Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АВТОДЕЛУ

Работа №87290

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы46
Год сдачи2013
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общий обзор учебно-наглядных пособий 7
1.1 Сущность наглядности в современном образовательном процессе 7
1.2 Обзор учебно-наглядных пособий и требования предъявляемые к
ним 13
Выводы по первой главе 24
Глава II. Разработка учебно-наглядного пособия по подвеске автомобиля, и методика его применения на занятиях 27
2.1 Разработка и изготовление учебно-наглядного стенда 27
2.2 Методика применения учебно-наглядных пособий на занятиях 31
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Список использованной литературы

Принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Этот принцип был сформулирован еще в трудах Я. А. Коменского, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими.
Наглядность обучения - это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у обучаемых всех форм мышления, служащее им источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности, развития речи и самостоятельности понимания.
Принцип наглядности реализуется с помощью средств наглядности, т. е. обеспечивается непосредственное чувственное восприятие обучающимися изучаемого материала. В процессе восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда обучающийся анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате его активной познавательной деятельности. Степень наглядности может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемого, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения обучающимися изучаемого материала. Наглядные пособия являются основой использования в учебном процессе наглядных методов обучения, методов демонстрации.
Технологическое обучение требует, чтобы обучающиеся непосредственно воспринимали все основные стороны изучаемой конкретной технологии: технологический процесс и технические средства его осуществления, а также трудовой процесс, в котором реализуется данная технология. Восприятие каждой из этих сторон отличается определёнными особенностями, которые требуют соответствующих средств наглядности. Применение средств наглядности в обучении значительно активизирует познавательную деятельность обучающихся и обеспечивает сознательное и прочное усвоение ими изучаемого материала.
Наглядность в обучении также способствует правильной организации учебного процесса, потому, что содержание последнего связано с техническими процессами и объектами. Изучение этих объектов и процессов невозможно без ознакомления с устройством первых либо с условиями протекания вторых. Поэтому, как правило, на каждом занятии широко используется наглядность - сами объекты, процессы, их модели и условные изображения.
Осуществление принципа наглядности в обучении достигается путем использования различных средств, важнейшим среди которых является демонстрация. Применение макетов, моделей, конструкторов, тренажёров видео - и анимационных наглядных пособий даёт возможность обучающимся воспринимать технологические процессы в их динамике. Это способствует созданию чувственной основы приобретаемых знаний, благодаря чему у обучающихся формируются правильные представления об этих процессах.
Осознанное отношение к значимости принципа наглядности выработалось у обучающихся на занятиях по автоделу при изучении ряда тем, когда пришло понимание необходимости зрительной опоры в виде наглядности для более успешного усвоения материала.
В современном информационном пространстве нет проблем с видами и формами наглядности. Проблема совершенно другого порядка - выбор наиболее эффективной, способной значительно упростить процесс усвоения и закрепления знаний технологических процессов обучаемыми.
Именно поэтому проблема реализация принципа наглядности в образовательном процессе представляет для нас особый интерес.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, мы и выбрали тему выпускной квалификационной работы «Разработка учебно-наглядных пособий и методика их применения на занятиях по автоделу».
Общая проблема исследования обусловлена необходимостью оптимизировать процесс обучения обучающихся на занятиях по автоделу путем использования эффективной методики разработки и использования учебно-наглядных пособий при изучении устройства автомобиля.
Цель исследования - исследовать и обосновать методику использования учебно-наглядных пособий при изучении устройства автомобиля на занятиях по автоделу.
Объект исследования - учебный процесс по автоделу.
Предмет исследования - методика проведения занятий по автоделу с применением учебных наглядных пособий.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель и задачи настоящего исследования.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть виды учебных наглядных пособий и провести их классификацию.
2. Выявить требования к учебным наглядным пособиям.
3. Рассмотреть методические особенности применения учебных наглядных пособий на занятиях.
4. Разработать и описать учебное наглядное пособие «Передняя подвеска автомобиля ВАЗ-2110»
Методы исследования: анализ научной литературы по педагогическим, методическим и специальным аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и других источников;
Методологическую основу работы составили труды по теории и методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин и др.), принципа наглядности (Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.В. Занкова и др.); концепция технологической подготовки обучающихся (В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.)
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе рассмотрены вопросы истории развития и состояния теории и практики использования наглядности в обучении. Проанализированы и обобщены дидактические возможности применения учебно-наглядных средств на занятиях.
Практическая значимость исследования. Разработан и изготовлен стенд «Передняя подвеска автомобиля ВАЗ-2110» и методические рекомендации их использования по автоделу.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение учебно-методической литературы, собственные наблюдения в ходе прохождения педагогической практики показали, что наглядность в обучении играет важную роль.
В основе реализации принципа наглядности находится механизм использования наглядных методов (средства наглядности) при изложении учебного материала педагогом, в ходе самостоятельной деятельности обучающихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле над усвоением материала и при других видах деятельности. Одним словом, наглядность:
• помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
• помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
• формирует у обучающихся визуальную и слуховую культуру;
• дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам обучающимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли обучающихся к пониманию сути явления.
Применяя средства наглядности, необходимо соблюдать дидактические требования, предъявляемые к ним. Именно это является залогом успеха в процессе их использования.
В нашем исследовании мы ставили перед собой цель рассмотреть и исследовать те средства наглядности, которые весьма успешно могут быть применены на занятиях по автоделу. В этой части нашей работы мы выяснили, что все средства наглядности, которые могут быть использованы на занятиях дисциплин технического цикла, в частности на занятиях по автоделу, можно подразделить на следующие группы:
1. Средства натурального показа:
а) натуральные объекты;
б) натуральные процессы;
в) реальные трудовые действия.
2. Технические модели и макеты, как подобия изучаемых объектов.
3. Реальные изображения вида изучаемых объектов, процессов и трудовых действий.
4. Условные изображения изучаемых объектов, процессов и действий.
5. Технические средства обучения. Средства натурального показа
Все эти средства наглядности, безусловно, должны быть систематизированы в целях экономии времени учителю в их поисках при использовании на занятии. Поэтому желательно, чтобы в каждой школе были учебный кабинет по автоделу, слесарно-монтажная мастерская, лаборатория технического обслуживания и учебные автомобили.
Как нам видится, учебный стенд передней подвески автомобиля, технология изготовления которого была предложена в нашем исследовании, может быть размещен только в учебном кабинете, т.к. его применение возможно лишь при проведении занятий теоретического характера.
В целом, нам удалось решить поставленные задачи и достичь цель, намеченную в начале работы над темой нашего исследования.



1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб, пособие для студ. учреж. средн, проф. образования пед. профиля. / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепиниа - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2004.-337 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 2000. - 305 с.
4. Беляков А.А. Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности / А.А. Беляков, Л.А. Буровкина И Вестник ТГТУ. 2001. - том16.-№1.-С. 212-217.
5. Борисова Н.В. Новые педагогические технологии / Н.В. Борисова.
- Тверь: Медиа-APT, 1998. - 206 с.
6. Власов В.М. ТО и ремонт автомобилей / В.М. Власов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Воронов В.В. Педагогика школы двух словах: Учеб, пособие для студентов пед. вузов / В.В. Воронов - М.: Педагогическое общество, 2000.
- 192 с.
8. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб, пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Высшая школа, 2002. - 400 с.
9. Глинкин В.А. Искусство современного интерьера / В.А. Глинкин. -М.: 1998
10. Детали машин: Учебник для машиностр. Техникумов / Под ред. Н.А. Бородина. - М.: Машиностроение, 1983.
11. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках: Учеб, пособие / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 1961. - 116 с.
12.3анков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении /Л.В. Занков. -М.: 1960.-316 с.
13. Захаров С.С. Уроки трудового обучения / С.С. Захаров. - М.: Знание, 2000. - 151 с.
14. Ильина Т.А. Педагогика школы / Т.А. Ильина. - М.: 2004. - 182 с.
15. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. М.: Академия, 2001. - 256 с.
16. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб, пособие для высш. учеб. Заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
17. Коменский Я.А. Великая дидактика. Из пед. соч. Т.1 / Я.А. Коменский - М.: Педагогика, 1974.
18. Краснова Г.И., Технология создания электронных обучающих средств / Г.И. Краснова, М.И. Беляев. - М.: МГИУ, 2001. - 224 с.
19. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.1 / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
20. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: 2004. - 544 с.
21. Лында А.С. Методика трудового обучения: Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд» / А.С. Лында. - М.: Просвещение, 1977. - 232 с.
22. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева . - М.: Академия, 2008. - 442 с.
23. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия / Э.Ш. . Натанзон. - М.: 1972. - 215 с.
24. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. - М.: APT, 2002. - 265 с.
25. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - М.: Высшая школа, 2004. - 565 с.
26. Организация современного урока / Под Ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1994. -201 с.
27. Педагогика / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1999. - 235 с.
28. Педагогика. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
29. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Педкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
30. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
31. Педагогический словарь. Т.1. - М.: Просвещение, 1999. - 788 с.
32. Песталоцци И.Г. Лебединая песня. Из пед. соч. Т.2. / И.Г. Песталоцци — М.: Педагогика, 1971.
33. Петров А.В. Классификация средств наглядности в современной системе обучения / Мир науки, культуры, образования. / А.В. Петров, Н.Б. Попова - 2007. - №2 (5). - С.88-92.
34. Психолого-педагогические рекомендации по изготовлению и применению наглядно-иллюстративного материала на учебных занятиях. / Сост. С.И. Кимайкин, А.И. Яркин. - Магнитогорск, изд. МГМИ им. Г.И. Носова, 1983. 36 с.
35. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для студ. сред. учеб, заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
36. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики: в 4 кн. Кн.1 / К.Д. Ушинский. - М.: Дрофа, 2005. - 638 с.
37. Слевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб, пособие / Г.К. Слевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
38. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения средних специальных учебных заведениях: учеб, пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
39. Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов / В.А. Скакун. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 128 с.
40. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы / М.Н. Скаткин - М., 2003.
41. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания / А.В. Славин . -М.: Политиздат, 1971.
42. Соловьянюк В.Г. Подготовка учителя технологии / В.Г. Соловьянюк. - Бирск, 2005.
43. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. / Под ред. Л.В. Занкова. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 380 с.
44. Теоретические основы обучения технологии в школе. Книга для учителя / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ. 2000. - 342 с.
45. Теория обучения: учеб, пособие / И.П. Андриади и др. - М.: Академия, 2010. - 336 с.
46. Терещук Г.В. Дифференцированные задания как средство личного подхода к учащимся / Г.В. Терещук // Школа и создание. - 1992, - № 11-12.-С.-8
47. Тхоржевский А.Д. Методика трудового обучения с практикумом / А.Д. Тхоржевский. -М.: 2001.
48. Тхоржевский А.Д. Методика трудового обучения: Учебное пособие / А.Д. Тхоржевский. - М.: Просвещение, 2007 - 271 с.
49. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.И. / К.Д. Ушинский-М.: Педагогика, 1974.
50. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: 2001. - 720 с.
51. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
52. Хозяинов Г.И. Дидактические возможности учебных кинофильмов и их реализация в учебном процессе / Г.И. Хозяинов. - М.: Высшая школа, 1980. - 29 с.
53. Хуторский А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторский . - СПб: APT, 2001.-544 с.
54. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб, пособие / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
55. Пехальский, А.П. Устройство автомобилей: учебник для студ. сред. проф. образования / А.П. Пехальский, И.А. Пехальский. - М.: Академия, 2005. - 528 с.
56. Попков, В.А. Дидактика высшей школы: учеб, пособие для вузов / В.А. Попков. - М.: Академия, 2004. - 192 с.
57. Раймпель, Й. Шасси автомобиля / Й. Раймпель. - М.: Машиностроение, 1983. - 356 с.
58. Раймпель, Й. Шасси автомобиля: элементы подвески / Й. Раймпель. - М.: Машиностроение, 1987. - 288 с
59. Раймпель, Й. Шасси автомобиля: конструкции подвески подвески / Й. Раймпель. - М.: Машиностроение, 1989. - 328 с.
60. Родичев, В.А. Легковой автомобиль: учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Родичев. - М.: Академия, 2009. -64 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ