Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эффективность применения игрового метода на занятиях по легкой атлетике

Работа №14717

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Игровые упражнения и методы их применения на занятиях по легкой атлетике 8
1.1. Классификация, особенности подбора игровых упражнений и общие методические особенности по их применению 8
1.2. Содержание и методика проведения игровых упражнений для детей 10-11 лет 13
1.3. Анализ содержания раздела «Легкая атлетика» в современных программах по физической культуре в общеобразовательной школе 26
1.4. Анатомо-физиологические особенности детей 10-11 лет 32
Глава 2. Организация и методы исследования 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 38
Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение 42
3.1. Результаты исследований, полученные при применении игрового метода на занятии по легкой атлетике 42
3.2. Обсуждение полученных результатов 49
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложение 59


На уроках физической культуры перед учителем стоит задача воспитания у детей физических качеств. Одним из разделов программы является «Легкая атлетика», с ее помощью развиваются основные физические качества - выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость, которые широко применяются в повседневной жизни.
Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания школьников. Проведение уроков физической культуры по разделу учебной программы Лёгкая атлетика содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения.
Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности. При выполнении лёгкоатлетических упражнений в работу вовлекается значительное количество мышц человека, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В процессе проведения уроков лёгкой атлетики развиваются кондиционные (быстрота, силовые качества, выносливость, гибкость) и координационные качества. Результаты в лёгкой атлетике имеют строгое количественное измерение, что обеспечивает их объективность и возможность использования в качестве критериев уровня физического развития школьников. Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и на пересечённой местности.
К числу важнейших физических качеств относится быстрота, которую определяют, как способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени.
В настоящее время актуально изучение игровых упражнений, игровых заданий и игрового метода, как средства воспитания физических качеств, в частности быстроты, у учащихся среднего школьного возраста. Анализ литературы по теории и методике физического воспитания и спорта свидетельствует о том, что игры и игровой метод активно используются учителями физической культуры.
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Благодаря занятиям легкой атлетики дети учатся правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых им в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений.
Одним из эффективных методов развития физических качеств учащихся может стать игровой метод с различными играми и игровыми заданиями, особенно если на уроке дети младшего и среднего школьного возраста.
Цель исследования: изучить эффективность применения игрового метода на уроках легкой атлетики.
Объект исследования: развитие физических качеств (быстроты и координации) у детей 10-11 лет.
Предмет исследования: применение игрового метода на уроках легкой атлетики.
Гипотеза исследования заключается в том, что если на занятиях по легкой атлетике использовать игровой метод, то развитие физических качеств (быстроты и координации) у детей 10-11 лет будет более эффективным.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень развития физических качеств (выносливости, быстроты и координации) у детей 10-11 лет.
3. Составить комплекс игровых упражнений для развития выносливости, быстроты и координации детей 10-11 лет.
4. Оценить эффективность применения игрового метода на занятиях по легкой атлетике.
Методы:
I. Теоретические методы:
1. Анализ научно-методической и специальной литературы по данной теме исследования.
2. Обобщение анализируемой литературы.
II. Эмпирические методы:
1. Педагогический эксперимент.
2. Анализ, сравнение и обобщение результатов, количественная и качественная обработка результатов.
3. Тестирование (упражнения на гибкость и координацию).
База исследования: МБОУ «Верх-Катунская СОШ».
Практическая значимость: результаты исследований могут быть использованы учителями физической культуры в качестве методических рекомендаций при проведении занятий по легкой атлетике с детьми 10-11
лет.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический и понятийный аппарат исследования.
В первой главе рассматриваются игровые упражнения и методы их применения на занятиях по легкой атлетике.
Во второй главе описан контингент, методы исследования, организация исследования.
В третьей главе представлены результаты экспериментального исследования, их анализ и обсуждение.
Основные выводы сообщаются в заключении.
Список использованной литературы содержит 30 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под игровыми упражнениями принято понимать выполнение двигательных действий в условиях игры, для которой характерны свои правила и свой арсенал технико-тактических приемов и ситуаций.
Применяя игровые упражнения, учащийся должен уметь управлять своими эмоциями, проявлять высокие координационные качества, быстроту реагирования и мышления, оригинальные и неожиданные для соперника технические и тактические приемы, а также обладать хорошей выносливостью. Именно поэтому игровые упражнения так эффективны при совершенствовании разных сторон физической подготовки на занятиях по легкой атлетике.
Для выявления эффективности применения игрового метода на занятиях по легкой атлетике было проведено исследование уровня развития физических качеств у детей 10-11 лет.
Для этого нами были выбраны следующие тесты:
1) На выявление уровня развития быстроты:
а) бег на 30 м.
б) бег на 60 м.
2) На выявление уровня развития координации:
а) челночный бег 3*10 м.
б) бег с изменением направления движения «Змейка» - 15 м.
3) На выявление уровня развития выносливости:
а) бег на 1000 м (для мальчиков).
б) бег на 500 м (для девочек).
Из проведенного тестирования было выявлено, что показатели обеих групп находятся на низком уровне по всем показателям.
Исходя из полученных результатов было решено с учащимися экспериментальной группы проводить занятия с применением игровых упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как быстрота, выносливость и координация. Занятия проводились в период с апреля по май 2018 года включительно и включали в себя следующие упражнения:
1) Для развития быстроты учащихся экспериментальной группы, на занятиях по легкой атлетике применялись следующие игровые упражнения: бег с мячом; бег по прямой с ускорением и остановками; «Быстро по местам»; «День и ночь»; комбинированная эстафета; «Третий лишний»; «День и ночь».
2) Для развития координации учащихся экспериментальной группы, на занятиях по легкой атлетике применялись следующие игровые упражнения: бег по прямой дорожке с зигзагами; бег на встречу с остановкой; «Мяч в корзину»; «Гонка мячей по кругу»; «Охотники и утки»; «Метание в подвижную цель»; «Отталкивание и приземление в зонах».
3) Для развития выносливости учащихся экспериментальной группы, на занятиях по легкой атлетике применялись следующие игровые упражнения: кросс по кругу; «Бег флажков»; «Салки, ноги от земли»; «Ручей»; «Гонка с выбыванием»; «Эстафета с тачками»; «Поезда».
Упражнения проводились в конце основной части занятий, следующим образом: игровые упражнения на развитие быстроты проводились в понедельник; на развитие выносливости в среду; на развитие координации проводились в пятницу.
Для выявления эффективности применения игровых упражнений на занятиях по легкой атлетике было проведено повторное тестирование уровня развития физических качеств (выносливость, быстрота, координация) детей 10-11 лет.
По итогам повторного тестирования был выявлен рост уровня развития физических качеств учащихся экспериментальной группы по всем показателям. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса развития физических качеств позволило определить эффективность разработанного комплекса игровых упражнений
направленных на развитие выносливости, быстроты и координации. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Ашмарин, Б.А. О тестах и тестировании [Текст]: учебное пособие / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура в школе, 2013. -19с.
2. Алабин, В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов. [Текст]: учебное пособие / В.Г. Алабин. - Челябинск, 2009. - 243 с.
3. Благуш, П.К. Теории тестирования двигательных способностей [Текст]: метод. пособие / П.К. Благуш. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 165с.
4. Богданов, Г.П. Уроки физической культуры в средней школе. [Текст]: учебное пособие / Г.П. Богданов - М.: Просвещение, 2010. - 201 с.
5. Валик, Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. [Текст]: метод. пособие / Б.В. Валик. - М.: ФиС, 1999. - 43 с.
6. Гуревич, И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию [Текст]: практ. пособие / И.А. Гуревич. - Мн.: Высш. шк., 2008. - 319 с.
7. Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсмена. [Текст]: учебное пособие / В.М. Дьячков. - М.: Просвещение, 1998. - 354 с.
8. Жилкин, А.И. Легкая атлетика. [Текст]: практ. пособие / А.И. Жилкин. - М.: Академия, 2010. - 284 с.
9. Книга тренера по легкой атлетике. [Текст] / Под ред. Л.С. Хоменкова. М., 2000. - 66-68 с.
10. Легкая атлетика [Текст]: учебник / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - М.: Просвещение, 1989. - 79-83 с.
11. Лутковский, Е.М. Легкая атлетика. [Текст]: учебник для студентов / Е.М. Лутковский, А.А. Филатов. - М.: Норма, 2003. - 233 с.
12. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей [Текст]: кн. для учителя / Миронова Р.М. - Минск: Нар. асвета, 2004. - 176 с.
13. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. [Текст]: учебное пособие для институтов физ. культуры. / Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 1997. -280 с.
14. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки. [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Озолин. - М.: ФиС, 1995. - 479 с.
15. Основы управления подготовкой юных спортсменов. [Текст]: учебное пособие / под общей редакцией М.Я. Набатниковой. - М.: ФиС,2003. - 280 с.
16. Попов, В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов [Текст]: пособие для тренера / В.Б. Попов. - М.: Норма, 2015. -122 с.
17. Семенов, В.В. Легкая атлетика в начальных классах / В.В. Семенов // Физическая культура в школе. - 2005. - № 4. - С. 25 - 26.
18. Травин, Ю.Г. Основы тренировки в легкой атлетике. [Текст]: пособие для тренера / Ю.Г. Травин. - М.: ГЦОЛИФК, 2007. - 46-47 с.
19. Филин, В.П. Основы юношеского спорта. [Текст]: учебное пособие / В.П. Филин, Н.А. Филин. - М.: ФиС, 2000. - 255 с.
20. Хоменков, Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. [Текст]: учебное пособие / Л.С. Хоменков. - М.: просвещение 2005. 112 с.
21. Хрущев, С.В. Тренеру о юном спортсмене [Текст]: учебное пособие / С.В. Хрущев, М.М. Круглый - М.: ФиС, 1999. - 143 с.
22. Лазарев, И.В. Практикум по лёгкой атлетике: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов. - М.: Издат. центр. «Академия», 2009. - 168 с.
23. Лёгкая атлетика: Учебник для ин-тов физич. культ. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина / Изд.3-е, доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 251 с.
24. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителей / А.В. Березин, А.А. Зданевич, Б.Д. Ионов//Под ред. В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2011. - 336 с.
25. Методические рекомендации по формированию навыков в основных видах лёгкой атлетики на уроках физической культуры общеобразовательной школы (5-9 классы). / Составители: Г.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Клодницкий. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 94 с.
26. Никитушкин, В.Г. Лёгкая атлетика: Учебно-методич. пособие для общеобразовательных школ / В.Г. Никитушкин, В.П. Губа, В.И. Гапеев. - М.: Олимпия Пресс, 2014. - 190 с.
27. Пивоваров, Б.Н. Игры в тренировке легкоатлетов / Б.Н. Пивоваров. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 133 с.
28. Подготовка юных легкоатлетов. - М.: Терра-Спорт, 2000.
29. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 2.: Содержание и методика адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей редакцией проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2015. - 238 с.
30. Хмельницкий, Б.Н. Спорт, спорт, спорт... / Б.Н. Хмельницкий. - М.: Изд-во Эксмо СКИФ, 2013. - 117 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ