происшествия. Важность фактора времени подчеркивается тем, что среди лиц, получивших первую помощь в течение первых 30 минут после травмы, осложнения возникают в 2 раза реже, чем у тех, кому она была оказана позже [17, с. 13]. Поэтому, первую помощь должен уметь оказать каждый человек. Однако на практике мы видим беспомощность большинства граждан, что дополняет актуальность указанной проблемы. При этом ключевым звеном в процессе формирования знаний и навыков по оказанию первой помощи должна стать школа. Особая роль данному вопросу в школьном курсе принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Приемы оказания первой помощи является неотъемлемой составляющей курса ОБЖ, освоение которых закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в виде предметных результатов [3].
Научные и практические основы приемов и средств оказания первой медицинской помощи заложены в работах отечественных ученых Н.И. Пирогова, В.А. Неговского, А.А. Бунятяна, Е.И. Чазова, В.Я. Михельсона, Л.Г. Костомаровой, Л.Л. Стажадзе, Е.Г. Жиляева, В.Ф. А.П. Зильбера, А. Ю. Аксельрода, Ф.И. Богоявленского, О.Н. Сорокина и др. Теоретические основы формирования у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности в рамках курса ОБЖ, неотъемлемой составляющей которой являются приемы оказания первой помощи раскрываются в работах В.Г. Бубнова, М.В. Гараевой, Л.И. Дежурного, Х.В. Жидковой, Г.А. Костецкой, В.Н. Латчук, Р.С. Оганова, С.В. Петрова, А.Т. Смирнова и многих других. Между тем, анализ литературы по теме исследования показал, что в рамках предмета ОБЖ реализовать в полной мере задачи формирования у обучающихся основ знаний о первой помощи невозможно из-за ограниченного числа часов, которое отводится на изучение данных вопросов в базисном учебном плане, и которое осуществляются в основном на теоретическом уровне; недостатка разработанных программ, методических рекомендаций; отсутствуя в школах современных роботов-тренажеров, имитирующих возникновение ситуации, обучения методам оказание первой помощи. Поэтому исследователи Г.А. Колодницкий, В С. Кузнецова, Н.В. Митюшин и др. сходятся во мнении, что обучение навыкам оказания первой помощи не должно ограничиваться уроками ОБЖ, логическим продолжением являются мероприятия во внеучебное время в различных кружках, клубах, играх и соревнованиях, туристических походах, где можно приобрести практический навык оказания первой помощи. Анализ литературы выявил противоречие между потребностью общества в специальной подготовке обучающихся к оказанию первой помощи и недостаточным методическим и практическим обеспечением этого процесса. Выявленное противоречие позволило сформировать проблему исследования, которая заключается в том, как в образовательной организации организовать эффективное обучение навыкам оказания первой помощи во внеучебное время.
Объект исследования: процесс обучения навыкам оказания первой помощи обучающиеся средних классов.
Предмет исследования: обучение навыкам оказания первой помощи обучающиеся средних классов на внеучебных занятиях по ОБЖ.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать возможность внеучебных занятиях по ОБЖ для обучения навыкам оказания первой помощи обучающиеся средних классов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирование навыков оказания первой помощи у обучающихся средних классов в рамках предмета ОБЖ.
3. Рассмотреть возможности обучения навыкам оказания первой помощи обучающиеся средних классов на внеучебных занятиях по ОБЖ.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу, направленную на изучение навыков оказания первой помощи у обучающимися средних классов.
5. Разработать мероприятия по обучению навыкам оказания первой помощи учащихся средних классов на внеучебных занятиях по ОБЖ.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что разработанные внеучебные мероприятия будут способствовать формированию более устойчивых знаний и практических навыков оказания первой помощи у обучающиеся средних классов.
База исследования. МБОУ СОШ № 176 города Зеленогорска Красноярского края, обучающиеся 8 классов.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; тестирование, педагогический эксперимент. количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Новизна исследования заключается в разработке занятий по формированию у обучающихся средних классов навыков по оказанию первой помощи при изучении в курсе ОБЖ раздела основ оказания первой помощи.
Практическая значимость. Результаты исследования, а также разрабо-танные мероприятия будут полезны педагогам, преподающим предмет ОБЖ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы 51 страница, список литературы включает 60 наименований, работа содержит 5 таблиц, 3 рисунка, 7 приложений.
В выпускной квалификационной работе мы ставили цель теоретически обосновать и практически доказать возможность внеучебных занятиях по ОБЖ для обучения навыкам оказания первой помощи обучающиеся средних классов. Реализации цели способствовало решение ряда задач.
1. В результате теоретического анализа научной психолого-педагогической литературы установлено, что в настоящее время существует большое количество опасностей, что неизбежно ведет к значительному росту несчастных случаев в быту, на транспорте, на производстве, сопровождающихся гибелью людей. Последнее обстоятельство часто связано с неумением населения предпринимать правильные действия оказания первой помощи пострадавшим. Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость пристального внимания к этой проблеме со стороны системы образования. Реальные возможности формирования у обучающихся специальных знаний, умений и навыков оказания первой помощи пострадавшим имеет раздел «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи» в школьном курсе ОБЖ, который охватывает широкое разнообразие форм и методов обучения навыкам оказания первой помощи обучающихся.
2. Успешность освоения программы раздела значительно улучшается при использовании в учебном процессе активных методов обучения: семинаров, тестов, ситуационных заданий, соревнований и других. Особо эффективными в плане получения навыков оказания первой помощи являются практические методы обучения, в частности: упражнения, позволяющие сочетать понимание содержания действий, закрепление, обобщение и автоматизацию; тренировки, суть которых заключается в многократном повторении действий. Для обучения более сложным практическим навыкам оказания первой помощи, например проводить сердечно-лёгочную реанимацию, наиболее подходит тренажерное оборудование, что дает возможность создавать простейшие критические ситуации и многократно повторять их.
3. В школе наиболее продуктивной формой обучения практическим навыкам оказания первой помощи обучающихся является организация внеучебных занятий по ОБЖ, которые не связаны жесткими временными и плановыми рамками. К ним относятся различные кружки и секции, факультативы, конкурсы, викторины и олимпиады:, тематические экскурсии, походы, соревнования, встречи с сотрудниками МЧС и медицинскими работниками и т.д.
4. Основной задачей, в соответствии с поставленной целью, было проведение опытно-экспериментальной работы, направленной на изучение навыков оказания первой помощи у обучающимися средних классов. Исследование проведено на базе МБОУ СОШ № 176 города Зеленогорска, в котором приняли участие 40 учащихся 8-х классов: 20 учеников 8 «А» класса - экспериментальная группа и 20 учеников 8 «Б» класса - контрольная группа.
Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На первом этапе было проведено тестирование, результаты которого показали, что уровень знаний в обоих классах практически одинаковый: большинство детей имеют средний и низкий уровень.
5. На формирующем этапе были разработаны и реализованы занятия во внеучебное время с учащимися экспериментальной группы по обучению навыкам оказания первой помощи. Результаты контрольной диагностики подтвердили эффективность разработанных мероприятий, так как выявили значительную положительную динамику в уровне знаний и навыков у обучающиеся экспериментального класса.
Таким образом, внеучебные мероприятия по ОБЖ для обучения навыкам оказания первой помощи учащихся средних классов с применением активных методов обучения в виде практикумов, симуляторов, ролевых игр, обладают более высоким образовательным потенциалом, чем ограниченные по времени учебные часы. Следовательно, цель работы достигнута, задачи решены, а гипотеза о том, что внеучебные мероприятия будут способствовать формированию более устойчивых знаний и практических навыков оказания первой помощи у обучающиеся средних классов, получила свое подтверждение.
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ от 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
2. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28.02.2011. - № 9.
4. Абрамова, С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Абрамова. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2012. - 244 с.
5. Агеева, Е.Л. Методические аспекты развития у учащихся умений оказания первой помощи [Текст] / Е.Л. Агеева, Х.В. Жидкова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - №8. - С.7-9.
6. Артемов, А.К. Теоретические основы методики обучения ОБЖ в средней школе: пособие [Текст] / А.К. Артемов. - М.: Институт практической психологии, 2016. - 224 с.
7. Баринов, А.С. Организация внеклассных занятий по основам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А.С. Баринов // Современная система образования. - 2015. - №4. - С. 7-14.
8. Беляева, О.А. Обучение оказанию первой помощи на уроках ОБЖ в современной школе [Текст] / Беляева О.А. // Современные концепции развития науки. - 2016. - С. 80-83.
9. Блинов, Ю.Б. Инновационные подходы к обучению школьников методам оказания первой помощи [Текст] / Ю.Б. Блинов // Инновационная наука. - 2016. - № 11-3. - С. 161-165.
10. Борзова, О.И. Особенности организации внеурочной деятельности учащихся по безопасности жизнедеятельности [Текст] / О.И. Борзова // Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика. - 2015. - 376 с. С. 30-33.
11. Бубнов, В.Г. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи [Текст] / В.Г. Бубнов, С.А. Петров // Основы Безопасности Жизни. - 2006. - № 12. - С. 61-64.
12. Бубнов, В.Г. Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания первой помощи очевидцами на месте происшествия [Текст] / В.Г. Бубнов. - М.: ООО «Гало Бубнов», 2012. - 68 с.
13. Виноградова, Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: учебник [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов и др. - М.: Вента- Граф, 2019 - 272 с.
14. Воловоденко, А.С. Проблема обучения школьников основам оказания первой помощи [Текст] / А.С. Воловоденко // Научное мнение. - 2019. - № 7-8. - С. 83-86.
15. Володин, А.С. Реализация новых подходов в обучении первой медицинской помощи [Текст] / А.С. Володин // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2019. - № 1. - С. 35-45.
...
60 источников